Рефераты. Сравнительная характеристика тоталитарных систем Восточной Европы - (диплом)

Сравнительная характеристика тоталитарных систем Восточной Европы - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство общего и профессионального образования
    Российской Федерации
    Белгородский Государственный Университет
    Кафедра всеобщей истории
    Дипломная работа
    "Сравнительная характеристика
    тоталитарных систем Восточной Европы
    (на примере СССР и ВНР)"
    выполнил
    студент 752 гр.
    Чекрыжов Ю. И.
    научный руководитель
    доцент Малай В. В.
    Белгород – 1997
    Содержание
    I Введение с. 3
    II Политическая система
    а) становление модели "партия-государство" с. 5
    б) борьба с оппозицией и роли политических лидеров
    в этих системах с. 13

III Сравнительный анализ экономического развития ВНР и СССР в период социалистических диктатур

    с. 20
    IV Заключение с. 37
    V Библиография с. 41
    Введение

После распада тоталитарных систем социалистического лагеря, эта проблема приобрела особый интерес. В этом контексте оправдан анализ становления и функционирования тоталитарных систем в сравнении. Новизна данного исследования состоит в том, что в отечественной и зарубежной историографии отсутствуют работы посвященные сравнению тоталитарных режимов. Рассматриваются в основном только некоторые восточно-европейские страны или отдельные аспекты данной проблемы.

Предметом исследования являются тоталитарные системы Венгерского и Советского образца, охватывающие хронологические рамки 20-80 гг. в СССР и конец 40 - начало 80-х гг. в Венгрии.

Цельюданного исследования является сравнительный анализ тоталитарных систем Восточной Европы на примере Венгрии и Советского Союза. Для этого ставились следующие задачи:

1) Рассмотреть становление и социально-политические характеристики тоталитарных систем Венгерского и Советского образца, в частности на примере:

    а) складывания модели "партия-государство"
    б) борьба с оппозицией и роли политических лидеров
    в этих системах

2) Сравнить ход экономического развития ВНР и СССР (в период социалистической диктатуры) и его итоги.

В качестве источниковой базы дипломной работы были использованы советские документы [1 Сборник законов СССР 1938-1975 в 4-х т. Под ред. Васильева В. И. , Гуреева П. П. , Юмашева М. И. М. , 1975; СССР в эпоху социализма 1960-1980. Под ред. Дробижева В. З. М. , 1989; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК в 14-ти т. Под ред. Черненко К. У. , Егорова А. Г. М. , 1982; ] рассматриваемого периода, опубликованные и доступные венгерские документы [2 Хрестоматия по новейшей истории. Документы и материалы в 3-х т. Под ред. Гафурова Б. Г. , Зубока Л. И. , Куранова Г. Г. , Майского И. М. М. , 1968. ] .

Отдельные аспекты темы исследуются в работах отечественных историков. Так, Исламов Т. М в работе "Краткая история Венгрии" [3 Краткая история Венгрии: с древнейших времен до наших дней. М. , 1991. ], рассматривает политические и экономические процессы с новой точки зрения, которые происходили в 40-80 гг. в Венгрии. Показывает влияние Советского Союза не только на внутреннюю политику, но и на венгерскую экономику . Носкова А. Ф. в своем исследовании "Политические системы СССР и стран Восточной Европы 20-60 гг. " [4 Носкова А. Ф. Политические системы СССР и стран Восточной Европы 20-60 гг. М. , 1991. ], рассматривает процессы становления и функционирования политических систем Восточной Европы и СССР, а также анализирует причины кризиса этих систем. В коллективной работе Волокитиной Т. В. , Мурашко Г. П. , Носковой А. Ф. "Народная демократия: миф или реальность? " [5 Волокитина Т. В. , Мурашко Г. П. , Носкова А. Ф. Народная демократия: миф или реальность? Общественно-политические процессы в Восточной Европе 1944-1948 гг. М. , 1993. ]ставят задачу доказать существовала или нет в Восточной Европе демократия и почему она не получила дальнейшего развития. В данной работе использованы новые архивные данные, которые трактуются с новой точки зрения. В заключении они приходят к выводу о том, что демократия не могла развиваться дальше, при существовавшей политической системе, которую нужно было менять коренным образом. Итальянский исследователь Боффа Д. в своей работе "История СССР" [6 Боффа Д. История СССР в 2-х т. М. , 1990. ], рассматривает политические процессы происходившие в Советском Союзе, при этом делает попытку сравнения с некоторыми Восточно-европейскими странами.

