Рефераты. Общественно-политические взгляды П.Н. Ткачева - (диплом)

p>дела его не должна интересовать, т. к. народные массы якобы уже подготовлены к революции. [72 Седов М. Г. Героический период революционного народничества, с. 103. ] Ткачев не считал, что социальную революцию можно произвести без участия в ней народа. Мало этого, он считал, что русский народ, “несмотря на его кажущееся отупление”, является “инстинктивным революционером”. Экономическое и политическое положение, в котором находится народ, согласно Ткачеву, настолько тяжело и невыносимо, что он пользуется каждой возможностью, чтобы дать выход накопившемуся в нем чувству озлобления и ненависти к притеснителям. Отсюда самые разнообразные формы народного протеста и даже различные формы сопротивления властям вплоть до отдельных восстаний. [73 Козьмин Б. Н. Из истории революционной мысли в России. с. 394. ]Однако народ, по мнению Ткачева, способен выступить в социальной революции только как“сила разрушительно-революционная”, [74 Ткачев П. Н. Собрание сочинений в двух томах, т. 2, с. 166, 1976. ] а не созидательная. Достаточно отчетливо эта мысль излагается в статье “Народ и революция”: “Народ, утверждал Ткачев, не может себя спасти, народ, сам себе представленный, не может устроить своей судьбы сообразно реальным потребностям, не может провести и осуществить в жизни идеи социальной революции.... ”. [75 Ткачев П. Н. Собрание сочинений в двух томах, т. 2, с. 169, 1976. ] Развивая свою мысль, Ткачев приходит к выводу, что “народ не в состоянии построить на развалинах старого мира такой новый мир, какой был бы способен прогрессировать; развиваться в направлении коммунистического идеала.... Он не может и не должен играть никакой выдающейся и первенствующей роли. Эта роль и это значение принадлежат исключительно революционному меньшинству”. [76 Там же. ] Народ Ткачев рассматривал, как “необходимый фактор социальной революции”, но только после того, “когда революционное меньшинство возьмет в свои руки дело этой революции”. [77 Козьмин Б. Н. Из истории революционной мысли в России. с. 397. ] Таким образом, революционная концепция Ткачева сводится к следующему: во-первых, признание заговорщической организации революционного меньшинства; во-вторых, необходимость захвата этим меньшинством государственной власти в целях перестройки жизни на новых, социалистических началах, и, в-третьих, признание диктатуры революционного меньшинства. [78 Козьмин Б. Н. Из истории революционной мысли в России. с. 397. ] При таких условиях огромной исторической заслугой Ткачева является его настойчивая проповедь создания сплоченной, централизованной партии. “Успех революции, – писал Ткачев, –возможен только при создании организации, сплачивающей разрозненные революционные элементы в одно живое тело, действующее по одному общему руководству– организации, основанной на централизации власти и децентрализации функций”. [79 Ткачев П. Н. Собрание сочинений в двух томах, т. 2, с. 166, 1976. ] Вот почему на страницах “Набата”Ткачев неустанно призывал русских революционеров к созданию сплоченной организации, доказывая, что для них вопрос объединения является вопросом жизни и смерти.

