Дата добавления: март 2006г.
Р Е Ф Е Р А Т Тема: "Социально-экономический и политический строй. Внутреняя и внешняя политика Киевской Руси" I. Образование Древнерусского государства. 1. Факторы обусловившие образование государства: а) социальные; б) внешнеполитические и экономические; в) общественные; г) "союзы союзов". II. Социально-экономический строй. 1. Управление: а) князь; б) община; в) вече; г) система "старший город - пригороды". 2. Социальный строй: а) феодализм. 3. Категории населения: а) свободные общины; б) смерды; в) закупы; г) изгои (свободные и зависимые); д) челядь и холопы. 4. Вотчина. 5. Экономическое развитие. 6. Церковь. III. Политический строй. 1. Князь. 2. Община. IV. Внутренняя политика. 1. Занятие славян. 2. Князь и его дружина. Полюдье. 3. Вотчинная собственность. 4. "Правда Русская" 5. Социальная организация и система управления государством 6. Восстания и социальное волнение. V. Внешняя политика. 1. Русско-византийские отношения. 2. Разгром Хазарского каганата. 3. Борьба против кочевников.
I. Образование 1. Факторы Из ряда существующих в советской Древнерусского обусловившие исторической науке концепций государства образование происхождения славян наиболее государства: полно отвечает требованиям современной науки так называемая Днепровско-Одерская концепция происхождения славян академика Б. А. Рыбакова, в соответствии с которой с сере дины II тыс. до н. э. в северной части Восточной Европы между Днепром и Одером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из состава индоевропейцев. По мнению Седова и некоторых других ученых, историю праславян следует вести приблизительно с середины I тыс. до н. э.
а) социальные; В письменных источниках, относящихся к началу нашей эры, славяне упоминаются под названием "венеды". Известно что венеды вели оседлый образ жизни, знали пашенное земледелие. У них существовала внутренняя торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя торговля, в частности, с Римом. Торговля ускоряла процесс дифференциации общества, способствовала появлению богатой социальной верхушки. Малая семья, состоящая из мужа, жены, детей, становилась составной частью важнейшей социальной клеточки общества - сельской общины. В сельской территориальной общине выделялись отдельные, зажиточные семьи, обладавшие определенной собственностью. В VIв. усиливается военная и политичес кая власть. Все это ускоряло имущественную и социальную дифференциацию славянского общества, и формирование в ней классовых отношений. По мере углубления социальной дифференциации в союзах племен все более усиливалось государственное начало, что неизбежно вела в конечном счете к образованию государства. Но этот процесс потребовал длительного времени.
б) внешнеполи- Неблагоприятно складывается и внешнеполитический фактор. тические На экономическом развитии славян тяжело отразилось нашествие гуннов. В результате этого задержалось и их собственное развитие. Как считал М. Н. Тихомиров, о при чинах возникновения государства было "развитие земледе лия и ремесла в области экономики, развитие феодализма - в области общественных отношений". Так в VII-VIIIвв. в связи с ростом производительности труда становилось вполне возможной индивидуализация производства. Подго тавливались условия для перехода от раннеклассовых от ношений к феодализму. Экономический прогресс у восточ ных славян являлся движущей силой их общественного раз вития. При условии существования индивидуальных хо зяйств дополнительный продукт, получаемый в них и достигавший значительных размеров, становился собствен ностью производителя и мог являться источником обогаще ния. Так возникло сначала имущественное, а потом и со циальное неравенство. Так же в это время складывалась и росла частная собственность у зажиточных член общины. Формировалась социальная верхушка общеста.
в) общественные Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия. Однако при этом еще дол гое время сохранялась первобытные демократи ческие учреждения - народные собрания и со вет старейшин: Но народное собрание превра щалось в собрание воинов которому военный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной, навязывал свою волю, приобретая все большее влияние и власть за счет других старейшин. Таким образом шел процесс преоб разования органов общественного самоуправле ния в государственные органы. Военная демок ратия постепенно перестала в военноиерархи ческое правление-княжение. Органы обществен ного самоуправления превращались в органы господства и угнетения, направленные против народа. Завершалось тем самым оформление государственного строя, важнейшим признаком которого было по явление особой, не совпада ющей непосредственно с населением, отделен ной от него публичной власти, располагающей специальным аппаратом управления и распрост раняющейся на определенную территорию. Воен ный предводитель крупного союза племен прев ращался в правителя - князя. 56 0Главенство князей приобретало характер осуществления властных классовых функций. Приближенные князя становились его советниками и намест никами. Дружина превращалась в военную силу, которая подавляла сопротивление эксплуатиру емых масс и вела захватнические и оборони тельные войны. 57 0Указанный процесс преобразо вания органов общественного самоуправления в государственные органы не был актом единов ременным для всех союзов восточнославянских племен. В VIIIв. в условиях борьбы с кочев никами в Среднем Приднепровье произошло объ единение нескольких союзов племен или княже ний в "союз союзов" под названием "Русь" столицей которого стал Киев.
