Рефераты. История развития идеологов социал-демократии

p align="left">учреждение свободной федерации общин, обладающие поли-тической равноправностью и полным внутренним самоуправ-лением; уничтожение поземельной собственности и замена ее общинным владением; правильная ассоциация организации труда, при которой в руки рабочих должны перейти продук-ты и орудия производства. В оценке соотношения классовых сил в России, движущих сил русской революции, в анализе перехода к социализму первые рабочие-революционеры следовали народническим теориям. Во-вторых, революционное народничество представляло собой движение революционно-демократической интеллигенции, связавшей себя с борьбой трудящихся масс, и именно представители народничества пер-выми обратились к марксизму.

Революционное народничество не достигло своей цели -- пробуждения народной революции -- ни путем непосредствен-ного подъема на нее народной массы, ни путем примера “ге-роев”, ни путем заговора. После убийства Александра II, в условиях наступившей реакции начинается распад революци-онного народничества. Он шел в трех направлениях. Наиболее многочисленная группа народников, ориентируясь на гегемо-нию буржуазии в революции перешла на позиции либера-лизма. Часть народников осталась на позициях радикальной и мелкой буржуазии и в 90-х гг. XIX в. образовала ряд неле-гальных групп и кружков, объявивших себя преемниками “Народной воли”. И, наконец, третья группа (в первую оче-редь ряд членов “Черного передела”) начала склоняться к марксизму и ориентировалась на пролетариат как движущую силу социалистической революции.. Таким образом, с развитием российского капитализма, которое становится все более очевидным, все более выявляет классовые интересы, револю-ционное народничество, разочаровавшись в своих прежних воззрениях, эволюционирует в рамках общедемократического движения, сливаясь частью с буржуазным либерализмом, ча-стью -- с мелкобуржуазной революционностью (преемники “.Народной воли”), частью -- с разрастающимся пролетарским движением (“Черный передел”).

Программа либерального народничества включала и демократические про-грессивные требования. Либеральные народники выступали за необходимость общедемократических мероприятий, на-правленных против остатков средневековья, за “уравнение” в землепользовании за счет помещичьих земель. Они ратовали за самоуправление, свободный и широкий доступ народа к знаниям, дешевые кредиты, улучшение техники, упорядочение сбыта товарной продукции. Все это в свою очередь должно было ускорить экономическое развитие страны, расчистить путь капитализму. Поэтому в целом программа либерального народничества носила противоречивый характер, в одной ча-сти она была направлена против поступательного капитали-стического развития, а с другой -- ускоряла его. Правда, сле-дует подчеркнуть. что либеральные народники не осознавали буржуазного характера предлагаемых мероприятий, и демо-кратизм их был не всегда последователен.

Исходным в концепции либеральных народников было представление о том, что хотя капитализм и развивается в России, он представляет собой “тепличное растение”, искус-ственно насаждаемое правительством и не имеющее корней в русской почве. Следуя за теорией “героя и толпы”, либераль-ные народники утверждали, что процесс развития общества определяется волей людей, “выдающихся личностей”, поэтому его можно по их желанию направить по тому или иному пути. На этих положениях либеральные народники и основыва-ли программу действий. Суть ее состояла в том, что, поскольку капитализм несет с собой величайшие бедствия для “трудящегося класса”, надо увести страну на путь некапиталистического развития. Это вполне возможно, достаточно только, чтобы “выдающиеся личности” осознали необходимость перемен и определили другой, целесообразный, путь развития. Во имя его надо пойти на реформы, которые под давлением общественности осуществит само правительство. Это уже был не революционный, а реформистский путь, все более сбли-жавший либеральное народничество с либерализмом. Либе-ральное народничество не создало самостоятельной политиче-ской партии, а слилось с либералами в буржуазную партию.

Анархизм в России (теоретиками которого были М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин) в 70-е гг. XIX в. проявлялся в среде революционного народничества, в его бунтарских тенденциях, не выделившихся в самостоятельное идейное направление об-щественной мысли.

Первые социал - демократические организации

В 80-е-первой половине 90-х гг. в Петербурге, Москве, Тве-ри, Харькове, городах Поволжья существовали организации революционеров-народников, правда, малочисленные, изоли-рованные друг от друга, а деятельность их была малозамет-ной и не оказывала большого влияния на развитие революци-онного движения. С середины 90-х гг. члены этих организа-ций, как правило, принимают наименование социалисты-рево-люционеры, указывая на свое родство с “Народной волей”, так как народовольцы называли себя социалистами и рево-люционерами. Объективно эсеры выражали интересы мелкой буржуазии в первую очередь крестьянства Наличие в Рос-сии огромных мелкобуржуазных масс давало эсерам широ-кую социальную базу, а общественный подъем второй половины 90-х гг. способствовал оживлению; революционного на-родничества.

На рубеже веков в России существовали три .наиболее крупных эсеровских организации.

1. “Союз социалистов-рево-люционеров”, центральная группа которого начала склады-ваться в 1894 г. в Саратове во главе с А., А. Аргуновым. В 1896 г. она в основном оформилась, выработала программный документ “Основные положения союза социалистов-револю-ционеров”. В 1897 г. наиболее активные члены организации переехали.. в Москву и создали там самую крупную группу “Союза”, состоявшую из 26 человек, все они принадлежали, к интеллигенции. Кроме того, организации существовали в Пе-тербурге, Казани, Орле, Екатеринбурге и других городах. Ос-новное внимание в деятельности, “Союза” уделялось созданию регулярного печатного органа, который, по замыслу руководителей, должен был сплотить вокруг себя все эсеровские орга-низации, разработать общие принципы, теории, подготовив этим создание партии. Таким органом стала газета “Рево-люционная Россия”, первый и второй номера ее вышли в 1901 г. “Союз социалистов-революционеров”, известный так-же под названием “Северный союз”, настойчиво подчеркивал ' свое идейное родство с “Народной волей”, выступал с пропагандой индивидуального террора и приближался скорее к ор-ганизациям старого конспиративного образца.

