Рефераты. Франция как пример правового государства после Второй мировой войны

правовом государстве отношения между отдельными лицами, а также между лицами и государством регулируются ранее сформулированными правилами правового устройства, то есть нормами, устанавливающими порядок в общественных отношениях между людьми и исключающими безвластие и применение насилия. Это значит, что отношения между государством и его подданными становятся правовыми и подданные, которые раньше имели только обязанности, превращаются в граждан, наделенных помимо обязанностей определенными, установленными законом правами. Поэтому основной целью правового государства состоит обеспечение свободы граждан, свободы инициативы, предпринимательства и развития личности. На основе этого строится и правовой принцип: «разрешено все, что не запрещено законом» Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое, журнал “Вопросы философии”, 1990, 6, - С. 142-151..

В правовом государстве индивидуум как личность, кроме частных прав субъекта (полученных еще во времена полицейского государства, которое, по мнению некоторых теоретиков, может служить примером первого правового государства), обладает и общественными правами, что предопределяет переход отдельной личности из статуса подданного в статус гражданина.

Современное правовое государство характеризуется тем, что гарантирует три группы общественных прав субъекта: права на независимость от власти; права на участие во власти; экономические, социальные, и культурные права, или, как иногда говорят, право на социальную помощь со стороны государственной власти См. там же.

Исторически раньше появляется и развивается группа прав на независимость от власти. Она объединяет: свободу веры, свободу вероисповедания и свободу совести; право на личную свободу; право на приобретение и неприкосновенность частной собственности; свободу передвижения по территории всего государства; тайну и неприкосновенность переписки; свободу слова и свободу мысли и объединения; право на неприкосновенность жилища; свободу выбора профессии и т. д. Перечисленные права называют еще «правами свободы», «правами гражданских свобод» или «гражданскими свободами и правами» (они отличаются от «политических свобод и прав», под которыми подразумевается право на участие граждан во власти) Артамонов С.Д. От Монтескье до наших дней, журнал “Вестник АН СССР”, 1990, 4. .

Политические свободы и права граждан в рамках правового государства следует отнести ко второй фазе его развития, и в различных странах существуют разные временные интервалы их возникновения. Данную группу прав составляют активное и пассивное избирательное право, право граждан участвовать в управлении делами государства, право гражданина лично обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления и т. п.

Экономические, социальные и культурные права как отдельная группа общественных прав субъекта характеризуют правовое государство новейшего периода его развития. Сюда, прежде всего, входят право на образование, свобода любой творческой деятельности, право на интеллектуальную собственность, право на свободное использование своих способностей и имущества, право на социальную безопасность и защиту в условиях безработицы, право на благоприятную окружающую среду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жизнь, достойную человека, и т. п. Гарантии этих прав находят особое выражение в высокоразвитых западных демократиях. Однако, по мере возможности, указанные права гарантируются и в менее развитых странах, так как это является условием для вхождения в современное международное сообщество См. там же.

Историк Смирнов В.П. отмечает, что политический строй, существовавший во Франции с момента ее освобождения осенью 1944 г. до принятия конституции Четвертой республики осенью 1946 г, вошел в историю под названием Временного режима. Это был непродолжительный, но очень важный период в истории Франции, когда демократические и антифашистские силы добились значительных успехов Смирнов В.П. Новейшая история Франции. 1918-1975. - М.: Высш. Школа, 1979. - С. 227.

Политическая атмосфера освобожденной Франции характеризовалась стремительным подъемом демократических сил, огромным влиянием движения Сопротивления, ростом дружеских чувств к Советскому Союзу. Широчайшие массы населения, освобожденные из-под гнета оккупантов и вишистов, жаждали новой жизни. Они больше не доверяли буржуазным политикам, которые привели Францию к поражению или сотрудничали с оккупантами.

Наринский М.М. в книге «Борьба классов и партий во Франции» говорит о том, что на первый план выдвинулись левые антифашистские, демократические группировки Особенно большой авторитет среди трудящихся завоевала Французская коммунистическая партия

Важное место в общественной жизни заняли профсоюзы. Возросло влияние Французской конфедерации христианских трудящихся (ФКХТ), насчитывающей в первые послевоенные годы до 500 тыс. человек Наринский М.М. Борьба классов и партий во Франции. 1944-1958. - М.: Наука, 2003. - С. 47.

Наряду с рабочими и демократическими организациями сохранила и даже увеличила свое влияние в массах та часть французской буржуазии, которая принимала участие в Сопротивлении Высоким личным авторитетом пользовался генерал де Голль, возглавлявший Временное правительство Его поддерживали все буржуазно-патриотические группировки Сопротивления и Социалистическая партия. Коммунистическая партия также считала, что неотложные задачи, стоявшие перед освобожденной Францией,-- восстановление экономики, наказание предателей, обеспечение демократических прав и свобод, выработка новой конституции -- требуют сплочения всех сил нации и поддержки Временного правительства

