Рефераты. История развития идеологов социал-демократии

конце 50-х годов, работая над “Капиталом”, Маркс пре-одолел однозначность выводов “Манифеста Коммунистиче-ской партии” о том, что капитализм, исчерпав резервы разви-тия, клонится к закату. И в 1858 г. он, имея в виду именно Россию, говорит о восходящем движении буржуазного обще-ства и о судьбах социалистической революции: “Трудный вопрос заключается для нас в следующем: на континенте рево-люция близка и примет сразу же социалистический характер. Но не будет ли она неизбежно подавлена в этом маленьком уголке, поскольку на неизмеримо большем пространстве бур-жуазное общество проделывает еще восходящее движение?” .

Под тем же углом рассматривается К. Марксом и так за-интересовавшая его проблема русской сельской общины. Маркс знал, что вера в поземельную общину как базис пере-устройства общества па социалистических началах лежала в основе мировоззрения и политической программы народниче-ства. С основоположником экономической теории народничества Н. Ф. Даниэльсоном К. Маркс и Ф. Энгельс состояли в активной переписке. Создатели марксизма не сбрасывали со счетов коллективистские начала сельской общины, подчерки-вая, что предварительным условием для реализации ее воз-можностей должно быть свержение самодержавия, поддер-живающих его классовых сил и пролетарская революция в странах развитого капитализма. Только в этом случае община может явиться предпосылкой возможности миновать капита-листический путь развития. Основываясь на анализе соци-ально-экономической структуры, разборке конкретно-истори-ческих данных об интересах и положении различных классов, Маркс отмечал, что в России неизбежна грандиознейшая со-циальная революция “в тех начальных формах, которые со-ответствовали уровню ее развития”.

К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали современное им ос-вободительное движение в России как движение крестьянское, демократическое, антифеодальное, т. е. буржуазное по свое-му объективному содержанию. Его главное действующее ли-цо -- крестьянство, но мыслители ясно видели, что оно само по себе неспособно на организованную революционную борь-бу. Пролетариат же находился в начальной стадии формирования в класс, что давало Энгельсу основание утверждать в 1891 г., что пролетариат в России “еще слишком слаб для революции”. В то же время только победоносное восстание в городских центрах может придать местным крестьянским восстаниям недостающую спайку и окажет им поддержку. В таком случае крестьянство может выполнить роль движущей силы революции, придав ей обще-народный, демократический характер.

Быстрое развитие капитализма в России заставило Ф. Эн-гельса в 90-х гг. пересмотреть вопрос о возможности миновать капиталистическую стадию развития. Он увидел обреченность общины в условиях развивающего капитализма, беспочвен-ность народнических надежд. В марте 1892 г. в письме Н. Ф. Даниэльсону Ф. Энгельс отмечал: “Боюсь, что нам придется рассматривать вашу общину как мечту о невозвратном прош-лом и считаться в будущем с капиталистической Россией”'.

Новый момент внес Ф. Энгельс в 90-е гг. и во взгляды на освободительное движение в России. Это идея о решающей роли русских рабочих в свержении самодержавия. Социали-стическое будущее страны он связывал с упрочением в ней капитализма, развитие которого создает материальные пред-посылки социализма и формирует в лице пролетариата обще-ственную силу, способную осуществить революционный пере-ход к социализму.

I . Первый шаг в направлении применения идей марксизма к осмыслению российской действительности был предпринят вы-дающимся деятелем освободительного движения России Г. В. Плехановым и созданной им в 1883 г. группой “Освобождение труда”. Возникновение марксистского направления общест-венной мысли в России было продолжением поисков револю-ционной теории, шедших в российском освободительном дви-жении примерно с середины XIX в. В. И. Засулич, соратница Г. В. Плеханова по группе “Освобождение труда”, вспомина-ла: “Припоминая всю историю этих поисков за практической программой борьбы за народное освобождение, приходишь к заключению, что недоставало нам главным образом понима-ния ее фактических,, исторических условий. Мы знали, что справедливо, что революционно, но не что возможно и целе-сообразно. Нам недоставало для этого руководящей нити в лабиринте исторически сложившихся условий нашей. Родины и не могли нам дать такой нити ни бакунизм, ни все осталь-ные, ходившие среди нас сбивчивые отрывки социалистиче-ских теорий. Полное всестороннее понимание экономических, исторических и философских воззрений научного социализма могло бы помочь нам найти наше место среди факторов рус-ской жизни и прочную сферу для нашей деятельности”. Ито-гом было восприятие учения К. Маркса и Ф. Энгельса и со-здание на его базе теоретического и программно-тактического комплекса, определяемого понятием “русский марксизм”. Рус-ский марксизм -- это “второе рождение” его в России, а раз-витие теории К. Маркса в контексте специфики социально-экономической, политической и духовной жизни страны. Со-здание теории русского марксизма означало скачок от “кре-стьянского и заговорщического” социализма к социализму пролетарскому, в развитии русской социалистической мысли. Теоретической его базой служило учение, созданное К. Марк-сом и Ф. Энгельсом. Но путь к целостному восприятию этого учения лежал только через восприятие теоретического и прак-тического опыта всего российского, освободительного движе-ния, идейную преемственность между домарксистской обще-ственной мыслью и русским марксизмом.

