Рефераты. Франция как пример правового государства после Второй мировой войны

p align="left">С отставкой президента де Голля завершился первый этап истории Пятой республики. Начался новый этап, известный под названием постголлизма.

2.4 Постголлизм

После отставки де Голля в июне 1969 г. состоялись досрочные выборы президента Республики. Собрав 57,5% голосов, Помпиду стал президентом Франции.

Новый президент, внук крестьянина и сын учителя, в молодости -- преподаватель французской литературы, затем генеральный директор банка Ротшильда, начальник личной канцелярии де Голля и премьер-министр Франции, принадлежал к тому поколению голлистов, которое выдвинулось после войны. Основное направление своего политического курса Помпиду выразил словами «преемственность и диалог». Этим он хотел сказать, что намерен продолжать политику де Голля, но готов идти на сближение с теми группировками буржуазии, которые ранее выступали против де Голля с позиций «атлантизма», «европеизма» и либерализма, критиковали «дирижизм» и требовали сократить государственное вмешательство в экономику. Назначив премьер-министром видного соратника де Голля периода Сопротивления Жака Шабан-Дельмаса, имевшего репутацию близкого к радикалам политика, Помпиду включил в состав правительства не только членов ЮДР, но и «независимых республиканцев» во главе с Жискар д'Эстеном, который занял пост министра финансов, а также некоторых видных деятелей правой оппозиции, в том числе известного «атлантиста» и «европеиста» Рене Плевена. Подобно де Голлю, Помпиду сохранил в своих руках руководство внешней политикой, предоставив премьер-министру играть ведущую роль во внутренней политике Рубинский Ю.И. Пятая Республика. - М., 1994. - С. 310.

Центральной задачей своей внутренней политики правительство Помпиду объявило создание так называемого нового общества, программу которого премьер-министр Шабан-Дельмас изложил в речи перед парламентом 16 сентября 1969 г. Ссылаясь на деголлевскую идею «участия», он пообещал провести ряд реформ, которые могли бы модернизировать французское общество, обеспечить всем «равные шансы» и предотвратить возможность повторения социальных потрясений, подобных майско-июньским событиям 1968 г. Премьер-министр считал необходимым повысить заработную плату, пенсии и семейные пособия, чтобы облегчить включение рабочего класса в капиталистическую систему.

В 1970 г. был установлен новый порядок определения гарантированного минимума заработной платы, который отныне ежегодно подлежал пересмотру с учетом роста цен и национального дохода и стал называться СМИК -- растущий минимум заработной платы. Пенсионный возраст был снижен с 65 до 63 лет. Размер семейных пособий для лиц с низкими доходами увеличили за счет их отмены для более обеспеченных слоев населения. Правительство предложило профсоюзам заключать «контракты прогресса», т. е. отказаться от забастовок в обмен на ежегодное заранее согласованное повышение заработной платы.

Зная, что многие предприниматели недовольны политикой «дирижизма», правительство обещало пересмотреть ее в духе либерализма. Шестой план экономического и социального развития (1970--1975) предусматривал ослабление регулирующей роли государства и усиление влияния рынка. Он исходил из принципа оказывать помощь частному капиталу лишь тогда, когда тот сам пожелает. Правительство вновь провело девальвацию франка, предоставило новые налоговые льготы предпринимателям, стало поощрять экспортные отрасли промышленности, создало министерство охраны окружающей среды Рубинский Ю.И. Франция без де Голля. // МЭМО, 1969. - С. 28.

Правительственные реформы вызвали недовольство и трудящихся и буржуазии. Левые партии и профсоюзы считали реформы недостаточными. Профсоюзы отказались от «контрактов прогресса», а консервативная часть буржуазии, в том числе и многие деятели ЮДР, расценили политику «нового общества» как ненужный и опасный социальный эксперимент. Летом 1972 г. Шабан-Дельмас, подвергавшийся критике и слева и справа, вынужден был подать в отставку. Пост премьер-министра занял противник «нового общества» -- давний соратник генерала де Голля, бывший военный министр Пьер Месмер.

В книге Смирнова В.П. «Франция в XX веке.» говорится, что 27 июня 1972 г. Коммунистическая и Социалистическая партии подписали Совместную {Общую) правительственную программу, к которой затем присоединились левые радикалы. В программе говорилось, что подписавшие ее партии хотят «положить конец несправедливостям и несообразностям существующего режима», «установить подлинную политическую и экономическую демократию» и «открыть путь к социализму». Совместная программа состояла из четырех главных разделов. Первый раздел назывался «Жить лучше». В нем перечислялись основные меры, необходимые для повышения уровня жизни населения: существенное увеличение заработной платы, размера СМИК (с 600 до 1000 франков) и пенсий (до 75% от заработной платы), снижение пенсионного возраста, увеличение продолжительности отпусков, улучшение системы образования, выделение дополнительных средств на развитие науки, искусства, спорта и т. п.

Во втором разделе программы, посвященном социально-экономическим реформам, предлагалось национализировать частные банки и финансовые учреждения, а также крупнейшие монополистические объединения, обеспечив демократическое управление ими и демократическое планирование экономики. В первую очередь предполагалось национализировать девять крупнейших финансово-промышленных групп. Еще в четырех группах контрольный пакет акций должен был принадлежать государству. В совокупности эти 13 монополистических групп составляли всего 1% крупных предприятий, но на их долю приходилось 50% всех капиталовложений. Кроме того, Совместная программа требовала повышения налогов на прибыли и крупные состояния при одновременном уменьшении налогового бремени для широких слоев населения. В соответствии с учением социализма составители программы полагали, что национализация банков и основных промышленных групп вырвет из рук финансовой олигархии рычаги власти, вследствие чего экономика будет развиваться в интересах всего общества, а не только верхушки буржуазии и материальное положение населения быстро улучшится. Это приведет к созданию новых рынков сбыта, ускорит экономическое развитие и убедит всех в преимуществах социализма.

