В первой половине 16 века в состав Российского государства входило ещё несколько полусамостоятельных политических образований . Крупнейшими среди них были уделы князей московского дома . Дяде Ивана Грозного Юрию Ивановичу принадлежали земли в Рузском , Дмитровском , Кашинском и других уездах , а Андрею Ивановичу - Старица и Верея. Менее значительным уделом было Касимовское ханство , которым распоряжались вассальные от Москвы татарские царевичи . Наконец , небольшие уделы сохраняли наиболее именитые из русских князей Воротынские , Мстиславские и Бельские . Впрочем , эти княжата постепенно из числа“слуг”- вассалов московского великого князя - переходили на положение его бояр , теряя остатки былой самостоятельности . В экономике и управлении Новгорода и Пскова было много черт , обособлявших их от остальных русских земель . Высшая власть к середине 16 века в Российском государстве осуществлялась великим князем и Боярской думой . С образованием единого государства возрос авторитет великокняжеской власти . Великому князю принадлежало право назначать на высшие государственные должности , в том числе и в Боярскую думу . Он же возглавлял вооружённые силы страны и ведал внешнеполитическими делами . От его имени издавались законы . Великокняжеский суд был высшей судебной инстанцией . При всём этом власть великого князя была ограничена Боярской думой , являвшейся сословным органом княжеско-боярской аристократии . Бояре занимали ключевые посты в центральном и местном аппарате . Наряду с великим князем бояре решали наиболее значительные судебные споры феодалов . Все важнейшие внешнеполитические дела рассматривались великим князем совместно с боярами . Думные должности бояр и окольничих находились в руках у небольшого числа аристократических фамилий . Кичливая феодальная знать вела постоянную борьбу за земли , чины и звания .
Порядок назначения на думные и другие высшие судебно-административные и военные должности определялся системой местничества , т. е. положением феодала на сословно-иерархической лестнице . Это положение прежде всего зависело от знатности рода , т. е. от происхождения и“службы” данного лица и его предков при великокняжеском дворе . Великокняжеским (дворцовым) хозяйством управлял дворецкий . Фактическим главой Боярской думы был конюший . Уже в начале 16 века упоминается кравчий , который был обязан ставить на великокняжеский стол“яству”и подносить великому князю чаши с напитками . Тогда же в связи с возросшим значением огнестрельного оружия появился чин“оружничего” . Ему были подведомственны “доспех” (вооружение) и “мастеры”(оружейники) . Ниже на иерархической лестнице дворцовых чинов находились ясельничие , сокольничие , постельничие и ловчие . Дворцовые должности раздавались великим князем наиболее преданным ему лицам . Как правило , они были менее знатными по сравнению сосновной массой бояр . Особенно важную роль в укреплении государственного аппарата сыграли система областных дворцов и государева казна .
По мере присоединения к Москве последних самостоятельных и полусамостоятельных феодальных княжеств и уделов в конце 15 - первой половины 16 века возникла необходимость в организации центрального управления этими территориями . Оно сосредаточивалось у особых дворецких , ведомство которых было устроено по образцу московского дворецкого . К середине 16 века существовали Новгородский , Тверской , Рязанский , Угличский областные дворцы . Но территориальный принцип организации центрального правительственного аппарата постепенно приходил в противоречие с растущей централизацией управления . Зародышем новых центральных органов стала государева казна (канцелярия) с её штатом дьяков . Казначеями назначались не представители княжеско-боярской знати , а менее знатные люди , близкие великим князьям . Казначеи ведали финансовыми вопросами и отчасти внешнеполитическими сношениями Русского государства . Помощником казначея был печатник , хранитель государевой печати .
Из состава дьяческого аппарата казны уже к середине 16 века начали формироваться будущие приказы . Дьяки всё более и более брали в свои руки переговоры с иностранными державами , вели делопроизводство по военно-административным делам (назначение на военные должности , обеспечение служилых людей землёй) . Их обязанности тогда же пополнились ещё одной ведением дел , связанных с ямской гоньбой , т. е. службой связи . Появились дьяки , специализировавшиеся в той или иной отрасли управления . Если казна давала основные кадры аппарата складывавшейся приказной системы , то Боярская дума была той средой , из которой часто выходили руководящие лица важнейших центральных ведомств . Боярскии комиссии создавались по мере надобности для ведения внешнеполитических переговоров , а позднее - для наблюдения за губными учреждениями . Так старинно территориальный принцип управления постепенно заменялся функциональным.
В первой половине 16 века отрасли казённого управления ещё не обособились , ещё не создался определённый штат каждой из них . Следовательно , задача укрепления центрального аппарата власти в полной мере не была решена.
Черты феодальной обособленности отдельных земель нагляднее всего проявлялись в местном управлении . Наместниками , ведавшими судом и администрацией в городах с тянувшими к ним уездами , назначались обычно княжата и бояре . В волости (полусамостоятельные административные единицы внутри уездов) посылались уже менее знатные служилые люди . Получая“корм”(доходы) с местного населения , все эти правители часто становились полновластными хозяевами на управляемой ими территории . Система кормления постепенно изжевала себя , становясь серьёзным препятствием дальнейшего объединения страны.
В начале 16 века предпринимаются попытки ограничить власть наместников и волостелей. Их права и обязанности точно фиксируются в кормленных грамотах . Появляются новые представители центрального правительства на местах , так называемые городовые приказчики . Как правило , это были дворяне. Им поручалось“городовое дело”, т. е. административно-финансовые обязанности в городах (сбор податей , строительство и ремонт городов ). Отныне функции наместника значительно сокращаются .
