Рефераты. Генезис феодализма. Отмена крепостного права в России

p align="left">Таким образом, начальный процесс формирования древнерусской народности, становление государственности, хозяйственного и культурного развития Северной Руси проходили при определенном участии скандинавов, ассимилировавшихся в большинстве с местным населением или уехавших и обратно в родные места. Большинство исландских викингских саг было написано в XII-XIV вв., и в них встречались упоминания городов Древней Руси: Kaenugaror (Киев); Moramar (Муром); Pallterskjuborg (Полоцк); Rabostofa (Ростов); Sursdal (Суздаль); Smalizka (Смоленск). Это доказывает, что и через несколько столетий после первого появления скандинавов на берегах Ладоги скандинавы участвовали в торговле с Русью, в ее хозяйственной жизни. Границей между Европой и Азией тогда считался Дон - "Tanais". Понятие "Уральские горы" как подлинная граница между двумя великими континентами войдет в мировую науку с освоением русскими людьми района Урала лишь в XVI-XVIII вв.

Ученые свидетельствуют, что в середине IX в. значительная масса людей из района Старой Ладоги мигрировала в верховья Волги. Доказательством являются находки археологов в районе нынешнего Ярославля. Подтверждается версия об интересе торговых людей из Скандинавии к экономическому освоению не только Русского Севера, но всей Восточно-Европейской равнины. Исходя из современных данных, переселенцев из Приладожья не устроил Волжский торговый путь. Объяснить это можно следующим образом: Волга слишком далеко протекает от Варяжского (Балтийского) моря, чтобы ее широко можно было использовать в торговых целях; река в те времена находилась в ареале расселения народов Великой степи, которые отличались воинственностью; население Северной Руси было наслышано о богатствах города Киева на Днепре; привлекал мигрантов и теплый, мягкий климат Приднепровья; главное - мигрантов интересовал прямой выход из Днепра в Русское (Черное) море, который приводил в богатую Византию.

Часть населения осталась в верховьях Волги, это содействовало образованию в тех местах народностей финно-угорской языковой группы. Возможно, здесь тоже были созданы торговые фактории. Но основная масса проследовала в район Киева. В скором времени они ассимилировались с проживавшими там полянами, древлянами и др.

Таким образом, основой для создания Древнерусского государства явились восточнославянские племена. К середине IX в. они занимали огромную территорию от Ладожского озера на севере до Черного моря на юге и от Дона, Оки и верхнего течения Волги на востоке до Днестра на западе.

Ближайшим и агрессивным соседом Киева и окрестных племен был Хазарский каганат. Есть сведения, что именно хазары ликвидировали еще в VIII в. княжение у полян во главе с легендарным Кием. В IX в. пришло время начинать все сначала. По свидетельству различных источников, в первой половине IX в. киевский князь принял титул кагана (царя). Но хазарский каганат стремился контролировать не только район Волги, но и укрепления в Киеве, и даже на севере - в Старой Ладоге. Образовавшиеся на базе восточнославянских племен княжества обратились к скандинавам с просьбой помочь им в борьбе с хазарами. В Киев пришли норманнские дружины.

Итак, в середине IX в. существовало два протогосударства на базе в основном восточнославянских племен, условно назовем их Северная Русь и Южная (Киевская) Русь.

Столицей Северной Руси, или Северного Союза Союзов (племен), иногда называют Новгород. Полулегендарный Рюрик - основатель династии - правил в 860-х гг., по преданию, в Новгороде, умер в 879 г. (ПВЛ). Перед смертью поручил своего малолетнего сына Игоря родственнику Олегу.

Об этих и последующих князьях имеются сведения достаточно убедительные. Олег с Игорем предприняли поход на юг, по дороге побывав в земле кривичей, в Смоленске. По свидетельству ПВЛ, Олег в Киеве обманным путем избавился от правящих там Асколъда и Дира и стал с 882 года княжить, объявив Киев "матерью городов русских". Исходя их этих и более современных источников, можно заключить, что официально у конунгов (королей) скандинавских никто не просил князя для Руси. Рюрик, попав с дружиной в молодой город Новгород, и был провозглашен своими дружинниками князем. Далее события развивались по известному сценарию. Да и у каких конунгов русичи могли "запросить" себе князя, если в Швеции свейские (свей - шведы) и гётские (готские) земли были объединены в единое государство лишь в конце X - начале XI в. Тогда там началось и насаждение христианства. Известно из византийских хроник, что еще в 860-х гг. Кирилл и Мефодий с миссией славянских просветителей отправились из Византии в Крым, по всей видимости, побывали в Киеве, оставив на память русичам "кириллицу" - азбуку из 24 букв.

Объединение Северной и Южной Руси привело в начале 880-х гг. к образованию государства, условно называемого Древнерусским.

К середине IX в. проявилась объективная необходимость, сложились условия для создания Древнерусского государства: хозяйственная жизнь восточнославянских племен прогрессировала, используя достижения земледельческого неолита.

Для хозяйственного освоения просторов Русской (Восточно-Европейской) равнины нужны были сплоченные усилия больших людских масс в рамках единого государства со штатом администраторов. Население нуждалось в защите от внешних врагов путем создания объединенной дружины -> ополчения -> армии. В связи с недостаточным обеспечением населения продуктами и товарами в условиях 100%-го натурального хозяйства, необходимо было использовать Днепр, его притоки и расположенные выше системы озер в целях торговли с народами, проживавшими на северо-западе Европы, а через Русское (Черное) море - с Византией и странами Востока, для этого требовались усилия сплоченных групп людей. Назревала необходимость расширения культурного кругозора, стремление к грамотности, проявился интерес к монорелигии по примеру других стран. Нельзя было и дальше не замечать преимуществ цивилизации, наступавшей с Запада, со стороны молодых европейских государств, оформивших государственность еще в VI н.э., и с Востока, со стороны экономически и культурно высокоразвитой Византии и ряда других стран. И, наконец, формирование древнерусской народности могло произойти лишь в рамках единого государства.

