Глава 2. Внутрипартийная борьба 1928-1929 гг. и антирелигиозный вопрос. §1. Сталин и Бухарин: варианты дальнейшего пути.
После окончательного разгрома троцкистской оппозиции в 1927 г. существование дуумвирата Сталин–Бухарин оказалось под вопросом. Бухарин, пользовавшийся огромной популярностью в партии, оставался последним (вместе со Сталиным) партийным лидером, упомянутым в ленинском завещании, который еще входил в состав руководства. Столкновение между ним и Сталиным становилось неизбежным.
Уже в конце 1927 г. Бухарина перестали приглашать на заседания Секретариата ЦК, где рассматривались многие важнейшие вопросы. В феврале 1928 г. в Политбюро возникла дискуссия о хлебозаготовках, которая постепенно охватила более широкий круг вопросов. Не останавливаясь на них, мы затронем лишь интересующие нас противоречия, а именно споры о дальнейших шагах по борьбе с религией. Сталин, уже неоднократно заявлявший об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, увязывал с ней антирелигиозную пропаганду. В беседе с американской рабочей делегацией 9 сентября 1927 г. он заявил: “Партия не может быть нейтральной в отношении религиозных предрассудков, и она будет вести пропаганду против этих предрассудков потому, что это есть одно из важных средств подорвать влияние реакционного духовенства, поддерживающего эксплуататорские классы и проповедующего повиновение этим классам”. [6 Сталин И. В. Сочинения. Т. 10, с. 133. ]“Подавили ли мы реакционное духовенство? Да подавили. Беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано”. [7 Там же. ]Сталин недвусмысленно давал понять, что ближайшая задача всех антирелигиозных мероприятий - уничтожение церкви как таковой.
К этому вопросу Сталин обратился и на XV съезде партии, заметив, что “у нас имеется еще такой минус, как ослабление антирелигиозной борьбы”. [8 Там же, с. 324. ]Однако чтобы эта борьба была успешной, нужно, по мнению Сталина, увязать ее “с борьбой за кровные интересы народных масс и повести ее таким образом, чтобы она, эта кампания, была понятна для масс, чтобы она, эта кампания, была поддержана массами”. [9 Там же. т. 11, с. 50. ] Такой кампанией должна была стать начавшаяся коллективизация. Одной из первых, кто правильно сориентировался в сложившейся ситуации, была М. Костеловская [10 М. Костеловская –видный деятель безбожного движения, чьи взгляды были осуждены антирелигиозным совещанием 1926 г. как “левацкий уклон”. ]. В статье “Задачи безбожников в деревне” она определила религию как одну из главных противниц колхозного строя: “Сопротивляется коллективизации частный капитал. И это вполне понятно, потому что коллективная деревня– это прямая смычка с социалистическим хозяйством города. А пауки – кулак и частник – должны при этом лететь к чортовой бабушке” [11 Безбожник у станка. 1928. №. I. ]Именно служители церкви, эти “долгополые лакеи частного капитала”, своим “блудливым языком” тормозят коллективизацию. Отсюда выводится и ближайшая цель: “Орудие безбожников– критика религии –должно быть направлено сейчас на то, чтобы помочь деревне сбросить влияние поповщины, влияние частного капитала, широко и свободно, более ускоренными темпом двигаться на строительство социализма” [12 Там же. ]
Взгляды лидеров “правого уклона” существенно отличались от сталинских трактовок. Бухарин выступал за пропагандистские мероприятия и широкое культурное строительство, [13 См. подробное изложение его взглядов в следующем параграфе. ]что согласовывалось с его теорией мирного врастания кулака в колхозное хозяйство.
