Поэтому в июле 1858 г. была ликвидирована наконец Ост-Индская компания -- настоящее чудовище английского колониализма. Согласно закону «О лучшем управлении Индией» над ней устанавливалась власть английского короля, а фактически парламента. Последний официально принимал мровавое наследство компании. Ей было выплачено за привилегии разного рода 12 млн. ф. ст. за счет Индии. Генерал-губернатор Индии стал именоваться вице-жоролем и подчинялся непосредственно статс-секретарю (министру) по делам Индии. Повсюду сеялись иллюзии, что это улучшит ее положение. 1 ноября 1858 г. за подписью королевы Виктории была издана прокламация, обещавшая индийцам государственные должности, уважение прав князей, соблюдение обычаев. Вассалам, которые остались верными Англии, гарантировалась неприкосновенность владений, власть над подданными. Эта прокламация закрепила союз английских колонизаторов с индийской аристократией. Последовала реорганизация армии, сопровождавшаяся увеличением удельного веса английских солдат, вербовкой гуркхов (диких горцев Непала), сикхов Пенджаба.
Более важное значение имели аграрные мероприятия. В 1859 г. был издан «Акт о постоянной аренде», распространявшийся на Бенгалию, Бихар, Ориссу. Он запрещал помещикам-заминдарам произвольно увеличивать арендную плату и сгонять с земли некоторые категории арендаторов. Аналогичные законы были изданы и для других районов, где существовала заминадарская система. Позднее постоянным арендаторам дано было право закладывать и даже продавать свои участки. Следовательно, реформа сводилась к водворению частной собственности на землю и сближению системы «заминдари» и «райотвари». Однако господство помещиков все же сохранялось, а продажа или заклад «постоянными арендаторами» своих участков приводила к их концентрации в руках ростовщиков. Последние становились субарендаторами и произвольно повышали ренту. Крестьяне попадали в двойную кабалу. Разрешение аграрного вопроса было невозможно в условиях колониального режима, для которого феодализм был опорой.
Чтобы спасти свое господство, английские сатрапы делают уступки в политической области. Так, в 1860 г. было объявлено юридическое равенство индийцев перед законом. Последовала кодификация законодательства. В 1861 г. оказались отменены старые формы судопроизводства, Индия получила свой высший суд, созданный по типу английского. Еще в 1857 т. был создан Калькуттский университет. Однако эти реформы не изменяли основ деспотического режима колониализма, хотя и ослабляли позиции феодализма.
Основные закономерности генезиса капитализма сказались и в Индии. Здесь тоже его возникновение исторически было подготовлено разложением феодализма, развитием ремесла и торговли, процессами первоначального накопления капитала. Экспроприация народных масс и обогащение индийской буржуазии стали предпосылкой генезиса капиталистических отношений. Большое значение приобрело расширение внутреннего рынка. Индийский капитализм тоже явился результатом внутреннего развития страны.
Однако, как уже отмечалось ранее, феодальный режим в Индии оказался необычайно устойчивым. Это модифицировало и генезис капитализма, сделало его весьма своеобразным. В частности, мануфактурная система не получила в Индии широкого развития, хотя имелись крупные капиталы и достаточные резервы рабочей силы. Промышленный переворот начался с большим запозданием. Город не сыграл такой роли в генезисе капитализма, как в Европе. Сказывалась ассимиляция ремесла сельской общиной. Это ослабляло позиции индийского города. Даже крупные капиталы получали обычно феодальное применение и шли на финансирование князей или оставались в сфере обращения. В Индии наблюдалась гипертрофия торгово-ростовщического капитала. Капиталистические тенденции в экономике глушились общим господством феодализма, его консерватизмом. В значительной мере это объяснилось тем, что глубокая натуральность хозяйства оказалась более характерной для феодальной Индии, чем Европы. Структура сельской общины наглядно свидетельствует об этом. Вместе с тем развитие капиталистических отношений тормозили кастовая система, пережитки рабства и особенно тяжелая форма поземельной зависимости крестьян. Меркантилизм и внешние источники накопления не сыграли своей роли в истории индийского капитализма.
