Рефераты. Индия эпохи Моголов

p align="left">Следовательно, превращение Индии в аграрный придаток английского капитализма несомненно означало расширение торговой эксплуатации. Последняя приобретала двойной характер. Колониальный гнет становился еще более тяжелым. Ограбление индийского райота наблюдалось не только тогда, когда он покупал английские фабрикаты, но и тогда,- когда продавал скупщикам сырье. В Индии возникают плантации, которые создавались для производства сырья с применением иногда крупного капитала. Тогда много батраков вовлекалось в орбиту капиталистической эксплуатации, которая приобретала кабальный характер и часто порождала обыкновенное рабство.

Важным событием в экономической истории Индии явилось строительство железных дорог. Агентура английского империализма и сейчас относит их сооружение за счет добродетелей британского колониализма. Однако на самом деле такие дороги создавались исключительно для усиления эксплуатации Индии, разграбления ее богатств. Чтобы господствовать над огромной страной, надо было создать транспортную систему, позволяющую быстро перебрасывать войска на дальние расстояния. Между тем первобытное бездорожье Индии затрудняло концентрацию в нужном месте даже пехоты, а тем более артиллерии. Поэтому ставилась задача скрепления колониального режима стальными рельсами.

Вместе с тем строительство железных дорог в Индии мотивировалось экономическими интересами английских колонизаторов. Торговая эксплуатация многомиллионного народа была невозможна без транспортной системы, удовлетворяющей современным требованиям.

В 1853 г. Маркс, подчеркивал, что «английская промышленная буржуазия в своем стремлении покрыть Индию железными дорогами руководствуется исключительной целью удешевить доставку хлопка и других сырых материалов, необходимых для ее фабрик».

Однако колониальные условия сказывались и в этой области. Дороги обходились очень дорого, так как чиновники и специалисты получали огромные оклады. 1 миля пути обходилась в 18 тыс. ф. ст. вместо запроектированных 8 тыс. Строительство опиралось на зверскую эксплуатацию рабочей силы. Линии прокладывались без учета интересов местного населения, часто перекрывались естественные водостоки. Начиналось заболачивание обширных территорий. Первые дороги оказывались нерентабельными, и властям приходилось давать гарантии частному капиталу относительно уровня дивидендов (в 4,5--5%). Часть расходов по строительству относилась за счет князей, колониальной администрации. В результате национальный долг Индии вырос с 9,8 млн. ф. ст. до 13,4 млн.

Экономические последствия железнодорожного строительства оказались огромными. Стальные щупальца английского колониализма охватывают Индию, проникают в отдаленные уголки ее. Торговая эксплуатация получает более прочную базу и расширяется до невозможных ранее масштабов. Разграбление Индии пошло ускоренными темпами.

В середине XIX в. в Индии начался промышленный переворот. Предпосылки для него были созданы прогрессирующим процессом разложения феодализма. Массовая экспроприация крестьянства продолжалась целые века и создавала необходимые резервы рабочей силы. Вовлечение пауперов в систему фабричного производства приводило к формированию рабочего класса. Процессы первоначального накопления капитала развивались в Индии с давних пор. Купцы и ростовщики активно участвовали в экспроприации крестьянства. В руках индийской буржуазии собирались крупные капиталы. Правда, многие из них тратились на покупку земли и поддержание оброчной эксплуатации крестьянства или застревали в сфере обращения. В Индии, как и в Японии, Китае, России, часто наблюдалось «омертвение капиталов». Но все-таки возникали мануфактурные предприятия, и капитал находил применение в промышленности. Экспансия колониализма оказала противоречивое влияние на экономическое развитие. С одной стороны, наблюдалась консервация феодальных отношений, особенно в сельском хозяйстве.

Ограбление Индии несомненно ослабляло формирование крупных капиталов, тормозило развитие производительных сил и генезис капитализма. Однако, с другой стороны, был ускорен процесс экспроприации народных масс, и часть добычи попадала в руки индийской буржуазии. Сокрушительный удар был нанесен сельской общине, которая целые тысячелетия тормозила развитие производительных сил и являлась важным фактором относительной застойности индийского феодализма.

С началом промышленного переворота возникли и некоторые предприятия тяжелой промышленности. Добыча каменного угля была необходима для железных дорог, поддержания пароходства. Еще в 1810 г. группа английских капиталистов приобрела в Мадрасе угольные копи, в 1820 г. была начата добыча в одном из районов Бенгалии. Однако в последующие 20 лет не было начато новых разработок, а в 1840--1854 гг. действовало только три шахты. Лишь строительство железных дорог дало толчок угольной промышленности в последующий период.

Делались попытки организовать стекольные заводы (в северо-западных провинциях), металлургические (в Мадрасском президентстве), кожевенные. Однако эти попытки оказались неудачными.

До 1870 г. промышленный переворот в Индии не вышел еще из начальной стадии и затронул только некоторые отрасли производства (преимущественно текстильную промышленность). Он подкреплялся строительством железных дорог, но их сеть в 50--60-х гг. оставалась незначительной.

Совершенно очевидно, что вторжение иностранного капитала лишь ускорило генезис капиталистических отношений. Их возникновение подготавливалось историческим развитием самой Индии и прежде всего разложением феодализма. Последний отличался большой устойчивостью, как отмечалось выше, но все-таки и он в XVIII--XIX вв. переживал процесс разложения, выделяя элементы капиталистического развития.

Новейшие исследования советских историков показывают, что формирование индийской буржуазии шло весьма интенсивно, она тоже была носительницей «первоначального накопления» и сыграла важную роль в генезисе капитализма, в подготовке промышленного переворота.

