Рефераты. Демократические преобразования в Египте (1952-1956 гг.)

p align="center"> Глава вторая

Внешняя политика Египта в 1952-1956 гг.

1. Египет в системе международных отношений.

После смены власти перед новым руководством страны встала задача обеспечения безопасности существования режима, а также вопрос о возможности ведения самостоятельной внешней политики. Поэтому одной из первоначальных внешнеполитических задач египетского правительства являлась необходимость признания нового режима мировым сообществом.

Используя противоречия между Англией и США на Ближнем Востоке, Насер решил установить дипломатические отношения с США, в обход Великобритании. Это давало определенные гарантии безопасности для нового египетского руководства. Агарышев А. Указ. Соч. С. 70. В свою очередь американское правительство также пошло навстречу новому режиму. Еще накануне июльских событий американские спецслужбы догадывались о готовившемся армейскими офицерами перевороте: в мае 1952г. в докладе сотрудника ЦРУ К. Рузвельта госсекретарю США Д. Ачесону прозвучала мысль о его возможной поддержке, так как «руководители переворота выдвигают разумные требования». Хамруш А. Указ. Соч. С. 151. Чтобы заручиться поддержкой нового режима американский посол в Египте Кеффери даже назвал английское присутствие в стране «империалистическим». Агарышев А. Указ. Соч. С. 78. По словам одного из руководителей «Свободных офицеров» - Халида Мохиеддина - «в те годы не все понимали цели американской политики. США были для египтян «новой» державой. Они знали колонизаторов - англичан и искренне думали, что могут опереться в борьбе с ними на США» Там же. С. 77.. Что касается СССР, то об этой стране «египтяне имели искаженное представление. Империалистическая пропаганда запугивала египтян коммунизмом». Агарышев А. Указ. Соч. С. 77. Советская сторона не знала о готовившемся перевороте, а также о его руководителях: первоначально в СССР считалось, что переворот был совершен под руководством М. Нагиба, мотивом действий которого являлся отказ короля Фарука назначить генерала на пост военного министра. ТАСС. Государственный переворот в Египте // Правда.. 24.07.52. (№206). С. 4.

Необходимость в сильном союзнике, представлявшемся вначале египетскому руководству в лице США, диктовалась важнейшей внешнеполитической задачей, стоявшей перед Египтом с 1922 года - проблеме обретения реальной независимости от бывшей метрополии - Великобритании, чего, в свою очередь, можно было достигнуть, добившись вывода английских войск из зоны Суэцкого канала с последующей его национализацией. Необходимо отметить, что четко сформированной внешнеполитической программы египетского руководства на первоначальном этапе не существовало. Главные черты внешней политики Египта, по мнению Насера, заключались в «защите свободы и благосостояния народов», поддержке права «всех народов на самоопределение», ориентацию на деятельность ООН, а также «расширении масштаба сотрудничества государств афро-азиатского блока», Насер Г. А. Речь на Бандунгской конференции 18 апреля 1955 г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979. С. 23. а также политика неприсоединения к военно-политическим блокам. Последний принцип позиции Насера в вопросах внешней политики имел немаловажное значение во взаимоотношениях Египта в начале 50-х годов с ведущими мировыми державами: СССР и США.

Конец 40-х - начало 50-х годов XX века ознаменовался новым периодом противостояния двух систем: социалистического лагеря во главе с СССР и капиталистического под эгидой США. Создание региональных военно-политических блоков стало неотъемлемой частью этого противостояния. В этом отношении Ближний Восток представлял собой важнейший стратегический объект, необходимый для усиления позиций той или иной стороны. В начале 50-х годов обстановка на Ближнем Востоке и в Северной Африке в значительной степени регулировалась Тройственной декларацией. Обнародованная в мае 1950г., она была «производным англо-франко-американской политики в регионе, реакцией… на израильско-арабское перемирие, заключенное в 1949г.». Важнейшей частью декларации являлось взятое на себя Англией, Францией и США обязательство контролировать поставки оружия в страны Ближнего Востока. По этому вопросу предусматривались политические консультации между Лондоном, Парижем и Вашингтоном. Беляев И. П. Указ. Соч. С.131. Однако в условиях подъема национально-освободительного движения в арабских странах, а также обострения отношений с Советским Союзом в условиях «холодной войны» стало очевидно, что необходим более эффективно действующий союз, включающий в себя в качестве полноправных членов не только ведущие западные страны, но и страны самого региона. Это было необходимо для осуществления контроля за действиями стран - участниц и, следовательно, невозможности вести ими самостоятельную политику на международной арене.

