Рефераты. Социальные отношения и правовая система в Древних Афинах - (курсовая)

p>Таким образом, с родовыми привилегиями было покончено навсегда. Граждане официально именовались уже не по отчеству, а по дему. Клисфен полностью сохранил имущественные привилегии, на высшие должности могли избираться лишь граждане трех первых разрядов, достигшие тридцати лет, независимо от происхождения.

Писистратиды все еще не теряли надежды вернуть себе власть, тем более, что их поддерживала Спарта, да и в Афинах было немало их сторонников. Чтобы предупредить возможность возврата к тирании, Клисфен ввел остракизм (черепкование). В Народном собрании ставился вопрос: нужно ли подавать черепки. Если да, то собиралось особое народное собрание для черепкования под председательствованием совета девяти архонтов и пританов (не менее 6 000 граждан). Каждый писал на черепке имя того общественного деятеля, которого он считал опасным для спокойствия государства. Получивший большинство голосов подлежал изгнанию на десять лет, по истечении которых мог вернуться назад. Причем изгнание не влекло никакого позора, имущество изгнанника оставалось его собственностью, он продолжал пользоваться всеми гражданскими правами. Эта мера была довольно эффективной, благодаря ей многие противники и Клисфена, и последующих правителей были удалены из государства и не мешали проведению преобразований.

Таким образом, Клисфен прочно закрепил порядок, начало которому положил еще Солон. Он, конечно, ничего не сделал для крестьянства, но с другой стороны, в его интересах действовал Писистрат и на сравнительно большой уровень поднял его жизнь, а на торгово-ремесленную группу практически не обращал внимания. Поэтому к приходу к власти Клисфена крестьянство не находилось в бедственном положении, а торговцы нуждались в предоставлении им большей свободы. Поэтому Клисфен и отдавал им все силы.

    §5. Греко-персидские войны. Фемистокл.

Эпоха правления Фемистокла в Афинах совпала с трудным периодом войны с персами. В ходе ее в руках Персии оказался Геллеспонт, что лишило Аттику подвоза хлеба, поэтому господство на море стало для афинской бедноты вопросом жизни и смерти. Для этой цели Фемистокл, избранный архонтом в 493 году, развивает широкую деятельность, строит новую гавань, приспособленную для глубокосидящих судов, добивается постройки военных триэр. Для этих работ необходимо привлечение огромного числа людей, и в основном бедноты. Из истории видно, что усиление какой- либо части населения в армии приводит к ее усилению в политике. Так и теперь переселение решающей роли в войне на флот привело к увеличению политического значения бедноты, “.... кормчие, начальники гребцов, пятидесятники, командиры носа, корабельные мастера - вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем гоплиты и знатные и благородные.... ”* [* Цитата неизвестного автора, памфлет которого сохранился в собрании сочинений Ксенофонта]

Афины во время войны не были защищены стенами, и персам ничего не стоило осадить их со всех сторон, и афиняне были бы обречены на голодную смерть. Поэтому им ничего не оставалось как покинуть город: все способные к сопротивлению мужчины отправились в армию, а женщины, дети и старики в другие афинские территории. Конечно, трудно было оставлять на разграбление свои дома, земли, виноградники. Но эта эвакуация происходила без паники. Ареопаг взял на себя руководство ею, выдавая каждому по восемь драхм на пропитание и следил за посадкой на суда. Здесь руководящую роль играл Фемистокл, бывший в то время членом ареопага.

Нападение врага на Аттику вызвало такой взрыв патриотизма у различных слоев населения, что они - и аристократы, и крестьяне, и торговцы, и ремесленники объединились, позабыв о своих противоречиях и стычках. Теперь, когда Афины сожжены, А Аттика разграблена уже не могло быть и речи о выгоде мирного соглашения с персами. Население объединилось одним лишь желанием выкинуть врага с родной земли. Теперь пребывание изгнанников на чужбине не имело никакого смысла и принимается постановление о возвращении их на родину. Утром 28 сентября 480 года* [* Лурье С. Я. , История Греции: курс лекций, С-Пб. , 1993, с. 263]афиняне первыми двинулись в бой на персов и разгромили их наголову около острова Саламин. Саламинская битва показала, что достаточно объединения всего населения, чтобы разгромить любого врага.

