Также признать правильной проявленную Антирелигиозной Комиссией осторожность в деле проведения административных мер, затрагивающих широкие слои верующих”. [130 РЦХИДНИ ф. 89, оп. 4, д. 122, л. 6. ] Проект подчеркивал необходимость усиления борьбы с религией, но в самых общих словах: никаких практических мер по сути не предлагалось. Вина за промахи в антирелигиозной пропаганде возлагалась на партийные и государственные органы. Одновременно были осуждены попытки “некоторых” в кратчайший срок “разрушить религию”, что нашло свое выражение на страницах комсомольской печати…” [131 Там же, л. 6 об. ]Последние слова вписаны в проект Ярославским, который хотел поставить на место зарвавшихся комсомольцев, немало попортивших ему нервов в июле. Следов какого-либо обсуждения данного проекта в Политбюро не обнаружено. Зато оно рассмотрело другой документ–резолюцию об антирелигиозной пропаганде, внесенную Ярославским 14 августа 1929 г. Как он отмечал, проект был принят “единогласно, кроме т. Смидовича, у которого имеются несколько поправок”. [132РЦХИДНИ ф. 89, оп. 4, д. 122, л. 10. Впрочем, Смидович присоединился к большинству и вычеркнул пункт о своей особой позиции (л. 15). ]
Данный проект значительно вырос в объеме по сравнению с резолюцией АРК, но суть его осталась та же. Все слова, одобрявшие деятельность Комиссии, были без изменений перенесены в новый документ.
15 августа 1929 г. Политбюро рассмотрело этот документ и отложило его принятие до следующего заседания, предложив своим членам дать поправки к нему. [133 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д. 798, л. 24. ] 22 августа было принято постановление о новом переносе. [134 Там же, д. 799, л. 33. ]Мы видим, что принятие постановления вновь затягивается. Причина, по всей видимости, та же, что и в первый раз: в это время шел “разбор” Бухарина в связи с его оправдательными письмами, поэтому было не до АРК.
Какие- либо поправки членов Политбюро на сегодняшний день не известны. Однако в том виде, как подготовила комиссия, резолюция не могла быть принята. Линия АРК была слишком похожа на ту политику, которую предлагал Бухарин и другие “правые” и которая только что была осуждена. Признать предложенную резолюцию означало одобрить взгляды “правых”, а такого, даже в непрямой форме, быть не могло. Правда, Политбюро сделало еще одну попытку “улучшить” проект. 29 августа 1929 г. в состав комиссии по выработке резолюции вошли В. М. Молотов и Л. М. Каганович, верные сталинские прихвостни, и самой комиссии было поручено переработать проект. [135 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 3, д. 755, л. 2. ]Новое пополнение должно было направить его в соответствии с “генеральной линией”.
Однако это было уже ни к чему. К осени 1929 г. поражение “правых” стало очевидным. В этой обстановке АРК была уже не нужна.
Очень интересно поведение Ярославского. 18 ноября 1929 г. он пишет в Секретариат ЦК о своем уходе в отпуск, в связи с чем просит оставить заместителем по АРК Красикова. [136 Там же, ф. 89. , оп. 4, д. 122, л. 27. ]Он, конечно, не мог не знать, что в ближайшее время будет решаться судьба комиссии, но решил не вмешиваться в это дело. Хитрый и опытный политик, Ярославский исчез в самый ответственный момент, чтобы появиться в стане победителей, когда все уже было кончено.
30 ноября 1929 г. Политбюро в последний раз вернулось к рассмотрению вопроса об АРК. Было принято следующее постановление: “Считать необходимым ликвидацию Антирелигиозной Комиссии ЦК, передав все дела антирелигиозной пропаганды в Секретариат ЦК”. [137 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д. 813, л. 110. ] Это решение было принято спонтанно, в первоначальной повестке дня заседания Политбюро вопроса об АРК не было. Сам текст постановления написан от руки на листе тетрадной бумаги, а не на соответствующем бланке, которые готовились заранее. Наконец последнее заседание АРК показывает, что ее члены планировали продолжить работу и никак не думали о роспуске.
