Рефераты. Предпосылки образования сословно - представительной монархии в России - (курсовая)

p>На заседаниях Боярской думы утверждались решения приказов (статейные списки) . Дума была высшей служебной инстанцией государства .

Боярская дума просуществовала весь 17 век , хотя её значение в последнее десятилетие века сильно упало .

    ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ .

С появлением новых слоёв в среде господствующего класса , и прежде всего поместного дворянства (дворян и детей боярских) , тесно связано возникновение земских соборов - эпизодически созываемых совещаний для обсуждения , а часто и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики . Кроме Боярской думы и верхушки духовенства (“освящённый собор”) , земские соборы включали представителей поместного дворянства и посадских верхов.

В оценке значения земских соборов в дореволюционной историографии господствовали в основном два направления . Если славянофильная историография (А. С. Хомяков , К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин) идеализировала земские соборы как“советы всей земли” , осуществлявшие единение царя с “землёй”, то большинство буржуазных исследователей (Б. Н. Чичерин , П. Павлов-Сильванский , В. И. Сергеевич , В. Н. Латкин ) скептически относилось к земским соборам , считая их бесправными органами , созываемыми царями лишь в случае острой необходимости .

Появление земских соборов означало установление в России сословно-представительной монархии , характерной для большинства западноевропейских государств . Спецификой сословно-представительных органов в России было то , что роль“третьего сословия”(городских буржуазных элементов ) в них была гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских органов (парламент в Англии , “генеральные штаты”во Франции , кортесы в Испании) земские соборы не ограничивали , а укрепляли власть монарха . Представляя более широкие , чем Боярская дума , слои господствующих верхов , земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей . В противоположность ограничивавшей единодержавие царя Боярской думе земские соборы служили орудием укрепления самодержавия .

Существование земских соборов , как и Боярской думы , означало известную слабость не только носителя верховной власти - царя , но и государственного аппарата централизованного государства , в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к прямой и непосредственной помощи феодального класса и верхов посада .

Первым земским собором надо считать совещание , созванное Иваном Грозным в феврале 1549 года . Совещание продолжалось два дня и было достаточно напряжённо . Были три выступления царя , выступление бояр , наконец , состоялось заседание Боярской думы , принявшей указ о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) детей боярских наместником . Б. А. Романов пишет , что земский собор состоял как бы из двух палат : первую составляли бояре, окольничие , дворецкие , казначеи ; вторую - воеводы , княжата , дети боярские , большие дворяне . После собора 1549 года , как видно из речи Грозного на Стоглавом соборе , началось устроение“по всем землям .... государства”старост , целовальников , сотских , пятидесятских , т. е. введение земского самоуправления . Эти мероприятия Грозный противопостовляет тем“земским нестроениям” , которые охватили страну после смерти его отца Василия 3 , когда были “предния законы порушены” . Земский собор дал толчок ликвидации боярского , наместничьего “самовластия” , произвола (того , что “учинено по своим волям”) , положил начало и земской реформе , отражённой в статьях 68-70 , 72 , 73 Судебника 1550 года .

В 1551году состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса) , выпустивший сборник своих постановлений -“Соборное уложение” , или Стоглав . По этому названию и сам собор стал именоваться Стоглавым . Стоглавый собор действовал несколько месяцев , в то время как собор 1549 года заседал два дня , а соборные совещания 1566 года продолжались пять дней . Собор 1551 года выступает как “совет” церковной и царской властей . Этот “совет” зиждился на общности интересов , направленных к защите феодального строя . Особенность земского собора 1565 года заключается в том , что он собрался не по инициативе царя , а по инициативе сословий , в отсутствии царя , уехавшего в Александровскую слободу . Отъезд Грозного из столицы вызвал активизацию действий сословных групп , причём отнюдь не стихийного характера , а в организованных формах собора . Этот собор , рождённый к жизни необходимостью решить основной государственный вопрос - о главе государства , нельзя назвать иначе чем“земским” (он рассматривал “великое земское дело”) . После волнений чёрных людей 1547 года был созван земский собор , который должен был обеспечить феодальный правопорядок . В 1565 году задачей собора было парализовать возможность волнений . Инициативу этого взяли на себя представители господствующего класса феодалов и новая социальная сила , ранее не входившая в состав земского собора - купцы и посадские верхи . В январе 1565 года земский собор в Москве действует не как совещание при царе , а как орган , ведущий переговоры с царём .

