Рефераты. Город в условиях нормированного распределения 30-х годов

p align="left">Где же искать причины голодной катастрофы? Почему правительство при всем напряжении ресурсов, не справлялось со снабжением городов? Состояние снабжения определялось положением в промышленности и сельском хозяйстве. В 1930-1933 гг. советская экономика переживала глубокий кризис. Причиной, приведшей к кризису, были нереальные планы промышленного развития, форсированное перераспределение средств. Резкий рост капиталовложений в промышленность, государственный контроль над оптовыми и розничными ценами, ликвидация частного сектора вели к обострению дефицита и инфляции. Сельское хозяйство находилось в состоянии упадка в результате насильственной коллективизации, которая также преследовала цель обеспечения потребностей тяжелой индустрии. Развал в аграрном секторе был причиной обострения продовольственного дефицита в стране. Положение усугублялось относительно быстрым ростом денежных доходов населения, а также просчетами во внешней торговле. Таким образом, голод, царивший в стране, был закономерным результатом политики, проводимой сталинским руководством на рубеже 20-30-х гг.

Кризисное состояние экономики заставляло правительство пересматривать избранный курс, проводить частичные экономические реформы. Попытки реформ, отход от доктринальных представлений о социализме предпринимались и в 1930 г., и 1931 г. Интересно в этой связи привести постановление ЦК ВКП от 10 июля 1931 г. Оно было посвящено работе технического персонала на предприятиях и улучшению бытовых условий инженерно-технических работников.

Постановление приравнивало ИТР на предприятиях к индустриальным рабочим по вопросам социального обеспечения. Но, кроме этого, в постановлении говорилось о том, что необходимо запретить органам милиции, УГРО и прокуратуры вмешиваться в производственную жизнь завода без специального разрешения дирекции, а также запретить парторганизациям отменять, задерживать и исправлять оперативные распоряжения дирекции завода. Было признано нецелесообразным существование официальных представительств ОГПУ на предприятиях. Предлагалось пересмотреть дела осужденных и не препятствовать их назначению после реабилитации на руководящие должности.

Но кризис продолжался. Провал этих реформ был неизбежен. Нереальные планы развития требовали для своего выполнения давления на хозяйственные звенья, безжалостных заготовок и продолжения коллективизации. Стремление во что бы то ни стало наращивать промышленное производство и капиталовложения вело к нарушению стабильности денежного курса, хозрасчета, требовало все новой эмиссии. Все это воспроизводило кризисную ситуацию. Кризис вел к усилению репрессивного характера системы.

Обострение экономического кризиса в 1932-1933 гг., массовый голод вновь потребовали экономических реформ. Не случайно период зимы - лета 1932 г. многие исследователи называют неонэпом. К числу принятых мер можно отнести переход к более реалистичному планированию, сокращение планов сельскохозяйственных заготовок, развитие колхозного рынка, попытки стабилизировать рубль, ввести хозрасчет, преодолеть уравниловку и обезличку. Главная цель, которая преследовалась при этом, - поднять производство, ослабить дефицит и продовольственный кризис в стране. Все это дополнялось мерами репрессивного характера. На всем протяжении 30-х гг. наряду с укреплением командно-административной системы власть была вынуждена искать и использовать экономические "подпорки". Это позволяло достичь некоторой стабилизации в экономике.

В сфере снабжения населения также был осуществлен ряд мероприятий. Помимо проведения специальных совещаний, контрольных проверок, создания инспекций, оперативных пятерок, которые следили за отгрузками, заготовками, складами, осуществлялись и экономические меры. К ним можно отнести развитие децентрализованных форм снабжения, коммерческой торговли, расширение рыночных фондов товаров. Увы, главным средством увеличения рыночных фондов был не рост производительности труда, а сокращение внерыночного потребления. Особое место в системе мер занимала борьба с воровством.

Правительство пыталось также стимулировать развитие общественного питания. Как обычно, создавались эталоны для подражания. В качестве передового опыта рекламировалось развитие общественного питания на заводе Электропровод. Каганович в одном из докладов даже говорил об особом "электропроводном периоде" в развитии общественного питания. Рабочие смогли привести столовую из "помойной ямы" в приличный вид. Что же было сделано? Для ликвидации очередей устроили две двери, поставили дополнительные столы, ввели три смены, остеклили помещение, купили графины и цветы, убрали с витрин пустые коробки и банки, сделали склад для овощей, сапожную мастерскую, папиросный ларек, создали свой распределитель и лавочные комиссии. Просто построили и убрали? Откуда взялись продукты, ведь их не хватало раньше? Читаешь выступления рабочих, но ответа на эти вопросы не находишь. Похоже, что это была очередная показная кампания для создания и поддержки энтузиазма масс.

Не справляясь со снабжением населения, государство призывало предприятия и организации искать источники самообеспечения: вести самозаготовки в глубинке, заключать договоры с колхозами, иметь собственные огороды, свинарники, молочные фермы, фабрики-кухни, столовые. В общем всячески развивать собственную продовольственную базу, создавая "огородное кольцо вокруг городов", "Днепрострои капустного производства" и "Магнитострои птичьих инкубаторов", а также осваивать прудовое хозяйство на основе "мирного содружества и сожительства зеркального карпа и гуся, и утки". Однако специальным постановлением для предприятий был запрещен прямой обмен производимой промышленной продукции на продукты. Строго наказывалось руководство тех предприятий, которые, стараясь обеспечить себя, браковали свою продукцию и продавали ее колхозам.