Глава 3. Борьба народных масс индии против колониализма и феодализма

3.1 Предпосылки восстания

Колониальный режим обрекал Индию на разграбление. При этом использовались все мыслимые формы эксплуатации -- фискальной, феодальной, ростовщической, торговой, капиталистической. Она доводилась до крайней степени. Национальный доход оставался ничтожным и, согласно исчислениям, в 1870 т. не превышал 20 рупий на душу населения. Между тем с населения взимались тяжелые налоги. В 1850-- 1870 гг. они увеличились на 50%.

Кроме того, крестьян грабили заминдары, ростовщики, скупщики, т. е. агентура Ост-Индской компании. Она выплачивала своим акционерам высокие дивиденды в значительной мере за счет индийских налогоплательщиков^ Компания делала займы, однако оплачивать их приходилось полуголодному райоту. За сто лет своего господства компания увеличила национальный долг Индии до 69,5 млн. ф. ст. Выплата процентов требовала в 1858 г. 9,8 млн. ф. ст. Разрушение ирригационных систем приводило к падению урожайности полей. Индийский райот не мог обеспечить себе даже полуголодное существование. Страшные голодовки следовали одна за другой, унося много жертв. Так, в 1803 г. ужасный голод наблюдался в Бомбейской провинции, в 1807 г. -- в Мадрасской. в 1813 г. -- опять в Бомбейской. Голод 1833 г. затронул многие области и повлек за собой гибель огромного количества людей. В. 1837 г. Северная Индия была поражена голодовкой. Позднее в 1854 г. опустошительный голод поразил Мадрас.

Поэтому трудно даже представить, как велика была ненависть крестьянских масс к английским захватчикам и их агентуре -- феодалам и компрадорам. Эта ненависть находила поддержку и среди городского населения. Экспроприированные ремесленники тоже готовы были взяться за оружие. Английских колонизаторов ненавидели даже крупные феодалы, лишенные политической власти и земельных владений. Как раз в 50-х гг. XIX в. генерал-губернатор Дальхузи конфисковал земли многих вассалов компании, ликвидировал целый ряд княжеств, объявляя их «выморочными» и т. д. Это коснулось Сатары, Нагпура, Джанси, Ауда, Хайдерабада и других княжеств. Подобные аннексии подливали масла в огонь. Верной опорой Ост-Индской компании оказывались лишь продажные компрадоры.

Поэтому классовые противоречия колониального режима все больше обострялись. Уже в первой четверти XIX в. часто возникали крестьянские восстания. Большое влияние на них оказывала секта ваххабитов, которая под руководством Сеид Ахмеда объявила «священную войну» неверным. Секта получила устойчивую организацию, и Ахмеда выдавал себя за мах-ди (посланника Аллаха). Обосновавшись в северо-западной Индии, ваххабиты подняли восстание в Бенгалии, выступая за «справедливое государство», общность имущества, избиение англичан, помещиков, мулл, брахманов. В 1831 г. восстание распространилось на три округа и угрожало Калькутте. Правда, повстанцы потерпели поражение, но не смирились. В 1846 г. они вновь подняли восстание.

Вместе с тем национально-освободительная борьба крестьянских масс перерастала в антифеодальную. Устранение помещичьего гнета становилось первостепенной задачей повстанцев.

Сознавая опасность положения, стремясь предотвратить крестьянскую революцию, Дальхузи издал в 1852 г. закон, согласно которому обработка земли переставала быть государственной повинностью крестьян и снижался поземельный налог в тех провинциях, где существовала система «райотвари». Это была уступка крестьянству Южной Индии. Вместе с тем он активизировал экспроприацию старой знати, особенно в районах «временного заминдарства». С помощью комиссии по проверке прав собственности на землю были конфискованы владения духовных феодалов (в Бомбейском преэйденстве на 60%). Колонизаторы торопились насаждать новых помещиков, зависимых от Ост-Индской компании.

Однако взрыв народной ненависти последовал уже в 1857 г. Компании отказались служить даже сипаи, наемники, с помощью которых была завоевана Индия. Их насчитывалось 200 тыс. человек, и англичане выплачивали им значительное жалованье. 11 мая 1857 г. три полка сипаев подняли восстание в городе Мируте, перебили англичан, двинулись к Дели и овладели бывшей столицей Могольской империи. Народные массы также поднялись на борьбу; ремесленники помогали сипаям. Восстание все более расширялось. Ожесточенная борьба продолжалась длительное время (1857-- 1859 гг.), и англичанам с большим трудом удалось подавить восстание. Одной из причин поражения его явилось то, что Южная Индия и Пенджаб остались спокойны. Сказалась феодальная раздробленность Индии. Кроме того, система «райотвари» и реформы Дальхузи временно успокоили крестьянство Южной Индии. Роковую роль сыграло предательство феодалов. Обнаружились обычные слабости крестьянских восстаний (отсутствие партии и единого руководства, локализация борьбы и переход к пассивной обороне, неясность политических целей). Английская политика «разделяй и властвуй» еще раз оправдала себя. Но колониалисты все-таки вынуждены были сбросить маску благодетелей Индии. При подавлении восстания в Аллахабаде генерал Нейль приказал расстреливать даже раненых.

Восстание 1857--1859 гг. было выдающимся событием в истории Индии, героическим подвигом его народа. Стало ясно, что лишь народные массы по-настоящему способны бороться за ее будущее. Наоборот, феодалы предали свою страну, компрадорская буржуазия пресмыкалась перед английскими сатрапами. В Индии начиналась крестьянская революция, в ходе которой борьба с колониализмом перерастала в борьбу с феодализмом. Правда, эта революция потерпела поражение, но она не прошла бесследно для истории индийского народа, и некоторые уступки были вырваны у английских сатрапов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.