Рефераты. Иран во второй половине XX века. Исламская революция в Иране

p align="left">Немалое значение имел и реформистский по своей сути характер основных социально- экономических мероприятий нового правительства. Конечно, такой характер проводимых мер в значительной степени соответствовал особенностям общественного бытия и социальных устремлений средних и некоторых низших слоев иранского общества.

Таким образом, неудачи, тупики правительства Моссадыка отразили именно общую несостоятельность поисков самобытных путей развития иранского общества на базе сохранения его полуфеодальных социальных основ в условиях бурных общественных перемен в современном мире.

После государственного переворота 1953 года в истории Ирана начался период изменения экономической, политической и военной зависимости от США и вызванного в связи с этим обострения экономического общественно- политического кризиса, а также ухудшение положения народных масс. 5 декабря 1953 года были восстановлены дипломатические отношения между Ираном и Англией [18, с. 8].

Все это означало восстановление империалистических позиций в эксплуатации иранской нефти. По сравнению с положением, которое существовало до 1951 года, разница состояла в том, что теперь американские нефтяные компании добились ликвидации английской монополии на эксплуатацию иранской нефти и заняли формально равные с английской компанией (по 40 %) позиции, а фактически захватили главенствующую роль. Начался новый этап эксплуатации Иранской нефтяной промышленности США, бале интенсивный, чем Англией, при которой происходил еще больший грабеж национального богатства Ирана [18, с. 9].

После событий 1953 года иранское правительство в области внешних отношений открыто отказалась от политики нейтралитета. Внешняя политика Ирана стала определяться курсом на тесный союз с США и другими западными капиталистическими странами, привлечением иностранного капитала в Иран и антикоммунизмом [18, с. 10].

Внешняя политика Ирана теперь определялась в основном участием в СЕНТО и военным соглашением с США. А это вызвало непомерный рост военных расходов и уменьшение расходов на развитие сельского хозяйства и промышленности [18, с. 11].

В государственных экономических учреждениях обосновались многочисленные иностранные, главным образом американские, советники, которые получали очень высокие оклады, безответственно расходовали государственные средства.

В области внешней торговли проводилась политика открытых дверей, для товаров, ввозимых из капиталистических стран. Монополия внешней торговли фактически была ликвидирована. Это привело к катастрофической пассивности иранского торгового баланса. В конце 50-х - начале 60-х годов ввоз в страну почти в пять, раз превышал вывоз [18, с.12].

Цены на импортные товары поднимались во много раз выше цен на экспортные товары, что увеличивало дефицит товарного баланса [С. 13].

К концу 50-х годов в экономическом отношении Иран оставался слаборазвитой страной. Наблюдался застой в большинстве отраслей промышленности. Несмотря на аграрный характер экономики, Иран не мог полностью обеспечивать свое население сельскохозяйственной продукцией [18, с. 15].

Тяжелые средневековые условия труда сохранялись на многих мелких предприятиях и в кустарных мастерских. Выплата заработной платы рабочим часто задерживалась, законы о социальном страховании и охране труда существовали только на бумаге [18, с.20].

Такие пагубные последствия для экономики и социального положения населения страны имела политика, проводимая после августовских событий 1953 года. Такое положение в стране не могло не отразиться на настроениях народных масс, что вызывало бесконечные волны недовольства, забастовки, демонстрации, массовые митинги.

В конце 50-х начале 60-х годов обострились отношения верхушки иранского духовенства с правительством и шахом Ирана.

Высшая прослойка духовенства, значительная часть которой сама владела крупными земельными угодьями, выступила против проекта аграрной реформы и начала антиправительственную компанию с целью убедить иранский народ, что отчуждение земель и предполагаемый раздел их между крестьянами находятся в вопиющем противоречии с законами ислама [13, с. 181].

Политическая обстановка также была нестабильной, один кабинет министров сменял другой. Политика, проводимая ими, не могла даже в меньшей степени ослабить переживаемый страной острый политический кризис [18, с. 29].

Таким образом, в начале 60-х годов Иран находился в состоянии глубокого экономического и политического кризиса. Этот кризис был результатом антинародной внешней политики, союза с империалистическими державами, участие в агрессивном военном блоке СЕНТО и подчинение экономики страны иностранным монополиям, а также реакционной внутренней политики. В стране создалась сложная обстановка, грозившая социальным взрывом.

1.2 Общественно-политическое и экономическое развитие Ирана в 60- первой половине 70-х гг. «Белая революция»

Продолжавшиеся в середине 50-х годов забастовки иранских рабочих и отдельные выступления других слоев населения со всей очевидностью показали, что ни жесткая политика в отношении демократического и освободительного движения, ни укрепление связей с империалистическими державами не погасили серьёзного недовольства в стране, не привели к укреплению внутреннего и международного положения Ирана. Основной источник недовольства наряду с тесной зависимостью Ирана от империалистических держав коренился в социально- экономической отсталости страны, которая базировалась на полуколониальной структуре хозяйства и преобладавших в нем докапиталистических формах производства [19, с. 290].

