Рефераты. Социальные отношения и правовая система в Древних Афинах - (курсовая)

p>Перикл ввел диэты, то есть плату за исполнение гражданских и военных должностей и за исполнение должности члена совета. Бедные граждане, занятые трудом для обеспечения своего существования, не имели возможности тратить время на исполнение общественных обязанностей. Установление платы давало им эту возможность. Но в то же время такая мера имела и свои недостатки, так как избрание должностных лиц по жребию уже давало возможность проникновения в государственные органы “скорее первых встречных, чем лучших граждан”* [** Аристотель, Афинская полития, гл. 27, § 4]* , а введенная плата усугубила это положение. В 431 году начинается Архидамова война как первый этап Пелопоннесской войны. На начальном ее этапе афиняне терпели неудачи, в чем винили Перикла. Когда командование войском взял на себя Клеон, Афины стали одерживать победу за победой. Но и эти победы снова сменились неудачами. Скоро народ почувствовал, что Перикл ему необходим. В 429 году он снова был избран на должность стратега. Но в том же году он умер во время эпидемии чумы. Афины остались без вождя. Вспыхнувшая эпидемия уничтожила более трети населения. Афины стали терпеть поражение за поражением и скоро проиграли Спарте. После поражения Афины должны были выплатить огромную контрибуцию. После ее выплаты государственная казна опустела, афиняне лишились Афинского морского союза, а значит потеряли основной источник получения доходов.

Афинское общество вступает в полосу острого кризиса. Недостаток средств в казне препятствовал осуществлению прежней политики раздач и поддержки городской бедноты. Разоряющиеся крестьяне бросают свои участки, продавая их ростовщикам. Рухнуло все былое могущество Афин, они перестали быть самостоятельными и гегемония полностью перешла к Спарте.

Последние годы самостоятельное афинское государство находилось под руководством наиболее демократично настроенного правителя. Перикл был человеком дела, и стремился это же качество воспитать у народа. Он всегда порицал праздность и говорил, что “в богатстве он видел скорее подспорье для деятельности, чем предмет хвастливых речей. Что же касается бедности, то у нас не признание в ней позорно, а позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее.... ”* [* Из надгробного слова Перикла. Эту речь он произнес в 431 году при погребении воинов, павших в Пелопоннесской войне. ]. Поэтому он предпринимал меры для наибольшей занятости населения. Отдавая много сил для внутреннего устройства государства, Перикл заботился и о внешней безопасности Афин - он продолжил дело Фемистокла по укреплению военной мощи афинского государства. Современники его отмечали, что он обладал необыкновенной способностью угадывать настроения народа, а также предвидеть результаты своей деятельности заранее. Во многом благодаря своим личным качествам, своей энергии, настойчивости, деловитости и неподкупности Перикл завоевал доверие народа, и проведенные им мероприятия имели успех. Фукидид говорил, что “все время, пока Перикл при мирной обстановке стоял во главе государства, он правильно руководил им и твердо охранял его безопасность”* [* Фукидид, II, 65, 5. ]. Быть может, если бы Перикл не умер, он бы добился победы Афин, но эпидемия унесла жизни многих воинов, что и подкосило ее силы в самый разгар войны. Глава III

    Эволюция правовой системы
    §1. Суд базилевса. Ареопаг.

С древнейших времен каждый член общины разбирался со своим обидчиком сам. Его контролировали лишь в том, что касалось его работы, а личная жизнь никого не интересовала. Человеческая жизнь в то время не имела большой ценности, на обиду люди отвечали собственной расправой. За убийство мстили убийством: если не могли достать самого обидчика, то старались убить кого-нибудь из его близких родственников. Часто люди, преследуемые кровной местью были вынуждены покинуть родную общину и укрыться, если повезет, в другой. Об этом говорит Гомер в своей Илиаде: “Если в стране кто-нибудь одного хоть убил человека, если заступников после себя тот и мало оставил, все ж он спасается бегством, покинув родных и отчизну”* [* Илиада, II, 362 - 363. ]. На грабеж, угон скота отвечали грабежом. Чтобы заставить человека отдать какую-либо отнятую вещь, забирали у него, в свою очередь, что-нибудь и не отдавали до тех пор, пока тот не возвратит захваченное.

Только в том случае, если силы обеих сторон были одинаковы и если люди не хотели драться, они искали посредника. Им мог стать базилевс или его приближенный, а так же уважаемые в округе старики. Тогда устраивался суд. Судьи садились полукругом на гладких камнях и звали обоих поссорившихся. Кругом стоял народ и шумно обсуждал дело, вставляя свои замечания. Мнение народа еще решающего значения не имело. Тяжебщики не рассказывали подробно суть дела, они лишь клялись каждый в том, что говорят правду. Для подтверждения своей клятвы они могли приводить своих родных и товарищей. Судьи по очереди говорили на чьей стороне они видят правду. Признанный виновным соответственно наказывался. Самым строгим наказанием считалось исключение из общины, что было в то время равносильно смерти. Сами судившиеся платили судьям за их суд как за особое одолжение, так как судьи были очень знатными и уважаемыми людьми. Чтобы не было обмана и судья не боялся, что сделает свое дело даром, наперед на глазах у всех выкладывалось золото, которое должно было пойти судьям в награду. Таким образом, судопроизводство в Афинах в древнейшую эпоху до тех пор, пока Аттика находилась на уровне родоплеменного строя, соответствовало социальной структуре общества. Судить имеют право лишь базилевсы и старейшины родов, причем они называют виновного не зная сути дела, а лишь на основании впечатлений о правдивости каждого, никакие доказательства их не интересовали. Само подтверждение правдивости путем привлечения родственников говорит о том, что не всегда клятва была правдивой, так как родственник вряд ли скажет что-либо против родственника.

