Рефераты. История развития идеологов социал-демократии

аким образом, социал-демократия, возникнув как явление общеевропейской рабочей культуры, впоследствии, по мере развития капитализма и рабочего класса, стала представлять собой все более разнородное движение. В форме “экономиз-ма” демократическая интеллигенция впервые совершила раз-рыв связи, которая в ее представлении соединяла пролетариат с задачей политического освобождения России. Этот разрыв в значительной мере был совершен под впечатлением от сти-хийности и малой сознательности первых шагов рабочего ста-чечного движения. Практический .вывод, который подсказы-вался первичной реакцией на политическую отсталость рабочего движения, для интеллигенции, уже связавшей себя с ним, означал отказ от фактического участия в решении поли-тических задач во имя повседневной борьбы за частичное улучшение экономического и юридического положения проле-тариата в рамках существующего политического строя. “Эко-номизм” как бы направлял рабочее движение по линии наи-меньшего сопротивления.

Перейдя от пропаганды в кружках к агитации В массах, социал-демократы брали за исходный пункт своей деятельно-сти экономические конфликты с предпринимателями. При этом данное направление рассматривалось ими лишь как не-обходимый и преходящий этап, который должен поставить рабочий класс перед задачей радикального преобразования политического строя. Небывалый промышленный подъем се-редины 90-х гг. вовлекал в стихийное экономическое движе-ние все новые слои пролетариата, оно одерживало немало ча-стичных побед, которые при отсутствии массовых рабочих ор-ганизаций ставили перед необходимостью напряжения всех сил для защиты уже завоеванных позиций. Слабые численно и материально “Союзы борьбы” не успевали откликаться на все эти потребности массового движения и стихийно следовать за его развитием. Агитационная деятельность “Союзов” во время стачек создавала им широкую популярность, а вот не прекращавшаяся политическая агитация, хотя и слабо раз-витая, не встречала отклика в массах, увлеченных возможно-стью непосредственных материальных улучшений. В таких ус-ловиях к концу 90-х гг. социал-демократы стали все более сосредоточивать внимание на самом процессе повседневной экономической борьбы рабочих с хозяевами, упуская из виду всю социально-политическую обстановку, в которой эта борьба происходила. Это направление внутри социал-демократии- и получило название “экономизма”. ..

Причины его возникновения во многом сходны с причина-ми появления “легального марксизма”. Часть демократиче-ской интеллигенции, вовлеченная в сферу марксистских идей, видевшая в пролетариате главную освободительную силу, тем не менее не могла целиком перейти на позиции рабочего класса. “Экономисты” считали, что сами успехи экономиче-ской борьбы будут почти автоматически улучшать и правовое положение рабочего класса. Они исключали возможность обращения к нему в ближайшее время с прямым призывом к политической борьбе, так как считали культурный и политиче-ский уровень масс слишком низким. “Экономисты” искали и теоретическое обоснование своей позиции, а поскольку идея политической борьбы пролетариата является одной из важ-нейших в марксизме, эти поиски привели их к отходу от марк-сизма, осознанию несоответствия его идей собственным пред-ставлениям и целям. Особенно отчетливо эта позиция была выражена в знаменитом “credo”. По мнению его авторов, теоретический и практический марксизм вырос на Западе на почве возможности ведения политической борьбы, обеспечен-ной буржуазными свободами, и возможности планомерной ор-ганизации этой борьбы с помощью воспитанных и организо-ванных мануфактурным периодом развития производства ра-бочих. В России фабричный пролетариат, не прошедший ма-нуфактурной школы, плохо и медленно поддается организа-ции, поэтому для русских социал-демократов речь должна ид-ти о коренном изменении практической деятельности. Она должна повернуться в сторону более энергичного ведения эко-номической борьбы, упрочения экономических организаций. Это в спою очередь должно повлечь за собой изменение отно-шения партии к другим оппозиционным силам на базе отхода от “ортодоксальности”. В “credo” говорилось, что “марксизм нетерпимый, марксизм отрицающий, марксизм примитивный” (пользующийся слишком схематичным представлением клас-сового деления общества) уступит место марксизму демокра-тическому, и общественное положение партии в недрах совре-менного общества должно резко измениться. Партия признает общество; ее узко корпоративные, в большинстве случаев, сектантские, задачи, расширяются до задач общественных, и ее стремление к захвату власти преобразуется в стремление к изменению, к реформированию современного общества в де-мократическом направлении приспособительно к современно-му положению вещей, с целью наиболее удачной, наиболее полной защиты прав (всяческих) трудящихся классов”. Развитие рабочего движения всегда идет по линии наименьшего сопротивления. На западе она направлена в сторону полити-ческой деятельности, в России же она в эту сторону никогда направлена не будет. Поэтому все “разговоры о самостоятель-ной рабочей политической партии суть не что иное, как про-дукт переноса чужих задач, чужих результатов на нашу почву” . Как утверждало “credo”, “целый ряд исторических условий мешает нам быть марксистами Запада и требует от нас иного марксизма, уместного и нужного в русских условиях”. Практическая деятельность русских марксистов должна сво-диться к помощи экономической борьбы пролетариата и участию в либерально-оппозиционной деятельности.

Дальнейшее развитие общественного движения, превраще-ние буржуазии в “класс для себя” в итоге привели к “само-отделению” от марксизма “экономистов”, так же, как и дея-телен “легального марксизма”.