Задачей революционной партии Ткачев видел в захвате власти “наверху” и народный бунт “внизу”. “В современных обществах вообще, и в России в особенности, – писал Ткачев в статье “Набата” –материальная сила сосредоточена в государственной власти, то, следовательно, истинная революция может совершиться только при одном условии: при захвате революционерами государственной власти в свои руки”. [80 Ткачев П. Н. Собрание сочинений в двух томах, т. 2, с. 95, 1976. ] Таким образом, ближайшую цель революции Ткачев видел в захвате политической власти, в создании революционного государства. Вместе с тем он считал необходимым предупредить революционеров, что“захват власти, являясь необходимым условием революции, не есть еще революция. Эго только ее прелюдия”. [81 Ткачев П. Н. Собрание сочинений в двух томах, т. 2, с. 96, 1976. ] Социальная революции, по Ткачеву, осуществляется революционным государством, которое, с одной стороны, борется и уничтожает консервативные и реакционные элементы общества, упраздняет все те учреждения, которые препятствуют установлению равенства и братства, с другой– вводит в жизнь учреждения, благоприятствующие их развитию. [82 Там же. ] “Таким образам, – писал Ткачев – деятельность революционного государства должна быть двоякая: революционно-разрушительная и революционно устроительная”. [83 Там же. ] Ткачев особо подчеркнул, что сущность этих двух функций революционного государства принципиально различна. Первая обязательно опирается на насилие, строгую централизацию, дисциплину единство действий решительность, так как социальная революция не уничтожит сразу всех недовольных переворотом общественных элементов. В частности останутся ее враги, которые и после победы не перестанут вести борьбу против нее. Поэтому революционерам на другой день после революции предстоит не

только творческая, созидательная работа, но и разрушительная, направленная на подавление и уничтожение врагов революции; вторая, напротив, опирается на силу нравственности, на убеждения, взывает к народной воле, народному разуму. [84 Там же. ] Исходя из таких рассуждений, Ткачев приходит к выводу, что революционное меньшинство обязано позаботиться о разработке гибкой тактики убеждении масс, а также о постепенных мерах социалистических преобразований, которые необходимо санкционировать законодательными органами Народной Думы, создаваемой из представителей народа. Громадное значение на этой стадии революции он придавал агитации и пропаганде. [85 Седов М. Г. Героический период революционного народничества, с. 106. ] Однако для того, чтобы революционеры могли справиться с этой двоякой работой, они, по мнению Ткачева, должны быть силой. А всякая сила, утверждал он, есть власть. Отсюда само собой следует, что если меньшинство для осуществления идеалов социальной революции должно обладать силой, то это значит, что оно должна иметь в своих руках власть. И чем могущественнее эта сила, то есть власть, тем скорее и легче такому меньшинству, считал Ткачев, удастся провести в жизнь те идеалы, во имя которых оно борется. Но власть прочна и могущественна лишь тогда, когда она правильно организована, а это обуславливается, с одной стороны, объединением, централизацией каждой ее отдельной функции, с другой– возможно большим дифференцированием этих функций. [86 Ткачев П. Н. Собрание сочинений в двух томах, т. 2, с. 148-149, 1976. ] Далее в статье “Революция и государство”Ткачев утверждал, что власть, организованная таким образом, есть нечто иное, как государство, иными словами, государственная власть есть высший тип организованной власти, то есть власти наиболее прочной и могущественной. “Государство же, – продолжает Ткачев, – это только одна из наиболее совершенных форм проявления власти”. [87 Ткачев П. Н. Собрание сочинений в двух томах, т, 2, с. 148-149, 1976. ]Однако до захвата власти, утверждал Ткачев, государство имеет антинародное назначение и служит целям эксплуатации.

И только с момента превращения государства в орудие революционеров оно встает на службу делу реализации принципов революции. Вот почему прежде, чем разрушать государственный аппарат, революционеры, по мнению Ткачева, должны использовать его в целях социальной революции.

“Упрочив свою власть, опираясь на Народную Думу и широко пользуясь пропагандой, – писал Ткачев в “Набате”, революционное государство осуществляет социальную революцию рядом реформ в области экономических, политических и юридических отношений общества– реформ, общий характер которых должен состоять: 1. В постепенном преобразовании современной крестьянской общины, основанной на принципе временного, частного владения, в общину–коммуну, основывающуюся на принципе совместного труда с использованием общих орудий производства.

2. В постепенной экспроприации орудий производства, находящихся в частном владении, и в передаче их в общее пользование.