Анализ многочисленных факторов приводит к мысли: с завершением в VIII в. последней волны Великого переселения народов восточные славяне "обречены" были на обретение государственности или должны были исчезнуть с политической карты Восточной Европы, растворившись в этносе более предприимчивых, способных к выживанию народов.

За время формирования Древнерусского государства наиболее целесообразно взять 879-882 гг. н.э., т.е. предполагаемое время смерти Рюрика в Новгороде и захвата Киева его родственником Олегом с сыном Рюрика Игорем и "со дружиною".

Русь как цивилизация окончательно оформилась через 100 лет - с принятием в 988 г. христианства из Византии и появлением в конце X-XI вв. первых сводов законов "Русской правды".

Таким образом, цивилизация Русь - Россия насчитывает более чем тысячелетнюю историю развития. Формирование ее завершилось в конце X - начале XI в. н.э. с переходом от языческих верований к православию и легитимному обоснованию власти Великого князя в "Русской правде".

Каким образом в рамках различных форм государственности (см. рис. 1) проходило на Руси становление аграрного, затем индустриального общества, как проявлялись при этом черты рыночной экономики.

2. Этапы феодализации в России (XI-XVIII вв.). "Русская Правда", "Соборное Уложение"

Феодализация русской земли была подготовлена предшествующим социально-экономическим развитием восточнославянских племен. До образования государства они жили родовым строем, который формировался повсеместно на этапе перехода от палеолита к неолиту. Род представлял коллектив кровных родственников (отсюда: родные, Родина), объединенный общими хозяйственными интересами и коллективной собственностью на средства, орудия производства, угодья, жилища. Семья образовалась в период распада родовой общины и зарождения частной собственности.

В южной лесостепной зоне проживания восточнославянских племен еще в V-VI вв. родовая община трансформировалась в соседскую (территориальную, позднее крестьянскую), которая получила название ервь" - от "веревка", которой проводился обмер общинных земель. В северных лесных районах (Старая Ладога, Новгород и др.) в VII-VIII вв. образовалась территориальная община ир". Первое время, до IX в., земля находилась в собственности общины, но, в отличие от прежних времен, делилась на участки, которые передавались во временное пользование отдельным семьям. Но постепенно переделы пахотной земли прекращались, и участки переходили в собственность отдельных семей.

Уже в рамках соседской (сельской, территориальной) общины выделялась родоплеменная знать. Это была более высокая степень социального расслоения общины, процесс начинался с появления "старейшины" рода и жрецов - волхвов.

К моменту образования государства большинство населения окружавших Киев племен состояло из смердов - свободных крестьян-общинников. Земельные участки общины находились в их условном владении или частной собственности. В общей (коллективной) собственности общин оставались луга, выгоны, леса, водные угодья, которые использовались сообща. Хозяйство смерда-общинника представляло из себя небольшое жилище, часто типа землянки, что свидетельствовало о низком уровне материальной жизни и отсутствии традиций в жилищном строительстве. К жилищу примыкала клеть для содержания скота: лошади, коровы, двух-трех овец, кур. Чаще в хозяйстве имелась лишь одна лошадь, использовалась соха (соха - "суковатка") или рало (деревянный плуг) для вспашки земли. Урожаи, как и повсюду в те времена в Европе, были низкие, хорошо, если "сам - два" (собрать вдвое больше, чем посеять).

Чтобы обеспечить семью, смерды охотились на лося, оленя, зубра, тура, кабана, медведя, зайцев. В результате получали не только мясо, но и шкуры для выделки и использования в домашнем хозяйстве. С образованием в IX в. государства и освоением торгового пути по Днепру на внешний рынок, хотя бы в виде "мены" на другой товар, предлагали меха: куниц, выдр, бобров, соболей, лисиц, белок. Орудиями охоты служили: луки со стрелами, различные ловушки и сети, которые использовали не только для ловли птиц, но и мелких зверей. Птицу ловили даже во время перелета с помощью "перевесов" - больших сетей, которые натягивались высоко над землей.

В экономике сельского хозяйства, в семьях смердов, большую роль в VIII-IX вв. продолжала играть рыбная ловля. Археологи во время раскопок постоянно встречают крючки, остроги, грузила, поплавки от сетей и костные останки когда-то выловленных щук, сомов, лещей, осетров. Все они в изобилии водились в реках Руси. Ловили рыбу неводом, бреднем, на крючок, били острогой. Устраивали своеобразные сооружения для рыбной ловли в виде "заколов" или "ёз" (что-то вроде перегородок в определенных местах реки). Продолжало существовать лесное бортничество, ведь само население специально пчел почти не разводило.

По мнению исследователей аграрной истории Древней Руси Б.Д. Грекова и П.Н. Третьякова, такие черты развития сельскохозяйственного производства, т.е. дополнение земледельческих и скотоводческих занятий охотой и рыболовством (сочетание производящего и присваивающего типа хозяйств), было характерно для хозяйственной жизни русичей вплоть до начала татаро-монгольского нашествия. Еще далеко было до утверждения сельского хозяйства в виде ведущей отрасли и становления в стране аграрного общества. Но черты феодализации, первые ее признаки стали проявляться с IX в., т.е. с началом становления государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.