Рефераты. Генезис феодализма. Отмена крепостного права в России

p align="left">Развитие товарно-денежных отношений во все времена в разных странах подрывало натуральный характер производства. В России стремление помещиков производить товарный хлеб привело к росту барской запашки, соответственно крестьянские наделы сократились.

Сами помещики начали "откреплять" крестьян от земельных наделов и направлять в промысловую деятельность, это привело к тесной связи с рынком.

Значительную часть крестьян, находившихся вне работы на барской запашке, переводили на оброк.

Оброчные крестьяне имели право трудиться на мелких и более крупных промышленных предприятиях, на вспомогательных работах, заработанные деньги отдавали помещику в виде оброка, часть оставляли себе. Таким образом, росла армия наемных работников, хотя бы временных, но это временное состояние длилось годами.

Зажиточные крестьяне из числа промысловиков и оброчников выкупали себе волю, переходя нередко в число предпринимателей.

Наблюдались положительные сдвиги в агротехнике, это увеличивало товарность сельского хозяйства и укрепляло рыночные связи.

Трудно объяснимым явлением экономического развития России этого времени явился рост барщины в земледельческих губерниях. Дворянская Россия не пошла по пути английских "новых" дворян - джентри. Стремясь продавать хлеб за границу, помещики решали проблему за счет посессионных крестьян, а позже - путем расширения барщины, т.е. отработочной ренты на господских угодьях. Применение труда арендаторов крепостниками исключалось. С середины XVIII в. до середины XIX в. в России удельный вес барщинных крестьян вырос с 56 до 71%, а труд их был менее производительным.

Таким образом, кризис сельского хозяйства предреформенной России был по преимуществу кризисом барщинной системы.

Одновременно уменьшалась и доходность оброчного хозяйства помещичьих имений. В условиях начавшегося промышленного переворота и роста фабричного производства традиционные крестьянские промыслы и ремесла не выдерживали конкуренции с мануфактурами и фабриками; сокращались заработки оброчных крестьян и доходность помещичьих имений.

Уменьшалась и платежеспособность, т.е. спрос населения страны, что сдерживало становление рыночных отношений. Этот заколдованный круг можно было разорвать только отменой крепостного права.

Решение этой острейшей проблемы неверно сводить лишь к реформе 1861 года. Многое было сделано и с начала XIX в., в правление Александра I, затем Николая I. Декабристы готовились революционным путем свергнуть монархию (или заменить "плохого" царя на "хорошего") и отменить крепостное право, однако в недрах монархического строя зрели реформаторские идеи.

Вскоре после прихода к власти Александр I в 1801 г. подписал "Именной указ", по которому государственным крестьянам разрешалось покупать землю у помещиков. Одновременно это право предоставлялось и мещанам (городским жителям и купцам), причем речь больше шла о незаселенных землях.

В 1803 г. появился "Указ о вольных хлебопашцах". По нему помещикам предоставлялось право отпускать своих крестьян на волю. Выкуп в среднем за душу крестьянина составил 100 рублей серебром, или 396 рублей ассигнациями. В целом за 60 лет до реформы 1861 г., с учетом 500 подписанных договоров, вольными хлебопашцами стало 152 тыс. человек. Санкцию на освобождение давало Министерство внутренних дел. В 1808-1809 гг. появились "Указы", ограничивающие помещиков в наказании крестьян, крепостных запрещали продавать в "розницу" и ссылать в Сибирь за маловажные проступки. Эти "Указы" можно считать частичными реформами, в которых намечался механизм крупномасштабной Крестьянской реформы. Более радикальными были меры по освобождению крестьян, предпринятые в Прибалтике. Крестьяне Эстляндской, Лифляндс-кой и Курляндской губерний в 1816-1819 гг. были освобождены от крепостной зависимости, но без земли. Они становились арендаторами на землях помещиков, это напоминало начавшуюся немного раньше аграрную реформу в Пруссии. Но крестьяне по-прежнему подчинялись помещичьему суду, т.е. оставалась внеэкономическая зависимость.

Позднее на российских просторах найдется много помещиков, выступавших за освобождение крестьян без земли, т.е. по прусско-прибалтийскому варианту.

Своеобразным реформированием крепостных отношений была организация с 1816 года военных поселений по инициативе графа Аракчеева. Здесь речь также шла о государственных крестьянах. "Поселенцы", к 1825 г. достигшие 400 тыс. человек, занимались сельским хозяйством, отдавали половину урожая государству и одновременно несли государственную службу. Подробно анализируя подобное реформирование, можно сделать ряд выводов: регламентация жизни крестьян Воинским уставом свидетельствовала о сильном падении в стране в целом производительности труда в сельском хозяйстве, если правительство решило использовать в деревне армейские порядки; "поселенцам" запрещалось торговать, уходить на заработки в промышленность, т.е. Аракчеев невольно проявил себя явным "антирыночником". После смерти Александра I военные поселения просуществовали еще до 1857 г.

Крестьяне в дореформенной России подразделялись на помещичьих, государственных и удельных. Удельные принадлежали императорской фамилии. Еще в 1797 г. для управления ими был создан Департамент уделов, и бывшие дворцовые крестьяне стали называться удельными. В 1858 г. их насчитывалось 1,7 млн. человек, из них 838 тыс. мужчин. Удельные крестьяне проживали в 27 губерниях, более 50% - в Поволжье; за 60 лет размеры оброка у них выросли втрое, несли крестьяне и другие натуральные и денежные повинности. В литературе нет сведений о частичном реформировании в этой группе крестьян до 1861 г.

