Рефераты. Социально-экономический и политический строй. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси - (реферат)

p>IV. Внутренняя 1. Занятие После Олега (879-912гг. ) княжил политика. славян. Игорь, которого называют Игорем Старым (912 942гг. ) и считают сыном Рюрика. Игорь погиб

    при своеобразных обстоятельствах. О них под
    робно, очевидно, на основании преданий, так
    повествует русская летопись. Дружинники Иго
    ря пожаловались князю на то, что отроки Све
    нельда богаты, а они бедны. Свенельд как раз
    вернулся с полюдья в земле древлян, и теперь
    по настоянию дружины туда отправился и
    князь. Ему удалось собрать дань, но при
    возвращении Игорю и какой-то части дружины
    показалось, что эта часть невелика. Князь
    отпустил большую часть дружины, а с оставши
    мися пошел по дань вторично. Очевидно он на
    рушил пакт (ряд) о соборе полюдья, и на сей
    раз древляне не выдержали и, напав на князя,
    перебили его и его спутников. После Игоря
    страной стала править его жена, теперь уже
    вдова, Ольга, которая оказалась вполне на
    уровне крупного государственного деятеля.
    Ольга провела ряд важных реформ, из которых
    самая значительная - административно-налого
    вая: есть основание полагать, что при Ольге
    архаичная система полюдья, повсеместно расп
    ространенная прежде, была отменена и замене
    на систематической уплатой дани, которая со
    биралось в административных центрах (по
    гостах) специальными чиновниками прави
    тельства (тиунами). Ольга ездила в Констон
    тинополь в 955г. и приняла там христианство,
    однако она имела отношения и с западной цер
    ковью. Возможно это и привело к тому, что,
    согласно летописи, в 964г. Святослав "возму
    жая" и отстранил мать от власти. Святослав
    был прежде всего князем-воином, стремившимся
    приблизить Русь к крупнейшим державам тог
    дашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла
    почти в непрерывных походах и сражениях: он
    разгромил Хазарский каганат, нанес сокруши
    тельное поражение печенегам под Киевом, со
    вершил два похода на Балканы. После гибели
    Святослава великим князем стал его сын Яро
    полк (972-980гг. ) Своей главной задачей Яро
    полк считал объединение всей державы, и вся
    чески стремился к осуществлению этой цели.
    Советником князя стал на первых порах
    престарелый воевода Свенельд. Однако осу
    ществить задуманное не удалось из-за военных
    действий против Олега, затем против своего
    брата Владимира, который и одержал победу в
    сражении. А вскоре, во время встречи с побе
    дившим братом Ярополк бы убит двумя варяга
    ми. Владимир остался единовластным правите
    лем державы.

2. Князь и его б) В княжение Владимира Святославича к Древне дружина. руссому государству были присоединены червенские

    Полюдье. города - восточнославянские земли по обе стороны
    Карпат, земля вятечей. Созданная на юге
    страны линия крепостей обеспечила более
    действенную защиту страны от кочевников-пе
    ченегов. Владимир стремился не только к по
    литическому объединению восточнославянских
    земель. Он хотел подкрепить это объединение
    единством религиозным, реформировав традици
    онные языческие верования. Из многочисленных
    языческих богов он выбрал шесть, которых
    провозгласил верховными божествами на терри
    тории своего государства. ПВЛ отмечает: "и
    стал Владимир княжить в Киеве один и поста
    вил кумиры на холме за теремным двором: де
    ревянного Перуна с серебряной головой и зо
    лотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стри
    бога, Симаргла, Мокоши. И приносили им жерт
    вы, называя их богами, и приводили к ним
    своих сыновей и дочерей, а жертвы те шли
    бесами и оскверняли землю жертвоприношениями
    своими. " Послание другим богам жестоко
    преследовалось. Неканонические идолы уничто
    жались. Однако языческая реформа не удовлет
    ворила князя Владимира. Проведенная
    насильственным способом и в кратчайшие сро
    ки, она не могла быть успешной. Кроме того,
    она никак не отразилась на международном
    престиже Древнерусского государства. Христи
    анскими державами языческая Русь воспринима
    лась как варварское государство. Давние и
    прочные связи Руси и Византии в конечном
    итоге привели к тому, что Владимиром в 989г.