До нас дошли довольно подробные известия о земском соборе , собранном во время Ливонской войны в 1566 году . Создание коалиции Ливонского ордена с Польшей , Швецией и Данией , первые неудачи войны и предложение Польшей невыгодного мира вызвали потребность в созыве земского собора . Сохранившаяся приговорная грамота собора даёт возможность подсчитать его состав : Собор состоял из Боярской думы (30 человек) , духовенства (32 человека) , дьяков и приказных (33 человека) , дворян (20 человек) , и торговых людей (75 человек). Последние две группировки , по-видимому , ещё не избранные на местах , а приглашённые на собор правительством , составляли почти три четверти и определили те социальные силы , которые в будущем играли наиболее активную роль в истории земских соборов .

    Крайне скудны сведения о соборах 70-80-х годов 16 века .

После смерти царя Фёдора Ивановича в начале 1598 года был собран земский собор , на котором присутствовало 417 человек : члены боярской думы , верхи духовенства во главе с патриархом , дворяне и посадские . Ввиду прекращения старой династии Рюриковичей по предложению патриарха собравшиеся“обрали .... на царство” Бориса Годунова . В начале 17 века , в годы польско-шведской интервенции и народных волнений , земские соборы носили характер узких по составу , наспех собранных заседаний , выдававших свои решения за мнение“всей земли” .

Очень пёстрое по классовому составу совещание , собранное Д. Пожарским в Ярославле во время похода второго ополчения на Москву в 1612 году , называло себя также земским собором (“Советом всея земли”) .

Собор , собравшийся в январе 1613 года , после изгнания польских интервентов из Москвы , был наиболее многолюдным из всех земских соборов (700-800 человек) . Это был единственный Земский собор , на котором присутствовали представители стрельцов , казаков и даже черносошных крестьян . На соборе развернулась борьба различных группировок , предлагающих кандидатуры В. В. Голицына , Д. Г. Трубецкого , Д. М. Пожарского , И. В. Воротынского и даже В. Шуйского . Победила группировка , поддерживавшая кандидатуру Михаила Романова , сына “тушинского”патриарха Филарета , связанного родственными узами с династией Рюриковичей . Шестнадцатилетний малограмотный Михаил Романов импонировал некоторым боярам , один из которых (Ф. И. Шереметьев) выразил эту мысль в частном письме в таких словах : “Выберем де Мишу Романова , он ещё молод и разумом не дошёл .... и будет поваден” [4 А. Барсуков . Род Шереметьевых . кн . 2 . Спб . , 1882 , стр . 311 . ]. 7 февраля 1613 года большинство собора высказалось за Михаила Романова , ставшего основателем новой царской династии .

Первая половина 17 века явилась периодом расцвета сословно-представительной монархии , когда важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства решались с помощью земских соборов .

В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и тяжёлого финансового положения после интервенции и социальных потрясений правительство особо нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса . Земские соборы заседали почти непрерывно : с 1613 года по конец 1615 года , в начале 1616-1619 годах , в 1620-1622 годах . На этих соборах основными вопросами были : изыскание финансовых средств для пополнения государственной казны и внешнеполитические дела .

С 20-х годов 17 века государственная власть несколько окрепла , и земские соборы стали собираться реже . Соборы 30-х годов также связаны с вопросами внешней политики : в 1632-1634 годах в связи с войной в Польше , в 1636-1637 годах в связи с войной с Турцией . На этих соборах были приняты решения о дополнительных налогах на ведение войны .

На многолюдном соборе 1642 года члены Боярской думы , верхи духовенства , а также представители провинциальных дворян , стрелецких голов и торговых людей занимались изысканием средств помощи казакам , захватившим в устье Дона мощную крепость крымского хана Азов . Разрешение вопроса“за Азов с турским и крымским царём разрывать ли , и Азов у донских атоманов и казаков принимать ли”зашло в тупик . После длительных пререканий сословных групп , входящих в состав собора , было вынесено решение отказать казакам в помощи . На этом же соборе представители поместного дворянства и городов подали челобитные , выражая свои сословные притязания .

