Революционное народничество не достигло своей цели -- пробуждения народной революции -- ни путем непосредствен-ного подъема на нее народной массы, ни путем примера “ге-роев”, ни путем заговора. После убийства Александра II, в условиях наступившей реакции начинается распад революци-онного народничества. Он шел в трех направлениях. Наиболее многочисленная группа народников, ориентируясь на гегемо-нию буржуазии в революции перешла на позиции либера-лизма. Часть народников осталась на позициях радикальной и мелкой буржуазии и в 90-х гг. XIX в. образовала ряд неле-гальных групп и кружков, объявивших себя преемниками “Народной воли”. И, наконец, третья группа (в первую оче-редь ряд членов “Черного передела”) начала склоняться к марксизму и ориентировалась на пролетариат как движущую силу социалистической революции.. Таким образом, с развитием российского капитализма, которое становится все более очевидным, все более выявляет классовые интересы, револю-ционное народничество, разочаровавшись в своих прежних воззрениях, эволюционирует в рамках общедемократического движения, сливаясь частью с буржуазным либерализмом, ча-стью -- с мелкобуржуазной революционностью (преемники “.Народной воли”), частью -- с разрастающимся пролетарским движением (“Черный передел”).
Программа либерального народничества включала и демократические про-грессивные требования. Либеральные народники выступали за необходимость общедемократических мероприятий, на-правленных против остатков средневековья, за “уравнение” в землепользовании за счет помещичьих земель. Они ратовали за самоуправление, свободный и широкий доступ народа к знаниям, дешевые кредиты, улучшение техники, упорядочение сбыта товарной продукции. Все это в свою очередь должно было ускорить экономическое развитие страны, расчистить путь капитализму. Поэтому в целом программа либерального народничества носила противоречивый характер, в одной ча-сти она была направлена против поступательного капитали-стического развития, а с другой -- ускоряла его. Правда, сле-дует подчеркнуть. что либеральные народники не осознавали буржуазного характера предлагаемых мероприятий, и демо-кратизм их был не всегда последователен.
Исходным в концепции либеральных народников было представление о том, что хотя капитализм и развивается в России, он представляет собой “тепличное растение”, искус-ственно насаждаемое правительством и не имеющее корней в русской почве. Следуя за теорией “героя и толпы”, либераль-ные народники утверждали, что процесс развития общества определяется волей людей, “выдающихся личностей”, поэтому его можно по их желанию направить по тому или иному пути. На этих положениях либеральные народники и основыва-ли программу действий. Суть ее состояла в том, что, поскольку капитализм несет с собой величайшие бедствия для “трудящегося класса”, надо увести страну на путь некапиталистического развития. Это вполне возможно, достаточно только, чтобы “выдающиеся личности” осознали необходимость перемен и определили другой, целесообразный, путь развития. Во имя его надо пойти на реформы, которые под давлением общественности осуществит само правительство. Это уже был не революционный, а реформистский путь, все более сбли-жавший либеральное народничество с либерализмом. Либе-ральное народничество не создало самостоятельной политиче-ской партии, а слилось с либералами в буржуазную партию.
Анархизм в России (теоретиками которого были М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин) в 70-е гг. XIX в. проявлялся в среде революционного народничества, в его бунтарских тенденциях, не выделившихся в самостоятельное идейное направление об-щественной мысли.
И Основное внимание в деятельности партии было сосредо-точено на работе среди пролетариата, который в начальный период существования партии признавался главной революци-онной силой. Хотя уже в первые месяцы в составе ПСР и был создан так называемый “Крестьянский союз партии со-циалистов-революционеров”, его деятельность ограничивалась выпуском нескольких брошюр и прокламаций. В предреволюционный период ПСР не нашла форм и методов работы с крестьянской массой и не оказывала заметного влияния на крестьянское движение.
В целом следует подчеркнуть, что в преддверии первой российской революции партия эсеров, хотя и существовала. всего 3 года, успела сложиться в значительную силy, заняла довольно видное место в революционно-демократическом движении.
Наибольшим авторитетом и признанием в среде российских социал-демократов пользовалось т.н. ортодоксальное направление, ведущее свою родословную от группы "Освобождение труда" и получившее в дальнейшее развитие в Петербургском "Союзе борьбы за освобождение рабочего класса" и в однородных с ним организациях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8