Опубликованные в журнале “Набат” статьи “Революция и государство” [47 Ткачев П. Н. Собрание сочинений в двух томах. т. 2, 1976, с. 141-153. ] и “Народ и революция” [48 Там же, с. 163-170. ]интересны для нас тем, что они характеризуют Ткачева, как убежденного бланкиста. Его вера в возможность только группой заговорщиков совершить революцию, показывает Ткачева последовательным учеником О. Бланки. Их огромное значение в том, что они помогают нам выяснить взгляды Ткачева на монархию, пути и методы ее ликвидации, на будущее государственное устройство в России. В работе“Революция и государство” Ткачев поясняет, чем обуславливается могущество власти, дает понятие слову “государство”. Ценность статьи Ткачева “Накануне и на другой день революции” [49 Там же, с . 212, 1976. ]в том, что она помогает понять взгляды Ткачева на деятельность революционеров накануне и на другой день революции. В ней содержит идея создания социально-революционного союза, предложения по выработке новью административных форм новой преобразованной России.
При изучении вопроса большую помощь оказывают юношеские стихотворения, [50 Ткачев П. Н. Собрание сочинений в двух томах т. 2, 1976, с. 558-569. ]которые являются как бы документальным выражением его революционного действия. Переписка Ткачева с его единомышленниками, также его долголетняя полемика с редактором журнала“Вперед” П. Лавровым [51 Итенберг Б. С. Движение революционного народничества. М. ,1965, с. 209. ] позволяют определить место идеолога бланкистов в общественно-политической жизни России.
Совокупность охарактеризованных источников и литературы является достаточной базой для решения вопросов, поставленных в данной дипломной работе, целью которой является исследование социально-политических взглядов идеолога русского бланкизма. Глава I. Проблема государства в мировоззрении Ткачева.
А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, революционное народничество, и, прежде всего его идеологи: М. А. Бакунин, П. А. Лавров, П. Н. Ткачев, –олицетворяют собой знаменательные вехи в долгих поисках правильной революционной теории в России. В том числе и в области государства. [52 Лазуренко В. Д. Взгляды П. Ткачева на государство. // Сб. “Из истории политических учений” под редакцией П. С. Грацианского. М, 1976, с. 94. ]П. Н. Ткачева в вопросах государства интересует главным образом две проблемы: во-первых, пути уничтожения отжившего самодержавия и, во-вторых, роль государства в созидании нового социалистического общества. Уже в ранних юношеских стихотворениях П. Н. Ткачева звучит призыв к свержению царизма и провозглашается собственная программа революционного действия: Нет, не смиренье, не любовь Освободят нас от оков, Теперь нам подобен топор, Нам нужен нож – чтоб свой позор Смыть кровью притеснителей! .. Мы будем рушить, рушить все,
Не пощадим мы ничего! [53 Ткачев П. Н. Собрание сочинение в двух томах. т. 1, 1975, с. 10. ]
В своем стихотворении Ткачев призывает к незамедлительным действиям, так как “страдания народа с каждым днем все возрастают и возрастают; с каждым днем цепи деспотизма и произвола все глубже и глубже впиваются в его измученное и наболевшее тело, с каждым днём петля самодержавия все туже и туже затягивается на нашей шее”. [54 Ткачев П. Н. Собрание сочинение в двух томах т. 2, с. 22, 1976. ] В письме к редактору журнала “Вперед” П. Лаврову Ткачёв обличает “бездумный деспотизм самодержавия, возмутительный произвол хищнического правительства, общее бесправие и постыдное рабством”. [55 Там же, с. 34. ] Он считает необходимым осуществление революции в ближайшем будущем, т. к. “не в силах сохранять спокойствие, когда мы видим перед собой этот несчастный народ, облитый кровью, в терновом венке, пригвожденным к креслу рабства”. [56 Там же, с. 36. ] Мы должны “во что бы то ни стало и как можно скорее свалить крест и снять с него страдальца”. [57 Там же. ]
Революционная практика выработала три основных направления революционной деятельности: путь государственного заговора, путь народной пропаганды и путь непосредственной народной агитации (подстрекательство народа к бунту). Ткачев считает, что для достижения основной цели–осуществления народной революции и свержения царизма, необходимо применение всех трёх путей.
