Рефераты. Генезис феодализма. Отмена крепостного права в России

p align="left">Предложений по решению проблемы было множество, но их можно свести к главным: 1) наиболее реакционная часть помещиков настаивала совсем не освобождать крестьян; 2) многие помещики, в том числе в черноземных губерниях, предлагали дать лишь личную свободу крестьянам и освободить их без земли; 3) либерально настроенные администраторы, помещики, общественные деятели выступали за освобождение крестьян с землей. Александр II, выбрав третий вариант, выступил в роли истинного реформатора.

Главными вплоть до конца 1860 г. оставались разногласия по вопросам: определять или нет выкуп за землю и в какой сумме; каким количеством земли наделять крестьян; как поступить с крестьянской общиной.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал "Манифест'' об освобождении крестьян. Он оглашен был через две недели, 5 марта, в нем выражалась надежда "и на здравый смысл Нашего народа", т.е. содержался призыв к спокойному принятию всех "Положений" Крестьянской реформы. Эти "Положения" включали 17 законодательных актов, из них важнейшими были: "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", "Правила о порядке проведения в действие". Именно в этих документах более всего прослеживается компромисс, на который пошли различные группы помещиков и правительство.

Рассмотрим, в чем заключались "Положения" (принятые для исполнения по всей стране).

¦ Россия между американским (фермерским) и прусским (большинство земли оставить за крупными землевладельцами) выбрала прусский путь освобождения крестьян.

¦ Сразу и навсегда после опубликования "Манифеста" все категории крестьян становились лично свободными (без выкупа).

¦ Размеры земельных наделов крестьянам определялись, исходя из места их проживания в одном из трех районов: 1) в черноземной полосе на одну душу мужского пола выдавалось от 2 до 6 десятин, учитывался при этом коэффициент каждой губернии, уезда и отдельных поместий; 2) в нечерноземных областях крестьянам выделяли от 3 до 7 десятин; 3) в степной - до 12 десятин. В среднем, на одну семью по стране приходилось около 10 десятин, а к концу XIX в. - до 8 десятин.

¦ Помещик имел право забирать в свою пользу злишки" земли (если до реформы у этой семьи надел был больше), появились таким образом трезки" и чересполосица, т.е. лучшие участки земли помещик оставлял себе, поэтому один семейный крестьянский надел нередко состоял из нескольких полос. Это, естественно, вызывало недовольство крестьян, так как на такой земле было трудно хозяйствовать и получать хорошие урожаи. В отрезки часто попадали луга, выгоны и пастбища, которые крестьяне вынуждены были арендовать у помещика.

¦ Земля считалась крестьянской только после оформления выкупной сделки. Эта проблема оказалась самой трудно выполнимой, растянутой во времени на несколько десятилетий.

Оформляя выкупную сделку, крестьянин переходил по закону в разряд "крестьян-собственников". Но это обозначение было условным: кроме западных губерний, земля предоставлялась не отдельно взятому крестьянскому двору, а общине. Общины по закону от 19 февраля 1861 г. укреплялись на бывших помещичьих землях, которыми предполагалось наделять крестьян, т.е. закреплялась общинная форма землевладения. Община превращалась, по сути, в коллективного помещика. Из ее фондов образовывались наделы крестьян в случае заключения выкупной сделки. Крестьянин не мог продать свой надел, сдать его в аренду за пределы общины без согласия большинства ее членов Таким образом, появились новые трудности: на пути формирования рыночной экономики встала община, общинные отношения вплоть до Столыпинских реформ препятствовали образованию рынков земли, труда и капиталов. Община с уравнительными переделами земли сдерживала и процесс социальной дифференциации в деревне, образование зажиточных слоев с высокотоварным хозяйством рыночного типа и беднейших слоев, готовых трудиться в городской промышленности. Вновь серьезно стала проблема более активного формирования рыночной экономики, но уже в иных, чем до 1861 г., условиях, так как крестьяне стали лично свободными. Выкупная сделка считалась состоявшейся, если между помещиком и крестьянином заключалась "Уставная грамота". Для предварительного урегулирования всех спорных вопросов предоставлялось два года, крестьяне в это время считались "временнообязанными" своему бывшему помещику и ежегодно на его землях должны были отработать не менее 30 дней. Состояние "временнообязанный" для 15% бывших помещичьих крестьян затянулось до 1881 г., т.е. на 20 лет. И лишь поел* гибели Александра II был ликвидирован институт "временнообязанных".