Помимо того, генезис капитализма в Индии осложнялся колониализмом. Ограбление Индии обескровило ее и затормозило на некоторое время процессы формирования крупных капиталов в руках индийской буржуазии. Ремесло было раздавлено английской конкуренцией, и его органическая эволюция в мануфактуру прервана. Мануфактура не смогла стать массовым явлением и в колониальный период. Так называемый «революционизирующий путь» генезиса фабриканта, о котором писал Маркс, когда непосредственный производитель становится мануфактуристом или фабрикантом, оказался закрыт для Индии. Колониализм привел к консервации феодальных отношений и тем самым к задержке генезиса капитализма.
Но экономические последствия колониализма были противоречивыми. Объективные результаты господства англичан выходили за рамки их реакционной политики. Феодальному землевладению был нанесен большой урон конфискациями всякого рода. Начался беспримерный разгром сельской общины. Торжество частной собственности на землю усиливало экономическую дефференциацию крестьянства. Земля стала более доступной для капитала. Экспроприация крестьянства ускоряется. Переход к денежным налогам стимулировал товаризацию крестьянского хозяйства. Товарная интервенция англичан вызывала общий рост внутренней торговли. Обогащение компрадоров привело к образованию крупных капиталов в руках индийской буржуазии. Компрадоры и явились основоположниками фабричной системы См. К- Маркс. Капитал, т. III, стр. 346. 434.
Следовательно, колониализм не исключал развитие капитализма в Индии, но задержал его развитие. Для Индии стал характерным колониальный путь генезиса капитализма. Об этом свидетельствует то, что промышленный переворот начался в Индии поздно, опирался на капиталы компрадорского и иностранного происхождения, не исключал превращения ее в аграрный придаток колониальных держав. Развитие фабричной промышленности оказалось очень медленным и односторонним. Индия застряла «а стадии «ситцевой индустриализации», и развивались преимущественно отрасли промышленности, перерабатывающие местное сырье. Такая промышленность оказывалась даже резервом колониализма и первоначально усиливала его позиции. Развитие капитализма в Индии обволакивалось пережитками феодализма. Возникали кабальные формы эксплуатации, которые усиливались колониализмом.
Кризис феодализма и экспансия колониализма ускоряли события крестьянской революции. Однако сипайское восстание 1857 г. потерпело поражение. Только спустя 100 лет Индии удалось вырваться из-под ярма колониализма, после того как Великая Китайская революция нанесла ему сокрушительный удар и до смерти напугала английских сатрапов.
Восстание 1857--1859 гг. было вызвано столетней грабительской колониальной политикой. По свидетельству английских источников только за пять лет, предшествующих восстанию 1857 г., власти конфисковали в Индии две тысячи инамов и джагиров, или 60% подвергшихся проверке, аннексировали ряд индийских княжеств, крупнейшими из которых были Ауд, Нагпур и Джганси. Эти аннексии озлобили придворную знать ликвидированных княжеств и породили опасения за свою судьбу у многих индийских князей. Таким образом, недовольством были охвачены не только крестьяне и ремесленники, ставшие главной жертвой этой политики. Были недовольны также различные прослойки феодального класса из числа заминдаров, чьи земли были конфискованы за неуплату налога и проданы с торгов. Привилегированные владельцы дарственных инамов, в большинстве своем из мусульманского духовенства и индусских брахманов, были лишены земли или обложены полной нормой налога. Мелкие и средние джагир-дары, когда-то получившие землю за несение военно-полицейской службы, лишились ее в связи с созданием оплачиваемой полиции.
Возмущение грабительской политикой английских колониальных властей было повсеместным -- от Гималайских гор до мыса Коморин, и все же главной ареной освободительной войны стала область среднего течения р. Ганг -- от Дели на западе до Патны на востоке. В других частях Индии были лишь отдельные вспышки вооруженных антианглийских выступлений, которые быстро подавлялись.
