Финансовые меры: П изменил прямую подать. Сделав ее подушной и распространив ее на холопов, П значительно увеличил податное поступление. Столь же значительно он поднял косвенные налоги, увеличив пошлины. Перт изменил вес и чекан монеты. Он указал чеканитт новые рубли и полтины, но так, чтобы рубль был равен не 2 ефимкам как раньше, а 1, а полтина была в 0, 5 ефимка. Итог: в р-тате П удалось поднять гос доходы. До него казна получала 2, 5 млн рублей в год (старой монетой), а в конце его царствования доходы возросли до 10 млн с лишком новой монетой.
Церковная реформа: Реформа состояла в том, что патриаршество было упразднено вовсе и заменялось соборным управлением. Из лиц, принадлежащих к духовенству была учреждена духовная коллегия, названная синодом. Состав синода был такой же, как и прочих коллегий: президент, два вице-президента, советники, асессоры и секретари. При синоде стоял и обер прокурор. В делах веры синод имел силу и власть патриаршескую, но вместе с тем он стоял в ряду прочих коллегий, подчиняясь надзору генерал-прок-ра и сената. Так решил П1 вопрос о церк упр-ии, коренным образом уничтожив возможность столкновения представителей царской и церковной власти.
Просвещение: При П1 возник ряд практических школ для преподавания знаний по грамоте русской, по иностр языкам, по мат-ке, морскому делу, счетоводству и др. Он также принимал меры и к тому, чтобы вообще поднять культурный уровень об-ва. Для этого, например, П заботился о переводе разных полезных книг с иностр языков. Начал издавать“Ведомости и военных и иных делах”. В конце своего царствования он задумал и подготовил учреждение в Петербурге Академии наук для научных исследований и обучения наукам.
ВЫВОД: Положение сословий в г-ве по существу не было изменено: сословия не получили новые права и были оставлены при старых обязанностях. Упр-е по-прежнему было бюрократическим. Словом тип гос-ва, создавшийся до П, не был изменен. Все его перемены имели своим назначением совершенствовать старый строй, придавая ему более культурные европейские формы. Резкая по сути реформа была проведена только в церковном упр-ии, где с упразднением патриаршества церк жизнь была приведена в полное подчинение г-ву. 22. Время правления Екатерины 2. Просвещенный абсолютизм. попытка внедрения идей франц просветителей занималась просвещением людей форма г-ва - абс мон-хия ПОЭТОМУ ПРОСВЕЩ АБ-М Цели реформ: легитимизировать власть совершенствование законодат-ва При Е2 исчезает система посессионных кр-н. Экономика: отмена политики протекционизма меняется акцент политики меркантилизма ослабление гос контроля над частно-предпринимат деят-тью развитие банковского дела законодат закрепление ч/с отмена откупов и монополий на тот или иной вид прод-ции шоссейные и грунтовые дороги появление ассигнаций расширяются виды мануфактур Цели внешней политики: укрепление южных границ повышение авторитета России выход к черному морю укрепление самодерж власти укрепление зап границ укрепление позиций России в Польше 26. Внешняя политика А1. Цели: сохранение сил в Европе закрепление своих границ разграничение сфер влияния последствие - война со Швецией Итоги: укрепление междунар авторитета свящ союз неудача в б-бе с революц во Фр-ции укрепление собств границ
27. Общественные движения в России в первой половине 19 века. Декабристское движение. Предпосылки: внешнеполит усиление контактов России с зар странами либеральная деят-ть предыдущих правителей предоставление нек прав и свобод для дворян и горожан активное развитие кап отношений начиная с Петра1. проникновение переводной литературы ограничение цензуры разрешено было открывать частные типографии освобождение от догм религиозного сознания Причины: сохранение абс мон-хии нарастание нар волнения реакционная политика полное бесправие народа отсутствие личных, гр, полит, эк прав кр-н невозможность занятия своб предприним деят-тью сохр-е феод-креп пережитков отсутствие рынка тяж эк ситуация после 1812 года поворот в сторону реакции и возвращ-е к церк образов-ю Причины поражения: предательство несвоевременность восстания оборонит позиция числ превосходство царских войск не привлекли народ не было единства неявка руководителей восст-я слабая пропаганда несерьезное отношение к своему делу Значение: обществ резонанс заложили основы револ традиции обществ жизнь заморозилась на долгие годы Западники: Россия - часть зап цив-ции выступали за конст форму правл-я
считали, что надо отменить кр право и развивать капит отн-я как на Западе введение буржуазных свобод развитие идей просвещения Петр 1 спас Россию
30. Отмена крепостного права в России (предпосылки, ход, последствия). Предпосылки: деятельность просвещенных императоров (П1, Е2, А1) деят-ть передовой общественности и двор-ва
недовольство народа нарастанием революц ситуации в стране. Этому способствовало пораж-е в Крымской войне интенсивное развитие капит отн-й, начало пром переворота в России В 1857-58 гг во всех губерниях были созданы двор комитеты, кот должны были рассм вопрос о низвержении кр права. После систематизации всех этих предложений выявилось 3 позиции:
сохранение кр права, но лишь частичное его усовершенствование освобождение кр-н, но без земли (недостатки: г-во лишалось налогоплательщика, в г-ве началось бы бродяжничество и разбой, дворяне могли быстро изменить систему хозяйствования освободить кр-н с землей, но за выкуп.