Утверждение и введение "Уставных грамот" и многие другие проблемы хозяйственной и общественной (в рамках органов крестьянского самоуправления) жизни крестьян решались с помощью мировых посредников, институт которых был создан летом 1861 г. Мировые посредники назначались Сенатом из местных и авторитетных дворян по представлению губернатора. Всего назначили 1714 человек, т.е. на губернию приходилось не более 50 таких посредников. Численность посредников совпадала с количеством организованных мировых участков, в каждый участок входили максимум 5 волостей. Собирались уездные съезды мировых посредников, высшей инстанцией которых было губернское по крестьянским делам присутствие. Настораживал тот факт, что судьба крестьян по-прежнему находилась в руках помещиков. И хотя дворяне-посредники должны были блюсти государственные интересы, на деле нередко получалось обратное - посредники вставали на защиту интересов помещиков. Можно назвать лишь несколько имен посредников "первого призыва", целенаправленно защищавших интересы крестьян. Это лучшие люди России: писатель Лев Толстой, герой Севастополя хирург Н.И. Пирогов, бывший декабрист А.Е. Розен, петрашевец Н.А. Спешней и еще несколько человек. Все они вскоре как "радетели народа" вынуждены были уйти в отставку.

К 1881 г. 10 млн. бывших помещичьих крестьян (мужчин) получили 33,7 млн. десятин земли, а помещики сохранили за собой 84,2 млн. десятин, т.е. в 2,5 раза больше. Для обеспечения среднего прожиточного минимума крестьянам нужно было выделить не по 3 или 3,5 десятин в среднем на душу, а не меньше 6-8 десятин.

Рыночная цена отведенной в надел земли определилась в 1863 г. в 649 млн. рублей. Но в основу выкупа была положена не рыночная цена земли, а прежние феодальные повинности крестьян.

¦ Выкупные платежи явились важнейшей составной частью первоначального накопления капитала, для победы капиталистических, т.е. рыночных, отношений. До отмены платежей в 1907 г. бывшие помещичьи крестьяне выплатили казне 1,5 млрд. рублей. Более 0,5 млн. рублей выплатили временнообязанные крестьяне своим помещикам.

К началу 1895 г. на выкуп было переведено 9159 тыс. крестьян мужского пола в местах общинного землевладения и 110 тыс. домохозяев с подворным землевладением. Именно до 1895 г. был завершен перевод на обязательный выкуп тех 15% крестьян, которые оставались временнообязанными до 1881 г.

Выкупная сумма с учетом бывших феодальных повинностей рассчитывалась путем так называемой "капитализации оброка" по примеру аграрной реформы в Пруссии 1810-1850 гг.

Годовой оброк, ранее выплачиваемый, приравнивался к 6% от капитала "X". Такой процент начислялся ежегодно по вкладам в банк. Если крестьянин до 1861 г. уплачивал оброк в размере 9 рублей в год с одной души мужского пола, то выкупная сумма "X" составляла: .

Иначе говоря, сумма оброка принималась за постоянный доход, составлявший 6% с капитала. При годовом оброке в 8 рублей выкупная сумма "X" составляла 133 руб. 33 коп.

Для осуществления в масштабах страны выкупных операций уже в 1861 г. при Министерстве финансов было образовано Главное выкупное учреждение. Казна, т.е. государство, сразу выплачивало помещикам через банк деньгами или ценными процентными бумагами 80% от всей заранее определенной выкупной суммы. Она считалась долгосрочной "ссудой", которая предоставлялась крестьянам. В течение 49 лет эта условная ссуда и взыскивалась ежегодно с крестьян.

