Рефераты. Нэйтивизм в общественно-политической жизни США на исходе XIX столетия - (диплом)

p>На протяжении XIX в. в американской социологии наследственность воспринималась как более важный фактор общественного развития нежели среда и окружение. Наследственность же для многих социологов означала опять-таки принадлежность к определенной расе. Несмотря на тот факт, что основы“старого”расизма полигенистов были разрушены, Дарвин, знаменитая книга которого стала, по выражению современного философа, важнейшим научным трудом XIX столетия, привнес в науку идею естественного отбора в процессе эволюции, которая быстро была переведена на язык социологии и стала означать неизбежность борьбы за выживание не только между отдельными индивидами в обществе, но и между социальными группами, нациями и расами. [99 Gossett T. Race: The History of an Idea in America. P. 145. ]Признанным отцом “социального дарвинизма” был Г. Спенсер, это он ввел в оборот такие всем известные ныне выражения как“борьба за выживание” и “выживает сильнейший”. Он воспринял от Ч. Дарвина теорию процесса изменений в эволюции организмов и применил ее в отношении к общественным наукам. Его идеи включали в себя отрицание необходимости социальных институтов и вмешательства государства в жизнь общества в целом. В идеальном обществе, полагал Спенсер, не будет социального законодательства, регулирования экономики—ничего, что мешало бы естественному развитию событий. [100 Об этом он пишет в: Spencer H. The Man Versus the State. N. Y. , 1884. ]В отношении Соединенных Штатов у него была особая теория. Он как-то сказал: одна из истин биологии состоит в том, что случайное смешение различных арийских народов “…произведет более сильный тип человека нежели тот, который существовали до сих пор… Я думаю… американцы имеют основания ожидать наступления времени, когда они создадут самую великую цивилизацию из тех, что знал мир”. [101 Цит по: Youmans E. L. , ed. , Herbert Spencer on the Americans, and the Americans on Herbert Spencer. N. Y. , 1883. P. 19-20. ] Понятно, что теория о естественности гибели слабых и возвышении сильных импонировала американским расистам в эпоху бурного экономического роста Америки. Однако, как замечает исследователь этого вопроса Т. Госсет, они не могли использовать его ламаркизм. Спенсер следовал Ламарку, в отличие от Дарвина считая, что приобретенные в процессе развития организмов характеристики могут наследоваться. Это значило, что теоретически представители любой нации могут“приспособиться”: смешаться с более высокой расой и, таким образом, улучшить свойства своей расы в целом. [102 Gossett T. Race: The History of an Idea in America. P. 152; Spencer H, Principles of Sociology. N. Y. , 1890-96. V. 2, part 3. P. 584-85; Life and Letters of Herbert Spencer, ed. David Duncan. N. Y. , 1908. V. 1. P. 380-81. V. 2. P. 121, 135-36, 190. ]Однако , как и многие его оппоненты, Спенсер не подвергал сомнению понятие расы, он был убежденным расистом и “применял свои расистские идеи везде, где не находилось другого готового объяснения”. [103 Gossett T. Race: The History of an Idea in America. P. 153. ]Его влияние на американскую общественную мысль было огромным: профессор социологии Ч. Кули говорил, что большинство тех, кто изучал социологию в США с 1870 по 1890 гг. , неизбежно начинали изучение предмета с работ Спенсера. [104 Ibid. P. 154. ] Самым выдающимся учеником Спенсера в США был У.  Г.  Самнер, профессор политологии Йельского университета. Расовая теория играла сравнительно малую роль в учении Самнера: интеллектуальные сражения со сторонниками экономической реформы отнимали большую часть его энергии. Однако и он не был эгалитаристом в расовых вопросах, принимая идею о“низших” и “высших” расах. Известно его фаталистское высказывание: “Человек может проклинать судьбу за то, что он рожден среди низшей расы, но он так и не получит ответа с небес о причине своих злоключений”. [105 Sumner W. G. The Challenge of Facts and Other Essays. N. Y. , 1914. P. 302? 3. ] В тот период в Америке было распространено патерналистское отношение к “низшим” народам как к “младшим”братьям. Поскольку развитие наций сравнивалось с развитием живых организмов, считалось, что нации проходили стадии детства, юности, зрелости и старости. [106 Gossett T. Race: The History of an Idea in America. P. 154. ] Более “зрелые” нации, таким образом, превосходили “юные” и “дряхлые” по многим показателям. Таким образом, социал-дарвинизм, не будучи единым течением, усвоил дарвиновские постулаты о естественном отборе в процессе эволюции живого мира и перенес их на почву социологии. В трудах Спенсера, Самнера и других ученых, наряду с идеями социал-дарвинизма, сохранялся старый расистский подход, исповедовалась иерархия рас. Конечно же, англо-саксонская раса занимала в этих учениях привелигированное место.

