Вся работа по обработке дерева велась плотником, который, начиная от рубки дерева и, заканчивая постройкой дома, выполнял все сам.
К кожевнику обращались лишь в исключительных случаях, и только представители родовой знати.
Гончарное ремесло являлось преимущественно домашним. Однако выделка художественной посуды была специализированной отраслью ремесла. Конечно, ремесло сначала не играло большой роли, так как община продолжала обеспечивать себя сама и лишь изредка прибегала к услугам какого - либо мастера. Но с развитием торговых связей оно стало иметь все большее значение, а, начиная с эпохи великой греческой колонизации ремесло, переживает свой “золотой век”. §3. Рождение полиса.
Как уже было рассказано, аттическое население жило изолированными общинами. На территории Аттики издавна жили четыре крупных племени. Дорийское нашествие затронуло Аттику лишь косвенно, что выразилось в том упорном сопротивлении, которое оказали завоевателям жители Афин. Раскопки 30-х годов XX века полностью подтвердили это предание. В ХI в. до н. э. на Афинском акрополе были возведены мощные оборонительные сооружения. Успешному отпору благоприятствовало географическое положение Афин: в центре афинской равнины поднимается скала акрополя, которая с трех сторон отвесна и лишь на западе имеет сравнительно пологий склон. Три горные вершины защищают подступы к нему от вторжений извне Немаловажную роль для успеха афинян в отражении натиска дорийцев сыграл большой приток населения с Пелопоннеса, где дорийское нашествие сказалось больше, чем в других территориях. Согласно свидетельству Фукидида, это была наиболее влиятельная часть ахейской знати: “.... вытесняемые войной или междоусобицами, самые могущественные обитатели из почей Эллады удалились к афинянам, так как те сидели на земле крепко, и, становясь, тот час гражданами в Аттике, уже с давней поры сделали государство еще большим по количеству населения, так что впоследствии, когда в Аттике не оказалось достаточно земли, афиняне отправили колонии даже в Ионию.... ”* [* Колобова К. М. , Очерки истории Древней Греции, Л. ,1958, с. 35]. Итак, жителей в Аттике стало больше, военные действия сплотили население, но не только это обстоятельство привело к зарождению полиса. Это событие имело под собой целый ряд причин, а процесс растянулся на более чем четыреста лет (с середины ХI по VI век до н. э. )* [** Фролов Э. Д. , Рождение греческого полиса, Л. , 1988, с. 63]*. Становление полиса и его развитие прошли две главные фазы, определяющиеся двумя фазами, на которые по уже принятой периодизации принято разделять историю Греции: гомеровской (ХI - IХ в. в. до н. э. ) и архаической (VIII - VI в. в. до н. э. )* [*** Там же, с. 64]** .
Гомеровская эпоха характеризуется длительными этнополитическими трениями и очевидным регрессом практически во всех сферах общественной жизни вследствие дорийского завоевания. И хотя дорийцев на территорию Аттики не пустили, здесь царили запустение и обнищание, которые отбросили развитие Аттики на много лет назад. Но к концу этой эпохи цивилизация стала “оживать”, заново накопился тот потенциал, который привел через некоторое время к развитию общества и всех сфер его жизнедеятельности.
Следующая за гомеровской архаическая эпоха отмечена положительными сдвигами в обществе и его достижениях, результатом которых и явилось окончательное формирование полиса.
Итак, примерно с ХI в. до н. э. * [* Фролов Э. Д. , Рождение греческого полиса, Л. , 1988, с. 68]начинается движение вперед. Это можно утверждать, опираясь на выводы, сделанные на основании археологических данных, и в первую очередь тех, которые были добыты раскопками в районе афинского Керамика. Приблизительно с 1050 года наблюдается волна перемен: в погребальных церемониях ингумация сменилась кремацией, все чаще встречается железное оружие, распространяется новый тип керамики с более пропорциональной формой сосудов, рисунки характеризуются все более сложной композицией, при этом видно стремление к наибольшей пропорциональности частей и симметрии.
Все эти процессы, перемены, как в материальной, так и в духовной культуре говорят о том, что общество возобновляет развитие, стремиться достичь более высокой стадии развития, несмотря на то, что это движение пришлось начинать практически с нуля.
Фукидид в своих работах отмечает две эпохи в жизни полиса. В древности поселения не были укрепленными, были лишены стен, и являлись скорее группой соседствующих де26ревень, чем городом в собственном смысле. Поскольку в те времена в связи с небывалыми успехами в мореплавании широко развилось пиратство, которое не было делом предосудительным, а скорее наоборот, древнейшие города располагались чаще всего в глубине материка, подальше от побережья* [* Фукидид, I, 5, 1; 7].
Наоборот, в новейшее время, в эпоху более развитого мореплавания, пришедшего на смену пиратству, торговли и возросшего материального достатка города стали основываться на самом побережье, на перешейках, которые жители укрепляли стенами ради торговли и защиты от соседей* [** Там же, 6]* . Точно определить временные рамки описанных Фукидидом событий историкам и археологам не удалось. Но все же, они сопоставили эпоху древних поселений со временем изначальных эгейских поселений типа гомеровской Трои, а эпоху новых городов со временем становления центров того типа, который прослеживается в описанном Гомером городе феаков. Это сопоставление можно сделать и на основании данных археологии, которые говорят о разрастании и укреплении Старой Смирны (IX - VIII в. в. до н. э. ) и развитии новых, перенесенных ближе к морю, поселений в Загоре, Эмпорио и Эретрии (VIII - VII в. в. до н. э. ).