Таким образом, на протяжении 1929 г. руководители Комиссии пытались отстоять ту же умеренную политику, которой они придерживались в предыдущие годы, тем самым непроизвольно “солидаризируясь” с “правым уклоном”. Упорное нежелание АРК принять новый курс в антирелигиозной работе предопределило ее судьбу. Выводы по главе.
Мы видим, что в условиях очередного изменения партийной политики по отношению к религии АРК пыталась придерживаться своей прежней линии, считая ее наиболее эффективной. Проведенные в ней кадровые реорганизации способствовали сплочению старых большевиков, находившихся в молчаливой оппозиции сталинскому курсу. В условиях нового усиления антицерковных репрессий АРК пыталась проведение своих либеральных мер. Однако это не могло не вызвать недовольства Сталина, так как тем самым АРК объективно оказывала поддержку Бухарину. Между тем Сталин использовал противоречия в антирелигиозном вопросе между ним и “правыми уклонистами” для обвинения последних в предательстве интересов партии. В этих условиях АРК стала ненужным органом, и это обусловило ее роспуск. Заключение
В 1928-29 гг. начинаются изменения в отношениях большевистского государства и религиозных конфессий. На смену применяемому относительно умеренному курсу приходит новый репрессивный этап. Это было связано с целым рядом причин. После разгрома троцкистской оппозиции начали осложняться отношения между И. В. Сталиным и Н. И. Бухариным. Стремление к единоличной власти вынуждало Сталина начать борьбу теперь уже со своим недавним союзником. Эта борьба развернулась вокруг вопроса о методах коллективизации и дальнейших путях развития страны. Помимо прочих разногласий между Сталиным и Бухариным были разногласия и в вопросе о взаимоотношениях между государством и религиозными организациями. Сталин, исходя из созданной им теории обострения классовой борьбы по мере построения социализма, утверждал, что неизбежно новое наступление на церковь, ибо без ее уничтожения невозможно успешное осуществление коллективизации. В отличии от него Бухарин и Рыков считали необходимым вести борьбу с религией на идеологическом уровне, не прибегая к административным мерам. Существенные разногласия были и в среде самих антирелигиозников. Руководство Союза Безбожников стояло на радикальных позициях и стало надежной опорой Сталину. Старые большевики причастные к антирелигиозной работе и составлявшие ядро Антирелигиозной Комиссии ЦК ВКП(б), фактически поддерживали “правых уклонистов”, хотя открыто и не присоединялись к ним. Глава АРК Ем. Ярославский лавировал между этими группировками, надеясь в итоге присягнуть победителям. Эти разногласия были умело использованы Сталиным в своих целях. Спровоцировав выступление Бухарина на втором съезде СВБ, где последний четко и последовательно изложил свои идеи, Сталин затем использовал это выступление для нападок на Бухарина. “Любимец партии” был обвинен в “мелкобуржуазном уклоне”, “примиренчестве” и т. д. Это существенно ослабило его позиции и способствовало поражению “правого уклона”.
В то же время была организована печатная компания с травлей старых большевиков, и в первую очередь Ем. Ярославского. Однако АРК на протяжении всего 1929 г. продолжала отстаивать свою линию. Обвинить их в “примиренчестве” и т. п. Сталин не мог, ибо они на словах были его союзниками. Но одобрить эту линию также было невозможно, ибо это означало реабилитацию только что осужденного Бухарина. Поэтому вопрос об оценке деятельности АРК неоднократно переносился, а затем Комиссия была распущена при первом удобном случае.
Победа Сталина в партийной борьбе одновременно означала и победу его варианта антирелигиозной политики. Начинаются новые гонения на религиозные конфессии, усиливаются репрессии, ужесточается законодательство, растет число закрытых церквей. Целью этих гонений было окончательное уничтожение церкви как социального института и разрушение ее организационной структуры, без чего, по мнению Сталина, была немыслима успешная коллективизация.
В итоге к концу 1930-х гг. удалось добиться почти полного уничтожения Руссой Православной Церкви в том ее виде, который складывался на протяжении веков. Источники и литература. Архивные источники. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).
Ф. Р – 5263 (Постоянная Комиссия по вопросам культа при Президиуме ВЦИК). Ф. 5407 (Союз Воинствующих Безбожников СССР).