    было принято христианство в православном его
    варианте. Проникновения христианства на Русь
    началось за долго до признания его официаль
    ной государственной религией. Христианами
    были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие
    христианства уровняло Киевскую Русь с сосед
    ними государствами. Христианство оказало ог
    ромное влияние на быт и нравы Древней Руси,
    политические и правовые отношения. Христи
    анства, с его более развитой по сравнению с
    язычеством богословско-философской системой,
    более сложным и пышным культом, дало огром
    ный толчок развитию русской культуры и
    искусства. Прослеживается влияние христи
    анства и на политическую структуру Древне
    русского государства. Но именно здесь отчет
    ливо проявились противоречия между мероприя
    тиями киевских князей, пытавшихся с помощью
    новой религии укрепить центральную власть,
    и, в конечном счете, реальным ходом социаль
    но-экономического развития, которое вело
    "державу Рюриковичей" к неизбежной победе
    раздробленности уже на новой основе. Чтобы
    укрепить свою власть в различных частях об
    ширного государства, Владимир назначил своих
    сыновей наместниками в различные города и
    земли Руси. После смерти Владимира между сы
    новьями началась ожесточенная борьба за
    власть. Один из сыновей Владимира, Свято
    полк, захватил власть в Киеве и объявил себя
    великим князем. По приказу Святополка были
    убиты трое его братьев - Борис ростовский,
    Глеб муромский и Святослав древлянский. За
    нимавший престол в Новгороде Ярослов Влади
    мирович понимал, что опасность угрожает и
    ему. Он решил выступить против Святополка,
    призвавшего себе на помощь печенегов. Войско
    Ярослава состояло из новгородцев и наемни
    ков-варягов. Междоусобная война между брать
    ями завершилась бегством Святополка в Поль
    шу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович
    утвердился в качестве Великого князя Ки
    евского (1019-1054гг. ) В 1024г. против
    Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутара
    канский. В результате этой усобицы братья
    поделили государство на две части: область к
    востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а
    территория западнее Днепра осталась за
    Ярославом. После смерти Мстислава в 1035г.
    Ярослав стал единодержавным князем Киевской
    Руси. Время Ярослава - это время расцвета
    Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших
    государств Европы. Самые могущественные
    государи стремились в это время к союзу с
    Русью.
    3. Вотчинная в) Носители верховной власти в

собственность. Киевской державе считался весь княжеский род, а каждый отдельный князь считался только

    временным владельцем княжества, которое
    доставалось ему по очереди старшинства.
    После смерти великого князя на его место
    "садился" не его старший сын, а старший в
    роду между князьями. Его освободившийся удел
    доставался также следующему по старшинству
    среди остальных князей. Таким образом князья
    передвигались из одной области в другую, из
    менее в более богатую и престижную. По мере
    мере увеличения княжеского рода расчет по
    старшинству становился все труднее. В отно
    шения князей вмешивалось боярство отдельных
    городов и земель. Способные и даровитые
    князья стремились подняться выше своих роди
    чей. После смерти Ярослава мудрого Русь
    вступила в период княжеских усобиц. Однако о
    феодальной раздробленности в это говорить
    еще нельзя. Она наступает, когда окончатель
    но сформировываются отдельные княжества-зем
    ли со своими столицами, а на этих землях
    закрепляются свои княжеские династии. Борьба
    же между сыновьями и внуками Ярослава Мудро
    го была еще борьбой направленной на поддер
    жание принципа родового владения Русью.
