Рефераты. Шпаргалка по истории - (шпаргалка)

Шпаргалка по истории - (шпаргалка)

Дата добавления: март 2006г.

    Шпаргалка по истории
    1. а)Формац. и цив. Подходы в истор. Познании. Тойнби.
    Формационная теория:

3 стадии: дикости, варварства, цивилизации. (рабовлад, феод, капиталист, коммунист. ) Термин цив-я М и Э используют для обознач-я этапа. Признаки перехода от 2 к 3 стадии: переход от присв. пр-ва к производящ.

    отделение ремесла от с\х
    начало соц. расслоения об-ва, появление ч/с
    появл-е письм-ти
    появл-е моногамной семьи
    формиров-е предпосылок обр-я г-ва
    обозначается прим-но 5 тыс л. н.
    Осн- критерии для выдел-я цив-ции:
    спосбоб пр-ва (производ. Силы + произв. Отн-я)
    социально-классовая структура об-ва.
    Недостатки:
    не выражен личностный аспект в историч. Процессе
    не все страны подходят под эту теорию

всему человеч-ву предлагается лишь 1 путь развития, хотя мир так разнообразен абсолютизируется роль насилия и конфликтов, т. к. смена обществ. -эк. формаций происходит путем рев-ции

    Достоинства:

хорошо раскрыта соц-эк структура Зап-Евр обществ до середины 19 века хорошо выражены отношения классов

    б) цивилизационный подход.

Суть: человечество не развивается по единым всемирно-историческим законам. В разное время в разных климатических зонах появляются, развиваются, исчезают отдельные челов об-ва. Они имеют свои закономерности развития.

    1 путь для России: возврат к авторит системе
    2 путь: объединение народа и г-ва
    3 путь: исчезновение русской цив-ции.

Авторы теории: Данилевский, Тойнби, Гумилев, Шпенглер, Сорокин. Арнольд Тойнби выделяет 2 типа чел общ-в:

    1. примитивное об-во
    2. цивилизация
    Примитивные об-ва:
    короткий срок существования
    небольшая территория и небольшое колво насел-я
    существуют в стационарном состоянии
    характерно сходство обычаев и традиций
    небольшое разделение труда
    примитивные языческие верования
    отсутствие классов и г-ва.

Цивилизация: это единые организмы, все части которого всзаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Признаки:

    обширная терр-рия

имеют тенденцию к распространению через подчинение или ассимиляцию других обществ

    большое кол-во людей
    находятся в постоянном развитии
    большое разделение труда
    наличие мировой религии
    наличие гос-ва и классов
    Средняя продолжит жизни цив-ции 1тыс лет.
    Критерии выделения цив-ции:
    природная среда обитания
    система ведения хоз-ва
    соц орг-ция
    религия и духовн ценности
    полит индивидуальность
    Классификация цив-ций:

Расцветшие: Эллинская, Западная, Шумерская, Египетская, Минойская, Хетская, Индская, Дальневосточная, Православная (осн и в России), Иранская и др. Цив-ции-спутники: Тибетская

    Неразвившиеся
    Застывшие: Спартанская, Эскимосская.
    Этапы развития:
    генезиса и роста
    расцвет
    надлом
    разложение

Причиной формирования цив-ции Тойнби называет ответ на вызов. Причины исчезновения:

    неверный ответ на вызов
    творческое меньшинство идет на поводу общества
    творч меньшинство применяет силу и теряет доверие народа.
    Позитивные моменты цив подхода:

ц. п. позволяет рассмотреть историч процесс во всем многообразии открывает народу возможность не подгонять свою судьбу под заданные схемы позволяет оценить вклад разных народов в развитие мирового сооб-ва учитываются роль чел-ка, духовн, нравств, интеллект фактор об-ва недостатки:

    расплывчатость выделения критериев
    трудно определить ментальность и дух развития чел-ка

Цивилизация (по цив. подходу)- это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-полит орг-ции, культуре, эк-ке, и психолог чувство принадлежности к данному сооб-ву.

    3. Типы общественного развития. (типы чел об-в)
    Признаки выделения типов чел. Об-в.

общность и взаимозависимость историко-полит судьбы и эк развития взаимопереплетение культур

наличие сферы общих интересов и общих задач с т. з. перспектив развития 1. Непрогрессивная форма: (аборигены Австралии, коренное насел-е Аиерики, племена Африки, малые народы севера Европы и Свбири). Сущность непрогр. типа: неизменность единыжды установл порядков, жесткое табу на изменение. Для эк жизни характерен кочевой или полукочевой образ жизни. Соц орг-ция: коллективизм, отсутствия гос-ва, обществ отн-я регулируются на основе обычаев и традиций.