Инициатором восстания и выразителем ненависти к английским поработителям стала бенгальская армия, состоявшая почти из 140 тыс. сипаев, навербованных в Бихаре, северо-западных провинциях и Ауде. Нет сомнения в том, что К. Маркс имел в виду именно эту армию, когда писал 30 июня 1857 г.: «С первого же взгляда становится очевидным, что покорность индийского народа зиждется на верности туземной армии, создавая которую, британские власти в то же время впервые организовывали общий центр сопротивления, каким никогда до этого не обладал индийский народ».
Бенгальская армия вербовалась помимо мусульман из высших индусских каст, главным образом брахманов и раджпутов, представлявших в ней те социальные слои, которые в годы, предшествовавшие восстанию, неуклонно теряли свой экономический и социальный статус, подвергаясь налоговому ограблению. Это были выходцы из мелких феодальных землевладельцев и верхних прослоек общинного крестьянства, чьи земли переходили ростовщикам, а также туземным служащим налогового аппарата.
Достаточно указать, что в районе Канпура, ставшем одним из важнейших очагов восстания, с установления английской власти и до 1840 г. прежние наследственные собственники потеряли 35% земель. В районе Алигарха между 1839--1858 гг. сменились хозяева земли на площади свыше 160 тыс. га. Английские налоговые чиновники отмечали, что больше всего потеряно земель раджпутами, зато у представителей торгово-ростовщической касты -- бания -- земельные владения увеличились более чем на 43%.
При продаже земли с аукциона страдали не только собственники, но и мелкие держатели, которые или теряли все свои права, или получали держание на менее выгодных условиях. Этот процесс затронул интересы не только раджпутов и брахманов, но и мусульманского населения северо-западных провинций, дававшего бенгальской армии почти одну треть ее состава.
К этой основной причине недовольства у бенгальских сипаев добавлялись и другие: отмена надбавок (батта) к жалованью во время несения службы за пределами Бенгальской провинции, введение нового условия при найме в армию, обязывавшего сипая служить за пределами Индии, в том числе и за морем, что было недопустимым с религиозной точки зрения для членов высших индусских каст. К этому следует добавить все более и более откровенное презрение, которое стали проявлять к индийским сипаям английские офицеры, часто не стеснявшиеся говорить им в лицо бранное слово «ниггер». Это недовольство еще более обострялось под влиянии антианглийской агитации, которую вели всюду и в самих сипайских полках ваххабитские проповедники и многочисленные «факиры». Когда английское командование стало перевооружать сипайскую армию нарезными ружьями, среди сипаев распространился слух, что обертка патрона смазана свиным и коровьим жиром и что, срывая ее зубами при заряжении винтовки, сипаи становятся нарушителями религиозного закона.
3.2 Восстание в сипайской армии
Восстание началось 10 мая 1857 г. в трех сипайских полках в гарнизонном городе Мируте, расположенном неподалеку от Дели.
В начале 1859 г. Тантия Топи, искусно маневрируя, прорвался за р. Нармада в надежде поднять против англичан население Махараштры. Но его небольшой, измученный в боях отряд, неотступно преследуемый англичанами, не смог поднять маратхов на восстание. Поняв безнадежность своего замысла, Тантия Топи вновь ушел на север и продолжал здесь партизанскую войну. Но 7 апреля 1859 г. он был выдан англичанам одним из заминдаров. Его судили, и 18 апреля Тантия Топи был повешен. На суде он гордо заявил: «Я хорошо-знаю, что, вступив на путь борьбы против англичан, я приговорил себя; к смерти. Я не признаю вашего суда и незачем вести следствие». Так, с гибелью Тантия Топи закончилась кровавая борьба индийского народа, попытавшегося сбросить цепи колониального рабства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16