Рефераты. Франция как пример правового государства после Второй мировой войны

p align="left">Коммунистическая партия решительно выступила в защиту конституции и демократических свобод, но другие левые группировки не поддержали ее. Партии «новой левой» раскололись. Мендес-Франс и Миттеран выступали против передачи власти де Голлю, а Ги Молле вступил с ним в негласные переговоры Молочанов Н.Н. Четвёртая республика. - М., 2003. - С. 173.

Ги Молле и его сторонники утверждали, будто единство с коммунистами неизбежно приведет к гражданской войне с мятежниками, тогда как передача власти де Голлю может избавить Францию от этой участи. Социалистическая партия, «Форс увриер», ФКХТ отказались принять участие в забастовке в защиту республики, организованной Коммунистической партией и Всеобщей конфедерацией труда. В демонстрации протеста против мятежников, устроенной по инициативе компартии в Париже, участвовали социалисты и радикалы, однако официальное руководство этих партий категорически отказалось от дальнейших совместных действий с коммунистами.

28 мая 1958 г. Пфлимлен, заранее договорившись с де Голлем, подал в отставку. Президент республики Коти объявил, что он решил обратиться «к самому знаменитому из французов», генералу де Голлю -- с предложением сформировать правительство «национального спасения». Коти угрожал подать в отставку, если парламент не утвердит полномочия де Голля. Все главные партии, за исключением коммунистов, поддержали де Голля. В состав его правительства согласились войти «независимые», члены МРП, несколько радикалов и два социалиста, и том числе генеральный секретарь СФИО Ги Молле Чернега В.Н. Буржуазные партии в политической системе Франции. Третья-Пятая республики. - М., 1987. - С. 153.

1 июня 1958 г. генерал де Голль представил Национальному собранию программного декларацию своего правительства «Своеобразный человек, которому предстояло возглавить правительство, пожелал и необычной процедуры для вступления в свои новые обязанности». Он прибыл в Национальное собрание один, без сопровождения министров, огласил краткую декларацию (чтение которой заняло всего 8 минут), и немедленно покинул заседание, предоставив депутатам решать вопрос в его отсутствие.

Все это подчеркивало, что речь идет не об обычной смене правительства, а о серьезных переменах в политике. В программной декларации де Голль, сославшись на «деградацию государства», угрозу «раскола и, может быть, гражданской войны», обещал «попытаться еще раз привести к спасению страну, государство, Республику». Он требовал предоставить ему чрезвычайные полномочия и дать мандат на реформу конституции, которая сохранит «основу республиканского режима».

Большинством в 329 голосов против 224 Национальное собрание выразило доверие правительству де Голля. Его поддержали «независимые», члены МРП и РПФ, примерно две трети радикалов и около половины социалистов, последовавших за Ги Молле. Против голосовали коммунисты, половина социалистов, треть радикалов во главе с Мендес-Франсом и отдельные политические деятели, в том числе Ф. Миттеран. На следующий день правительство де Голля получило чрезвычайные полномочия и разрешение разработать проект новой конституции. После этого Национальное собрание было распущено «на каникулы» и более не собиралось Смирнов В.П. Франция в XX веке. - М.: Дрофа, 2001. - с. 238. Четвертая республика фактически перестала существовать.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что большое влияние на идейно-политическую эволюцию французской буржуазии оказали взгляды генерала де Голля и его сторонников, получившие наименование голлизма. В 1946 г. была принята конституция, которая воплотила в жизнь многие идеи конституционных проектов левых организаций Сопротивления. Она являлась одной из самых демократических конституций буржуазных стран. Ее характерной особенностью был широкий объем официально декларированных свобод и строгий контроль парламента над действиями правительства. Согласно конституции Франция провозглашалась «неделимой, светской, демократической и социальной Республикой». Помимо демократических прав, записанных в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г., конституция 1946 г. добавляла «как особо необходимые в наше время» социальные права: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на образование. Торжественно декларировались равенство прав мужчины и женщины, право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, право на профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов». Но на деле интересы личности в деятельности государства не соблюдались, а именно реальное обеспечение прав и свобод личности, что является фундаментальным принципом правовой государственности.

ГЛАВА 2. ПЯТАЯ РЕСПУБЛИКА - ГОЛЛИСТСКИЙ И ПОСТГОЛЛИСТСКИЙ РЕЖИМЫ

2.1 Конституция 1958г

Конституция - основной закон страны. Она содержит в себе все основные правила и принципы устройства государства и его работы. По Конституции государства можно судить о степени его правового развития и о его приверженности принципам демократии.

Проект новой конституции был закончен в рекордно короткие сроки. 28 сентября 1958 года состоялся референдум, на котором была принята новая конституция. На все про все, от начала работы до проведения референдума, ушло примерно три с половиной месяца. 4 октября 1958 года новая Конституция была промульгирована и вступила в силу.

Опираясь на данные историка Сироткина В. Г. можно сказать, что текст Конституции Франции 1958 года состоит из очень краткой преамбулы и 95 статей, сведенных в 15 разделов. Также в текст Конституции были включены Декларация 1789 года и преамбула к Конституции1946 года. Дело в том, что именно в двух названных документах сформулированы основные права и свободы, а равно подтверждается принцип разделения властей.