Большое влияние на идейно-политическую эволюцию французской буржуазии оказали взгляды генерала де Голля и его сторонников, получившие наименование голлизма. Еще в годы войны де Голль пришел к выводу, что возрождение довоенных порядков невозможно, а поэтому необходимы серьезные изменения в руководстве экономикой и политикой. Суть своих главных идей де Голль резюмировал в словах «нация», «сильное государство», «величие Франции», «социальные реформы». Исходным пунктом доктрины де Голля была старая идея «нации», использовавшаяся всеми идеологами правого лагеря. В соответствии с националистической традицией де Голль считал главной силой исторического развития не классы, а нации. Классовые интересы, с его точки зрения, носят частный характер и поэтому должны подчиняться общенациональным интересам, выразителем которых является государство. Чтобы государство могло успешно отстаивать общенациональные интересы, оно должно быть «сильным», т. е. располагать широкими полномочиями и по возможности меньше зависеть от партий. Борьба партий и классов подрывает стабильность и авторитет правительства, ослабляет «нацию» и, следовательно, вредна. Лишь сильное государство, пользующееся поддержкой всей нации, может направить Францию к ее высшей цели -- «величию» Арзаканян М.Ц. Генераль де Голль на пути к власти. - М.: Дрофа, 2001. - С. 126.

По мнению генерала де Голля, «Франция, лишенная величия, перестает быть Францией» См. там же. Поэтому главная задача всех французских патриотов состоит в том, чтобы вернуть своей стране «ранг» великой державы, оказывающей определяющее влияние на судьбы мира.

Важным элементом политики, направленной к созданию «сильного государства», сплочению «нации» и достижению величия, де Голль считал социальные реформы. В военных мемуарах де Голль говорит: «Чувство и размышления давно убедили меня, что освобождение страны должно сопровождаться глубокими социальными преобразованиями,-- писал он в своих мемуарах.-- Или мы сверху и быстро осуществим заметное изменение положения рабочих и частичное сокращение привилегий денег, или страдающая и разочарованная масса прудящихся вызовет потрясения, в которых Франция может потерять все, что у нее осталось» Ш.де Голль. Военные мемуары, т I, С. 252.

К числу необходимых реформ де Голль относил не только восстановление основных демократических свобод, но и частичную национализацию промышленности, государственный контроль над экономикой, систему социального страхования и условий труда, которая могла бы смягчить недовольство трудящихся.

Внешнеполитическая программа де Голля ставила вo главу угла проблему национальной независимости. В отличие от многих руководителей буржуазно-патриотических группировок Сопротивления, де Голль твердо отстаивал принцип национального суверенитета. Он выступал за союзные отношения с Англией и США, но вместе с тем указывал на необходимость союза с СССР, который де Голль со времен войны рассматривал как «некоторый противовес по отношению к англосаксонским странам» Антюхина-Московченко В.И. Шарль де Голль и Советский Союз. - М., 1990. - С. 97, гарантирующий независимость Франции.

Взгляды де Голля во многом напоминали идеи традиционного правого национализма, но вместе с тем заключали в себе существенный новый элемент. Раньше правые националисты были консерваторами, противниками социальных реформ, сторонниками невмешательства государства в управление экономикой. Де Голль, напротив, выступал с позиций «дирижизма» и буржуазного реформизма, порывая с консерваторами.

Историк Наумова Н.Н. отмечает, что возникновение голлизма и деятельность МРП показывали, что в среде французской буржуазии происходит поворот от традиционных консервативных взглядов к доктринам буржуазного реформизма и «дирижизма» Наумова Н.Н. Голлизм в оппозиции Партия «Объединение французского народа» в политической жизни IV республики. - М., 1991. - С. 122.

Важнейшим событием внутриполитической жизни освобожденной Франции стали выборы в Учредительное собрание, которому предстояло подготовить новую конституцию. Содержание будущей конституции, а также вопрос о правах и полномочиях Учредительного собрания явились предметом упорной борьбы.

Коммунистическая партия и ВКТ предлагали предоставить Учредительному собранию широкие полномочия, в частности поручить ему наряду с подготовкой проекта конституции контролировать деятельность правительства. Партия радикалов требовала вообще не созывать Учредительного собрания, а восстановить действие ликвидированной правительством Виши конституции 1875г. Генерал де Голль рекомендовал ограничить полномочия Учредительного собрания и сделать вопрос о его созыве предметом всенародного опроса (референдума).

От имени Временного правительства де Голль внес проект, по которому будущее Учредительное собрание лишалось права контролировать текущую деятельность правительства, а срок его работы ограничивался семью месяцами. МРП, Социалистическая партия и правые группировки Сопротивления поддержали этот проект.

21 октября 1945 г. во Франции состоялись первые после освобождения всеобщие выборы и одновременно референдум по вопросу об Учредительном собрании. Выборы проводились в один тур до пропорциональной избирательной системе, в (соответствии с которой число депутатских мест, получаемых той или иной партией, должно быть прямо пропорционально числу собранных ею голосов. Возрастной ценз составлял 20 лет. Впервые право избирать и быть избранными получили женщины и военнослужащие. 96,4% избирателей высказались за отмену конституции 1875 г. и созыв Учредительного собрания. 66,3% избирателей согласились с проектом организации власти, предложенным де Голлем.

Таким образом, в отличие от довоенной системы, при которой голоса избирателей распылялись среди многих партий, три главные партии Учредительного собрания -- коммунисты, социалисты и МРП -- собрали почти 75% голосов Смирнов В.П. Новейшая история Франции. 1918-1975 - М.: Высш. Школа, 1979. - С. 239.

С этого времени и до мая 1947 г трехпартийная система (т. е. сотрудничество трех основных партий) почти неизменно являлась основой для формирования многочисленных французских правительств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.