Весьма четко обозначил свою позицию в речи на XIV Всероссийском съезде советов А. И. Рыков: “… в области таких мероприятий, как борьба с религией, административные меры и приказы часто не только не приносят пользу, но и вредят… мы, сторонники борьбы с религиозным дурманом, не собираемся применять против религии принудительных мер, но признаем в нашей конституции свободу религиозных исповеданий”. [14 Правда. 1929. 15 мая. ]Отвечая на нападки делегатов, обвинивших его в примиренчестве, Рыков подчеркнул, что “неправильно, когда в борьбе с религиозным дурманом прибегают к излишним административным мерам”. [15 Там же. ]
Нужно отметить, что Бухарин и Рыков были не одиноки в своих воззрениях на методы антирелигиозной пропаганды. С ними был солидарен М. И. Калинин, вообще известный тем, что занимал достаточно либеральные позиции при решении каких либо вопросов, связанных с религией. Еще на I Съезде Союза Безбожников Калинин подчеркнул, что “борьба с религией - это философская борьба. Это борьба такая– быть идеалистами или быть материалистами”. [16Цит-ю: Андреенко Л. А. Атеист ленинской школы (жизнь и антирелигиозная деятельность П. А. Красинова). М. , 1976. С. 123. ] Об этом же он говорил и на втором Съезде Союза Воинствующих Безбожников. [17Достаточно крамольные вещи Калинин говорил и в оценке кулака, что вряд ли могло вызвать восторг Сталина: “Кулак был характерным типом дореволюционной России. Во всяком случае, это не общественный слой и не группа и даже группка, это отмирающее явление”. Цит-ю: Кун М. Бухарин: его друзья и враги. М. , 1992. С. 162. ]К тем, кто выступал против перегибов в борьбе с религией, следует отнести и А. В. Луначарского, [18 См. : Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М. , 1991. С. 300. ] хотя он и не был против усиления антирелигиозной борьбы. [19См. : Правда 1929. 17 мая. (речь Луначарского на XIV Всероссийском Съезде Советов). ]Против усиления гонений на церковь выступала и Н. К. Крупская, считавшая самым эффективным средством борьбы научную пропаганду. [20О позиции Крупской подробнее будет рассказано ниже. См. также: Ревякин Е. С. Н. К. Крупская (к оценке атеистического наследия) // Женщины России в ХХ столетии: уроки прошлого, реалии и перспективы. Иваново, 1993. С. 49. ]Таким образом, к 1929 г. четко обозначились теоретические расхождения между “большинством” и “правым уклоном” в антирелигиозной вопросе. Сталин полагал, что по мере построения социализма “эксплуататорские классы” (в том числе и духовенство) усилят свою борьбу, и для успешного завершения коллективизации их необходимо обезвредить, не останавливаясь ни перед какими средствами. [21В знаменитой статье “Год великого перелома” Сталин подчеркнул, что “... нам удалось организовать этот коренной перелом в недрах самого крестьянства и повести за собой широкие массы бедноты и середняков, не смотря на неимоверные трудности, не смотря на отчаянное противодействие всех и всяческих темных сил, от кулаков и попов до фашистов и правых оппортунистов”. Сочинения. Т. 12, с. 125. Неисповедимой сталинской логикой Бухарин и Рыков поставлены на одну доску со священниками, которым они сами причинили немало горя. ]В отличии от него Бухарин и Рыков склонялись к проведению антирелигиозной пропаганды без помощи репрессивных мер, рассматривая борьбу с религией как столкновение двух идеологий. Было бы неправильно делать вывод, что Бухарин и его сторонники были нейтральны по отношению к церкви или тем более доброжелательны к ней. Конечная цель и у них, и у Сталина была одна, но способы ее достижения различались весьма существенно.
§2. II съезд Союза Безбожников и постановление Политбюро о речи Бухарина. Апрельский Пленум ЦК 1929 г. нанес серьезный удар по “правому уклону”. Позиции Сталина существенно укрепились. Но говорить о его полной победе было рано. Чтобы нанести последний удар группе Бухарина и ее лидеру, нужно было что-то такое, что позволило бы лишний раз обвинить его в отступлении от “истинного марксизма” и “генеральной линии партии”. Таким предлогом стала речь Бухарина на II съезде Союза Безбожников.