Странами - членами Северо-Атлантического союза была предпринята попытка создания так называемого Средневосточного командования (СВК) под эгидой США. В середине 1951г. правительства США, Англии, Франции и Турции выступили с планом его формирования. Первоначально в состав СВК предполагалось ввести Турцию, Израиль, Египет, арабские страны Передней Азии, Австралию, Новую Зеландию и ЮАР. От стран - участниц требовалось предоставление в распоряжение СВК военных баз, портов, коммуникаций, а также размещение на своих территориях англо-американских войск. / Миллер А. Средневосточное командование как орудие усиления колониального гнета // Новое время. 1952. № 3. С. 7. На блок возлагалась задача «остановить…«цепную реакцию» распространения социализма, а также «воспрепятствовать распаду колониальной системы». Для усиления американского влияния в Египте правительство Соединенных Штатов планировало увеличить объем экономической и военной помощи этой стране, оказание которой, по мнению американского руководства, следовало увязывать с участием Египта в военных приготовлениях США и их союзников на Ближнем Востоке. Дорогу к военно-политическому сотрудничеству Соединенных Штатов и Египта, как считали в Вашингтоне, должно было открыть заключение англо-египетского договора о выводе британских войск из зоны Суэцкого канала, где находилась военная база Великобритании. Соединенные Штаты, добиваясь скорейшего заключения договора относительно Суэцкой базы, играли роль посредника в переговорах между Лондоном и Каиром, оказывая, при необходимости, нажим на британское руководство. Румянцев В. П. Политика американского правительства Д. Эйзенхауэра в связи с Суэцким кризисом ( 1956 - 1957 гг. ). Томск. 2000. С. 6. / http://search.rаmbler.ru./сgi- 26.02.03. 17 ч. 45 мин.

В мае 1953г. Египет с визитом посетил госсекретарь США Дж. Ф. Даллес с целью вовлечения страны в военный пакт против СССР. Беляев И. П. Указ. Соч. С. 126. Одним из способов давления на египетское руководство стал вопрос о предоставлении Египту возможности закупок современного американского вооружения. Еще накануне революции между королем Фаруком и правительством США был заключен секретный договор о военной помощи Египту на сумму в 5 млн. долларов. Согласно данному документу, в страну должно было быть доставлено легкое вооружение: бронемашины и пулеметы - эффективное средство для решения внутренних задач. Новое египетское правительство решало вопросы внешней обороны страны, поэтому в октябре 1952г. военному атташе американского посольства был передан новый список необходимого Египту вооружения: танков, реактивных самолетов, тяжелой артиллерии, канонерок и др. В это время состав египетского вооружения был «от верблюжьих эскадронов, винтовок времен Первой мировой войны до легкой бронированной техники» Гамаль Абдель Насер и "примкнувший" Шепилов. Заметки о первой дипломатической миссии Дмитрия Шепилова, когда он еще не был министром иностранных дел / http://faces.ng.ru/necropolis/1999-12-24/6_naser.html С. 3. . Для переговоров о поставках оружия в США была отправлена комиссия во главе с Али Сабри, не решившая, в конечном итоге, возложенной на нее задачи. Агарышев А. Указ. Соч. С. 84. Поставки в Египет американского оружия означали бы ослабление позиций Великобритании в Средиземном море, выгодное Соединенным Штатам, однако усиление Египта негативно сказалось бы на взаимоотношениях США и Израиля, «…уже тогда становившимся щитом для американских монополий на Ближнем Востоке». Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 77. Поэтому, не без оснований полагая, что в действительности администрация Белого Дома ведет переговоры не о поставках именно современного оружия, а пытается создать лишь видимость реальной военной помощи, Совет революционного командования Египта решил обратиться с аналогичной проблемой к Советскому Союзу и Чехословакии. Беляев И. П. Указ. Соч. С. 126. Это было началом отхода Насера от проамериканской политики, особенно четко обозначившейся в его выступлении в г. Мина эль-Камх 20 декабря 1953г. Насер Г. А. Речь в Мина эль-Камх 20 декабря 1953 г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979. С. 14. От вступления в военный пакт против СССР египетское руководство отказалось, мотивируя это тем, что СССР не угрожает арабам. Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 77.