Особую роль в распространении марксизма в России играла интеллигенция, так как поворот к нему начался в условиях неразвитого рабочего движения. Решение задачи приложения марксизма к российской действительности при преобладании в марксистском направлении интеллигенции вызвало появле-ние различных вариантов интерпретации марксизма. Можно говорить о его интерпретации “легальными марксистами”, “экономистами”, Г. В. Плехановым, В. И. Лениным, Ю. О. Мартовым, но, безусловно, особенно ярко данный процесс проявился в идеологическом оформлении основных течений внутри социал-демократии России: большевистского и мень-шевистского. *

Критически осмысливая “крестьянский” социализм народ Г. В. Плеханов доказал наличие в России в лице про-летариата силы, способной с помощью политической борьбы - свергнуть самодержавие. Уже в первой своей широко извест-ной работе “Социализм и политическая борьба” он писал:

“...Единственною нефантастической целью русских социали-стов может быть теперь только завоевание свободных полити-ческих учреждений, с одной стороны, и выработка элементов для образования будущей рабочей социалистической партии России -- с другой”. Русские социалисты, по мнению Г. В. Плеханова, должны в .этой" борьбе выставить требование де-мократической конституции, которая вместе с правами чело-века обеспечила бы рабочим права гражданина, а путем вве-дения всеобщего избирательного права дала бы им возмож-ность активного участия в политической жизни страны. “Не пугая никого далеким “красным призраком”, -- писал Г. В. Плеханов, -- такая политическая программа вызывала бы к пашей революционной партии сочувствие всех, не принадлежащих к систематическим противникам демократии... агитация в пользу названной программы была бы делом всего русского общества, в котором она усиливала бы сознательное стремле-ние к политическому освобождению”.

Ближайшей политической задачей Г. В. Плеханов считал свержение абсолютизма. Полемизируя с народниками, он при-шел к выводу, что в России нет основы для социализма, ибо объективные общественные условия социализма не созрели еще для социалистической организации. В соответствии с этим формулировались и задачи партии рабочего класса к его будущей самостоятельной и наступательной роли.

Русский марксизм опирался на общую концепцию общест-венного развития, согласно которой возникновение, рост и по-беда пролетарского движения, а следовательно, и социализм находятся в непосредственной связи с развитием капитализма. Именно в работах Г. В. Плеханова и других деятелей группы “Освобождение труда” было неопровержимо доказано капиталистическое развитие России. Однако Г. В. Плеханов не видел своеобразия российской капиталистической эволюции, для него она была в целом -тождественна западной. Отсюда следовали и взгляды на характер российского освободительного движения,, как сходного во всех существенных чертах с западным, вывод об удаленности во времени демократической революции от социалистической, представления о типе проле-тарской партии, тождественном партиям западноевропейской социал-демократии. Нольде Б. Э. Из истории русской катастрофы // Современные записки. Париж, 1927.

Г. В. Плеханов первым из русских марксистов выступил за необходимость создания самостоятельной политической пар-тии пролетариата. Впервые эта идея была выдвинута в пер-вой программе группы “Освобождения труда”. Задача со-здания партии была четко изложена во втором проекте про-граммы русских социал-демократов как первейшая обязан-ность социал-демократов. Но выполнение этой задачи, по мысли Г. В. Плеханова, рассчитано на достаточно длитель-ную перспективу, поэтому он не задумывался в тот период над проблемой организационного строения партии.

В борьбе за свержение самодержавия социал-демократия должна выступить в едином демократическом потоке, стать желательным и сильным союзником других революционных партий. Стать таковою она может только в той мере, в какой сумеет распространить социал-демократические идеи в среде российского пролетариата.

Таким образом к началу 90-х гг. были разработаны основы “русского” марксизма: проблема экономического развития страны и в соответствии с ним поставлена проблема ее поли-тического освобождения. Социализм и политическая борьба, пролетариат как движущая сила революции и социалистическая интеллигенция, приобретающая значение лишь постоль-ку, поскольку она связывает себя с движением пролетариата, взаимоотношения либерализма и социал-демократии .в про-цессе политического освобождения страны, крестьянский во-прос -- были поставлены и решены в той или иной степени в трудах Г. В. Плеханова и его соратников по группе “Осво-бождение труда”.

Несколько иначе решил проблему характера освободительного движения в России, типа создаваемой пролетарской пар-тии В. И. Ленин.

В первые годы XX в. В. И. Ленин в более или менее законченном виде сформулировал свою концепцию пролетар-ской партии в России. В книге “Что делать?” (1902 т.) им на-иболее концентрировано изложены теоретический аспект, (ре-волюционная партия рабочего класса -- руководящая сила в борьбе за осуществление ближайших и конечных целей, руко-водствующаяся марксистской теорией, соединяющая социализм с рабочим движением), политический или тактический (партия -- политический вождь рабочего класса, формирует его классовое сознание, воспитывает пролетариат передовым борцом за демократию) и организационный (партия -- выс-шая форма классовой организации пролетариата, построенная на основах централизма, железной партийной дисциплины и строгой конспирации, воплощение связи с массами трудя-щихся).

Идейную сторону возникновения русского марксизма необ-ходимо рассматривать в тесной связи с процессом организа-ционного формирования партии, ибо возникновение марксиз-ма в России в качестве идейного течения было одновременно и началом процесса создания партии. Образование в круп-нейших городах России “Союзов борьбы за освобождение ра-бочего класса”, их руководство крупнейшими стачками в Пе-тербурге и Москве впервые выдвинули социал-демократиче-ские группы на роль важного фактора общественной жизни. “Союзы борьбы” представляли собой сравнительно многочис-ленные группы, состоявшие главным образом из интеллиген-тов, участие в них рабочих первоначально не было массовым. Но “Союзы борьбы” вели пропаганду в кружках более активных рабочих, распространяли через них неле-гальную и легальную литературу, посвященную вопросам ра-бочего движения и социализма, и постепенно “обрастали” связями с рабочими.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.