Третий раздел программы касался демократизации государственных учреждений. Коммунисты, социалисты и левые радикалы предлагали отменить законы, ущемлявшие права граждан, расширить права парламента, ввести пропорциональную избирательную систему. Учитывая позиции социалистов, Совместная программа не выдвигала требование об отмене Конституции 1958 г., но настаивала на ограничении власти президента и сокращении срока его полномочий до пяти лет.

Четвертый, внешнеполитический, раздел программы, вызывавший особенно глубокие разногласия, включал, прежде всего, те пункты, по которым коммунисты, социалисты и левые радикалы занимали сходные позиции: проведение политики мирного сосуществования и сотрудничества со всеми странами, отказ от применения силы и мирное урегулирование международных споров, всеобщее разоружение и уничтожение ядерного оружия. Предлагая одновременно ликвидировать Североатлантический пакт и Варшавский Договор, коммунисты, социалисты и левые радикалы заявляли, что Франция должна быть независимой от каких-либо военно-политических блоков. Совместная программа не требовала выхода Франции из Североатлантического пакта и «Общего рынка», но подчеркивала необходимость ее «свободы действий» в этих организациях Смирнов В.П. Франция в XX веке. - М.: Дрофа, 2001. - С. 286.

Коммунисты полагали, что осуществление Совместной программы фактически означало бы установление «передовой демократии», которая, по мнению генерального секретаря ФКП Ж. Марше, «была бы формой перехода к социализму». Со своей стороны, руководство Социалистической партии и левых радикалов рассчитывало при помощи Совместной программы поднять свой авторитет, добиться «перебалансировки» левых сил и выиграть выборы.

По существу, Совместная программа представляла собой свод наиболее популярных требований левых сил и отражала их представления о будущем, более справедливом, «передовом» обществе. В течение ряда лет она оставалась идейно-политической основой для всех левых группировок.

Впервые Совместная программа прошла практическое испытание на парламентских выборах 1973 г. Коммунисты, социалисты и левые радикалы, как обычно, в первом туре выборов выступали раздельно, а во втором -- поддерживали того из левых кандидатов, кто имел наибольшие шансы быть избранным.

Партии правящей коалиции (ЮДР, «независимые республиканцы» и часть центристов) уже в первом туре выдвинули единых кандидатов. Учитывая растущую притягательность Совместной программы, они попытались перехватить ее популярные лозунги: обещали снизить пенсионный возраст и возрастной ценз для избирателей, ограничить продолжительность рабочего дня, повысить минимум зарплаты, улучшить медицинское обслуживание. Премьер-министр Месмер даже говорил, что он идет в том же направлении, что и социалисты.

«Движение реформаторов» во главе с Леканюэ и Серван-Шрейбером в первом туре выступало самостоятельно. Считая своим главным противником левые силы, оно одновременно критиковало правительство с позиций либерализма, «атлантизма» и «европеизма».

Таким образом, подводя итог в освещении периода Франции с 1958-1973гг, можно сказать, что пересмотр полномочий Конституционного совета был связан с обеспечением защиты прав и свобод человека и гражданина, т.е., опять же, сама по себе концепция суверенитета не ревизовалась. Ревизуется не воля народа, а те положения, которые могут привести к нарушению прав и свобод, а это - высшая ценность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как уже отмечалось выше, в правовом государстве права и обязанности субъектов, подчиняющихся праву, определяются конституцией и законом. Классическим примером такого правового государства можно считать Францию.

На протяжении последних трех - четырех веков Франция была, - и поныне остается одной из ведущих держав Европы и мира. Франция является постоянным членом Совета Безопасности ООН, член - учредитель Североатлантического пакта в 1949 г. и «общего рынка» в 1957 г., участник почти всех международных организаций. Место Франции в мире определяется не только ее экономическими, военными и политическими возможностями, но и многими другими факторами, в том числе историческими традициями.

Влияние Франции на западноевропейскую историю и культуру трудно переоценить. Слова известного русского историка Н. Я. Данилевского, что «можно знать превосходно историю Англии, Италии, Германии и все-таки не знать истории Европы; Будучи же знаком с историей Франции, знаешь в сущности и всю историю Европы» Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - СПб., 2005. - С. 201.едва ли грешат преувеличением. Богатейшая история Франции дает все основание для такого утверждения, не утратившего своей справедливости и в наше время.

Не менее богата и конституционная история Франции. Невозможно, пожалуй, найти другую страну со столь интенсивным и плодовитым творчеством. Новая и Новейшая история Франции принесла ей 16 конституций, около 20 полуконституционных режимов и режимов де-факто. В этом контексте определение Франции как «лаборатории конституций», а французов как «великих потребителей конституций» не только удачная метафора Конституции государств Европы. - М., 2001.- Т. 3. - С. 404..

Конституционный опыт страны оказывал и оказывает существенное влияние на конституционное развитие многих стран мира. Знаменитая французская Декларация прав и свобод гражданина 1789 года не только положила начало конституционной истории Франции, но и во многом определила развитие и современное состояние института прав человека в мире.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.