Но, даже имея право самому разбираться с обидчиками, каждый человек имел выбор между двумя способами этого. С течением времени, когда культурный уровень народа стал повышаться и человеческая жизнь стала больше цениться, люди все чаще стали прибегать ко второму способу.

Такое положение дел в судебной системе сохранялось до тех пор, пока власть базилевса была крепкой. Но когда социальные отношения стали меняться, когда все больше людей выходили из-под власти базилевса, соответственно появилась необходимость изменений судоустройства и судопроизводства. Тесей провел многие реформы и в том числе судебную. После него главным судебным органом стал ареопаг. Этот орган разбирал дела об умышленных и неумышленных убийствах. Председательствовал в суде ареопагитов архонт - базилевс.

Позднее был образован суд эфетов, который перенял у ареопага дела о неумышленных убийствах. Эфеты в числе 51 человека избирались исключительно из знати. В зависимости от характера преступления они судили в различных помещениях. В Палладионе они судили по делам о неосторожном убийстве и о покушении на убийство. Виновные в этих преступлениях временно изгонялись из Аттики, а имущество их конфисковывалось. В Дельфинионе судили по делам о “справедливом убийстве”, то есть об убийстве злодея, осужденного к смертной казни и скрывающегося от правосудия, об убийствах в целях самообороны, об убийстве грабителя, любовника жены, о нечаянном убийстве во время состязаний. Обвиненные в таких убийствах присуждались только к совершению религиозных обрядов.

Оба эти судилища происходили под открытым небом, так как считалось большим грехом находиться под одной кровлей с убийцей.

Наконец, у моря, в Фреатто, на границе Аттики, эфеты судили тех, кто, находясь в изгнании за убийство, обвинялся в совершении там нового убийства. Эти люди не могли вступить на аттическую землю и должны были оправдываться с лодки. Если обвинение подтверждалось, то их временное изгнание превращалось в пожизненное. Наиболее интересен самый древний суд в Пританее. Здесь продолжали судить базилевс и филобазилевс. Они судили животных, камни, ножи, мечи, топоры и прочие по обвинению в убийстве. Если вина доказана, то животное убивалось, а предметы выбрасывались за границу Аттики.

Таким образом, видно, что целью наказания в то время была еще не безопасность общества, в основу здесь положены религиозные соображения. По представлению греков души убитых блуждают среди людей, они душат их, посылают на город чуму и другие несчастья до тех пор, пока убийство не будет отомщено, и души убитых не найдут успокоения в могилах. Поэтому государство заинтересовано в скорейшем розыске виновника, его наказании и удалении из страны, даже если это копье или топор.

Судопроизводство вслед за социальными реформами Тесея стало отвечать исключительно потребностям земледельческой аристократии. Как было уже описано выше, землевладельцы были заинтересованы в концентрации земли в своих руках, а так как законными путями это сделать было невозможно, то они прибегали к произволу и, следовательно, не имели намерения давать возможность наказания захватчиков. Поэтому нельзя в таких условиях говорить о правосудии в Древних Афинах.

    §2. Солон и появление суда присяжных.

Начиная с 594 года начинается эпоха демократизации государственного строя Афин. Поэтому необходимо было изменить и правовую систему соответственно изменявшимся социальным и экономическим отношениям. Так как Солон проводил реформы для освобождения народа из-под власти евпатридов и предоставления ему больших прав, то ему нужно было обеспечить право на защиту и восстановление нарушенных прав. Аристотель говорит, что “Солон дал всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду” и для этого учредил суд присяжных - гелиэю. Гелиастом мог быть каждый афинский гражданин, достигший тридцатилетнего возраста. Желающий подвергнуться жеребьевке в члены гелиэи обязан был заявить об этом архонтам и принести особую присягу. После этого составленный список гелиастов (5000 и 1000 запасных) и последние распределялись по особым секциям - дикастериям, составленным из пятисот членов каждая.

Гелиасты должны были судить придерживаясь законов, в тех же случаях, когда соответствующего закона не было - по совести. Приговор гелиэи не подлежал пересмотру, и таким образом гелиасты выносили решения не подвергаясь за них никакой ответственности.

Гелиэя рассматривала очень большое количество дел и поэтому каждый ее член был очень занят: чтобы не быть исключенным из списка, ему приходилось участвовать, по меньшей мере, в ста заседаниях (судебных дней было триста). Наряду с гелиэей продолжал функционировать в качестве судебной инстанции ареопаг, хотя значение его постепенно уменьшалось. После реформ Эфиальта за ним остались только дела об умышленном убийстве, нанесении ран или увечий с целью лишения жизни, о поджогах и отравлениях, окончившихся смертью. Убийство считалось делом, вызывающим гнев богов и поэтому наказание убийцы приобретало религиозное значение. Вот почему ближайший родственник убитого обращался к архонту - базилевсу, в ведении которого находились дела религиозного значения. Архонт - базилевс определял направление дела и производил предварительное следствие, в результате которого он определял какой судебной инстанции подлежит рассмотрение дела - ареопагу или гелиэе. Дела об убийствах, поступившие в ареопаг, слушались под открытым небом. Народное собрание иногда поручало ареопагу расследование государственных преступлений, о результатах которого он должен был докладывать Народному собранию, после чего дело шло на рассмотрение гелиэи.

Гелиэя рассматривала жалобы на решения других судебных инстанций и была первой инстанцией по ряду важнейших дел, в том числе по делам о государственных и должностных преступлениях. Она же осуществляла контроль за деятельностью должностных лиц, утверждая их отчеты. И, наконец, она принимала участие в законодательстве: ей принадлежало право окончательного утверждения постановлений Народного собрания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.