Безотносительно тому, станет Иран ядерным государством или нет, фундаментальные национальные интересы Ирана делают необходимым рассматривать возможное появление этого оружия у него только как фактор, содействующий сосредоточению усилий государства в развитии экономического и социального потенциала страны [11, с. 166].
Америка заинтересована в дестабилизации, ослаблении страны, изменении существующего режима. Для этого разрабатывается целая система программ и мероприятий. Судя по вышеперечисленным факторам ситуация может стать достаточно нестабильной, и не исключено коренное изменение обстановки в стране.
Еще недавно, в мире создавались благоприятные условия для интеграции Ирана в международное сообщество, для развития и углубления отношений со странами Азии и Европы. Необходимо чтобы иранское правительство более активно воспользовалось сложившейся ситуацией, что имеет немаловажное значение не только для международного престижа Ирана, но, прежде всего, для экономической и политической стабильности страны.
Если правительство Исламская Республика Иран не сможет закрепить и сделать необратимыми поощряемые им нынешние тенденции, если в социально-экономическом и внешнеполитическом положении страны вскоре не произойдут ощутимые позитивные перемены, то там могут возобладать все еще влиятельные и настроенные на решительные действия сторонники исламского радикализма и экстремизма. Тогда деятельность, направленная на экспорт исламской революции и поддержку международного терроризма во имя достижения панисламистских идеалов создания мировой мусульманской общины, снова станет во главу угла иранской внешней политики.
Последствиями такого курса стала бы еще большая дестабилизация обстановки в регионе Среднего и Ближнего Востока, нарастание напряженности в Средней и Центральной Азии. Неизбежно последовала бы жесткая реакция на это со стороны ведущих мировых держав, что означайте бы значительное общее ухудшение обстановки в мире.
Развитие событий в Иране в 70-90 годы нашего столетия показало, что активное использования политического потенциала мусульманской религии духовенством и связанными с ним политическими кругами, внедрение, в том числе и силой, политизированного ислама в качестве официальной идеологии теократического авторитарного государства могут на какое-то время стать факторами, определяющими относительную устойчивость социально-политической системы. Она создается на базе фундаменталистского исламского мировоззрения в рамках "исламского правления".
Возможно, что на современном этапе развития, прочность исламского республиканского строя в Иране сейчас зависит от сохранения хотя бы видимости единства духовенства, недопущения ослабления до опасного предела, совместно поддерживаемого этим сословием приоритетного воздействия всего комплекса исламских факторов в оболочке существующего режима на социально-политическую жизнь Исламской Республики Иран.
Заключение
Во второй половине XX веке Иран под воздействием империалистических держав включается в сферу мирового капиталистического хозяйства, этот процесс, происходящий в такой стране, как Иран отличается рядом специфических черт сравнительно с соответствующими процессами в других странах. Главное отличие в том, что этот процесс происходил под внешним воздействием, затронул главным образом верхушечные прослойки местных имущих слоев населения. Еще одно отличие в том, что в Иране общественные отношения оставались традиционными, а существование новых общественных отношений было лишено массового социального резерва.
Страна находилась на стадии крупного социально- экономического и политического кризиса. Необходимы были какие-то действия для его урегулирования.
29 апреля 1951 года премьер министром Ирана стал доктор Мохаммед Мосаддык, представлявший интересы национальной буржуазии. Вопрос о национализации был для него не только средством достижения экономической независимости Ирана, но и единственным способом решения всех экономических и политических проблем страны. Но, неудачи, тупики правительства Моссадыка отразили именно общую несостоятельность поисков самобытных путей развития иранского общества на базе сохранения его полуфеодальных социальных основ в условиях бурных общественных перемен в современном мире.
Так в результате действий американского империализма в Иране было свергнуто законное правительство Массадыка и восстановлена власть шаха, вследствие усилий которого страна на многие годы стала почти вассалом США, активно включилось в его агрессивные внешнеполитические акции, и превратилась в один из форпостов американского империализма на Ближнем и Среднем Востоке.
Это позволило международным нефтяным компаниям, прежде всего американским, продолжать грабить нефть и другие природные ресурсы страны.
Для понимания предпосылок иранской революции необходимо уяснить характер и тенденции сдвигов, происходивших в общественно- политической и экономической жизни Ирана в предшествующие революции годы.
Социально-экономический и политический кризис в Иране конца 50-х - начала 60-х годов побудил шахский режим во имя сохранения власти пересмотреть главные компоненты своей внутренней и внешней политики. В целях оживления экономики страны иранская верхушка осуществляла ряд реформ: важнейшей из них была аграрная реформа, нацеленная на ликвидацию крупного полуфеодального землевладения и увеличения в аграрном секторе удельного веса крестьянского хозяйства.
В середине 60-х годов власти выдвинули концепцию об индустриализации страны как пути к преодолению экономической отсталости. Отказ от явной прозападной политики в области внешнеэкономических связей, развитие добрососедских отношений с СССР и другими странами, способствовали реализации планов создания основ металлургической и машиностроительной промышленности.
