Рефераты. Иран во второй половине XX века. Исламская революция в Иране

p align="left">Представители руководящих кругов США, с которыми иранский шах и его правительство были тесно связаны, также настаивали на проведении в Иране реформ. Во время своего пребывания в Тегеране летом 1962 года в то время вице-президент, а в дальнейшем президент США Л. Джонсон разъяснил правящим кругам Ирана заинтересованность Вашингтона в проведении социальных, экономических и политических реформ [18, с. 34]. Это было связанно со стремлением к установлению большей стабильности этой страны, опасаясь краха существовавшего в Иране режима, а вместе с ним и потерей своих позиций.

Сформированное в этих условиях в июле 1962 году после отставки А. Амини правительство близкого к шаху А. Алама разработало по указанию шаха шесть законопроектов о реформах:

- о проведении земельной реформы на основе закона, принятого в январе 1962года;

- о национализации земель;

- о продаже государственных фабрик и заводов для финансирования земельной реформы;

- об изменении закона выборов в меджлис и сенат;

- об участии рабочих в прибылях предприятий;

- о создании «корпуса просвещения» для борьбы с неграмотностью в деревне.

Решено было для утверждения этих законопроектов провести референдум. Как заявил на пресс- конференции 19 января 1963 года премьер министр А. Алам, народ надо убедить в том, что если эти реформы не будут проведены, то огромные беды обрушаться на головы иранцев [18, с. 35]

На референдуме, проведенном 26 января 1963, законопроекты были утверждены. Выступая в открытии экономической конференции в Тегеране 27 февраля того же года, шах заявил, что одобренные законопроекты являются «бескровной - белой революцией» и что феодальная система в Иране будет ликвидирована в течение 30 лет [18, с. 36].

Затем к первым шести законопроектам о реформах были добавлены еще шесть. Это законопроекты о создании «корпуса здравоохранения» для оказания медицинской помощи сельскому населению, о создании «корпуса тарвидж» («корпуса внедрения» новых современных методов ведения сельского хозяйства), о создании «ханейе энсаф» («домов справедливости»)- общественных судов для рассмотрения и решения мелких тяжб и споров. Также законопроекты о национализации водных источников, о принятии программы реконструкции города и деревни с целью повышения уровня жизни населения [18, с. 36].

В последствии к 12 упомянутым пунктам программы реформ до конца 1975 года прибавили еще пять пунктов: «расширение собственности на промышленность», борьба со спекуляцией и коррупцией, бесплатное обучение в средних и высших школах, бесплатное питание детей до двухлетнего возраста, всеобщее социальное страхование, включая сельское население.

Эту программу реформ в официальных кругах Ирана называют « белой революцией», или еще «революцией шаха и народа».

Наиболее важной в этой программе была земельная реформа. В Иране она была разделена на три этапа. Мероприятия в отношении крупных земельных собственников, выкуп государством излишков земли сверх одной деревни и распродажа их крестьянам- арендаторам, является первым этапом. А мероприятия по урегулированию отношений между мелкими и средними помещиками и крестьянами, арендовавшими и обрабатывающими их земли тремя способами, установленными дополнениями 1963 года к закону о земельной реформе, называются вторым этапом земельной реформы. Программа третьего этапа предусматривала раздел и продажу земель помещиков и частных вакфов, которые обрабатывались крестьянами на базе аренды.

Стоит заметить, что осуществление программ первого и второго этапов аграрной реформы сопровождалось заметным повышением реальных доходов крестьян. Но и даже эти преобразования не приостановили процесс обнищания и разорения трудящихся деревни.

Все эти и аналогичные проекты отражают ярко проявившийся в конце 60-х - начале 70-х годов все более укрепляющие свои позиции в аграрной политике иранского правительства курс, направленный на решение задач развития производства в иранской деревне путем расширения деятельности крупных хозяйств.

Начало земельной реформы и указ шаха от 2 марта 1963 года о предоставлении женщинам избирательных прав наравне с мужчинами были враждебно встречены крупными землевладельцами и духовенством.

Крупные полуфеодальные помещики и ханы племен, оказывали открытое сопротивление аграрной реформе. Они обвинили правительство в антиконституционных действиях, лишавших по их словам, закон о реформе юридической силы. Религиозные лидеры заявили о несоответствии реформы предписаниям ислама. К числу недовольных реформой также присоединилось движение интеллигенции, студенчества, служащих, торговцев, ремесленников и рабочих, возглавляемых Национальным фронтом. Они выступали против осуществления преобразований в условиях беспарламентского режима.

Сначала крупные помещики пытались саботировать выполнение закона и не допустить изъятия у них излишков земли путем оформления документов на владение землей на своих родственников, а затем перешли к открытому сопротивлению. Так, например, в дни мусульманского траура 5- 8 июня 1963 года в Тегеране, Куме, Ширазе, Тебризе и других городах состоялись массовые антиправительственные демонстрации, вызванные проповедями духовенства, использовавшее недовольство находящегося в тяжелом положении населения. Эти выступления были подавлены войсками и танками, открывшими стрельбу по демонстрантам, что привело к многочисленным жертвам [18, с. 38].

Правительство встречало и другие трудности при проведении земельной реформы. Возникли серьезные затруднения с ее финансированием. Земельная реформа проводилась медленно, объявленные первоначально сроки ее не выполнялись. Она не внесла коренных изменений в положение подавляющего большинства крестьян, прежние полуфеодальные отношения в основном продолжали существовать. В то же время реформа была ударом по крупному феодально-помещичьему землевладению и феодальным отношениям в деревне.