В 1533 году , когда умер Василий 3 , оставив наследником 3-летнего Ивана 4 , обострился династический вопрос . Фактической правительницей при малолетнем князе осталась его мать Елена Глинская . Однако до фактического упрочения своей власти ей было далеко . Её регенство оспаривали брат Василия 3 Юрий и дядя Елены Михаил Глинский . Молодой вдове удалось расправиться сними , как и с потенциально опасным Андреем Старицким . Однако в 1538 году она внезапно умирает (подозревали отравление) , и борьбу за власть начинают боярские группировки Шуйских и Бельских . Их ожесточённое столкновение дезорганизовало деятельность неокрепшего государственного аппарата и во многом предопределило будущий характер Ивана Грозного . Вакханалия боярского беспредела и усобиц продолжалась до 1547 года .
Исходя из всего вышеизложенного , мы видим следующие предпосылки образования сословно-представительной монархии в России :
Увеличение территории страны , возросшая численность населения и увеличение его плотности требовало реорганизацию местной власти .
Для ликвидации или по крайней мере ограничения монастырского землевладения требовалось усиление великокняжеской власти .
Рост барщины и оброка потребовали укрепления власти помещиков . Развитие внешнеторговых связей России с Западом и Востоком требовало ликвидации Казанского ханства и Великого княжества Литовского .
В связи с предпосылками образования единого рынка для страны становилось жизненно необходимо преодаление пережитков феодальной раздробленности . Дворцово-вотчинная система организации государственного аппарата не обеспечивала необходимого уровня государственного управления . Система кормлений становилась серьёзным препятствием дальнейшего объединения страны .
Боярское правление показало необходимость усиления великокняжеской власти .
В основе объединения русских земель в единое национальное государство были свои особенности , которые повлияли на процесс образования сословно-представительной монархии . Создание русского централизованного государства опередило процесс складывания единого всероссийского рынка и образование нации . Объединение русских земель вокруг Москвы и формирование центролизованного государства было ускорено борьбой русского народа с внешней опасностью .
Для осуществления этих внешнеполитических задач нужна была многочисленная и сильная армия с соответствующими ей учреждениями по комплектованию , содержанию и службе вооружённых сил .
Кроме того , в условиях возраставшей феодальной экспуатации и обострения классовой борьбы феодалы , особенно служилое дворянство , были неспособны собственными силами подавить сопротивление экспуатируемого большинства . Для этого потребовалось усиление суда и полиции , создание и укрепление соответствующих им карательных учреждений в центре и на местах . ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ . ЦАРЬ .
Довольно тяжело охарактеризовать власть царя за всё время существования сословно-представительной монархии , ибо она зависела от воли и характера каждого конкретного правителя , а также от различных внутриполитических ситуаций . В 1547 году Иван Грозный был венчан на царство в Успенском соборе Московского кремля . Принятие царского титула укрепляло авторитет центральной власти , ставило русского царя в один ряд с могущественными государями Западной Европы и Востока . За время его правления в стране были проведены мероприятия направленные на укрепление самодержавной власти и ослабление политической власти бояр.
На первом Земском соборе (собрание сословных представителей - бояр , столичного дворянства , духовенства) - в 1549 году (“Собор примирения”) царь обвинил бояр в злоупотреблении за годы его малолетства и объявил о подготовке реформ государственного управления . Созывы Соборов свидетельствовали о складывании в России сословно-представительной монархии , опиравшейся на дворянские и торговые слои населения и противопоставивший Боярской Думе более широкий сословный орган .
В 1550 году был издан новый “Судебник”, ограничивший судебные функции наместников . К отправлению правосудия привлекались представители зажиточной части местного посадского населения и черносошных крестьян . Дела дворян изымались из судов наместников . Вводилась смертная казнь за разбой , к которому причислялись и антифеодальные выступления . “Судебник”был дополнен статьями , предусматривающими ответственность за судебные злоупотребления и взяточничество .
В 1550-1556 годах были проведены реформы в армии , направленные на организацию единых боеспособных вооружённых сил и ослабление командных позиций боярства за счёт усиления вармии роли дворянского сословия .
Реформы государственного управления пятидесятых годов значительно подорвали политическую власть боярства и способствовали укреплению царской власти и центрального аппарата .
Однако боярство , имея огромные вотчины , сохранило за собой экономическую независимость . Подрыв политического могущества бояре рассматривали как ущемление своих законных прав , а в возвышении дворянства видели угрозу для своего привилегированного положения . Всё это вызывало озлобление родовитой феодальной знати против царской власти .
Иван Грозный последовательно проводил политику подавления боярского сопротивления. Он выдвинул задачу подрыва экономической мощи феодальной аристократии путём ликвидации её обширного вотчинного землевладения и наделения за этот счёт землёй дворянства . Эту цель преследовало введение опричнины (1565).
Изучение обстоятельств создания в Русском государстве опричнины подводит к очень сложному вопросу о противоречивости политического развития России в 16 веке . В 50-60-х годах в стране утвердились сословно-представительные институты и тут же она делает шаг в сторону деспотического режима . Однако то обстоятельство , что система опричной военной диктатуры была принята органом сословного представительства , вовсе не означало перехода от одной формы государства к другой , от сословно-представительной монархии к самодержавию . Через полтора года , в 1566 году , в трудное военное время , Грозный снова обратился за содействием к земскому собору . Очевидно , введение опричнины представляло собой опыт применения на практике одного из возможных вариантов государственности . Середина 16 века - время появления ряда государственных проектов . Иван Пересветов , Андрей Курбский , сам царь высступают с предложениями политического характера , используют опыт Византии , Турции , Польши и т. д. , и прежде всего наблюдения над русской действительностью . А в жизни совершалось противоречивое взаимодействие двух линий эволюции государственного строя , из которых одна вела к сословно-представительной монархии общеевропейского типа , другая - к абсолютизму с отчётливыми чертами восточной деспотии .
Страницы: 1, 2, 3, 4