Важным средством, позволившим шахскому режиму сделать крупные капиталовложения в развитие тяжелой промышленности и экономической инфраструктуры, являлись все возраставшие доходы от продажи иранской нефти. Экономический потенциал Ирана значительно возрос.
Экономический и финансовый бум, вызванный многократным увеличением цен на нефть, оказал чрезвычайно сильное воздействие на все аспекты жизни страны.
Увеличение финансовых возможностей породило у шахского окружения грандиозные экономические и политические замыслы. Была выдвинута и активно пропагандировалась концепция «великой цивилизации», на подступах к которой, якобы находился Иран благодаря «революции шаха и народа».
Иран «великой цивилизацией» представлялся апологетами шахского режима в качестве великой державы, где господствует всеобщее благополучие массовый мир. В действительности же в период чрезвычайного финансового благополучия во внешней и внутренней политике шахского режима приобрели преобладающий характер реакционные черты.
Некоторые зарубежные авторы усматривают главную причину дестабилизации социально- политического кризиса в Иране в интенсивной индустриализации, осуществляющейся в стране.
Если подводить итоги развитию иранского общества и его хозяйства в 60-х - начале 70-х годов, следует подчеркнуть, что рассматриваемый период является переломным в истории Ирана и знаменует собой наступление заключительной фазы переходного от феодального к капиталистическому способу производства этапа.
Капиталистические отношения, которые в значительной мере в ходе общественных преобразований ускоренными темпами утверждаются не только в городе, но и в деревне, охватывают новые отрасли производства, экономической и социальной инфраструктуры, упрочивают свое положение в различных сферах государственной, общественной и культурной жизни.
Династия Пехлеви потеряла свои позиции в то время, когда большая часть населения станы не приобрела политическую зрелость для принятия нововведений, вылившихся в реформах, так называемой, «Белой революции».
Невозможность принятия нового и оставаться на рельсах старого уклада жизни, нашло выход в создании новой политической структуры, в основу которой положены принципы шиитского ислама.
Часто, изменения в политической, социально- экономической жизни страны проходят мирным размеренным путем, в Иране же эти изменения проходили путем революции.
История избирает не только прямые пути. Нередко стечение обстоятельств вызывает неожиданный поворот событий, Который сложно, а то и невозможно было предсказать заранее. К таким историческим парадоксам принадлежит и приход к власти в Иране шиитского духовенства и образования Исламской Республики Иран.
«Исламская революция» неразрывно связана с провалом реформ, проводя которые шах, его окружение и американские советники не считались ни с народом, ни с его традициями и обычаями, корнями, уходящими в многотысячелетнюю историю. Но именно народу пришлось расплачиваться за реформы, которые несли прибыль только высшим слоям населения. Всеобщее падение нравственности и морали дополнило картину. Социальный взрыв был неизбежен. Духовенство им умело воспользовалось.
На содержание и характер революционного процесса в Иране, заметный отпечаток наложили особенности массового общественного сознания, а именно религиозного сознания.
В целом, иранская революция отличается редкой сложностью и противоречивостью своей внутренней структуры, обусловленной как своеобразием развития страны, так и особенностями эпохи.
Конец XX века с полным основанием можно назвать временем превращения ислама в необычайно мощную социально-политическую силу на Ближнем Востоке и в Северной Африке, которая так или иначе активно противостоит внедрению в этих регионах современных ценностей Запада.
Исламская республика Иран - своеобразная лаборатория, в которой революционный ислам впервые в мировой практике стал средством для разрешения проблем, вставших в целом перед исламской цивилизацией в XX веке.
У современного Ирана есть все основания войти в мировую историю в качестве первого в мусульманском мире государства, построившего «исламское правовое общество».
Нынешнее руководство ИРИ сталкивается в последнее время с многочисленными внешнеполитическими трудностями. Они вызваны усиливающимся воздействием на внутреннюю политику ИРИ внешних факторов, изоляции от западного мира и технологическим отставанием от передовых стран, без преодоления которых невозможно продвижение вперед социально-экономического развития страны.
Возвращение к активному участию в мирохозяйственных связях, включение в полном объеме в международное взаимодействие в сфере политических, информационных, гуманитарных и культурных обменов сопряжено для иранского руководства с непростым выбором. Иранскому руководству необходимо находить компромиссные варианты вхождения в мировое сообщество и нормализации отношений с внешним миром при сохранении своей национальной и конфессиональной особенности, отстаивании интересов страны общепринятыми методами, избегая идеологических крайностей и чрезмерной политизации своего внутриполитического и внешнеполитического курса. Либо Ирану необходимо оставаться вне современных требований цивилизации и продолжать вести борьбу за выживание.
Поскольку Иран был и остается одной из ключевых стран Среднего Востока, выбор им своего политического будущего станет одним из определяющих факторов международных отношений в этом и сопредельных регионах.