19. 02. 1861 были подписаны документы по реформе, 5. 03 был опубликован 1 документ - манифест об отмене кр права, 2 документ - положение о кр-нах, вышедших из креп зав-ти. Основные положения реформы: была предоставлена личная свобода земля признавалась собств-тью помещика
кр-нин получал в пользование свои хоз постройки и опред кол-во земель кр-не должны были выкупить получ землю
Механизм выплаты: 20 % стоимости земли кр-н непосредственно платил помещику (либо 40 дней в году барщина). 80% стоимости земель за кр-на помещику сразу выплачивало г-во. А кр-н должен был в теч 49 лет этот долг вернуть г-ву. В том случае, если кр-н мог сразу выкупиться, но помещик этого не хотел, то в теч 20 лет помещик имел право на условиях временно обязанного. вышедшие из креп зав-ти кр-не объединялись в сельские общины. Позитивные последствия:
В России было отменено рабство, кр-во получило личную свободу реф-ма способствовала развитию кап отн-й в России Негативные последствия:
существовала кабала с выкупом земель для кр-н. За этот период выкупные платежи были отменены в 1906 году, кр-не выплатили г-ву в 3 раза больше стоимости земель реф-ма породила проблему малоземелья кр-н
замкнутость и привязанность с с/общине тормозили развитие кап отношений, а именно: не было свободного ухода, замедлялся процесс дифференциации, с/о придерживалась уравнит принципа, не было возможности использовать новую технику В России сохранялось помещичье землевлад-е. Развитие кап-ма в России пошло по Прусскому пути.
31. Либеральные реформы 60-70-хх в области мсу, суда, армии, образования. Реформа мсу:
Делится на 2 составляющих: 1. Земская реформа, кот была проведена в губерниях 2. Городская
1. В январе 1864 вышло положение “ о губернских, уездных и земских учреждениях”. В соответствии с ним создавались органы мсу, кот назывались земствами. Эти земства формировались на выборной основе, к выборам допускались все сословия. Все население было разделено на 3 избир группы - курии. 1 курия - землевлад, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвитж-ти от 15000 руб. 2 курия городская. Сюда допускались гор промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/г 3 - сельская курия. 1 гласный выбирался на каждые 3000 высших кр наделов. Т. о. было обеспечено представит-во дворянского сословия. Для сельской курии выборы были многоступенчатыми. Структура земских учреждений: это орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные предводители дворянства. Губ и уездн собрания работали независимо друг от друга. Они лишь раз в год собирались для координации действий. Исполнит органы - губ и уездн управы. Выбирались на земских собр-х. Права органов мсу: решали проблемы сбора налогов. При этом определ % оставался на местах. Решали вопросы хоз жизни региона. Проблемы культуры, обр-я, соц обеспечения. Губ, земск учрежд-я подчинялись только сенату. Губернатор в деят-ть местн учрежд-й не вмешивался, а только следил за законностью дейтвий. К нач 70-х г на терр России было создано 35 омсу (в 35 губ-х из 59) Позитивность в реформе: всесословность выборность начало разделения властей начало формиров-я гражд с/сознания Недостатки:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8