И все же Ткачев, при всей кажущейся целесообразности всех трех направлений, главным считал путь заговора, немедленной революции. [58Лазуренко В. Д. Взгляды П. Ткачева на государство // Сб. " Из истории политических учений" под редакцией П. С. Грацианского. М. , 1976, с. 100. ] Такого мнения придерживается и Рудницкая Е. Л. [59 Рудницкая Е. Л. Русский бланкизм. Петр Ткачев. М. , 1992, с. 50. ] “Революция в России настоятельно необходима и необходима именно в настоящее время; мы не допускаем никаких отсрочек, никакого промедления. Теперь или очень нескоро, быть может, никогда! Теперь обстоятельства за нас, через 10, 20 лет они будут против нас”. [60 Ткачев П. Н. Собрание сочинений в двух томах, т. 2, с. 23, 1976. ]Конечно, желание Ткачева совершить как можно быстрее революцию и освободить русский народ от гнета царского самодержавия, было понятным. Дело в том, что Ткачев видел, что Россия начинает вступать на путь капиталистического развития, подчиненного тем же законам, что и экономическое развитие западноевропейских стран. Он отчетливо представлял, что“огонь экономического прогресса”уже коснулся коренных основ нашей народной жизни. Под его влиянием уже разрушаются старые формы нашей общинной жизни, уничтожается самый“принцип общины”, принцип, долженствующий лечь краеугольным камнем того будущего общественного строя, о котором все мы мечтаем. [61 Там же, с. 69. ]
Однако Ткачев не понимал того, что развитие капитализма в России, сопровождающееся жестокой эксплуатацией, разорением и пролетаризацией широких масс крестьянства, было не только злом и проклятием, но и громадным, исторически прогрессивным шагом. Именно оно создавало материальные предпосылки социализма, потому что русский народ страдал не столько от развития капитализма, сколько от недостаточного его развития. [62 Лазуренко В. Д. Взгляды П. Ткачева на государство. // Сб. “Из истории политических учений ". М. , 1976, с. 98. ] Для Ткачева успехи капитализма находятся в обратной зависимости от успехов революции, ее перспектив. Капитализм, по Ткачеву, не подготовляет, а разрушает базу революции. Он считает, что превращение государственной власти из самодержавной в конституционную лишает революцию шансов на успех. Поэтому Ткачев призывает немедленно прервать путь капиталистического развития, не допустить его торжества в целом. [63 Седов М. Г. Героический период революционного народничества, с. 104. ] “Сегодня наше государство –фикция, не имеющая в народной жизни никаких корней, писал Ткачев и программной статье журнала“Набат”, –оно всем ненавистно. Его боятся потому, что у него материальная сила, но раз оно теряет эту силу, ни одна рука не поднимется на его защиту. Но завтра за него встанут его сегодняшние враги, завтра оно будет выражать собой интересы нарождающегося буржуазного мира”. [64 Ткачев П. Н. Собрание сочинений в двух томах, т. 2, с. 90, 1976. ] В 1874 году в “Открытом письме Ф. Энгельсу”Ткачев изложил свой взгляд на условия и особенности русской революции, уверял, что русское государство“не имеет никаких корней в экономической жизни народа, и висит в воздухе”. Его задача вырисовывалась простой и предельно ясной: захватить это висящее в воздухе государство, преобразовать его в государство революционное, пресечь развитие буржуазных форм в российской экономике и, опираясь на революционное государство, осуществить в России социальную революцию”. [65Федоркин Н. С. Утопический социализм идеологов революционного народничества, с. 184. ]На подобное заявление Ткачева Энгельс с иронией заметил, что нам начинает казаться, что не русское государство, а сам господин Ткачев висит в воздухе. [66Энгельс Ф. Эмигрантская литература. // Маркс К. , Энгельс Ф. Сочинения. М. , 19б1, т. 18 с. 184. ]
Вот ход рассуждений, в результате которого Ткачев приходит к выводу, что “осуществление социальной революции в России не представляет никаких затруднений”.
Ткачев различал два вида революции: социальную и политическую. Социальная революция–это конечная цель социально-революционной партии, для достижения которой единственным средством является, по мнению Ткачева, политическая революция. [67Лазуренко В. Д. Взгляды П. Ткачева на государство. // Сб. "Из истории политических учений ". М. , 1976, с. 96. ]
Если Бакунин и Лавров пренебрегали политическим элементом в революционном преобразовании общества, сосредоточивая все внимание на экономическом перевороте, то Ткачев, напротив. На первый план выдвинул идею политической борьбы. На знамени партии, – говорил Ткачев, – мы должны начертать “борьба с правительствам, борьба с установившимся порядком”. [68 Седов М. Г. Героический период революционного народничества. , с. 103. ] Ткачев понимал, что социальный переворот – это не единовременный акт, а длительный процесс, “перестройка заново всех наших экономических, юридических. Всех наших обыкновенных, частных, семейных отношений, всех наших воззрений и понятий, наших идеалов и нашей нравственности”. Такой поворот, по мысли Ткачева, “потребует работы целого поколения, он является не неожиданно, а подготовляется и проводится в жизнь медленно, постепенно, шаг за шагом”. [69Ткачев П. Н, Избранные сочинения. М. , 1933, т. 3, с. 280 // В. Д. Лазуренко. Взгляды Ткачева на государство. с. 96-97. ]
В революции, считал Ткачев, действуют три силы: революционное меньшинство, государственная власть и народ, причем, революционное меньшинство выступает душой революции, ее организатором, руководителем, вождем. Ткачев был далек от усвоения учения Маркса о всемирно-исторической роли пролетариата и о неизбежности доведения классовой борьбы до установления диктатуры пролетариата, и переходный период представлял себе не в виде диктатуры революционного класса– пролетариата, а в виде диктатуры заговорщиков, незначительного меньшинства. [70Реуэль А. Л. Русская экономическая мысль 60-70 гг. ХIX века и марксизм. М. , 1956, с. 154. ]
Революционное меньшинство наделяется Ткачевым рядом таких качеств, которые не присущи трудящимся классам, и которые обеспечивают ему в революционно-преобразовательной деятельности исключительную роль. Ткачев считая, что от революционера требуется жить одним желанием, бороться во имя того, чтобы“сделать счастливым большинство людей”. [71 Седов М. Г. Некоторые проблемы истории бланкизма в России. с. 46. ] Деятельность революционера, по мысли Ткачева, сводится главным образом к организационным проблемам. Идейно-пропагандистская сторона
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6