Рассматриваемый период - вторая половина XX века отличается нестабильностью в социально-экономической и политической жизни иранского общества. Но именно в этот период происходят те важные события, которые оказали значительное влияние на само существование и развитие современного Ирана. Наложив свой отпечаток практически на все сферы жизни исламской республики, сохраняющей свои традиционные воззрения до настоящего времени.
Список использованной литературы
1. Агаев С.А. Иран: внешняя политика и проблемы независимости 1925- 1941 гг. - М., Наука, 1971.
2. Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. - М., Наука, 1981.
3. Агаев С.А. Иран: рождение республики. - М., Наука, 1984.
4. Агаев С.Л. Иранская революция, США и международная безопасность: 444 дня в заложниках. - М., Наука, 1986.
5. Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим. События, люди, идеи. - М., Наука, 1987.
6. Агаев С.А. Рухама Хомейни. // Вопросы истории № 6, 1989, с.79- 100.//
7. Агаев С.Л. Иранская революция: «Воспоминание о будущем»? // Народы Азии и Африки № 1, 1989, с. 54- 67.//
8. Алиев М.С. Антиимпериалистическое и демократическое движение 1949- 1953 гг. - М., 1976.
9. Алиев С.М. Антимонархическая и антиимпериалистическая революция в Иране. // Народы Азии и Африки № 3, 1979, с. 45- 58.//
10. Алиев С.М. Рухолла ал - Мусави ал - Хомейни. // Азия и Африка сегодня № 10, 1988, с. 20- 25.//
11. Арабаджян А.З. Сверхдержавы и исламская республика Иран. Иран: ислам и власть. - М., 2002. с. 164- 167
12. Демин А.И. Социально- экономический и политический кризис конца 50- х - начала 60- х годов. - М., 1976.
13. Дорошенко Е.А. О некоторых концепциях современного иранского духовенства по вопросам религии и государства. - М., 1971. с.118-135.
14. Дорошенко Е.А. Эволюция исламских концепций в официальной идеологии Ирана (1963- 1983). Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. - М., 1986, с.188.
15. Дунаева Е.В. Иран и страны западной Европы: отношения развиваются. Иран: ислам и власть. М., 2002. с. 167- 177.
16. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. - М., 1989.
17. Иванов М.С. Очерк истории Ирана. - М., 1952.
18. Иванов М.С. Иран в 60- 70-х годах XX века. М., 1977.
19. Иран. Очерки новейшей истории, под ред. А. . Арабаджяна, - М., 1976.
20. Иран: сборник статей, под ред. Е.А. Дорощенко, - М., 1971.
21. Иран: сборник статей, под ред. Е.А. Кузнецовой М., 1973.
22. Иран: экономика, история, историография, литература. - М., 1976.
23. История Ирана. - М., 1977.
24. Историография Ирана нового и новейшего времени. - М., 1989.
25. Кременюк В.А. Борьба Вашингтона против революции в Иране. М.,1984.
26. Крутихин М.И. Тегеранское восстание 9- 12 февраля 1979 года. Иран: история и современность. - М, 1983. с. 152- 170.
27. Кулагина Л.М. Экономика английского империализма в Иране в конце XIX- начале XX вв. - М., 1981.
28. Кулагина Л.М., Ахмедов В.М. Иран выходит из изоляции. Иран: ислам и власть. - М., 2002, с.149- 164.
29. Мамедова Н.М. Исламское государство: соотношение государственных и идеологических приоритетов. Иран: ислам и власть. -М., 2002, с.14- 23.
30. Мачокки М. Иран в борьбе. - М., 1953, с. 54.
31. Насер Хейрани Наубари. Иран после имама Хомейни.// Азия и Африка сегодня № 9, 1990, с. 36-38.//
32. Ниязматов Ш.А. Ирано-иракский конфликт. -М., 1989.
33. Оруджев С.А. нефтедобывающая промышленность Ирана. - М., 1965, c. 72.
34. Павлович М.П. восток в борьбе за независимость. М., 1980, с. 54.
35. Петров Н.Я. Шиитский фундаментализм и политика экспорта исламской революции. // Народы Азии и Африки № 4, 1990, с. 26- 37.//
36. Резников А.Б. Иран: падение шахского режима. - М., 1983, с. 150.
37. Рождественская Д.С. Внешнеэкономические связи исламской республики Иран с развитыми капиталистическими странами. Иран: история и современность. - М., 1983. с. 171-196.
38. Скляров Л.Е. Становление новых органов власти в Иране (1978- 1981 гг.) Иран: история и современность. - М., 1983. с. 196-218.
39. Ушаков В.А., Шестопалов В. Я. Кто организовал в Иране переворот 1953 г. // Вопросы истории № 4, 1980, с.181-186.
40. Федченко А.Ф. Иран в борьбе за независимость (1917- 1969 гг.). - М., 1970.
41. Шпажников Г.А. Религия стран западной Азии. - М., 1976, с. 233.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9