    Ярослав Мудрый перед смертью разделил
    Русскую землю между своими сыновьями. Княже
    ние последнего из сынове Ярослава, Всеволо
    да, было особенно беспокойным: младшие
    князья ожесточенно враждовали из-за уделов,
    половцы часто нападали на русские земли. Сын
    Святослава, князь Олег, вступил в союзные
    отношения с половцами и неоднократно приво
    дил их на Русь. Занятия славян и их социаль
    ная организация. Основой хозяйства восточных
    славян было пашенное земледелие. Применялись
    пахотные орудия с железными рабочими частями
    - рало (в южных областях), соха (на севере).
    Подчиненную роль в хозяйстве играли ското
    водство, охота, рыболовство, бортничество.
    Хозяйственной ячейкой была преимущественно
    малая семья. Низшим звеном социальной орга
    низации непосредственных производителей,
    объединявшим хозяйства отдельных семей, слу
    жила соседская (территориальная) община
    вервь. Переход от кровнородственной общины и
    патриархального рода к соседской общине и
    малой семье произошел у славян в ходе рассе
    ления VI-VIII вв. Члены верви совместно вла
    дели сенокосными и лесными угодьями, а па
    шенные земли были поделены между отдельными
    крестьянскими хозяйствами. На основе по
    лянского союза племенных княжеств к началу
    IX в. сложилось политическое образование,
    носившее название Русь. Распространено мне
    ние о привнесении этого термина в Восточную
    Европу скандинавскими дружинниками (имено
    вавшимися на Руси варягами). Но его первое
    достоверное упоминание на юге Восточной Ев
    ропы (в так называемом "Баварском хроногра
    фе", составленном между 811 и 821 гг. ,-Ruzzi
    названы после хазар, обитавших между Доном и
    Волгой) относится ко времени, когда
    присутствие норманнов в этом регионе еще не
    прослеживается. Вопрос остается дискуссион
    ным, но наиболее вероятно, что это название
    имеет местное, южное (при этом, скорее все
    го, неславянское в основе) происхождение и
    восходит ко времени во всяком случае раннее
    IX в. В Этом же столетии оно выступает как
    обозначение этнополитического образования,
    не совпадающего территориально ни с одним
    славянским союзом племенных княжеств: "Русь"
    в IX в. включала помимо земли полян значи
    тельную часть территории северского союза.
    Центром Руси стал Киев. Факт присутствия на
    Руси в IX-X вв. скандинавских дружинни
    ков-варягов и летописный рассказ о варяжском
    происхождении древнерусской правящей ди
    настии (Рюриковичей) породили длительную (с
    XVIII в. ) дискуссию между норманистами и ан
    тинорманистами. Первые отстаивали точку зре
    ния о создании Древнерусского государства
    скандинавами, а вторые отрицали это. В
    настоящее время у отечественных и зарубежных
    исследователей не вызывают сомнения как
    местные корни восточнославянской госу
    дарственности, так и активное участие в про
    цессе складывания Киевской Руси (главным об
    разом, в формировании господствующего слоя)
    выходцев из Скандинавии. Вместе с тем сохра
    няется и ряд разногласий по частным вопросам
    этой проблемы, в том числе о призвании Рюри
    ка. Князь и его дружина. Полюдье. Правитель
    Руси в первой половине IX в. принял в допол
    нение к общеславянскому титулу князь восточ
    ный титул "каган" ("хакан"), у тюркских и
    монгольских народов обозначавший верховного
    правителя ("хан ханов"). Это событие имело
    большое значение. Во-первых, титулом "каган"
    именовался правитель Хазарии - государства,
    созданного в VII в. в регионе Нижней Волги и
    Дона тюркскими кочевниками - хазарами. Часть
    восточных славян (поляне, север, радимичи и
    вятичи) были вынуждены выплачивать хазарско
    му кагану дань. Принятие киевским князем ти