Всячески рекламировался положительный опыт предприятий по созданию продовольственной «базы. Например, автозавод им. Сталина для обеспечения рабочих продовольствием купил несколько совхозов в Подмосковье, в Гжатском районе, имел подшефные свиноводческие, мясомолочные, овощные совхозы, водоемы в Московской области и Астрахани, свои пригородные огородные хозяйства, заключал также договоры с рыбацкими и другими колхозами для обеспечения заводского рынка. Ему было выделено 7 районов для проведения самозаготовок. Сколько времени и сил требовало поддержание этого большого хозяйства! Помощь запчастями, посылка организаторов и специалистов в подшефные совхозы для обеспечения посевных и уборочных кампаний, для постройки крольчатников, молочных ферм, силосных башен, закупки скота, заготовки кроликов, работы на базах и конторах децзаготовок. Для проведения сельхозработ в своих собственных хозяйствах постоянно требовалась мобилизация сил завода. За цехами были закреплены определенные участки работ, и заводское радио каждый день объявляло, сколько требуется рабочих рук на поля. Вопросы снабжения и внутри завода занимали уйму времени: совещания секторов по распределению продуктов, составление списков по категориям снабжения и обсуждение их на собрании, распределение талонов между цехами, продажа обеденных талонов, совещание уполномоченных по общественному питанию, снабженческие совещания, совещания продавцов с участием рабочих, дежурства и проверка работы столовой, баз, складов, для чего создавались специальные лавочные комиссии, летучие отряды, добровольческий актив, хлебная инспекция. Следствием этого был рост слоя организаторов снабжения, не связанных непосредственно с производством. Возникает резонный вопрос: когда и кому работать, если даже для того, чтобы обратиться, например, с заявлением на хлебозавод, мобилизовывалась целая бригада? Читаешь об этом положительном опыте и создается впечатление, что завод все время лихорадило!

Наряду с перечисленными мерами были предприняты попытки решить одну из основных проблем: несоответствие карточного уравнительного распределения и политики зарплаты. В декабре 1932 г. появились постановления ЦК ВКП и СНК СССР о расширении прав заводоуправлений в деле снабжения. С ними была связана дальнейшая дифференциация снабжения на производстве и попытки найти новые стимулы к труду.

В соответствии с этими решениями устанавливалось две формы снабжения на заводах. На крупнейших предприятиях промышленности ЗРК ликвидировались, а снабжение передавалось ОРСам при заводоуправлениях. На остальных предприятиях, где ЗРК сохранялись, они также полностью подчинялись заводской администрации. Право выдачи "заборных документов" переходило к руководству завода. Постановления усиливали власть директора и требовали от него увязать снабжение с интересами производства. Подлежал пересмотру контингент снабжаемых. В результате этой акции значительное число "прихлебателей и мертвых душ, присосавшихся" к системе льготного централизованного снабжения, были лишены его. После появления этого постановления ухудшилось положение интеллигенции. Начались массовое открепление врачей и учителей от ЗРК и ОРСов предприятий и передача их на снабжение в общем порядке. Само снабжение стало дополнительным рычагом принуждения в руках администрации. Паек должен был превратиться в орудие трудовой дисциплины. Он должен был быть использован в борьбе за выполнение производственного плана и повышение производительности труда.

Нормы снабжения внутри завода должны были определяться значением данного цеха, конкретной группы рабочих в производстве. Так, на заводе им. Предписывалось иметь специальные магазины, столовые для ударников, доставлять им товары на дом, проводить соревнования за право быть прикрепленными к магазинам, применять дополнительное снабжение при перевыполнении плана. На предприятиях Азнефти, например, перевыполнив план на 10%, можно было дополнительно получить 1-1,5 кг сахара, 2-3 кг муки, 1 кг сыра, 4 кг кондитерских изделий, 1 кусок хозяйственного мыла и пару белья. В зависимости от выполнения плана распределялись ордера на обувь и одежду. Существовало и дифференцированное питание. Обеды для ударников должны были стоить дешевле при их более высокой калорийности. Полагалось обслуживать ударников вне очереди, отводить для них особые "ударные комнаты" или отдельные столы.

Лишение "заборных" документов должно было применяться как санкция против прогульщиков и летунов. На предприятиях два раз в месяц, а в некоторых случаях один раз в декаду или пятидневку ставился штамп о выходе на работу. Без отметки продукты не выдавались. За спекуляцию "заборными" документами, за расходование фондов снабжения сверх утвержденного контингента, а также сверх фактического наличия рабочих и служащих виновные должны были привлекаться к уголовной ответственности как за преступления, направленные на подрыв дела рабочего снабжения.

Велись и поиски виновных. Так, Микоян пишет письмо в ОГПУ с просьбой выяснить, нет ли вредительства в доставке товаров, а то, дескать, посылаем много, а товар не доходит. И "козлы отпущения" были найдены: ОГПУ выявляло контрреволюционные организации, создававшие сложности в снабжении, запекавшие мышей в хлеб и клавшие болты в салат.

Таким образом, с помощью все большей дифференциации в снабжении правительство пыталось стимулировать развитие производства и гарантировать снабжение рабочего "авангарда". Система распределения товаров по едокам все более уступала место хозяйственной целесообразности. Главным принципом было кормить не вообще, а работающих на производстве и выполняющих задания. Система снабжения подчинялась приоритетам старой "военно-коммунистической" экономики. В 1921 г. В.И. Ленин, выступая на III Всероссийском продовольственном совещании, говорил: "Когда речь идет о распределении продовольствия, думать, что нужно распределять только справедливо, нельзя, а нужно думать, что это распределение есть метод, орудие, средство для повышения производства". И далее "...если распределять продовольственные продукты, как орудие политики, то в сторону уменьшения числа тех, которые не безусловно нужны, и поощрения тех, кто действительно нужен".

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.