Дата добавления: март 2006г.
Шпаргалка по истории 1. а)Формац. и цив. Подходы в истор. Познании. Тойнби. Формационная теория:
3 стадии: дикости, варварства, цивилизации. (рабовлад, феод, капиталист, коммунист. ) Термин цив-я М и Э используют для обознач-я этапа. Признаки перехода от 2 к 3 стадии: переход от присв. пр-ва к производящ. отделение ремесла от с\х начало соц. расслоения об-ва, появление ч/с появл-е письм-ти появл-е моногамной семьи формиров-е предпосылок обр-я г-ва обозначается прим-но 5 тыс л. н. Осн- критерии для выдел-я цив-ции: спосбоб пр-ва (производ. Силы + произв. Отн-я) социально-классовая структура об-ва. Недостатки: не выражен личностный аспект в историч. Процессе не все страны подходят под эту теорию
всему человеч-ву предлагается лишь 1 путь развития, хотя мир так разнообразен абсолютизируется роль насилия и конфликтов, т. к. смена обществ. -эк. формаций происходит путем рев-ции Достоинства:
хорошо раскрыта соц-эк структура Зап-Евр обществ до середины 19 века хорошо выражены отношения классов б) цивилизационный подход.
Суть: человечество не развивается по единым всемирно-историческим законам. В разное время в разных климатических зонах появляются, развиваются, исчезают отдельные челов об-ва. Они имеют свои закономерности развития. 1 путь для России: возврат к авторит системе 2 путь: объединение народа и г-ва 3 путь: исчезновение русской цив-ции.
Авторы теории: Данилевский, Тойнби, Гумилев, Шпенглер, Сорокин. Арнольд Тойнби выделяет 2 типа чел общ-в: 1. примитивное об-во 2. цивилизация Примитивные об-ва: короткий срок существования небольшая территория и небольшое колво насел-я существуют в стационарном состоянии характерно сходство обычаев и традиций небольшое разделение труда примитивные языческие верования отсутствие классов и г-ва.
Цивилизация: это единые организмы, все части которого всзаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Признаки: обширная терр-рия
имеют тенденцию к распространению через подчинение или ассимиляцию других обществ большое кол-во людей находятся в постоянном развитии большое разделение труда наличие мировой религии наличие гос-ва и классов Средняя продолжит жизни цив-ции 1тыс лет. Критерии выделения цив-ции: природная среда обитания система ведения хоз-ва соц орг-ция религия и духовн ценности полит индивидуальность Классификация цив-ций:
Расцветшие: Эллинская, Западная, Шумерская, Египетская, Минойская, Хетская, Индская, Дальневосточная, Православная (осн и в России), Иранская и др. Цив-ции-спутники: Тибетская Неразвившиеся Застывшие: Спартанская, Эскимосская. Этапы развития: генезиса и роста расцвет надлом разложение
Причиной формирования цив-ции Тойнби называет ответ на вызов. Причины исчезновения: неверный ответ на вызов творческое меньшинство идет на поводу общества творч меньшинство применяет силу и теряет доверие народа. Позитивные моменты цив подхода:
ц. п. позволяет рассмотреть историч процесс во всем многообразии открывает народу возможность не подгонять свою судьбу под заданные схемы позволяет оценить вклад разных народов в развитие мирового сооб-ва учитываются роль чел-ка, духовн, нравств, интеллект фактор об-ва недостатки: расплывчатость выделения критериев трудно определить ментальность и дух развития чел-ка
Цивилизация (по цив. подходу)- это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-полит орг-ции, культуре, эк-ке, и психолог чувство принадлежности к данному сооб-ву. 3. Типы общественного развития. (типы чел об-в) Признаки выделения типов чел. Об-в.
общность и взаимозависимость историко-полит судьбы и эк развития взаимопереплетение культур
наличие сферы общих интересов и общих задач с т. з. перспектив развития 1. Непрогрессивная форма: (аборигены Австралии, коренное насел-е Аиерики, племена Африки, малые народы севера Европы и Свбири). Сущность непрогр. типа: неизменность единыжды установл порядков, жесткое табу на изменение. Для эк жизни характерен кочевой или полукочевой образ жизни. Соц орг-ция: коллективизм, отсутствия гос-ва, обществ отн-я регулируются на основе обычаев и традиций.