Этот съезд, намеченный на июнь 1929 г. должен был стать важной вехой безбожного движения. От его исхода во многом зависело дальнейшее направление антирелигиозной работы– пойдет ли оно по линии, проводимой АРК [22 Об этой линии смотри подробнее в главе № 5. ], или по тому варианту, который исходил от Сталина и его окружения. 27 мая 1929 г. вопрос о предстоящем съезде рассматривался на заседании Политбюро. Было решено создать комиссию для просмотра тезисов по докладам, в которую вошли Криницкий, Бухарин и Ярославский. “т. Бухарину поручить выступить на открытии съезда от имени ЦК”. [23 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д. 787, л. 42. ]Принятое Политбюро решение очень интересно. Из черновых протоколов заседания видно, что первоначально этот вопрос не был включен в повестку дня и возник в ходе заседания. Решение Политбюро написано на простом листе бумаги рукой Ярославского и скреплено его подписью. Либо Ярославский просто зафиксировал решение Политбюро, либо, что вполне возможно, он внес это предложение на заседание. Этот факт очень важен, ибо к тому времени стараниями Сталина Бухарин уже превратился в одиозную фигуру, персонифицировавшую в себе все уклоны и расколы в партии. Возможно, не будучи в силах предсказать исход внутрипартийной борьбы, Ярославский колебался между двумя лагерями. Эти колебания хорошо заметны во всех его статьях и речах 1929 г. , где он поддерживает антирелигиозные взгляды и Сталина, и Бухарина одновременно. Для меня интересна и реакция противников Бухарина на это предложение [24На заседании присутствовали Н. И. Бухарин, К. Е. Ворошилов, М. И. Калинин, В. Куйбышев, В. М. Молотов, Я. Рудзутак, И. В. Сталин, М. П. Томский, кандидаты в члены Политбюро К. Я. Бауман, Л. М. Каганович, А. И. Микоян, Г. П. Петровский. ]. К маю 1929 г. любые выступления стали для Бухарина большой проблемой, ибо Сталин тщательно следил, чтобы его противник не мог обратиться к партии. В деле отсутствуют результаты голосования, но сам факт принятия этого постановления говорит о том, что оно не встретило возражений со стороны Сталина. В самый разгар борьбы Сталин соглашается на то, чтобы Бухарин выступил перед огромной аудиторией делегатов. Возможно, этим самым он как бы провоцировал Бухарина. Зная о глубоких расхождениях по антирелигиозному вопросу между ним и Бухариным, Сталин, разрешая его выступление, создавал почву для будущих обвинений Бухарина в “примиренчестве”, в отходе от “генеральной линии партии”. Как известно, “генеральной линией” были взгляды самого Сталина и его окружения. Съезд состоялся в июне 1929 г. На одном из его заседаний с докладом “Реконструктивный период и борьба с религией” выступил Н. Бухарин. Если Сталин в своем понимании антирелигиозной пропаганды исходил из обострения классовой борьбы и необходимости нового наступления на церковь, то Бухарин увязывал ее с задачей построения нового человека, совершения культурной революции. По мнению Бухарина, в наступившем этапе нужны новые люди, с новым складом ума, “нужна большая гибкость этого ума, творческая жилка у миллионов строителей” [25 Правда. 1929. 12 июня. ] Бухарин был согласен с тем, что необходимо усиление антирелигиозной борьбы, ибо “именно по этой линии идет мобилизация сил враждебного нам лагеря”. [26 Там же. ]Но при этом предлагаемые им методы борьбы существенно отличались от тех, которые выдвигал Сталин. “Нужно отчетливо знать, что есть крупнейшая разница между городом и деревней, между крестьянином и рабочим… Задача не в том, чтобы “нажать”, а в том, чтобы убедить. [27 Там же. ]
Подводя итог, Бухарин подчеркнул, что при “общем развернутом фронте нашего наступления на врага мы должны наступать дифференцировано”. Нужна “длинная” борьба, а не кавалерийская атака.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8