Так экономическое влияние крупных феодалов в деревне и стране было подорвано. Однако положение основной массы крестьян мало улучшилось. Купив в рассрочку небольшие участки земли, они должны были выплачивать в течение 12-15 лет крупные платежи в размере примерно равные стоимости арендной платы, которую до реформы они должны были выплачивать помещику.

Аграрные преобразования, однако, не привели к установлению в иранской деревне «социальной справедливости», под флагом которой они проводились [9, с. 46].

В условиях ускорения развития капитализма крестьянские хозяйства оказались обреченными на разорение, тем более что в период значительного роста доходов от нефти государство взяло курс на поощрение крупных частных капиталовложений в сельскохозяйственное производство, отказываясь от помощи мелким крестьянским хозяйствам. Была предпринята также попытка создания крупных агропромышленных комплексов с участием иностранных фирм. Однако результаты подобной политики, оказались плачевными как в экономическом, так и в социальном отношении [9, с. 47].

Таким образом, земельная реформа была не в силах решить задачу обеспечения населения Ирана продовольствием. Она не смогла также существенно улучшить положение подавляющего большинства крестьян, феодальная эксплуатация которых заменяется капиталистической. Перед помещиками, переходящими на капиталистические методы хозяйствования открылись более благоприятные условия для развития их хозяйств [18, с. 64]

Что же касается развития промышленности, то она в конце 60- х - начале 70-х годов сделала значительный шаг вперед. Появились новые, современные отрасли промышленности, в том числе тяжелой индустрии - металлургическая, машиностроительная, нефтехимическая, газовая и другие. Иран начал движение от аграрной страны к стране индустриально- аграрной [18, с. 104].

Особый упор шах делал на развитие промышленности, желая превратить страну к концу века в «пятую индустриальную державу мира». Этой цели в огромной мере способствовал постоянный спрос на нефть, многократно возросший в 70- е гг. вследствие энергетического кризиса.

Важной чертой иранской экономики в этот период было то, что в промышленности и в сельском хозяйстве, значительно укреплялись позиции иностранного капитала. Характерно было и то, что процесс преобразования торгового капитала в промышленный капитал почти совсем не затронул его низшие слои [2, с. 169].

Великодержавная политика в сочетании с тесной привязкой иранской экономики к мировому капиталистическому хозяйству и нереальными планами шаха обусловила беспорядочность и хаотичность хозяйственного развития Иран, отчетливо проявившиеся в середине 70-х годов и сказавшиеся в первую очередь на материальном положении широких народных масс. Относительная социальная и политическая стабильность в течение всего пореформенного периода поддерживалась с помощью мер проводившихся государством в жизнь за счет доходов от нефти [2, с. 172].

Однако уже в середине 70-х годов обнаружились резкий рост дефицита платежного баланса беспрецедентная инфляция, достигшая 20- 30 % и сильно отразившаяся на доходах значительной части населения страны, всегда остававшихся ниже прожиточного минимума. Тяжкое похмелье после радужного опьянения правительство почувствовало уже в конце 1975- начале 1976 годов, когда страна, ставшая ранее международным кредитором, оказалась вынужденной прибегнуть к внешним займам [2, с. 173].

Изолированность от общества, противопоставленная ему, монархическая власть в Иране одинаково возбудила против себя все общественные слои, и в борьбе против нее создалась, обща платформа для большинства социальных и политических сил [2, с. 175]. Бывшие полуфеодальные помещики, крестьяне, рабочие, интеллигенция, средние городские слои, и представители духовенства влились в антимонархический блок.

Свои господствующие позиции в течение 60- х- первой половины 70- х годов правящий режим поддерживал с помощью приемов, испытанных на протяжении многих веков иранской истории. Организуя различные силовые центры, опирающиеся на групповые личные связи, и ставя их в отношения взаимной зависимости и контроля, соперничества и конкуренции, монархия путем «стабилизирующего конфликта» уравновешивало влияние всех этих центров. Но за внешним благополучием скрывались подспудные взрывоопасные процессы [2, с. 188].

В своем конкретном проявлении основное противоречие иранского общества выступало как несоответствие политического режима, его внутренней и внешней политики потребностям его дальнейшего национального развития.

Особенности внутреннего развития, международного положения Ирана в своем взаимном сочетании обусловили особую остроту, глубину и размах последующих политических событий, ставших в своем непосредственном проявлении отражением кризиса «белой революции» и осуществляющего ее режима.

Безусловно, реформы помогли стране преодолеть ее социально- экономическую отсталость. Но они имели целый ряд негативных черт. Хотя Иран по темпам экономического роста занимал второе месть в Азии после Японии, а порой даже обгонял ее, его развитие не было органичным и равномерным. Одни отрасли развивались ускоренно, в других наблюдался застой.

В политической жизни страны появлялась дальнейшая тенденция усиления личной власти шаха, Все производимое в промышленности сырье уходила на экспорт, в страну шел огромный поток импортных товаров. И уже в 70-х годах обнаружился резкий рост дефицита платежного баланса и инфляции.

Резко возросший с начала 70- х годов финансовый потенциал иранского государства был широко использован для форсированного роста крупного частного капитала. В результате быстро рос удельный вес современных промышленных и торговых предприятий, а также заведений в сфере обслуживания, принадлежащих представителям крупной промышленно- финансовой буржуазии. Столь же быстрыми темпами увеличился объем и расширились функции частного банковского капитала. Это серьезно ударило по интересам ремесленников, мелких торговцев, хозяев мелких мастерских и других учредителей в сфере обслуживания. Многие из них разорились.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.