Рефераты. Развитие образования в Пермяцком крае в конце XIX – первой трети XX веков - (диплом)

p>После образования округа на I съезде Советов в 1925 г. была образована Окружная инспекция по народному образованию. Первым заведующим инспекции был утвержден учитель, активный участник гражданской войны М. В. Чечулин. В 1928 г. инспекция была реорганизована в окружной отдел народного образования. Заведующим окроно был утвержден энтузиаст и организатор народного образования округа В. Е. Попов (1888-1953), работавший инспектором окружной инспекции (Бачев, 1995с. 142). К моменту организации округа сеть учреждений образования была необычайно мала. В 1924-25 учебном году на территории округа работало всего 89 школ. Из 13500 детей школьного возраста обучением было охвачено всего 6580 человек или 49%. Задача состояла в том, чтобы расширить сеть общеобразовательных школ и охватить обучением всех детей. К началу 1925-26 учебного года было открыто 23 новых школы. Сеть школ постепенно увеличивается. Число учащихся по сравнению с дореволюционным временем возросло с 4762 человек до 7521, или в 1, 65 раза (Бачев, 1995, с. 142). В эти годы главной задачей была ликвидация неграмотности и малограмотности. Создание новой школы началось сразу после установления Советской власти в крае. Церковно-приходские школы преобразовывались в общеобразовательные (школы I ступени). Теперь первоочередная задача состояла в том, чтобы ликвидировать сплошную неграмотность в крае, охватить обучением всех детей, расширить сеть школ и перейти к обучению на родном языке. В годы ликвидации неграмотности и малограмотности в округе проводилась большая организаторская работа. При окрисполкоме работала особая комиссия по ликвидации неграмотности и малограмотности, возглавляемая заместителем прдседателя окрисполкома М. В. Чечулиным. Подобные комиссии работали также в районах и сельских советах. Основная тяжесть всей организаторской и практической работы выпала на органы народного образования и учителей. По учету еще в 1930-31годах оказалось неграмотных почти 30 тысяч, в том числе допризывной молодежи 284 человека. Работали культармейцы, учителя-ликвидаторы, более 1000 человек (Бачев, 1995, с. 143).

Важную роль в борьбе с неграмотностью среди населения округа сыграло созданное в 1923 году в стране добровольное общество “Долой неграмотность” (ОДН). В 1923 году было организовано окружное управление ОДН, а к 1 января 1926 года в округе было уже 43 ячейки ОДН. В этот период выдвигается лозунг “Грамотный–обучи неграмотного”. Каждый член профсоюза должен был обучить 5-6 человек неграмотных (Бачев, 1995, с. 143).

В 1924-25 учебном году было организовано уже 79 ликпунктов, в которых обучалось 3608 человек. В 1927 году было охвачено обучением более 13 тысяч человек. В культпоходах “Против темноты и невежества”, “За сплошную грамотность населения”, “За парту, за книгу! ” участвовали учителя, учащиеся старших классов школ и колхозной молодежи. С 1 сентября 1931 года во главе со своими преподавателями учащиеся Кудымкарского педтехникума в Кудымкарском и Юсьвинском районах, а Косинского педтехникума в своем районе в течение трех месяцев вели занятия на пунктах ликвидации неграмотности, созданных в каждой деревне (Бачев, 1995, с. 143).

В 1932 году в феврале и марте в округе работали культбригады студентов пермских, свердловских вузов и техникумов. Они создали десятки красных уголков, дошкольных учреждений, собрали 40 тысяч рублей в фонд ликбеза, обучили 27 тысяч неграмотных и малограмотных. Создавались военные сборы для неграмотных и малограмотных допризывников. Комсомольцы работали в составе чрезвычайных комиссий по ликвидации неграмотности, ремонтировали помещения, собирали письменные принадлежности, проводили субботники, заработанные деньги перечисляли в фонд ликбеза. Но трудностей было много. На допризывном пункте в Усолье, где обучалось 250 крестьянских парней из коми-пермяцких деревень, было всего 28 букварей, 2 разрезные азбуки и 48 карандашей. Делили карандаши на части, писали обожженными палочками на бересте, на газетах, делали чернила из сажи, свеклы (Бачев, 1995, с. 144).