После победы над персами перед Фемистоклом встала задача восстановления города после разрушения. Дальнейшая его деятельность представляет собой защиту широких слоев населения - не только зевгитов, но и фетов, он защищал интересы не только коренных афинян, но и метэков - иностранцев.

С 493 года* [** Там же, с. 281]*Фемистокл начинает предпринимать меры по усилению морской мощи Афин. Это создало большое количество моряков и не могло не привести к увеличению их роли в политической жизни государства. Фемистокл прямо провел меры по усилению этой группы населения. Он убедил народ освободить от податей какие-то группы метэков и ремесленников, чтобы со всех сторон стекалось много простого народа в Афины. Для строительства флота государство получило массу рабочих рук. И, наконец, в 487 году* [*** Там же, с. 282]**был принят закон по которому архонты стали избираться по жребию, и поэтому в архонат, а, следовательно, и в ареопаг, стало попадать больше “зажиточных людей из простонародья”* [**** Аристотель, Афинская полития, гл. 22, § 5]***, но в то же время это могло привести к проникновению туда людей недостойных. Тем не менее, этот закон еще больше ослабил власть аристократии. Политика Фемистокла, конечно, вызывала одобрение народа, так как была обусловлена его интересами. Все бы так и шло дальше, если бы Фемистокл не изменил ее. Скоро стали обнаруживаться его намерения пойти войной на Спарту. Народ, уставший от войн, лишений и разорений был обеспокоен этим, и это беспокойство усилило то, что военные действия должны были происходить на суше. Афиняне были непобедимы на море, но на суше победа Спарте была обеспечена. Этим воспользовалась и аристократия, не терявшая надежды вернуть себе власть. Она искусно подогревала и без того накалившуюся обстановку, и недовольство народа растет, он опасается внешних осложнений и не сопротивляется, видя как власть переходит к аристократии.

Около 472 года* [* Древняя Греция, под ред. Струве В. В. , М. , 1965, с. 347]Фемистокл остракизмом был изгнан из Афин и власть всецело перешла к реакционной аристократической группе под руководством Кимона.

Нет сомнения в огромной заслуге Фемистокла перед государством, созданный им Афинский военный флот много лет внушал страх другим государствам и позволял народу отстаивать свою независимость. Но намерения вести войну со Спартой были по крайней мере преждевременными, и главная ошибка Фемистокла состоит в том, что он поспешил вовлечь народ, не оправившийся от недавних потерь, в новую войну, не учел его настроений, не посчитался с ним и поэтому не получил поддержки.

    § 6. Правление аристократии.

Пришедшая не совсем законным путем к власти аристократия, конечно, не намеревалась осуществлять политику в интересах простого народа, но в то же время потеря у него своей популярности могла привести к потере власти. Поэтому она должна была заботиться о ввозе хлеба. Это единственная мера, проведенная новой властью в интересах народа.

Естественно, что аристократия не могла мириться с выбранными по жребию архонтами, так как они не могли стать ее оплотом. Поэтому решающее значение приобрел совет на Ареопаге, права которого были урезаны еще Солоном и Клисфеном. Ареопаг приобрел большое влияние благодаря тому, что организовал выезд населения из Аттики во время греко-персидской войны. В своей деятельности Ареопаг не давал правам народа расширяться, и так как в его ведении находился надзор за нравами граждан, устранял оппонентов под предлогом безнравственности их личной жизни.