Значительное место в становлении и развитии российской социал-демократии занимали национальные организации. Крупнейшей из них являлся Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз). Как политическая организация Бунд вырос из "просветительных кружков, стачечных касс еврейских рабочих и ремесленников, которые стали возникать в 80-х гг. в Северо-западном крае России. Первоначальный толчок движению был дан оживлением в некоторых отраслях ремесленного производства, явившегося результатом роста городов и рас-ширения- потребностей городского и сельского населения. Бунд был создан в результате слияния стачечных касс, суще-ствовавших практически во всех отраслях ремесленного про-изводства и объединявших до 60% рабочих. В качестве со-циал-демократической организации Бунд имел целый ряд осо-бенностей:

Во-первых, как организация рабочих Бунд, в отличие от . Центральной России, возник на стадии ремесленного, а не" фабричного производства. Первоначально он являлся полу-политической-полупрофессиональной организацией. Только на конференции в 1902 г. было принято решение отделить соци-ал-демократическую организацию от профессиональных, с со-хранением в последних ее представителей.

Во-вторых, у еврейских рабочих движение не было отделе-но от организации, организация не пришла извне, а развива-лась вместе с движением. И до создания Бунда среди евреев-ремесленников в каждом цехе существовало свое общество взаимопомощи, так называемая “хевра”, в которое входили и хозяева, и подмастерья. Это имело одно очень важное след-ствие: объединение осуществлялось на профессиональной и национальной основе, а не на классовой, как в крупных про-мышленных центрах.

В-третьих, в начале 80-х гг. в связи с ужесточением шови-нистической политики царизма за “черту оседлости” переселяется часть националистически настроенной мелкобуржуазной еврейской интеллигенции. Она развернула довольно ак-тивную деятельность среди ремесленного пролетариата через просветительные кружки и стачечные классы, сосредоточила в своих руках руководство движением. Руководители, стреми-лись максимально “евреизировать” движение - отгородить его от движения рабочих других национальностей.

В-четвертых, на формирование движения еврейских рабо-чих большое влияние оказала сама обстановка “черты осед-лости”, прежде всего, ужасающий национальный гнет. Это привело к тому, что руководители движения не верили в возможность объединения пролетариев разных национальностей и в способность русского рабочего класса освободить еврей-ских трудящихся от притеснений и преследований.

Это направление было ярко выражено в выступлении Ю. О. Мартова 1 мая 1895 г. в Вильно, изданном затем отдельной брошюрой. Главная мысль его :-- необходимость для

еврейских рабочих сплотиться в особую национально-пролетарскую партию. Сам Ю. О. Мартов вскоре отказался от националистической платформы и, как известно, перешел на по-зиции интернационализма, стал одним из руководителей Пе-тербургского “Союза борьбы за освобождение рабочего клас-са”: Однако руководители еврейских социал-демократических : групп положили его идею в основу практической деятельно-сти. Состоявшаяся вскоре после выступления Ю. О. Мартова конференция представителей еврейских социал-демократических групп Западного края констатировала полную солидар-ность по вопросу о необходимости специальной еврейской- со-циал-демократической организации и высказалась за скорей-шее ее создание. В сентябре 1897 г. на съезде в Вильно был создан Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз) -- единст-венная социал-демократическая организация России, которая строилась не по территориальному, а по национальному прин-ципу. Национальный характер создаваемой партии мотивиро-вался следующими аргументами. Утверждалось, что если рус-скому рабочему придется жертвовать какими-либо из своих требований, то он скорое пожертвует такими, которые каса-ются исключительно евреев. Поэтому еврейским трудящимся нечего рассчитывать на русское рабочее движение, а необхо-димо создать специально еврейскую рабочую организацию.

Бунд, безусловно, сыграл очень важную роль в развитии рабочего движения в стране, российской социал-демократии в целом. Но с начала XX в. националистическая тенденция внутри Бунда усиливается. Она привела его в 1903 г. к выхо-ду из РСДРП, а Бунд входил в нее с первого съезда, явля-ясь одним из активных организаторов его созыва. Национа-листическая эволюция поставила Бунд в особенное положение среди социал-демократических организаций. В значительной мере она явилась реакцией на усиление антисемитизма, ак-тивно использовавшегося правящим режимом в борьбе с ос-вободительным движением. Бунд реагировал на рост антисе-митизма усилением националистического характера своей де-ятельности, тем самым затрудняя себе борьбу против сиониз-ма, который достиг существенного распространения в среде еврейских трудящихся. Начался выход из состава Бунда зна-чительной части социалистически настроенных рабочих, не-согласных с такой эволюцией. Покидая Бунд, еврейские рабо-чие вступали в РСДРП. Всеобщий еврейский союз продолжал отстаивать идеи национализма, обособленности борьбы ев-рейских рабочих и все больше подчинял им все направления деятельности. В .результате в начале XX в. Бунд утратил свое влияние на российскую социал-демократию, которое имел в 90-х гг. XIX в.

Действовали в России и другие национальные социал-демократические партии. Социал-демократия Королевства Поль-ши и Литвы (СДКПиЛ). Прибалтийская латышская социал-демократическая рабочая партии (ЛСДРП) и Союз армян-ских социал-демократов были близки к РСДРП. Следует на-звать националистически настроенные организации -- Рево-люционную украинскую партию (РУП), Армянскую социал-демократическую организацию. В Польской социал-демокра-тической партии (ППС) в этот период велась борьба между националистическим руководством и интернациональным крылом. В числе главных ППС выдвигала задачу “борьбы за независимость”. При этом для ее решения делалась ставка не на революцию в России, а на ослабление царизма, прежде всего, на внешнеполитической арене. Фактически руководство ППC проводило политику обособления польского рабочего движения от общероссийского.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.