Продолжились попытки реформирования государственных крестьян. Они принадлежали казне и считались свободными сельскими обывателями, их экономическое и правовое положение было значительно лучше, чем у помещичьих крестьян. В состав государственных крестьян в XVIII - начале XIX в. вошли: черносошные крестьяне, проживавшие на свободных землях; экономические крестьяне монастырей; остатки незакрепощенных крестьян Прибалтики, Белоруссии, Закавказья. Эта группа крестьян увеличилась с 6 млн. в 1796 г. до 9,3 млн. человек в 1857 г. Феодалом выступало само государство, оно взимало за предоставленные земледельцам участки фиксированные оброки, а также общегосударственные и местные налоги.

Реформирование государственной деревни было продолжено в середине 1830-х гг. П.Д. Киселевым, возглавлявшим 5-е отделение императорской канцелярии. В 1836 г. в пяти губерниях выборочно была проведена проверка положения государственных крестьян. В соответствии с представленным П.Д. Киселевым докладом Николаю II, 26 декабря 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое сам П.Д. Киселев и возглавил. Государственная деревня была передана из ведения Министерства финансов в ведение вновь учрежденного министерства.

При проведении в 1837-1841 гг. реформы государственной деревни в ней сохранялось общинное землепользование с периодическими переделами земли. Оброки по-прежнему раскладывались по душам мужского пола, но размеры их определялись с учетом доходности крестьянского надела; с этой целью был проведен Земельный кадастр - межевание земель с оценкой их качества.

Крестьянам разрешили аренду земли, находившейся в государственном резерве; в наиболее крупных селениях создавались кассы мелкого кредита с выдачей ссуд крестьянам на льготных условиях. На случай неурожаев устраивались "запасные хлебные магазины". 231 тыс. крестьян было переселено в многоземельные губернии с предоставлением им 2,5 млн. дес. земли, а 200 тыс. безземельных крестьян получили из госрезерва 1,5 млн. дес. земли. До 1857 г. в селах появилось 26 тыс. школ, а также медицинские и ветеринарные пункты; создавались даже образцовые "фермы" для пропаганды новейших приемов агрономии.

Опыт этой реформы использовался позднее: идеи аренды земли, учреждение сельского кредита, переселенческая политика, создание агрономической и ветеринарной служб нашли воплощение и развитие в реформаторской деятельности П.А. Столыпина в начале XX в.

Серьезным недостатком реформы П.Д. Киселева было сохранение общинного землевладения.

Таким образом, в первой четверти XIX в. Александр I продолжил начатое его отцом Павлом I вмешательство государственных структур в отношения между помещиками и крестьянами. При Николае I во второй четверти XIX столетия экспериментирование по инициативе П.Д. Киселева коснулось положения и государственных крестьян.

Но в масштабах страны аграрный кризис нарастал, что вело к ослаблению всей экономики.

4. Великая Крестьянская реформа Александра II

К середине XIX в. Россия осталась в Европе единственной страной, не отменившей крепостное право. В российском обществе зрело понимание того, что:

¦ крепостническая система экономически изжила себя, пришло в упадок помещичье хозяйство и в целом сельское хозяйство;

¦ крепостничество сдерживало модернизацию страны, завершение промышленной революции и осуществление индустриализации; формирование рыночной экономики;

¦ крестьяне все более открыто протестовали против существующего положения дел - отказывались работать на барщине, особенно выступали против "месячины", не выплачивали оброк, совершали массовые побеги на окраины страны, поджигали помещичьи имения; 1010 волнений крестьян произошло только в 1851-1860 гг.;

¦ недовольство высказывали многие слои общества: радикалы, либералы и консерваторы, славянофилы и "западники", студенческая молодежь, наиболее грамотные и втянутые в рыночные отношения помещики и более всего предприниматели.

37-летний император Александр II, вступивший на престол 19 февраля 1855 г., практически и психологически был подготовлен к миссии "Царя-освободителя". Ему было хорошо известно экономическое положение страны, падение ее авторитета на международной арене. В 1855-1856 гг. речь шла уже не только об экономическом спасении отечества, зашатались устои монархии, т.е. Александр II был озабочен и укреплением личной власти. Все это заставило его в марте 1856 года, выступая перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства, сделать историческое заявление: "Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу". Таким образом, речь шла о реформе "сверху", по инициативе государства. Проекты освобождения крестьян разрабатывались с 1857 г. в Секретном комитете, в губернских комитетах, а с 1858 г. - в Главном комитете по крестьянскому делу. Подавались "записки" и доклады различных комиссий, появлялись статьи в печати и т.д.

Важную роль в подготовке и проведении реформы сыграли: младший брат царя Константин, министр внутренних дел С.С. Ланской и его товарищ (заместитель) Н.А. Милютин, князь В.А. Черкасский, публицист Ю.Ф. Самарин, граф Я.И. Ростовцев, генерал-губернатор В.И. Назимов и другие. Использовались теоретические работы М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина, П.Д. Киселева, передовые взгляды на русскую историю поэта В.А. Жуковского. Писатель и издатель М.П. Погодин впервые в России выступил с идеями ввести "гласность" и "свободу книгопечатания", т.е. эти общедемократические принципы популяризовались в России еще 150 лет тому назад. Принципы гласности тогда проявились в публикациях в 1857 г. рескриптов от лица императора генерал-губернатору Литвы В.И. Назимову и графу П.Н. Игнатьеву, губернатору Петербурга. Вскоре рескрипты были направлены и остальным губернаторам. После этого закрутилась огромная государственная машина: на местах вынуждены были создать комитеты по подготовке местных проектов освобождения крестьян, гласно было произнесено само слово "освобождение".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.