В этой связи во второй половине 50- х годов перед иранским государством, испытывавшим серьезные экономические и политические затруднения, со всей остротой встала задача преодоления социально- экономической отсталости, основной путь ликвидации которой оно видело в реконструкции хозяйства и общественного строя по капиталистическому образцу.

И хотя многие представители правящих кругов убедились в необходимости, и даже неизбежности социально- экономических, и, прежде всего аграрных, преобразований, осуществление этой задачи встречало упорное противодействие в среде самих правящих кругов, и особенно в среде крупных полуфеодальных помещиков, ханов племен и высшего духовенства. Опираясь на свою экономическую мощь и политическое влияние, занимая сильные позиции в парламенте и административном аппарате, они имели реальные возможности поставить труднопреодолимые препятствия для любых мероприятий, противоречивших их интересам, и, прежде всего для проведения преобразований, вносивших глубокие изменения в общественный строй страны.

Тем не менее, во второй половине 50-х годов государство приступило к осуществлению серии мероприятий, призванных подготовить общественно- политическую почву и административный аппарат к проведению социально- политических и преобразований.

Государственные преобразования протекали в условиях постепенного усиления власти шаха, который все чаще брал на себя законодательную инициативу и все более активно вмешивался в функции исполнительной власти. Происходило фактическое ограничение законодательных прав парламента и его возможностей надзора над деятельностью правительства, которая во все возрастающей степени контролировалась самим шахом [19, с. 292].

Расценивая власть шаха как важный фактор политической стабилизации, правящие круги Ирана всемерно содействовали её усилению, прикрываясь лозунгом «национального и государственного единства», олицетворявшегося якобы в институте монархии [19, с. 293].

Шаху фактически принадлежало право и назначения министров, генерал- губернаторов, начальников воинских подразделений, послов и других представителей административного аппарата.

Мероприятия по укреплению централизованного управления и повышению дееспособности административного аппарата создавали предпосылки для осуществления общественных преобразований и тем самым обеспечения внутриполитической стабилизации на базе роста экономического потенциала Ирана и улучшения положения широких слоев населения. Однако даже в конце 50- х годов государственная власть, испытывая упорное сопротивление преобладавших в меджлисе и различных звеньях государственного аппарата крупных полуфеодальных помещиков, ханов племен и высшего духовенства, показала всю несостоятельность в решении вопроса об осуществлении уже давно назревших радикальных общественных преобразований.

Государственная власть в целом по сути дела ограничивалась попытками повышения экономического потенциала страны на пути выполнения крупных экономических проектов с помощью западных монополий.

Период общественно- политического и экономического развития Ирана в 60-х - первой половине 70-х годов XX века ознаменовался вступлением Ирана в новую фазу исторического развития. Это было связано с тем, что в стране происходил обширный комплекс общественных преобразований, призванных, с одной стороны, обеспечить предпосылки для значительного переустройства Ирана, с другой разрядить внутриполитическую обстановку и на пути облегчения положения широких слоев населения в ходе этих преобразований избежать обострения социальных противоречий и повторений событий прошедших лет. Выполнение этих взаимосвязанных задач предусматривало осуществление наряду с общественными преобразованиями тесно связанных с ними крупных экономических программ, социально- культурных проектов, внутри- и внешнеполитических мероприятий.

Начальным звеном развернувшихся политических событий были выборы в меджлис XX созыва состоявшиеся в августе 1960 г. на партийной основе. Фальсификация результатов голосования, массовые протесты населения, сопровождавшиеся столкновениями с полицией, заставили шаха аннулировать результаты голосования и распустить меджлис.

Проведенная в январе- феврале 1961 года повторная избирательная компания протекала в условиях бойкота выборов значительной частью населения. В итоге большинство мест в меджлисе опять получили полуфеодальные помещики- противники реформ.

Активизировались забастовочные движения рабочих, демонстрации студентов и учителей, выдвигавших наряду с экономическими требованиями демократические свободы. Пресекая народные выступления, шахский двор распустил и вновь избранный меджлис, не объявив при этом дату созыва нового.

Распустив вторично меджлис, шах объявил главной задачей внутренней политики проведение аграрных реформ и анти - коррупционных мероприятий. Выполнение этой задачи было возложено на «независимое» правительство Али Амини.

Независимое правительство Али Амини ознаменовало начало отхода монархии на землевладельцев. Новым правительством были произведены аресты высокопоставленных военных и гражданских лиц, обвиненных в коррупции. В 1962 году правительство представило шаху новый аграрный закон, ограничивающий имение помещиков землями одной деревни.

Обещание реформ было обычным средством, к которому правящие круги Ирана прибегали и в прошлом, когда в стране создавалась для них опасная обстановка. Например, когда в 1921 году в Иране развернулось национально- освободительное антианглийское движение, грозившее существованию монархического строя, в Тегеране был совершен государственный переворот, положивший начало событиям, которые впоследствии привели к воцарению правящей династии Пехлеви. Те преобразования, которые обещало новое правительство, осталось лишь на бумаге [18, с. 4].

В начале второй половины XX века после образования мирового социалистического лагеря, краха колониальной системы империализма и подъема антиимпериалистического и демократического движения в ряде бывших колоний и зависимых стран, голословными декларациями и обещаниями нельзя было успокоить поднимавшийся иранский народ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.