Присоединение этих двух документов говорило о приверженности Франции фундаментальным принципам демократического государства. Поскольку во французском праве основные права и свободы сформулированы в качестве основополагающих принципов, то можно сделать вывод, что они не подлежат пересмотру или отмене законодателем. А орган конституционного надзора должен следить, чтоб прокламированные принципы (включая и разделение властей) не нарушалось текущем законодательством Сироткин В. Г. История Франции: Пятая республика - М.: Высш Шк., 1989. - С. 211.

К числу основных принципов Конституция относит национальный суверенитет. Он принадлежит только народу и никакая отдельная личность или группа не могут присвоить себе его осуществление.

Осуществление национального суверенитета в соответствии с принципом разделения властей возлагается на три ветви власти. Принцип, закрепленный еще в ст. XVI Декларации прав человека и гражданина 1789 года, -- нет конституционного строя, если нет разделения властей -- не подлежащая пересмотру составная часть французского конституционного права.

ПРЕЗИДЕНТ. Центральное место в системе государственных органов Франции отведено президенту республики. Полномочия президента касаются самых важных сторон государственной жизни. Он глава государства. Он осуществляет верховное представительство страны во всех актах внутриполитической и международной жизни. Он обеспечивает соблюдение Конституции и нормальное функционирование государственных органов и преемственность государства. Он гарант национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров. Он возглавляет вооруженные силы страны. Президент Франции не несет политической, т.е. парламентарной ответственности Конституция законодательные акты Французской республики. - М., 1958..

Специфика положения президента в о Франции состоит в том, что в силу своих полномочий он как бы участвует в функционирование каждой из ветвей власти. И в то же время ни одну из них нельзя отождествлять с президентом или исключительно с президентом.

С 1962 года президент избирается на всеобщих прямых выборах. Президент избирается сроком на 7 лет. Ограничения в переизбрании во Франции не предусмотрено. Во Франции отсутствует пост вице-президента. В случае вакансии поста главы государства его обязанности временно исполняет председатель сената -- верхней палаты парламента. Исполняющий обязанности несколько ограничен в своих полномочиях. Он не может, в частности, объявлять референдум, досрочно распускать Национальное собрание или проводить пересмотр Конституции.

Президент республики наделен обширными полномочиями. Часть из них он осуществляет самостоятельно, часть -- совместно с другими государственными органами.

Наиболее существенные права президента.

Это, прежде всего, назначение премьер-министра.

Президент обладает правом досрочного роспуска Национального собрания -- нижней палаты парламента. Правда предварительно он должен запросить премьер-министра и председателей палат, однако их мнение имеет лишь консультативный характер. Решение принимает президент.

Президент возглавляет вооруженные силы. Он председательствует в советах и в высших комитетах национальной обороны. Глава государства представляет страну в международных отношениях. Он ведет переговоры о заключении международных договоров и ратифицирует их.

Президент республики может по собственной инициативе ввести в действие механизм ст. 16 Конституции, предусматривающих использования чрезвычайных полномочий. В этом случае президент обязан запросить мнение премьер-министра, председателей палат парламента и Конституционного совета. (Этот механизм несколько раз использовал только генерал де Голль. В настоящее время все чаще идут разговоры об его отмене.

Президент республики обладает многочисленными иными полномочиями, которые также имеют весьма существенное значение, но осуществляются совместно с другими государственными органами.

Президент -- активный участник законодательного процесса. Правительственные законопроекты обсуждаются в Совете министров, а председательствует на нем президент. Законодательные акты, одобренные парламентом, передаются для промульгации президентом. При этом может вернуть законопроект в парламент для повторного обсуждения, либо обратится за мнением Конституционного совета, если полагает, что данный акт в чем-то противоречит Конституции.

Президент республики обладает регламентарной властью, т.е. правом издания собственных нормативных актов.

Исполнительная власть во Франции, как и во всех иных странах со смешенной формой правления, имеет бицефальный, т.е. двойной характер. Она осуществляется и президентом и правительством. Президент участвует в осуществление всех наиболее значимых функций, которые закреплены за правительством.

Президент может принимать участие и в осуществлении некоторых функций судебной власти. Он назначает членов Высшего совете магистратуры и является его председателем. Данный орган осуществляет дисциплинарную власть в отношении судейских работников. Президенту принадлежит право помилования. Президент является гарантом судебной власти Конституции зарубежных государств / Под ред. В. В. Маклакова. - М., 2000. - С. 266.

Статус и полномочия президента Французской Республики подтверждают, что данный институт нельзя однозначно отнести только к одной ветви власти. Впрочем, во Франции есть и другие институты, которые трудно уместить в застывшую схему. Таков, например, Конституционный совет, осуществляющий функции конституционного надзора, но не являющийся судебным учреждением.

Во Франции, как и во всех других демократических государствах, обеспечены самостоятельность и независимость судебной власти. Заметно сложней и противоречивей выглядят взаимоотношения между законодательными и исполнительными государственными органами Ратиани Г.М. Франция - судьба двух республик. - М.: Мысль, 1980. - С. 59.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.