Духовная культура: обожествление могущ сил природы, человек воспринимается как часть живой природы. Ценность типа: глубокое знание законов природы нет разрушения природы и среды обитания
2. Циклический тип. К этому типу относятся вост цив-ции Суть типа: изменения в этом типе происходят медленно после акробации опыта многими поколениями. Развитие происходит в виде спирали, медленно. Экономич. Структура: основу эк жизни сост аграрный тип развития господтво нат хоз-ва общинный коллект труд (формы ч/с не выражены) гос-во явл верховным собственником всех земель Полит структура: характ чертой явл созд-е сильных централиз г-в личный интерес был подчинен обществ интересу управление г-вом осуществляется при помощи чин-бюр м-ны обезличенность госуд машины соц структура: строгая иерархия слоев существуют только вертикальные связи
Характерна глубокая религиозность и вера в преопределенность мирового порядка. 3. Прогрессивный тип. (древнегреч, древнеримск, З-Е цив-ции) Суть: быстрое поступательное развитие. Экономич структура: ярко выражен изначально индустр тип
интенсивное развитие торговли и ремесла, развитие формы с/х Политич структура: рано появляется новая форма гос власти в виде демократии разумное сочетание личных и обществ интересов наличие развитых, независимых от власти горизонт связей Соц-классовая структура: множество прослоек возможен переход от одной соц группы к другой Дух жизнь и ментальность:
эти об-ва скорее светские, нежели религиозные. Здесь боги - те же самые люди, только наделенные большими кач-вами антропоцентрический хар-р культуры и ментальности инновационный хар-р мышления духовная свобода человека Противоречия: высокая соц-классовая дифференциация об-ваа и нерав-во возведение европ ценностей в абсолют
научно-техн прогресс ведет к господству голого рационализсма и потере гуманист ценностей
постепенно на фоне нтп идет утрата ценности личности, идет стандартизация мышления
радикальное вмешат-во в окр природу привело к глоб проблемам
4. Особенности становления русской цив-ции, факторы ее формирования. 1я концепция утверждает, что Россия - это часть зап цив-ции, и Россия и запад имели общие христианские ценности
2я концепция утверждает, что Россия - это часть вост цив-ции, и имеет много Восточных черт
3я концепция (Данилевский) утверждает, что России предначертан исключит тип развития, Россия будет спасительницей мира. Исходные позиции для анализа Русск цив-ции:
Россия цивилизационно не однородное государство. Это конгломерат разных народов с разной ментальностью
Россия находится на перекрестке двух типов цив-ций В и З, поэтому Р всегда будет стоять перед проблемой выбора путей развития Осн факторы становления Р цив-ции природно-географич и климатич этнич фактор духовный фактор Этапы развития: Доисторический (2 тыс лет до н. э. - 9 в) Киевская Русь 9-13 вв Московская Русь 14-17 вв Авторитарная Россия нач 18 в -1985 г Демократич правовая Россия 1985 - ? ?? ?
6. Образование восточнославянского гос-ва. Норманская и антинорманская теории. По поводу образования Восточнослав гос-ва сущ 3 теории: Норманская ( о завоевании Руси варягами) Антинорманская Теория о призвании варягов
Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер. Суть: 1. Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва
2. Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян. Доводы
Слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали на юге Руси еще в 4-5 вв н. э.
дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался чин-бюр апп-т 1-е киевск князья были варягами
в “Пов Врем Лет”есть упоминание о том, что славянск племена платили дань варягам, а значит были ими завоеваны. Антинорманская теория
Суть: вост славане сами сформировали гос-во, а варягине имели никакого отношения к формированию в-слав г-ва Доводы:
термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени роксолан рюрик - не варяг по происхождению, он выходец из вост пруссии у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что говорит о том, чт вост славяне были готовы создать гос-во. Теория о призвании:
Суть: гос-во извне принести невозможно, у вост признаки государственности. В кач-ве 1-х князей они пригласили варягов.
Государство- это особый аппарат управления, стоящий над об-вом и призванный охранять обществ порядок. Признаки гос-ва: единая терр-рия наличие чиновнич апп-та армия наличие суд системы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8