Духовная культура: обожествление могущ сил природы, человек воспринимается как часть живой природы. Ценность типа:

    глубокое знание законов природы
    нет разрушения природы и среды обитания

2. Циклический тип. К этому типу относятся вост цив-ции Суть типа: изменения в этом типе происходят медленно после акробации опыта многими поколениями. Развитие происходит в виде спирали, медленно.

    Экономич. Структура:
    основу эк жизни сост аграрный тип развития
    господтво нат хоз-ва
    общинный коллект труд (формы ч/с не выражены)
    гос-во явл верховным собственником всех земель
    Полит структура:
    характ чертой явл созд-е сильных централиз г-в
    личный интерес был подчинен обществ интересу
    управление г-вом осуществляется при помощи чин-бюр м-ны
    обезличенность госуд машины
    соц структура:
    строгая иерархия слоев
    существуют только вертикальные связи

Характерна глубокая религиозность и вера в преопределенность мирового порядка. 3. Прогрессивный тип. (древнегреч, древнеримск, З-Е цив-ции) Суть: быстрое поступательное развитие.

    Экономич структура:
    ярко выражен изначально индустр тип

интенсивное развитие торговли и ремесла, развитие формы с/х Политич структура:

    рано появляется новая форма гос власти в виде демократии
    разумное сочетание личных и обществ интересов
    наличие развитых, независимых от власти горизонт связей
    Соц-классовая структура:
    множество прослоек
    возможен переход от одной соц группы к другой
    Дух жизнь и ментальность:

эти об-ва скорее светские, нежели религиозные. Здесь боги - те же самые люди, только наделенные большими кач-вами

    антропоцентрический хар-р культуры и ментальности
    инновационный хар-р мышления
    духовная свобода человека
    Противоречия:
    высокая соц-классовая дифференциация об-ваа и нерав-во
    возведение европ ценностей в абсолют

научно-техн прогресс ведет к господству голого рационализсма и потере гуманист ценностей

постепенно на фоне нтп идет утрата ценности личности, идет стандартизация мышления

радикальное вмешат-во в окр природу привело к глоб проблемам

4. Особенности становления русской цив-ции, факторы ее формирования. 1я концепция утверждает, что Россия - это часть зап цив-ции, и Россия и запад имели общие христианские ценности

2я концепция утверждает, что Россия - это часть вост цив-ции, и имеет много Восточных черт

3я концепция (Данилевский) утверждает, что России предначертан исключит тип развития, Россия будет спасительницей мира.

    Исходные позиции для анализа Русск цив-ции:

Россия цивилизационно не однородное государство. Это конгломерат разных народов с разной ментальностью

Россия находится на перекрестке двух типов цив-ций В и З, поэтому Р всегда будет стоять перед проблемой выбора путей развития

    Осн факторы становления Р цив-ции
    природно-географич и климатич
    этнич фактор
    духовный фактор
    Этапы развития:
    Доисторический (2 тыс лет до н. э. - 9 в)
    Киевская Русь 9-13 вв
    Московская Русь 14-17 вв
    Авторитарная Россия нач 18 в -1985 г
    Демократич правовая Россия 1985 - ? ?? ?

6. Образование восточнославянского гос-ва. Норманская и антинорманская теории. По поводу образования Восточнослав гос-ва сущ 3 теории:

    Норманская ( о завоевании Руси варягами)
    Антинорманская
    Теория о призвании варягов

Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер. Суть: 1. Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва

2. Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян. Доводы

Слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали на юге Руси еще в 4-5 вв н. э.

дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался чин-бюр апп-т

    1-е киевск князья были варягами

в “Пов Врем Лет”есть упоминание о том, что славянск племена платили дань варягам, а значит были ими завоеваны.

    Антинорманская теория

Суть: вост славане сами сформировали гос-во, а варягине имели никакого отношения к формированию в-слав г-ва

    Доводы:

термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени роксолан рюрик - не варяг по происхождению, он выходец из вост пруссии у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что говорит о том, чт вост славяне были готовы создать гос-во.

    Теория о призвании:

Суть: гос-во извне принести невозможно, у вост признаки государственности. В кач-ве 1-х князей они пригласили варягов.

Государство- это особый аппарат управления, стоящий над об-вом и призванный охранять обществ порядок.

    Признаки гос-ва:
    единая терр-рия
    наличие чиновнич апп-та
    армия
    наличие суд системы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.