    тула кагана символизировало, таким образом,
    независимость нового государства - Руси - от
    хазар. Во-вторых, оно подчеркивало верхо
    венство русского князя над князьями других
    крупных славянских общностей, которые в то
    время носили титулы светлый князь и великий
    князь (эти титулы сохранялись, наряду с ти
    тулом кагана, и за киевским князем в IX
    первой половине X в. ). IX-X века были време
    нем постепенного вовлечения в зависимость от
    Киева восточнославянских союзов племенных
    княжеств. Ведущую роль в этом процессе игра
    ла военно-служилая знать - дружина киевских
    князей. Дружинный слой у славян фиксируется
    по византийским источникам и данным археоло
    гии уже в эпоху расселения, в VI-VII вв. К
    IX в. он несомненно выдвигается на ведущие
    позиции в обществе. Для некоторых из союзов
    племенных княжеств подчинение киевским
    князьям проходило в два этапа. На первом
    этапе союз сохранял внутреннюю "автономию",
    будучи обязан лишь выплачивать подать
    дань. Дань собиралась киевскими дружинными
    отрядами, которые объезжали территории под
    чиненного союза; такой объезд со сбором дани
    именовался полюдье. Взималась дань в X в. в
    фиксированных размерах, в натуральной или
    денежной форме. Существовали единицы обложе
    ния: дым (т. е. крестьянский двор), рало,
    плуг (эти термины обозначали в данном случае
    единицы земельной площади, соответствующие
    возможностям одного крестьянского хо
    зяйства). Есть данные, что социальные про
    цессы, свойственные среднеднепровской
    "Руси", происходили и в других союзах пле
    менных княжеств (складывание системы сбора
    дани, выдвижение на ведущие роли в обществе
    военно-служилой знати). Опережающее развитие
    Руси выразилось в вынесении даннической
    системы за рамки "своего" союза, переходе к
    эксплуатации "чужих" общностей. Вторым эта
    пом было непосредственное подчинение союза
    племенных княжеств, ликвидация местного кня
    жения и посажение в качестве князя-наместни
    ка представителя киевской династии. При
    этом, как правило, строился новый град, ста
    новившийся центром территории вместо старого
    "града" "племенного" центра. Целью такой
    смены центра была нейтрализация сепара
    тистских тенденций местной знати. Древляне
    были обложены данью еще в IX в. , но полное
    их подчинение относится к 945-946 гг. В 945
    г. древляне восстали против киевского князя
    Игоря, нарушившего установленные нормы взи
    мания дани, и убили его. Вдова Игоря Ольга,
    мстя за смерть мужа, учинила жестокий разг
    ром Древлянской земле. Для земель дрегови
    чей, радимичей и кривичей первый этап подчи
    нения относится к IX в. , второй - к концу X
    в. , вятичей - соответственно ко второй поло
    вине X и второй половине XI в. (эта восточ
    нославянская общность дольше всех боролась
    за свою самостоятельность). Покорение волы
    нян и хорватов было одноэтапным: в конце X
    в. они были сразу же непосредственно подчи
    нены Киеву. Что касается уличей и тиверцев,
    то их земли в X в. были заняты тюркскими ко
    чевниками - печенегами. Особый случай
    включение в состав Киевской Руси земли сло
    вен. В этом регионе к середине IX в. сложи
    лось полиэтничное политическое объединение,
    включившее помимо словен часть кривичей и
    финноязычного населения (чуди). Входили в
    него также и переселенцы из Скандинавии.
    Около 60-х годов IX в. на княжение в это
    объединение был приглашен норманнский конунг
    (князь) Рюрик, пришедший со своей дружиной.
    Его преемник Олег (по одной версии - сканди
    нав, по другой - представитель местной зна
    ти, включавшей в себя со второй половины
    VIII в. скандинавские элементы) в 882 г.