г) "союзы союзов". г) "Союзы союзов", объединявшие по несколько союзов племен-княжений, являлись новыми об разованьями и отражали более высокий этап в процессе восточнославянской консолидации. Примерно на рубеже VIII-IXвв. приднепровский союз союзов племен "Русь" перерастает еще более мощное объединение с названием "Русская земля", включавшее значительное число союзов славянских племен. Летопись их перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полоча не, Дреговичи, Север. Это уже почти половина восточных славян. Правила в этом госу дарственном объединении, по своей вероят ности, династия Кия, представителями которой в середине IXв. были, по сообщению летописи, князья Дир и Аскольд.
II Социаль- 1. Управление В современной исторической но-экономичес- науке сложилось традиция, изоб кий строй. ражающая Киевскую землю чуть ли не оплотом монархизма в Киевской Руси и про тивопоставляющая ее в этом отношении городам с сильным вечевым началом, таким, как Полсук и Новгород. а) князь; В. Л. Янин и М. Х. Плешковский усматривают в новгородской республике нечто финаменальное, совершенно непохожее на социально - полити ческую организацию древнерусских княжеств, в частности Киевского княжества, где господствовала якобы монархическое начало. 58 М. П. Толочко пишет о том, что "верховным гла вой" в Киеве являлся великий князь. Правда, известную роль играло и вече: "При сильном киевском князе вече была послушным придатком верховной власти, при слабом - зависимость была обратной. Другими словами, в Киеве XI-XIIвв. существовали, дополняя друг друга, а нередко и вступая и в противоречие, орган феодальной демократии (вече) и представитель монархической власти (великий князь)". 59 0Фор мирование территориальных связей, складыва ние города - волости (города - государство) более или менее хорошо прослеживается на ма териалах, относящихся к истории Киевской земли. Под 996г. летопись сообщает о том, что старая система родовой защиты начинает давать сбои. Владимир как представитель от живающего строя ищет пути решения этой проб лемы. С летописью перекликается известная былина об Илье Муромце и Соловье - разбойни ке. В образе Соловья следует видеть не "столько придорожного грабителя, сколько представителя косных сил родоплеменного строя. " Прав Б. А. Рыбаков, отметивший, что соловей - не обычный разбойник на большой дороге, который живет за счет проезжих тор говых караванов. Можно сказать, что образ Со ловья порожден эпохой формирования террито риальных связей. Родовой строй уходил в прошлое отнють не безболезненно, подчас от чаянно сопротивлялся. Весьма характерно упо минание летописью бедняков и нищих, живых в Киеве во времена Владимира: "И сотвори (Вла димира. -Авт. ) праздник велик.... болярам и старцем градским, и убогим раздая именье много". 5 0Князь "повеле всякому нищему и убогому приходите на двор князь и взимает всяку потребу питье и яденье, и от скотьниць кунами". 5 0Эти убогие и нищие конечно, явле ние нового времени - периода распада старого родоплеменного единства. б) община; В коллизиях гибели родоплеменного строя рождалась новая киевская община, которая властно заявляет о себе со страниц летописи. Это несмотря на то что летописец стремился в первую очередь отразить деятельность князей. В 980г. Владимир, собрав огромную рать, по шел на своего брата Ярополка княжившего в Киеве. Ярополк не мог "стати противу, и зат ворился Киеве с людьми своими и с Блудам". 514 Владимиру удалось склонить к измене Блуда. И стал Блуд "лестью" говорить князю: "Кияне слются к Владимеру, глаголюще" Преступай к граду, яко предамы ти Ярополка. Побегни за град. " 515 0Напуганный Ярополк "побежал", а Владимир победно "вниде в Киев". 516 0Отсюда ясно, что уже в этот ранний период положение князя в Киеве в немалой мере зависело от расположения к нему городской массы. Поэтому не выглядит неожиданной и история, произо шедшая с тмутараканским Мстиславом, когда он "приде ис Тъмутороканя Кыяву, и не прияма его кыне". 517 0Князья, правившие в конце X на чале XIвв. считались с растущей силой го родской общины, стремились ее как-то убла жить. Не случайно Святополк скрывая от киев лян смерть Владимира, 518 0а сев на стол, соз вал "кыян" и "нача даяти им именье". 519 0После убийства Бориса и Глеба, он также "созвав люди, нача дояти овем корзна, а другим куна ми, и раздая множество". 