Остальные 20% от выкупной суммы крестьяне выплачивали помещику сами, сразу при оформлении "Уставной грамоты" или в рассрочку, по договоренности, деньгами или отработками.

Именно выкупная операция во многом способствовала становлению рыночных отношений в стране. Государство получило важный источник накопления капитала; помещики получили денежные средства и могли переводить свое хозяйство на рыночный путь - покупая технику, отдавая, земли в аренду и используя труд наемных работников - батраков. В экономику крестьянского хозяйства более активно проникали товарно-денежные отношения.

На окраинах империи - в Закавказье - крепостное право было отменено в силу ряда причин позже, в 1864-1870 гг., а выкупные операции продолжились до 1917 г.

Государственных - крестьян к 1861 г. насчитывалось 19 млн человек обоего пола. Для них феодалом было само государство. Закон "О поземельном устройстве государственных крестьян" был издан в ноябре 1866 г. Личная свобода у них была и прежде, теперь на одну душу мужского пола предусматривалась выделенная земля в пределах 8 десятин в малоземельных районах и до 15 десятин в многоземельных. Земля считалась собственностью казны, у крестьян она находилась лишь в пользовании. Выкуп наделов начал производиться лишь с июня 1886 г.

Удельных крестьян насчитывалось 2 млн. человек обоего пола. Личную свободу они получили еще в 1858-1859 гг. С 1863 по 1865 г. их перевели на выкуп. Удельные крестьяне продолжали платить прежний оброк в виде выкупных платежей в течение 49 лет.

Крестьянам, кроме дворовых, предоставлялись не только полевые наделы, закрепленные за самой общиной (если они были у них по документам десятой ревизии 1858 г.), но и приусадебные земли, избы с огородами.

По реформе 1861 г. землю не получили дворовые люди и работники посессионных мануфактур.

Историческое значение Аграрной реформы 1861 г. заключается в следующем: 1) она была первой, принципиально важной в серии Великих либеральных реформ 1860-1870-х гг.; 2) выкупные платежи крестьян использовались в государственном железнодорожном строительстве, создании в стране фабрично-заводской системы, в целом содействовали утверждению рыночных отношений; 3) хотя и медленно, из-за отрицательного влияния общинных отношений, формировался рынок свободных рабочих рук для промышленности; 4) вырос внутренний торговый оборот из-за роста покупательной способности населения, проявления "спроса" со стороны населения и ростом "предложения" со стороны предпринимателей; 5) появление богатых крестьян содействовало формированию слоя предпринимателей, росту торгового и промышленного капитала; 6) созданные в начале 1880-х г. Дворянский и Крестьянский ипотечные банки активно проводили операции с землей, ее куплей-продажей, т.е. складывался рынок земли; 7) развивалась агротехника и агрономия в сельской местности, что приводило к более высоким урожаям, росту товарности в агросфере, увеличению внешних торговых оборотов; 8) отмена крепостного права содействовала значительной демократизации общества, уравнению в правах всех социальных групп населения, их самоутверждению как граждан Отечества; 9) вырос общеобразовательный и культурный уровень населения.

Выводы

Главным недостатком реформы 1861 г. было укрепление общины, что вызвало необходимость дальнейшего реформирования в аграрной сфере. Крестьяне были недовольны малоземельем, чересполосицей, налоговым гнетом, ограничением их личной свободы общинными отношениями. На волне недовольства крестьян сформировалось движение "Народная воля", от рук надовольцев погиб Александр II, а крестьяне в трех русских революциях поддержали партии левого толка…

В развитие идей аграрной реформы, расчистившей путь для становления рыночной экономики, был проведен еще ряд либеральных реформ, в том числе судебная, земская, военная и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.