    Евгеника

Однако идея о необходимости целенаправленного вмешательства в процессы развития общества прозвучала на исходе века не из уст социал-дарвинистов, которые были сторонниками laissez faire, а последователей теории евгеники—генетического улучшения человеческих организмов. Движению евгеники положил начало кузен Ч.  Дарвина Фрэнсис Гэлтон. В 1869 г. он опубликовал книгу под названием“Наследуемый гений”. Цель своих исследований он обозначил как “быстрейшее продвижение к целям эволюции с меньшими трудностями, чем если бы события разворачивались естественным путем”. [107 Galton F. Inquiries Into Human Faculty and Its Development. 2nd ed. London, 1951. Introduction. ] Его основная идея сводилась к тому, что “гений”не только может наследоваться, но и на самом деле всегда передается по наследству. Мало того, в отличие от социал-дарвинистов, которые считали всякое вмешательство в естественный ход событий нежелательным, имеющим всегда только отрицательные результаты, Гэлтон указывал, что“улучшение естественных свойств будущих поколений человечества находится в целом, хотя и косвенно, под нашим контролем. Мы неспособны их произвести, но мы можем ими управлять”. [108Galton F. Hereditary Genuis: An Inquiry Into its Laws and Consequencies. 3d ed. London, 1914. P. 413. ]Гэлтон предлагал вести реестры выдающихся семейств с тем, чтобы скрещивать их в дальнейшем. [109 Himmelfarb G, Darwin and the Darwinian Revolution, 2nd edition. N. Y. , 1962. P. 402. ] “Умственные способности—такое же преимущество живого организма как и физическая сила, и поэтому из двух разновидностей животных при прочих равных в битве за существование возобладает та, что умнее. Точно так же среди общественных животных: более умная раса будет преобладать при прочих равных”. [110 Galton F. Hereditary Genuis: An Inquiry Into its Laws and Consequencies. P. 392. ]Гэлтон отрицательно относился к миграциям населения в Англию и из Англии, считая, что они способствуют, например, исчезновению манер поведения и в целом понижают степень расовой чистоты. Он также указывал на некоторые факторы, влияющие на природные способности наций, среди них средний возраст вступления в брак (у“высших” рас он моложе), а также въезд “желательных”иммигрантов в страну. По поводу иммиграции в Америку его позиция была однозначной. Он сказал: “Мы не можем не думать о славной участи страны, которая должна в течение многих поколений привлекать к себе подходящих иммигрантов—но только их! —способствуя поселению этих людей и натурализации их детей”. [111 Ibid. P. 398, 413. ] Таким образом, вместе с идеей вмешательства в “естественный отбор”, используя дарвиновскую теорию изменения организмов, Гэлтон предложил селекционную иммиграционную политику как одно из средств, способствующих улучшению нации в целом.