520 0Крепнущая го родская община держала в поле зрения и рели гиозный вопрос, Князь Владимир предстает на страницах летописи в окружении не только дружинном, но и народном. Вместе с "людьми" он совершает языческие жертвоприношения. 521 Особенно важно подчеркнуть причастность "лю дей" киевской общины к учреждению христи анство на Руси. Они присутствуют на совеща нии по выбору религии, подают свой голос, избирают "мужей добрых и смысленных" для заграничного путешествия с целью "испытания вер". 522 0В одной из скандинавских саг гово рится о том, что по вопросу о вере русский князь созывает народное собрание. 524 0При ре шение важнейших вопросов князья должен были считаться с мнением городской общины. Внима тельное отношение к городской общине станет еще понятнее, если учесть, что она обладала военной организацией, в значительной степени независимой от князя. Вои, городское ополче ние - действенная военная сила уже в этот ранний период. Именно с воями князя Владимир "поиде противу" печенегам в 992г. 525 0Любопыт но, что в легенде, помещенной в летописи под этим годом, героем выставлен не княжеский дружинник, а ...нама - кожемяка - выходец из простонародья. В 997г. Владимир не сумел вы ручить белогвардейцев, поскольку "не бе бо вой у него, печенег же множьство много". 526 Без народного ополчения (воев) справиться с печенегами было невозможно. Вои активно участвовали и в междоусобных княжеских расп рях. Не зря советники Бориса Владимировича говорили ему: Се дружина у тобе отьня и вои. Пайди, сяди Кыеве на столе отни". 527 0Вои так же служили опорой Ярославу в его притязаниях на Киев, а Святополку - для отражения яросла вовых полков. 528 в) вече; Так начинался процесс формирования волост ной общины в Киевской земле. Особый интерес представляет события в Киеве в 1068-1069гг. , в которых перед нами выступает достаточно конституированная городская община. Так пик ее самовыражение - вече, т. е. сходка всех свободных жителей Киева и его окрестностей. Возмущеные, требующие оружие киевляне соби раются на торговище. Из слов летописца явствует, что "людье", собравшиеся на вече, сами принимают решение вновь сразиться с по ловцами и предъявляют князю требование о вы даче коней и оружие. То есть проявляется не зависимость веча по отношению к княжеской власти. В событиях 1069-1069гг. киевская об щина действует как вполне самостоятельный социум, ставящий себя на одну доску с кня жеской властью. Вместо изгнанного Изяслава киевские "людье" сажают на стол Всеслава. Что касается состава киевлян, изгнавших Изяслава, то к этому вопросу имеется несколько точек зрения. М. Н. Тихомиров и Л. В. Черепин считали, что термин "людье киев тии" обозначает торговоремесленное население Киева. 529 0Б. Д. Греков писал о том, что "движение киевлян 1068г. против Изяславича в основном было движением городских масс". В то же время он замечая: "Но не только в XIв, а и позднее трудно отделить городскую народ ную массу от сельского населения. Необходимо допустить, что и в этом движении принимало участие сельское население, подобно тому, как это было в 1113г. в Киеве". 530 0Несколько иначе к решению этого вопроса подходит В. В. Мавродин: "Кто были киевляне - "людьи кы евстии? " Это не могли быть ни киевская бо ярская знать, ни воины киевского "полка", ни тем более княжеское дружинники, так как и те, и другие, и третьи не нуждались ни в оружии, ни в конях. Нельзя также предложить, что под киевлянами "повести временных лет" следует подразумевать участников битвы на берегах Альты, потерявших в бою с половцами и все свое военное снаряжение и коней. Пеш ком и безоружными они не могли бы уйти от быстроногих половецких коней, от половецкой сабли и стрелы. Прибежали в Киев жители ок рестных сел, спасавшиеся от половцев. Они-то и принесли в Киев весть о том, что половцы рассыпались по всей киевской земле, жгут, убивают грабят, уводят в полон. Их-то и име ет в виду "Повесть временных лет", говорящая о киевлянах бегущих от половцев в Киев. " 531 На Киевском вече вечники без князя обсуждают сложившуюся обстановку, изгоняют одного пра вителя и возводят на княжеский стол другого, договариваются о продолжении борьбы с вра гом, правят посольства. В событиях 1068-1069г. г. вече вырисовывается как вер ховный орган народоправства, возвышающейся над княжеской властью. г) система Что касается системы "старший "старший город город - пригороды", то первые ее
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6