3. В постепенном введении таких общественных учреждений, которые бы исключали всякое посредничество при обмене продуктов и изменили бы принцип буржуазной справедливости: око за око, зуб за зуб, услуга за услугу, – принципам братской любви и солидарности. 4. В постепенном устранении физического, умственного и нравственного неравенства между людьми при посредстве обязательной системы общественного, для всех одинакового, интегрального воспитании в духе любви, равенства и братства. 5. В постепенном уничтожении существующей семье, основанной на принципе подчиненности женщин, рабства детей и эгоистического произвола мужчин. 6. В развитии общинного самоуправления, в постепенном ослаблении и упразднении центральных функций государственной власти”. [88 Ткачев П. Н. Собрание сочинений в двух томах, т. 2, с. 97, 1976. ] Очень важным вопросом преобразованного государства Ткачев считал общественное устройство. Хорошо понимая, что общество не сможет сразу радикально измениться, он выдвигает положение об его переходном состоянии. “Общество, – пишет Ткачев, –имеющее надобность в полиции и жандармах, общество, где еще имеют место тяжбы и процессы, где есть преступники, где существуют тюрьмы и исправительные колонии, такое общество, конечно, еще не может быть названо“окончательно устроенным”, вполне воплотившим в жизнь идеи социальной революции. Эго общество переходное, общество, делающее лишь первые шаги по пути социальных реформ”. [89 Ткачев П. Н. Избранные сочинения. М. , 1932, т. З, с. 343. ] Ткачев подчеркивал, что захватом власти революция только начинается. Перед революционерами он ставит задачу удержать власть и воспользоваться ею для осуществления своих идеалов. По мнению Ткачева, государство сделается ненужным и отомрет лишь после того, когда в человеческом обществе наступит полное равенство, то есть начнут проводиться в жизнь начала коммунизма. В переходный же период государственная власть является необходимейшим оружием в руках революционной партии. [90 Козьмин Б. Н. Из истории революционной мысли в России, с. 401. ] В работе “Накануне и на другой день революции” [91 Ткачев П. Н. Собрание сочинений в двух томах, т. 2, с. 221, 1976. ]Ткачев предлагает административное устройство будущего революционного общества. Его администрация, обладающая всеми необходимыми требованиями, могла бы, по его мнению, на другой день революции, во всеоружии власти и авторитета, занять место существующих государственных и общественных учреждений. Во главе управления, согласно Ткачеву, должен стоять: а) комитет работ и продовольствия, заведующий экономическим обеспечением населения и его перевозочными средствами. Комитет этот выбирает из своей среды: 1) распорядительный совет и 2) земский союз, подразделяющийся на несколько секций, в ведении которых железные дороги, телеграф, лошади, телеги. Мосты, дороги и т. п.

Для охраны отнятого у частных собственников имущества от порчи и растраты, Ткачев предлагает создать местные группы Комитета работ и продовольствия. [92 Ткачев П. Н. Собрание сочинений в двух томах, т. 2, с. 221, 1976. ] По мнению Ткачева, “все рабочие, примкнувшие к этому восстанию, составляют общий сход самодержавной общины, решающий все ее дела”. [93 Ткачев П. Н. Собрание сочинений в двух томах, т. 2, с. 221, 1976. ]

Таким образом, анализ работ Ткачева позволяет сделать вывод, что их автор считал необходимым участие в революционном преобразовании государства самых широких слоев населения.

    Глава II. П. Н. Ткачев о крестьянском вопросе в России

В 1861 и 1862 годах по всей Европейской части России происходили волнения и бунты крестьян. Крестьянство было недовольно теми формами, в которых положением 19 февраля 1961 года была осуществлена отмена крепостного права. От этой реформы оно ждало гораздо большего, чем получило в действительности. Разочаровавшись в полученной“воле”, крестьянство признало ее не настоящей, “обманной”, “панской”, и стало ожидать взамен ее новой “воли”, “мужицкой” – такой воли, в результате которой вся помещичья земля перейдет к крестьянам. [94 Козьмин Б. Н. Из истории революционной мысли в России. с. 351-352. ]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.