Рефераты. Демократические преобразования в Египте (1952-1956 гг.)

p align="left">Для реализации первого направления 9 сентября 1952г. был принят закон об аграрной реформе. Необходимо отметить, что 1952г. около 2 тыс. землевладельцев имели в своей собственности более 1200 тыс. федданов 1 феддан = 0,45 га. посевной площади, а 31 % феллахов - 13 %. Поэтому, в среднем на одного землевладельца приходилось по 1000 федданов, тогда как 3 млн. крестьян владели по 1 феддану на семью. К тому же, ежегодный прирост населения Египта составлял в среднем 300 тыс. чел. Насер Г. А. Речь на праздновании II годовщины египетской революции 23 июля 1954 г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979. С. 17.

По новому закону крупное землевладение ограничивалось 200 федданами на одного человека. Имеющие землю свыше этого максимума, сохраняли за собой ещё 100 федданов, которые делились между членами семьи. Остальная часть земли изымалась в пользу государства. Из неё образовывался специальный фонд, из которого участками по 2 - 5 федданов наделялись феллахи, не имевшие земли. Цена участков равнялась десятикратной ставке арендной платы. Получавший землю обязан был платить за каждый феддан в среднем по 14 ег. ф. в год в течение 30 лет. Крупным землевладельцам, у которых была изъята часть земельной собственности, государство обещало выкуп через 30 лет. В момент отчуждения земли правительство вручало помещику специальные боны, по которым он мог получать ежегодно 4,5% годовых. Помещикам предоставлялось право продавать землю ещё до её изъятия. Земля, принадлежавшая 175 членам королевской семьи, изымалась без выплаты компенсации.

Для надзора за изъятием и распределением земли был создан Высший комитет аграрной реформы. Каждый, кто владел землёй сверх установленного максимума, должен был к 31 января 1953г. представить в комитет отчёт о том, какая земля остаётся у него, а какую он передаст государству. Отчуждение земли не на основе кадастровых переписей, а на базе подсчётов и документов, предъявляемых самими владельцами, создало широкую возможность сокрытия земли, подпадавшей под действие аграрной реформы. Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 61. После передачи в Высший комитет аграрной реформы материалов, на основе которых должно было осуществляться изъятие земли, комитет давал указание департаменту земледелия обмерить землю, что делалось в обязательном порядке с помощью владельца, а также представителей местной власти, зачастую являвшихся агентами крупного землевладельца. Помещику предоставлялось право обжаловать решение по изъятию в специальных комиссиях по рассмотрению жалоб и претензий землевладельцев или в Высшем комитете аграрной реформы. Только после рассмотрения этими органами претензий помещиков могло быть принято окончательное решение об изъятии земли. Владельцы с помощью апелляций «выигрывали время для затягивания сроков осуществления реформы, а также для маневрирования с целью её обхода».Там же. С. 65-66.

Для всей страны устанавливалась единая арендная ставка: каждый, кто сдавал землю в аренду, имел право получить не больше, чем семикратный размер сельскохозяйственного налога. Если арендная плата взималась натурой, то она не должна была превышать 50 % урожая. Закон об аграрной реформе несколько облегчил положение арендатора. По некоторым данным, выиграло от закона 1952г. около 6 млн. арендаторов, доходы которых возросли на 35 млн. египетских фунтов ежегодно. Сократилась арендная плата в Верхнем Египте. Но это сокращение, как правило, не достигало уровня семикратного земельного налога, как это предусматривалось законом об аграрной реформе. В результате выполнения закона об аграрной реформе 1952г. выиграла та группа крестьян-арендаторов, которая после изъятия земли у её бывших собственников стала арендовать эту землю у государства.Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 66-67.