Российский Центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) Ф. 12 (Н. К. Крупская). Ф. 89 (Ем. Ярославский). Ф. 151 (П. Г. Смидович). Ф. 17 (ЦК ВКП(б) – КПСС). Оп. 3 (Беловые протоколы Политбюро ЦК ВКП(б)). Оп. 60 (Агитпроп ЦК ВКП(б)). Оп. 85 (Секретный отдел ЦК ВКП(б)). Оп. 112, 113 (Секретариат ЦК ВКП(б)). Оп. 163 (Черновые протоколы Политбюро ЦК ВКП(б)). Опубликованные источники.
Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. М. , 1994.
Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922-25 гг. Издание подготовили: Н. Н. Покровский, С. Т. Петров. Новосибирск: “Сибирский хронограф”, М. : “РОССПЭН”. 1997. Т. 1.
Олешук Ф. Н. Кто строит церкви в СССР? М. , Л. : Московский рабочий. [1929]. Отделение церкви от государства. Дополнение первое к книге П. В. Гидулянова. М. , 1928.
Отделение церкви от государства. Дополнения к книге П. В. Гидулянова. М. 1929. Письма И. В. Сталина В. М. Молотову 1925-1936 гг. Сборник документов М. Россия молодая. 1995.
Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917- 1941 гг. Документы и материалы. М. : Библейский Богословский Институт Св. Апостола Андрея. 1996. Литература Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М. , 1991. Он же. “Штурм небес” отменяется? М. , 1992.
Андриенко Л. А. Атеист ленинской школы (жизнь и атеистическая деятельность П. А. Красикова) М. , 1976.
Бабинов Ю. А. Государственно - церковные отношения в СССР. История и современность. Симферополь; Таврия, 1991.
Воронцов Г. В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии. (1917-1937). Л. , 1973.
о. Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 1 Тверь 1995 г. , кн. 2, Тверь 1996. Емельянов Ю. В. Заметки о Бухарине: Революция. История. , Личность. М. : Молодая Гвардия, 1989.
Желнакова Н. Ю. Государственная политика по отношению к Русской Православной Церкви 1920-30 гг. ДИМ? ? Канд. Ист. Наук. М. , 1995.
Ивницкий И. А. Коллективизация и раскулачивания (начало 30-х гг. ) М. Магистр. 1996
Иоанн (Сычев). Стояние в вере. Очерки церковной службы. СПб, 1995. Кошеваров А. Н. Государство и церковь. Из истории взаимоотношений советской власти и Русской Православной Церкви. 1917-1945 гг. СПб, 1995. Коэн С. Бухарин. Политическая биография. 1889-1938. М. 1992. Козлов А. И. Сталин: борьба за власть. Ростов-на-Дону, 1991. Куманев В. А. , Куликова И. С. Противостояние: Крупская – Сталин. М. Наука, 1994. Кун М. Бухарин: его друзья и враги. М. : Республика. 1992.
Медведев Н. Г. Государство и церковь в России (1924-1954 гг. ) Автореферат … канд. ист. наук. М. , 1997.
Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М. : Республика, 1995. Регельсон Н. Трагедия русской церкви. Рaris. [1977]
Рутенбург С. Г. Д. Моор – художник – атеист// Ежегодник МИРА. Вып. 5, М. , Л. , 1961. Рутенбург С. Г. Атеизм в творчестве советских художников. // Ежегодник МИРА. Вып. 7, М. , 1967.
Савельев С. М. Бог и комиссары (к истории комиссии по отделению церкви от государства при ЦК ВКП(б)–антирелигиозная комиссия) // Религия и демократия. На пути к свободе совести. Вып. II, М. , 1993.
Савельев С. М. Ем. Ярославский и антирелигиозная пропаганда в конце 20 – начала 30 гг. // По этапам атеизма. М. , Л. , 1967. Сенин А. С. А. И. Рыков. Страницы жизни. М. , 1993 .
Цыпин В. История русской православной церкви. 1917-1990. М. , 1994. Шаров В. В. Иван Иванович Скворцов-Степанов. М. , 1972.
Шафаревич И. Р. Законодательство о религии в СССР. Рaris. 1973. Шелестов Д. Время Алексея Рыкова: эскиз политического портрета. М. : Прогресс, 1990.
Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917-1945 г. СПб 1995.
Юровский С. В. Луначарский – воинствующий атеист. Л. , 1967.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8