Растущая популярность евгеники в Соединенных Штатах отразилась в росте интереса к генеалогии, семейной истории. Последователями Гэлтона в США являлись известные ученые Р. Дагдл, Г. С. Холл, Д. М. Болдуин, А. Г. Белл и другие. [112 См. , например: Bell A. G. How to Improve the Race. // Journal of Heredity. V...5 (January 1914). ]К 1900 г. идея о наследственности умственных способностей и черт характера стала общепринятой, одним из ее доказательств являлся факт внешних расовых различий. При этом общим у социал-дарвинистов и последователей евгеники стало также признание того, что именно наследственность является причиной социальных зол, в частности, бедности. Д. С. Джордан, президент Стэнфордского университета, считал, что “не сила сильного, но слабость слабого порождает эксплуатацию и тиранию”. [113 Цит. по: Gossett T. Race: The History of an Idea in America. P. 159. ]У евгеники были и противники: ученые Ф. Гиддингс, Л.  Уорд, Ч.  Кули, Э. А. Росс, Д. Коммонс. [114 Об их взглядах см. : Gossett T. Race: The History of an Idea in America. P. 160 ff. ]Однако и они выступали с расистских позиций, поддерживая вместе с Гэлтоном идею ограничения иммиграции. Таким образом, иммиграция попала под огонь критики, раздававшейся с разных сторон: от приверженцев англо-саксонизма до социал-дарвинистов и евгеников—представителей ведущих течений в общественных науках данного периода. Многие ведущие политики и ученые были едины в своих антииностранных взглядах, в своем опасении за расовую чистоту англо-саксонской общности народов. Иммигранты, как мы видели, рассматривались как одно из зол современной Америки, которое было несовместимо с перспективой процветания американской нации. Однако примета времени состояла в том, что, во-первых, в отличие от времен партии “незнаек”, идеологом нэйтивизма выступала американская элита, во-вторых, отрицательное отношение к иностранцам было свойственно по многим причинам не только высшим слоям, но и всему остальному населению страны. [115 Барбара Соломон заметила, что в 1850-х годах бостонцы не поддерживали “ннезнаек”, в то время как последние не предлагали ограничить иммиграцию. Solomon B. M. The Intellectual Background of the Immigration Restriction Movement in New England. P. 48. ]Еще в 1950-х гг. историками был оспорен тезис об общем противостоянии бизнеса идеям рестрикции. [116 Heald M. Business Attitudes Toward European Immigration, 1880–1900 // Journal of Economic History. V. 13, 1953. P. 291-304. ]Отношение бизнесменов разного масштаба (в том числе и крупных) к иммиграции определялось“смесью теорий, которые представляли переселенца главным орудием сил, подрывающих традиции”. [117 Ibid. P.  303. ]Однако если промышленные магнаты при общем негативном отношении все же были заинтересованы в дешевой рабочей силе, то представители отраслей экономики, попавших в кризис в эпоху индустриализации, часто воспринимали иммигрантов как нежелательных конкурентов. Например, для бостонских производителей готовой одежды соперничество иммигрантов Нью-Йорка, работавших в “потогонных” мастерских той же отрасли, стало настоящим бедствием, поскольку они оттянули на себя заказы и вызвали этим упадок отрасли в Бостоне. [118Boston Clothing Trade Advisory Board. Some Facts of Interest to Boston Clothing Merchants. Boston, 1889 // Immigration Restriction League. Newspapers Clippings, Collected by the Immigration Restriction League Related to Immigration. MD, HL, HU. Исследование представителей бостонских представителей отрасли посвящено “потогонным”мастерским Нью-Йорка. Цифры, подтверждающие уменьшение отрасли более чем в два раза и ее уход на второй план см. в: United States. Twelfth Census. 1900. Manufacture. Part 1. Wash. , 1901. P.  cclxxxv-vi, Table XVII; P.  ccxxxviii-iv, Table XVIII...]В целом сдвиг товаро-денежных потоков в Америке конца XIX века, вызванный переменами в социально-экономической жизни, совпал с наплывом иммиграции, который был (и это следует подчеркнуть) одним из последствий этих изменений. [119 Hourwich I. A. Immigration and Labor: The Economic Aspects of European Immigration to the United States. N. Y. , 1912. P.  102: “…the demand for labor determines the character, as well as the volume, of immigration. ”]Петиции, требующие рестрикции иммиграции, были направлены в конгресс в начале 1890-х гг. Торговой ассоциацией Бостона, Бостонской торговой палатой, Торговыми палатами Сиэтла и Бостона, Чикагской торговой комиссией, Американской организацией коммерческих перевозок и прочими ассоциациями бизнеса. [120 Higham J. Strangers in the Land. P.  70. ] Мир бизнеса, таким образом, был в большой степени на стороне нэйтивистов. Средства массовой информации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.