. 2. “Партия социалистов-революционеров” или, как ее еще называли, “Южная партия”. Начало ей положила созданная в 1894 г. в Киеве организация во главе с И. А. Дьяконовым,. Н. Н. Соколовым, И. П. Дирдовским. В 1896 г. группа И. А. Дьяконова выделилась из организации и начала самостоя-тельную деятельность. Свое кредо она объявила в брошюре “Некоторые основные пункты программы группы социалистов-революционеров”. Группа численно возросла за счет студен-ческой молодежи, она вела устную пропаганду среди студен-тов и рабочих, организуя с этой целью кружки. Действовали эсеровские организации, кроме Киева, и в других южных городах: Воронеже, Харькове, Полтаве.

3. “Рабочая партия политического освобождения России” (РППОР). Она возникла осенью 1899 г. в Минске на основе кружков, рабочих, группировавшихся вокруг бывшего народовольца Е. Гальперина. Вскоре самой заметной фигурой в РППОР стал Г. А. Гершуни, Во многом благодаря его, энер-гии, организация значительно окрепла и расширилась. Только в Минске в ее кружки входило до 60 рабочих. Идеологи РППОР в программной брошюре “Свобода” уклонились от ана-лиза социально-экономического положения России, разорвали связь между борьбой за политическую свободу, на первооче-редной необходимости которой они настаивали, и борьбой за экономические преобразования, за социализм. Главным сред-ством достижения политической свободы признавался террор.

Консолидировались эсеровские организации и . в России, Осенью 1901 г. после длительных переговоров они приняли решение о слиянии и создании единого Центрального Коми-тета -- Северный союз и Южная партия. Затем к ним присое-динились эмигрантские “Союз русских социалистов-револю-ционеров”, “Аграрно-социалистическая лига” и некоторые другие организации.

В январе 1902 г. за границей вышел третий номер “Рево-люционной России”, поместивший краткое извещение за под-писью “Партия социалистов-революционеров”, объявившее о создании партии. Теоретики эсеровской партии безотлагательно приступили к выработке программы. Хотя практически все организации эсеров, объединившиеся в партию, уже создали? свои програм-мные документы, для подготовки проекта программы ПСР потребовалось довольно длительное время. Он был опублико-ван 5 мая 1904 г. № 46 “Революционной России”. Главной це-лью эсеров провозглашалась “экспроприация капиталисти-ческой .собственности и реорганизация производства и всего общественного строя на социалистических началах”, что пред-полагало “полную победу рабочего класса, организованного в социально-революционную партию, и, в случае надобности, установление его временной революционной диктатуры”. Надвигающуюся революцию проект программы характеризо-вал как революцию особого типа -- не буржуазную, не со-циалистическую, а “социальную”.

Теоретики ПСР поделили проект на две части: минималь-ную и максимальную. Минимальная пасть включала общеде-мократические требования, отчасти совпадавшие с Программой РСДРП, что лишний раз доказывало глубокую зрелость необходимости .демократических преобразовании в стране, сознававшуюся всеми противниками существующего режима, независимо от их политического кредо. Кроме того, такое совпадение создало в дальнейшем уже в ходе революции ба-зу для образования “левого блока”.

И Основное внимание в деятельности партии было сосредо-точено на работе среди пролетариата, который в начальный период существования партии признавался главной революци-онной силой. Хотя уже в первые месяцы в составе ПСР и был создан так называемый “Крестьянский союз партии со-циалистов-революционеров”, его деятельность ограничивалась выпуском нескольких брошюр и прокламаций. В предреволюционный период ПСР не нашла форм и методов работы с крестьянской массой и не оказывала заметного влияния на крестьянское движение.

В целом следует подчеркнуть, что в преддверии первой российской революции партия эсеров, хотя и существовала. всего 3 года, успела сложиться в значительную силy, заняла довольно видное место в революционно-демократическом движении.

Наибольшим авторитетом и признанием в среде российских социал-демократов пользовалось т.н. ортодоксальное направление, ведущее свою родословную от группы "Освобождение труда" и получившее в дальнейшее развитие в Петербургском "Союзе борьбы за освобождение рабочего класса" и в однородных с ним организациях.

Русский марксизм

Социал-демократия зарождалась, развивалась и формировалась в партию не в вакууме, а в общем потоке вызревания предпосылок для складывания политических партий, испыты-вая на себе влияние как революционных традиций российско-го освободительного движения, так и .опыта международной социал-демократии. . - .

Появление социал-демократии, вначале как идейного течения, связано с распространением в России марксизма. Пере-нос учения К. Маркса с европейской почвы на российскую не мог быть автоматическим, он предполагал необходимость оп-ределенной корректировки западноевропейских схем исторического процесса. В этой связи необходимо остановиться на 1 взглядах самих создателей марксизма на освободительное движение в России, ибо различные направления российского освободительного движения пытались их осмыслить, следовали им или боролись с ними. К. Маркс и Ф. Энгельс пристально следили за развитием революционного процесса в России, особенно с момента назревания первой революционной ситуа-ции (1859--1861 гг.). Ими неоднократно анализировалось со-циально-экономическое и политическое состояние страны: степень развития капиталистических отношений, действительный характер остатков общинной собственности, размах револю-ционной борьбы против существующего строя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.