За все время правления аристократии не была проведена ни одна реформа, которая улучшила бы положение фетов. Правда, привезенные Кимоном богатства сначала помогли афинской бедноте. Но скоро привезенные им рабы, труд которых в большом количестве применялся в хозяйстве, вытеснили труд свободных граждан и появились толпы безработных. Вся тяжесть войн 490 - 479 годов падала на плечи моряков фетов, а эти граждане не имели права избираться в совет, а лишь могли участвовать в Народном собрании, а также не входили в организацию демов и подчинялись командирам легковооруженных войск. Таким образом, аристократия лишила практически всех прав ту часть населения, роль которой в военных силах была ведущей.

Точно так же зажиточные люди из простонародья не могли быть довольными мерами Кимона. Их оплотом был Совет пятисот, избираемый из трех высших разрядов, а теперь совет на Ареопаге парализовал любую деятельность, направленную на расширение демократии. К тому же Ареопаг, пользуясь своими полномочиями, позволял себе разные злоупотребления, фактически сводил личные и политические счеты под предлогом борьбы с безнравственностью. Таким образом, была парализована деятельность многих приверженцев демократии. Это повлекло за собой усиление пропаганды демократической группы. Голосование на Народном собрании о выборе должностных лиц шло открыто, поэтому маловероятно было, что афиняне будут голосовать против представителей знати. В связи с этим наиболее эффективным шагом было бы вынесение вопроса об остракизме Кимона. Этот шаг себя оправдал, и в 461 году* [* Лурье С. Я. , История Греции: курс лекций, С-Пб. , 1993, с. 303] Кимон был изгнан из Афин. Принятие власти аристократии было вынужденной мерой для народа ради избежания новой войны. Аттика уже была под властью евпатридов и знала опыт такого правления, но другого выхода не было. За время ее правления демократическая группа обдумала все ошибки и набралась сил для нового прихода к власти. Знать снова лишила простой народ прав, которых он добивался на протяжении многих лет, и поэтому новый приход к власти демократии был неизбежен.

    §7. Перикл. Конец самостоятельного афинского государства.

Во главе вновь пришедшей к власти демократической группы стояли известный своей неподкупностью Эфиальт и его молодой друг Перикл. Чтобы дискредитировать ареопаг Эфиальт возбуждает ряд процессов против его членов, а затем проводит закон о лишении его права политического контроля и ареопаг сохраняет лишь право суда об умышленном убийстве. После убийства Эфиальта в 460 году* [** Древняя Греция, под ред. Струве В. В. , М. , 1965, с. 382]*Перикл стал главой демократической группы, а после изгнания его главного оппонента Фукидида в 443 году* [*** Там же, с. 383]**он становится фактически главой афинского государства. Во время правления Перикла продолжался ввоз рабов и труд свободных людей все больше обесценивался и становился невыгодным. Платон говорит, что “свободные ремесленники работали с раннего утра до поздней ночи и, тем не менее, никак не могли заработать на пропитание своей семьи”* [**** Платон, Аксиох, 368 b]***. С этой армией безработных Периклу необходимо было что-то делать, как-нибудь доставить пропитание этим людям. Поэтому он посчитал наиболее целесообразной организацию общественных работ. Он занялся постройкой великолепных объектов, которые привлекали в Афины множество путешественников и приносили государству огромные доходы. Само строительство сокращало число безработных. Плутарх говорит, что “Перикл не хотел, чтобы простонародье .... живущее ремеслом, оставалось без государственной поддержки, но в то же время считал нежелательным, чтобы оно получало деньги ничего не делая .... Эти работы .... распределялись и распространяли благополучие между людьми самого различного возраста и дарования .... ”* [* Плутарх, Избранные жизнеописания, М. , 1961, с. 358]Привлечением как можно большего числа людей к строительству Перикл также боролся с праздностью.

В неурожайные годы иногда всему народу оказывалась помощь в виде даровой раздачи или продажи по маленькой цене хлеба, купленного за государственный счет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.