Что же повлияло на становление, что послужило причиной становления города государства в Аттике? Разные историки выдвигают множество теорий о причинах появления полиса с центром в Афинах. Некоторые даже говорили о “греческом чуде”, о том, что события в Греции на протяжении всей ее истории были уникальными и часто происходили без видимых причин. Но все же очевидно, что существовали вполне естественные обстоятельства, приведшие к рождению полиса. Наиболее существенными можно считать следующие. Во-первых, природные условия, а именно ландшафт, который сначала благоприятствовал изолированному существованию общин, но затем вследствие экономического развития и роста населения, привел к усилению борьбы за условия жизни, а главное - за землю, что и привело к объединению племен вокруг укрепленного центра. Из основной массы выделилось одно, более других укрепленное поселение - Афины - которое затем стало убежищем для племени и его центром. Во-вторых, экономический прогресс. Этот фактор был замечен и Фукидидом, который подчеркивал связь между развитием мореплавания, ростом благосостояния и рождением полиса: города стали основываться на побережьях, перешейках, и именно эти города наиболее втянулись в торговлю, становились более богатыми и, следовательно, стали прочнее укреплять свои границы. Отсюда можно выделить еще один немаловажный фактор - защита от внешних посягательств. Хотя афинянам и удалось отстоять независимость во время дорийского завоевания, существовала постоянная угроза их нового вторжения. И, наконец, четвертым фактором можно назвать крушение крито-микенских дворцов, которое избавило от своего гнета сельские общины и параллельные перемещения и стычки племен на Переднем Востоке (притязания на власть хеттов, ассирийцев, мидян), которые надолго отдалили вмешательство восточной деспотии в греческие дела. Таким образом, отсутствие всяких помех положительно сказалось на жизни всей Греции и, конечно, на становлении полиса.
Исходя из сказанного, я хочу опровергнуть вывод Ю. В. Андреева о том, что рождение греческого полиса было событием исключительным, так как произошло преждевременно и было обусловлено демографическим взрывом и межплеменными военными столкновениями* [* Андреев В. Ю. , Греческий полис, М. ,1976, с. 114]. Появление полиса было событием, к которому народ шел в процессе долгого развития, и событием вполне своевременным и закономерным, обусловленным вполне естественными причинами.
Теперь рассмотрим сам процесс объединения отдельных общин в полис с центром в Афинах.
Синойкизм (объединение) племен вокруг Афин традиция приписывает легендарному царю Тесею. Конечно, нельзя утверждать, что именно он создал афинский полис, что полис при нем сразу и окончательно сформировался. Но, несомненно, то, что с его именем связано первоначальное объединение, а сам процесс его становления занял несколько веков.
По преданию, до Тесея афинского государства, да и самих Афин еще не было. Как сообщает Фукидид, “при Некроне и при первых царях - базилевсах население Аттики жило постоянно отдельными городами, имевшими свои пританеи* [* Пританеи - здание, где заседали пританы, высшие должностные лица в некоторых общинах. ]и правителей. Когда не чувствовалось никакой опасности, жители не сходились на общие совещания к царю, но управлялись и совещались отдельно, сами по себе. Некоторые города по временам даже воевали между собой, например, Элевсин с Эвмолпом во главе против Эрехтея.... ”* [** Фукидид, II, 15, 1. ]* . Среди этих небольших, но самостоятельных городов, Афины выделялись только своим срединным положением и большей укрепленностью. “Но, - говорит Фукидид после того, как царскую власть получил Тесей, соединявший в себе силу с умом он и вообще привел в порядок страну, и, в частности упразднил булевтерии* [*** Булевтерий- здание, где заседал Совет (буле). ]**и власть прочих городов, объединил путем синойкизма всех жителей вокруг нынешнего города, утвердив один булевтерий и один пританей. Жителей отдельных селений.... Тесей принудил иметь один этот город, который, поскольку все уже принадлежали к нему одному, стал велик, и таким передан был Тесеем его потомкам”* [**** Фукидид, II, 15, 2. ]*** .
Таким образом, Тесей является объединителем Аттики и создателем афинского государства, он закрепил за Афинами роль единого политического центра и этим способствовал их росту как города. Археологические данные подтверждают, что в Аттике произошли крупные преобразования и указывают их предположительную дату ХI в. до н. э.
Вот так начался ввиду отсутствия помех непредотвратимый процесс становления полиса с центром в Афинах. Произошедшие перемены до основания потрясли главную ячейку общества - общину. Это привело к большей интенсивности земледельческого хозяйства, все большей его ориентации на городской рынок, а с началом колонизации и появлением денег, все к большей возможности накопления и обогащения, открывшейся для наиболее предприимчивых людей. §4. Великая греческая колонизация.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9