Взаимоотношения Каира с Парижем также были далеки от взаимопонимания. После начала 1 ноября 1954г. национально-освободительной войны в Алжире отношения Франции с Египтом резко ухудшились. Поэтому Франция всё активнее начала оказывать поддержку Израилю, став в середине 50-х годов основным поставщиком оружия для израильской армии, «что неминуемо привело к дальнейшей эрозии франко-арабских отношений». Премьер-министр Ги Молле начал считать Насера «врагом Франции на Ближнем Востоке № 1». Беляев И. П. Указ. Соч. С. 131.

Для Великобритании договор о СВК играл важную роль в реализации планов «создания неоколониальной военно-политической системы…на всем Ближнем и Среднем Востоке». Внешняя политика стран Ближнего и Среднего Востока. Указ. соч. С. 35. Ближний Восток традиционно являлся английской сферой влияния, поэтому для Лондона было неприемлимо подчинение интересов Великобритании интересам Северо-Атлантического блока, тем более, что 6 марта 1951г. главком вооружённых сил НАТО генерал Д. Эйзенхауэр потребовал предоставления себе верховных полномочий по вопросам, касающимся стран Ближнего и Среднего Востока. ТАСС. Англо-американское соперничество на Ближнем Востоке // Известия. 06.03.51. (№ 53). С. 4. Ещё в январе 1950г. на конференции министров иностранных дел Британской империи обсуждался «план Коломбо», предназначенный для создания системы «обороны от Порт-Саида до Хоккайдо», и направленный на укрепление позиций Англии. Михайловский А. Британские империалисты маневрируют // Известия. 25.01.51. (№ 20). С. 4. С началом национально-освободительных революций в арабских странах создание военно-политического союза стало для британской ближневосточной политики приоритетной задачей. Основой такого союза стала идея подписания Багдадского пакта, призванного «спасти британские интересы на Ближнем Востоке». При помощи Багдадского пакта Англия намеревалась соединить НАТО и СЕАТО, что, в свою очередь, гарантировало поддержку новому блоку со стороны США, так как он вписывался в систему «возмездия» Д. Даллеса. Вольфсон С. В. Обоснование Дж. Ф. Даллесом внешнеполитической программы республиканской партии на президентских выборах в США в 1952 г. // Вопросы истории международных отношений Томск, 1976. Вып. №7. С. 122. Также, при помощи Багдадского пакта Англия намеревалась сильнее влиять на арабские страны: А. Иден считал, что с созданием нового союза революцию в Египте можно остановить или «направить в русло ничего не значащих реформ». Беляев И. П. Указ. Соч. С. 126-127. США также были заинтересованы в создании Багдадского пакта, однако от вступления в него на правах полноправного члена Вашингтон удерживала возможность обрести союзников в лице Египта и других арабских стран, известных своими антибританскими настроениями. Вхождение Франции в Багдадский пакт не предусматривалось - этим шагом Англия стремилась вытеснить из ближневосточного региона своего конкурента.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.