Активное участие в ликвидации неграмотности и малограмотности принимали учащиеся старших классов школ крестьянской молодежи. На окружном слете ударников ликбеза Гриша Носков из Юрлинской школы рапортовал: “Я был закреплен к деревне Носково по ликвидации неграмотности. После школы вечером я обучал неграмотных и малограмотных, обучил 26 человек” (Бачев, 1995, с. 144). Учительство округа, до предела нагруженное основной работой в школе, не всегда могло охватить обучением всех неграмотных. С этой целью в наиболее крупных школах открывались базовые школы, их в 1931 году в округе было 75. В этих школах была организована подготовка “ликвидаторов”- работников по ликвидации неграмотности и оказывалась методическая помощь. Заведующая Сервинской базовой школой А. А. Устюжанцева обучила в деревне Малая Серва Кудымкарского района 52 человека (Бачев, 1995, с. 144).

После гражданской войны Е. А. Будрина из села Верх-Иньва взялась за организацию общества “Долой неграмотность”. Она сама выбрала самый трудный участок–деревню Важ-Шулай, где почти не было грамотных. В 1932 году Е. А. Будрина закончила обучение всех взрослых в деревне, а их было 38 человек. 10 лет она работала днем в общеобразовательной школе, а вечером в школе ликбеза (Бачев, 1995, с. 144). Была методистом и организатором по ликвидации неграмотности. В канун годовщины Октября в 1932 году Е. А. Будрина в числе первых занесена в Красную книгу Урала и награждена Красным знаменем окрисполкома. Из воспоминаний ветерана просвещения округа З. В. Распоповой: “Во время учебы в школе второй ступени в Кудымкаре с педагогическим уклоном многие учащиеся привлекались к работе по ликвидации неграмотности. Я была направлена в деревню Заболотная, где 2-3 раза в неделю проводила занятия с малограмотными и неграмотными. Их приходило по 10-12 человек. В основном это были женщины и подростки. Мне казалось, что мы, старшеклассники, выполняем общественное поручение, а в действительности мы уже участвовали в большом деле. В 1930 году я окончила Кудымкарскую школу второй ступени и была направлена на работу в Деминскую начальную школу Кудымкарского района. Мне дали один класс, где было 56 учеников. Было очень трудно, но и меня закрепили к трем ликпунктам неграмотности. Я оказывала методическую помощь ликвидаторам. Помню, за столом стоит керосиновая лампа, сидят 8-10 человек, иногда и больше, водя пальцем по букварю, громко читают по слогам и крупно, как первоклассники, пишут в тетрадях первые слова. Кто учился на ликпунктах, им предоставлялись льготы (первоочередной размол зерна на всех мельницах, бесплатное посещение кино, бесплатное получение лесоматериалов)” (Бачев, 1995, с. 145).

Несмотря на трудности, в результате большой организаторской работы Советов, органов народного образования, комсомольских организаций и самоотверженного труда учительства округа, удалось в основном ликвидировать неграмотность в округе к 7-й годовщине образования округа, осуществить всеобщее начальное обязательное обучение за два десятилетия. Это было большой победой в деле обучения грамотности в нашем крае.

После организации округа в 1925 году обучение детей грамоте на родном языке стало предметом главного внимания окружной инспекции по народному образованию. Уже в 1925-26 учебном году из 85 начальных школ 69 стали национальными. В следующем учебном году обучение на родном языке было введено в первых классах всех школ. В 1930-х годах во всех общеобразовательных школах, корме русских, началось обучение по национальной программе на родном языке, была начата комизация народного образования. В помощь русским, изучающим коми-пермяцкий язык, в 1935 году был выпущен самоучитель коми-пермяцкого языка (автор Ф. Тупицын).