В целом, реформа коснулась 1789 землевладельцев, выкупу подлежало 600 тыс. федданов. Так, к примеру, к июлю 1954г. было распродано 34,4 тыс. федданов, приобретенных 67 тыс. крестьянами. Маевский В. В Египте / Правда.. 15.08.54. (№227). С. 3. Всего к концу 1961г. было распределено 326 732 феддана, попавшие в руки 263 тыс. семей. Если принять за основу среднюю численность каждой семьи в пять человек, то можно утверждать, что всего аграрная реформа в Египте охватила 1 300 тыс. человек. Осуществление аграрной реформы стимулировало крупных землевладельцев на вложения в промышленность. Характерно, что её проведение сопровождалось целым рядом решений, которые освобождали вновь создаваемые египетские предприятия от налогов в течение пяти лет, а также от уплаты налогов на импортируемое оборудование. Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 70. В то же время она способствовала развитию капитализма в деревне. Наряду с этим появились возможности создания благоприятных условий для фермерского хозяйства. «Аграрная реформа рассматривалась … как первый, но, очевидно, не последний шаг на пути к действительному решению аграрной проблемы в стране».Там же. С. 69.

Другой тенденцией в области экономических преобразований стало постепенное государственное вмешательство в экономику страны. Первоначально для этой цели были созданы постоянный Совет развития национальной продукции и Совет социальных услуг для изучения проектов развития экономики, представленных на рассмотрение министерств, а также для координации их деятельности, связанной с функционированием традиционно государственных предприятий. Агарышев А. Указ. Соч. С. 90. Постоянный совет развития национального производства к июлю 1953 г. выработал четырехлетнюю программу государственных капиталовложений, сумма которых по сравнению с предыдущими годами была значительно увеличена: в 1950 - 1952гг. в среднем по 28 млн. ег. ф., в 1953 - 34 млн., в 1954 - 53 млн., в 1955 - 62 млн. и в 1956 - 66 млн. ег. ф. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 143. Данные капиталовложения предназначались для создания инфраструктуры (ирригация, дренаж, электроэнергетика, дороги и транспорт), которая способствовала бы более высокому росту частного предпринимательства, от которого ожидалось усиление активности по созданию национальной промышленности. Для привлечения частного капитала в развитие промышленности египетское правительство пошло на ряд уступок. Новые акционерные компании были освобождены от налогов на семь лет, а доходы от новых акций не должны были облагаться налогами в течение пяти лет. По закону, принятому в 1953г. 50 % всех нераспределенных доходов компаний также было освобождено от налогов. Правительственные гарантии займов, выдававшихся фирмам Промышленным банком, были повышены до 5 млн. ег. ф. С целью привлечения мелких акционеров по закону 1954 г. минимальная стоимость акций была снижена с 4 до 2 ег. ф. Там же. Также правительство активно взаимодействовало с Египетским промышленным союзом, в состав которого входили представители крупной национальной буржуазии. По рекомендации Египетского промышленного союза были снижены налоги на доходы в промышленности и повышены таможенные пошлины на иностранные товары. Компании с капиталом более 10 тыс. ег. ф. должны были присоединиться к промышленным палатам, полностью подчинявшимся Египетскому промышленному союзу.

Однако египетская буржуазия предпочитала вкладывать капиталы в непроизводительные сферы экономики, прежде всего в жилищное строительство, где ее капиталовложения в 1954г. составили 40 млн. ег. ф., в 1955 - 42,5 млн. и в 1956 - 51,4 млн. ег. ф. В 1954 г. в строительство было вложено 62% всего египетского частного капитала. Там же. С. 144. Поэтому, несмотря на все усилия правительства, египетский частный капитал не смог обеспечить значительный рост промышленности. В 1956г. национальный доход Египта составил примерно 900 млн. ег. ф., из которых на долю промышленности приходилось всего 100 млн. ег. ф.; количество наемной рабочей силы, занятой в промышленности, составляло 11 % от ее общего числа. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 144.