По проблеме социализма венгерского образца, следует упомянуть работы Желицки Б. И [7 "СССР и венгерские события 1956 г: новые архивные материалы" // Новая и новейшая история, 1993, №1 ; "Элита партийной власти о характере и содержании событий 1956 г. в Венгрии" // Новая и новейшая история, 1994, №4. ]. , в которых он рассматривает события 1956 г. , а также причины и последствия этого кризиса.

Практическая значимость. Материалы, полученные в результате данного исследования могут быть использованы для углубленного изучения новой истории в старших классах гимназий и лицеев.

    Глава I. Политическая система
    а) Складывание модели "партия-государство".

Создание центральных органов власти Венгрии - Временного национального собрания и Временного правительства, затем подписание 20 января 1945 г. договора о перемирии были рубежом в развитии демократического народного движения и в отношениях между органами прямой и представительской демократии. Временное правительство в апреле 1945 г. издало указ о реорганизации государственного управления, в котором запретило национальным комитетам вмешиваться в дела государственного управления, назначать и увольнять должностных лиц или распоряжаться полицией.

Летом 1945 г. в развитии народно-демократических преобразований начался новый этап. К тому времени закончилось создание государственного аппарата, была реорганизована система управления, созданы новая регулярная армия и полиция. Сложилась - практически в окончательной форме - политическая структура страны. Политическую власть прочно держали в своих руках партии Венгерского национального фронта независимости. Национальные комитеты, вытесненные из системы государственного управления и лишенные возможности вмешиваться в вопросы организации и функционирования полиции, утратили почву под ногами; начался быстрый спад их активности. Компартия, хотя в принципе и отводила национальным комитетам важную роль, весной 1945 г. взяла курс на вытеснение их из системы государственного управления, поскольку уже на старте сумела отвоевать для себя важные посты в правительстве, государственном управлении, в полиции и армии, не говоря уже о Временном национальном собрании, где из 230 депутатов 71 (30, 9%) были членами ВКП [8Краткая история Венгрии: с древнейших времен до наших дней. Под редакцией Исламова Т. М. , Пушкаша А. И. , Шумарина В. П. М. , 1991. С. 340. ]. ВКП преднамеренно не ставила вопрос о реорганизации, модернизации государственного управления и наметила своей целью восстановление старого государственного аппарата, но при условии изменения его личного состава. С 1946 г. , борьба за перерастание народно - демократической революции в "социалистическую" вступила в новую фазу. К этому времени компартия превратилась в массовую политическую организацию, насчитывавшую 653 тыс. членов. За коммунистами шла значительная часть трудового населения страны. В Венгрии партии Левого блока поставили вопрос о несоответствии позиций ПМСХ в органах государственной власти тому общественному весу, который эта партия имела к середине августа 1947 г. , и потребовали проведения перевыборов в парламент. В результате Национальное собрание было распущено и на 31 августа 1947 г. были назначены новые выборы. На выборах 31 августа победу одержала компартия Венгрии, получив более 1 млн. голосов (22% против 17% в 1945 г. ) 3а 22 месяца ВКП увеличила число своих приверженцев почти на 40% [9 Краткая история Венгрии. Указ. соч. , с. 347. ]. С этого времени фактически происходит прямое установление диктатуры пролетариата и укрепление этой диктатуры путем полного вытеснения представителей буржуазии из высших органов государственной власти. Позиция коалиции в органах власти еще более укрепилась после устранения с политической арены Венгрии Венгерской партии независимости во главе с 3олтаном Пфейффером. Избирательный суд лишил 49 представителей этой партии депутатских мандатов в государственном собрании "за обман и подтасовки в ходе выборов" [10 Там же. с. 350. ]. Вытеснение консервативно-либеральной оппозиции с политической арены означало конец легального парламентского представительства крупной буржуазии. Начался распад и Демократической народной партии.