Одним из важнейших земских соборов был собор , собравшийся в условиях городских восстаний летом 1648 года . На соборе были поданы челобитные от дворян с требованием усиления феодальной зависимости крестьян (сыска их без урочных лет) ; посадские в своих челобитных выражали желание уничтожить белые (т. е. не обложенные налогами и сборами) слободы, жаловались на непорядки в управлении и в суде .

Специальная комиссия Боярской думы во главе с боярином князем Н. И. Одоевским подготовила проект“Соборного Уложения”- кодекса законов самодержавной монархии 17 века , в котором были учтены пожелания помещиков и посадской верхушки .

Проект “Соборного Уложения”обсуждался членами Земского собора , созванного в сентябре 1648 года , и был окончательно утверждён 29 января 1649 года .

Восстание псковских городских низов в 1650 году заставило правительство срочно созвать Земский собор .

Земские соборы 1651 и 1653 годов были связаны с разрешением вопроса о войне с Польшей . На соборе 1653 года был положительно решён вопрос о воссоединении Украины с Россией.

Все последующие земские соборы были неполными и являлись фактически совещаниями царя с представителями определённых сословий . Земские соборы способствовали укреплению самодержавной власти царя и государственного аппарата . Созывая Земский собор , правительство расчитывало на получение от его членов информации о положении дел на местах , а также на моральную поддержку с их стороны различных внешнеполитических , финансовых и прочих мероприятий правительства . Дворяне-помещики и посадские через земские соборы разрешали свои дела , минуя приказную волокиту . Земский собор собирался чаще всего в одной из кремлёвских палат ( Гранатовитой , Столовой и др. ) . Открывал собор дьяк или сам царь . Дьяк зачитывал“письмо”(повестку) для собора (например , на соборе в 1642 году ) . Ответ на вопросы повестки давался по“отдельным статьям”каждым сословием . На Земском соборе 1649 года бояре и духовенство заседали отдельно от остальных депутатов . Земские соборы становились иногда ареной борьбы группировок господствующего класса , отдельных сословий . Характерен в этом отношении Земский собор 1642 года , на котором каждая сословная группа , не желая нести военную или материальную тяжесть войны с Турцией и Крымом , ссылалась друг на друга . Впрочем , между помещиками и верхами посада на ряде земских соборов установилась своеобразная солидарность (“единачество”) на почве общего недовольства несовершенством законодательства и государственного аппарата , засилия бояр .

Продолжительность земских соборов была различной : от нескольких часов (1645 год) и дней (1642 год) до нескольких месяцев (1648-1649 года) и даже лет (1613-1615 , 1615-1619 , 1620-1622 года) .

Решения Земского собора оформлялись в соборный акт - протокол за печатями царя , патриарха , высших чинов и крестоцелованием чинов пониже . Падение роли земских соборов тесно связано с глубокими социально-экономическими сдвигами , произошедшими в Русском государстве к середине 17 века . Восстановление экономики страны и дальнейшее развитие феодального хозяйства позволили укрепить государственный строй России с самодержавной монархией , бюрократическим аппаратом приказов и воевод. Правительство уже не нуждалось в моральной поддержке“всей земли”своих внутриполитических и внешнеполитических начинаний . Удовлетворённое в своих требованиях окончательного закрепощения крестьян , поместное дворянство охладело к земским соборам . С 60-х годов 17 века земские соборы переродились в более узкие по составу сословные совещания .

    .
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ерошкин Н. П. “История государственных учреждений дореволюционной России” - М. , Высшая школа, 1968 г.

Черепнин Л. В. “Земские соборы русского государства в XVІ-XVІІ в. ” - М. , Наука, 1978 “История СССР с древнейших времен до наших дней” - М. , Наука, 1966-1967 Том2, 3 Носов Н. И. “Становление сословно-представительных учреждений в России” Л. ,Наука1969

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.