    захватил Киев, центр "Руси". Но поскольку
    потенции государствообразования в этой
    последней были гораздо сильнее, чем в север
    ном политическом объединении, во княжение
    Олега в Киеве имело следствием превращение
    земли словен в территорию, зависимую от Кие
    ва, и обложение ее данью. С ликвидацией "ав
    тономии" восточнославянских союзов племенных
    княжеств изменялась форма эксплуатации их
    населения киевской военнодружинной знатью.
    Теперь не было необходимости в полюдье
    объездах, исходящих из Киева; дань собира
    лась наместниками киевского князя, правивши
    ми на территориях бывших союзов племенных
    княжеств. Часть собранной дани (по имеющимся
    сведениям, две трети) отправлялась в Киев,
    другая распределялась между дружинниками
    князя-наместника. Территории в рамках едино
    го раннефеодального государства, управляемые
    князьями - вассалами киевского правителя,
    получили наименование волость. Государство
    же в целом в X в. носило название "Русь"
    (распространившееся с региона Среднего Под
    непровья на всю территорию, подвластную ки
    евским князьям) и "Русская земля". Такая
    структура государства сложилась к концу X
    в. , в эпоху киевского княжения Владимира
    Святославича, который посадил на княжение в
    девяти крупнейших центрах Руси своих сыно
    вей: в Новгороде (земля словен) - Вышеслава,
    позже Ярослава, в Полоцке (кривичи)
    Изяслава, в Турове (дреговичи) - Святополка,
    в земле древлян - Святослава, во Владими
    ре-Волынском (волыняне) - Всеволода, Смо
    ленске (кривичи) - Станислава, Ростове (зем
    ля финноязычного племени меря) - Ярослава,
    позже Бориса, в Муроме (финноязычная мурома)
    - Глеба, Тмутаракани (русское владение на
    Таманском полуострове) - Мстислава. Помимо
    этих земель восточнославянских и частично
    финноязычных народов, составлявших террито
    рию Древнерусского государства, в IX-X вв.
    сложилась широкая неславянская периферия из
    финноязычных и балтоязычных племен, которые
    не входили непосредственно в состав Киевской
    Руси, но были обязаны русским князьям данью.
    В нее входили этносы, обитавшие вдоль севе
    ро-западных, северных и северо-восточных
    границ Руси: Литва, курши, земгалы, латгалы,
    ливы, чудь (эсты), еж (племя в Восточной
    Финляндии), печеры, пермь, черемисы (марий
    цы), мордва и др. Волости сложились на осно
    ве территорий прежних союзов племенных кня
    жеств, но их границы не оставались неизмен
    ными. Они менялись в результате деятельности
    князей, междоусобных войн, разделов и деле
    жей территории. Так, в 1054 г. по завещанию
    киевского князя Ярослава Мудрого произошел
    раздел между его сыновьями Изяславом, Свя
    тославом и Всеволодом территории "Руси" в
    узком смысле. Киев остался за старшим
    Изяславом, а города Чернигов и Переяславль
    на побережье Днепра стали центрами княжений
    младших братьев, при этом в волость Свя
    тослава вошли территории вятичей и Муром, а
    Всеволод получил Ростовскую землю. В ки
    евское княжение Всеволода Ярославича
    (1078-1093) на юго-западе Руси сформирова
    лись волости с центрами в Перемышле и Тере
    бовле. Главной формой эксплуатации земле
    дельческого населения в конце X - середине
    XII в. оставалась государственная дань - на
    лог. В то же время к данному периоду от
    носится начальный этап складывания на Руси
    индивидуальной крупной земельной собствен
    ности - вотчины. Княжеская вотчина (домен)
    начала складываться еще во второй половине X
    в. - в это время уже известны княжеские села
    и охотничьи угодья. В XI в. появляется зе
    мельная собственность у дружинников и церк
    ви. Но вотчинная форма собственности не иг
    рала еще существенной роли - ее удельный вес
    был незначителен, основная часть территории
    находилась в корпоративной (государственной)
    собственности военно-дружинной знати, реали
    зуемой через систему даней-налогов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.