Успехи в развитии народного образования в значительной мере зависели от учительских кадров. Для их подготовки в 1927 году в г. Кудымкаре и в 1930 году в с. Коса были открыты педагогические техникумы (КПГА, Ф. 31, Д. 11, Оп. 16, Л. 11-13). В 1936 году они были объединены. Шла подготовка учителей и в других вузах страны. В 1933 году в Пермском двухгодичном учительском институте обучалось 32 человека из округа. Большим событием в культурной жизни округа было открытие в 1940 году учительского института в Кудымкаре, где готовились на четырех отделениях преподаватели для семилетних и средних школ. В годы первых пятилеток значительно улучшился состав учительских кадров. С 1933 по 1935 годы количество учителей с высшим образованием увеличилось с 5 до 12, 9%, со средним–с 74, 7 до 78, 5%, в то же время с низшим образованием сократилось с 20, 3 до 8, 6%. Однако, по всем школам округа в 1938 году еще половина учителей была с незаконченным средним образованием. Для подготовки учительских кадров и повышения образования тех, кто не имел образования за неполную среднюю школу, была организована межрайонная база ИПКНО (институт повышения квалификации кадров народного образования) при Кудымкарском педтехникуме. В неполных средних и средних школах была развернута сеть вечерних школ для обучения учителей, организовано заочное обучение с охватом до 200 человек. В годы первой пятилетки стали открываться школы крестьянской молодежи, которые охватывали учащихся из числа подростков и давали профессиональные навыки, много времени отводилось на изучение сельского хозяйства, сельхозтехники, проводили опыты с разными удобрениями, выполняли работу по огородничеству и животноводству. Практику проходили в колхозах. Оканчивающие эти школы поступали в техникумы, что позволяло создавать кадры местной интеллигенции. Первая школа крестьянской молодежи была открыта в 1924 году в с. Юсьва, а в 1932 году их было уже 20 , в них обучалось более трех тысяч учащихся. Школы крестьянской молодежи открывались на базе четырех классов первой ступени с трехлетним сроком обучения. Сеть школ из года в год увеличивалась.

В 1931-32 учебном году насчитывалось уже 240 начальных школ против 85 школ в год образования округа. К 1936 году задача всеобщего начального обучения детей школьного возраста в округе была решена. Самоотверженный труд учителей, ликвидаторов неграмотности и малограмотности, борцов за всеобщее начальное и семилетнее образование получил высокую оценку. Более 100 учителей были удостоены звания ударника труда I и II пятилеток. Большой вклад в становление школы, ликвидацию неграмотности и осуществление начального образования в округе внесли учителя: Е. А. Будрина, И. И. Фирсов, А. П. Тупицына, Е. Е. Четин, Н. А. Красикова, О. Е. Теребихина, А. Е. Вилесова, Н. М. Вилесов, А. Ф. Петрова, В. А. Девятков, Г. К. Томилин. Постановлением РПС (революционно-производственного Совета) при газете “Уральский рабочий” и облсовета культстроительства коми-пермяцкая окружная комиссия по ликбезу была премирована 5000 рублями, имена лучших борцов за дело ликбеза занесены в Красную книгу ударников Урала (Бачев, 1995, с. 147).

Таблица 2. Обучение неграмотных и малограмотных по годам характеризуется следующими данными:

    Годы
    Учтено неграмотных
    Обучено
    Учтено малограмотных
    Обучено
    1926-27
    34200
    3667
    1928-29
    30685
    2432
    1929-30
    27508
    6975
    1930-31
    30000
    11376
    14303
    1809
    1931-32
    18624
    7662
    15449
    7140
    1932-33
    11150
    3055
    16503
    3163
    1933-34
    7028
    7328
    15429
    6425
    1934-35
    7318
    874
    11973
    2500

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.