12 - 14 июня 1948 г. объединительный съезд ВКП и СДП оформил создание единой рабочеймарксистско-ленинскойпартии - Венгерской партии трудящихся (ВПТ). " Решающей предпосылкой объединения двух рабочих партий была совместная борьба Венгерской Коммунистической партии и левых социал-демократов против классовых предателей правых социал - демократов.... " (Решение объединительного съезда Венгерской коммунистической партии и Социал-демократической партии. ) [11Хрестоматия по новейшей истории. Документы и материалы. Под ред. Гафурова Б. Г. , Зубока Л. И. , Куранова Г. Г, Майского И. М, т. 3, М. ,1968. С. 230-231. ] Председателем ее был избран Арпад Сакашич, а генеральным секретарем Матяш Ракоши. Одним из трех его заместителей стал Янош Кадар.

По инициативе ВПТ и ВНФН Государственное собрание 18 августа 1949 г. приняло, а через два дня обнародовало конституцию, по которой Венгрия стала именоваться Венгерской Народной Республикой. Конституция закрепила политические завоевания рабочего класса : "В Венгерской Народной Республике вся власть принадлежит трудовому народу. "

В документе подчеркивалось, что Венгерская Народная Республика стремится осуществить социалистический принцип "от каждого по его способностям, каждому по его труду. " [12 Хрестоматия по новейшей истории. Указ. соч. , с. 235. ] Новый закон гласил, что высшим органом власти в республике является Государственное собрание, которое избирает Президиум ВНР и Совет министров. 22 октября 1950 г. состоялись первые выборы в местные советы. Треть избранных в советы представляли там ВПТ. Создание местных советов - органов диктатуры пролетариата - предполагало "вовлечение" широких масс трудящихся в управление государственными делами.

    _________________________________________________________

Таким образом, начиная с осени 1947 и до весны 1949 г. - произошла полная ликвидация органов прямой демократии, что осуществлялось в целях установления диктатуры пролетариата. Все это явилось результатом предшествовавшего периода политически деятельностного, неблагоприятного состояния дел в международном рабочем движении, неправильного, одностороннего и догматического толкования диктатуры пролетариата, схематичного копирования строительства социализма в Советском Союзе, вульгаризованного применения идей марксизма-ленинизма.

В СССР процесс концентрации власти в руках одной партии, начался намного раньше, чем в Венгрии.

С марта 1919 г. по март 1921 г. (с VIII по X съезд) численность РКП (б) увеличилась с 313 тыс. до 730 тыс. членов [13КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Под ред. Черненко К. У. , Егорова А. Г. , т. 2, М. ,1988. С. 50. ]. Возглавив партийный аппарат, Сталин выступил в роли теоретика и создателя коммунистической номенклатуры. На XII съезде РКП (б) в апреле 1923 г. Сталин говорил о необходимости введения коммунистов во все отрасли управления и весь промышленный комсостав, при помощи которого партия сможет держать в руках аппарат и осуществлять свое руководство. Датой рождения советской номенклатуры можно считать возникшее в недрах партаппарата постановление ЦК РКП (б) от 8 ноября 1923 г. , в котором определялись задачи подбора, расстановки кадров на ответственные посты [14 КПСС в резолюциях и решениях .... Указ. соч. , т. 2, с. 62. ]. Центральные органы всячески ограничивали инициативу на местах и пытались решать все вопросы через непосредственно подчиненные им учреждения или через своих комиссаров. Наблюдалась тенденция к единоначалию, закреплению ответственности за конкретным лицом. Назначением и смещением государственных деятелей ведали не государственные, а партийные инстанции. Тем временем численность партии продолжала увеличиваться. В 1926 г. она насчитывала 1088 тыс. членов и кандидатов, в 1930 г. - около 2 млн. , в начале 1934 г. - 2807, 8 тыс. , в феврале 1941 г. - свыше 3876, 8 тыс. человек [15 Д. Боффа. История Советского Союза. Т. 2. , М. , 1990. С. 468. ]. Вместе с тем был завершен начатый в годы гражданской войны и "военного коммунизма" процесс превращения большевистской партии в главное звено государственной структуры. Наиболее значительные государственные решения принимались сначала Центральным комитетом РКП (б). Но предварительно все они проходили обсуждение в более тесном кругу большевистских лидеров - Политбюро ЦК РКП (б). И только после этого все вопросы закреплялись в решениях государственных органов.

    _________________________________________________________

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.