Одновременно правительство стремилось привлечь в страну иностранный частный капитал. С этой целью оно пошло даже на пересмотр закона 1947г., по которому в смешанных компаниях не менее 51 % акций должно было принадлежать египтянам: по закону 1953г. предусматривалось снижение этого процента до 49. Однако данный шаг правительства не привел к серьезному увеличению иностранных капиталовложений, поскольку внутриполитическое положение в стране оставалось еще достаточно неопределенным.

Новой тенденцией в экономическом развитии страны являлось то, что правительство стало вкладывать свои капиталы в промышленные компании и назначать в их административные советы своих представителей. Также оно непосредственно занялось планированием экономических объектов, взяло на себя переговоры с иностранными фирмами о закупках оборудования.

Политика развития государственного капитализма способствовала «египтизации» важнейших отраслей национальной экономики: сельского хозяйства, связанного с выращиванием длинноволокнистого хлопка, а также текстильной промышленности. Одним из результатов этой политики стало создание в 1956г. министерства промышленности - важнейшего инструмента по обеспечению контроля за экономикой. Однако главным результатом правительства в экономической области стала национализация французского и английского капитала: 1 ноября 1956г. был наложен секвестр на 1371 отделение французских и английских банков, промышленных, сельскохозяйственных и акционерных обществ, торговых фирм, страховых агентств, номинальный капитал которых составлял 135 млн. ег. ф. Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 91.

В области социального реформирования за первые годы революции также были достигнуты определенные результаты. В декабре 1952г. был принят ряд законов о труде, предусматривавших увеличение компенсаций при увольнении, санкционировавших организацию национальных федераций профессиональных союзов и разрешавших работникам сельского хозяйства объединяться в профсоюзы.

Насер Г. А. Речь на праздновании II годовщины революции 23 июля 1954 г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979. С. 18. Также в городах был открыт ряд музеев, больниц, общеобразовательных и средних профессиональных учреждений на основе всеобщего бесплатного обучения. Исави Ш. Египет в середине ХХ века. Экономический обзор. М., 1958. С. 412. Однако положение сельского населения оставалось критическим: по мнению обозревателя газеты «Правда» в Египте В. Маевского, египетские деревни были «лишены каких бы то ни было санитарных условий; единственным источником воды, которая ценится на вес золота, является Нил и каналы». Маевский В. В Египте // Правда. 15.08.54. (№227). С. 3.

Стабилизация в социально-экономической сфере нашла свое отражение и в ускорении процесса развития национальной науки и культуры. Впервые в истории страны египетский археолог М.З. Гонейм обнаружил вблизи от Саккары новую пирамиду, за короткий период в Египте был создан ряд танцевальных и театральных коллективов. Танцевальный ансамбль Н. аль-Хамрави делал попытки возродить по фрескам, обнаруженным на стенах гробниц, древнеегипетские танцы. В области кинематографии появились такие впоследствии всемирно известные киноактеры, как Ф. Хамама и О. Шариф.

Таким образом, проведение аграрной реформы, существенные вложения капитала в национальную промышленность, а также увеличение ассигнований на проведение социальных программ привели к частичному решению вопроса о земле, росту числа подготовленных профессиональных кадров, увеличению темпов экономического развития Египта, а также способствовали восстановлению и дальнейшему развитию национальной культуры.

В целом, внутриполитическое развитие Египта в рассматриваемый период было неразрывно связано с процессом трансформации политической системы, борьбой за власть и, следовательно, выбор дальнейшего пути преобразований как между членами Совета руководства революцией, так и «Свободными офицерами» с ведущими египетскими политическими организациями: ВАФДом и Ассоциацией «Братьев-мусульман». Используя неконституционные методы решения своих политических проблем, «Свободные офицеры» приближались к формированию в стране режима военной диктатуры. Однако, благодаря позиции Насера, отрицавшего возможность создания такого типа функционирования политической системы, оформление государственного устройства пошло по пути постепенной его демократизации. Преобразования в социально-экономической сфере также способствовали подъему экономики, некоторому улучшению материального положения египтян, росту их национального самосознания на фоне успехов проводимой правительством политики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.