Рефераты. Либеральная мысль в Российской имерии во второй половине XIX века

p align="left">Таким образом, возникает вопрос, в чём суть этого идеологического феномена? Или, иначе говоря, что в консервативном либерализме от консерватизма, а что собственно от классического либерализма?

Начнём с рассмотрения консервативных чёрт изучаемого идеологического феномена.

Во-первых, отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям. (См. главу «либеральные мыслители о реформах и революции как о возможных путях трансформации российского общества»).

Во-вторых, апологетика государства, приоритетная ориентация на государство как единственного и последовательного проводника народной воли, защитника интересов общества. (См. главу «исторические взгляды идеологов российского либерализма»).

В-третьих, как и консерваторы, российские либералы зачастую отражали идеалы и ценности тех общественных классов и групп, которые отживали свою эпоху и сходили с исторической арены перед лицом социального прогресса. Речь здесь идёт о дворянстве. (См. подглаву «Б.Н. Чичерин о положении и перспективах дворянства и крестьянства в пореформенной России»)

В-четвёртых, требование сохранить незыблемость монархической власти в обозримой перспективе. Все либеральные мыслители были против немедленного введения в России представительного правления. Они были даже зачастую против введения конституции. И хотя постепенно эта позиция менялась, всё же нельзя отрицать, что российские либералы не были принципиальными противниками абсолютизма, по крайней мере, применительно к своей стране. Классический либерализм в целом выступает с лозунгом «никто не имеет право на абсолютную власть», консервативный же либерализм готов на время мириться с абсолютной властью во имя реформ. Это консервативная черта, так как российские консерваторы также выступали против изменения режима, но консерваторы нехотели менять его никогда, а либералы желали этого в отдалённом будущем. Консерваторы, как правило, были теоретически против конституции и парламента, либералы же никогда.

В-пятых, утверждение, что любое общество нельзя сводить только к сегодня живущим в нем людям; оно являет собой систему национальных традиций и обычаев, моральных ценностей, совокупность политических институтов, органов власти, сформировавшихся в прошлом и действующих ныне. Это, безусловно, консервативное утверждение. Рассмотрим эту позицию российских либералов, на примере теоретических рассуждений А.Д. Градовского. С одной стороны Градовский говорит о том, что «государство, провозгласившее безусловную годность данных … рискует вызвать противоположные идеалы, столь же безусловные и неуступчивые. Отрицаясь от новых требований жизни, оно даёт силу утопии: отказываясь от прогресса осуществимого, оно в конце концов сталкивается с идеалами неосуществимыми» [Цит. по 15, стр. 256], с другой же стороны Градовский рассуждает как классический консерватор: «охранение своих исторически выработанных идей, передача из рода в род великих национальных целей - вот истинное назначение общества. Эта задача не так легка, как кажется на первый раз…Сколько видим мы обществ, которые останавливаются, обращаются вспять и даже гибнут, несмотря на то, что во главе их стояла способные и даже прогрессивные правительства! Почему? Именно потому, что в них утратились здоровые охранительные элементы, угасло сознание национальной идеи, что они утратили, так сказать, свою международную физиономию, что, говоря словами одного поэта, они не могли сказать в лицо всем и каждому: это я! Вот почему охранительный аппарат в каждом обществе должен быть гораздо сложнее и обширнее организации прогрессивной, которая собственно говоря, вся может сосредоточиться в высших представителях правительства. Если отдельное лицо при своём появлении на свет не будет тотчас связано с предыдущими поколениями общностью сознания, если нравственная дисциплина не приучит его сознательно служить общим целям, если его экономическое положение не даст способов для всестороннего развития его личности, а вместе с теми для бескорыстного служения общему делу, если религия не свяжет его умственной деятельности с высшим нравственным порядком, которому обязаны одинаково подчиняться, - дело правительства как представителя прогрессивных начал проиграно навсегда. В таком обществе оно по необходимости должно взять на себя исключительно полицейские обязанности, оставить роль вождя и занять место часового в ожидании, пока общество или разрушится, если в нём не осталось уже никаких жизненных начал, или обгонит его, если общественное неустройство вызвано лишь временными, случайными обстоятельствами» [1, стр. 141-142].

И всё же либерализм остаётся либерализмом, несмотря ни на какие консервативные вкрапления, для доказательства этого достаточно перечислить то, что же собственно либерального в феномене консервативного либерализма. В первую очередь это защита прав личности, прав человека, провозглашение личности как ценностной категории (см. главу «российские либералы о правах человека»). Во-вторых, это идея конституции и представительного правления как теоретически наиболее привлекательная модель государственного правления, идеал к которому нужно двигаться (см. главу «российские либералы об абсолютной форме правления»). В-третьих, идея гражданского общества - фундаментального понятия либеральной идеологии вообще (см. главу «Б.Н. Чичерин о гражданском обществе и о его взаимосвязи с государством», а также главу «российские либералы о местном самоуправлении и земской реформе 1864 года»). В-четвёртых, элементы идеи правового государства, в котором государственные действия должностных лиц ограничиваются ранее принятыми законами, находящимися в определённой юридической иерархии. Наконец, идея свободы. Любовь к свободе - это сердце либеральной идеологии. Здесь хотелось бы привести мнение Б.Н. Чичерина о ценности свободы. «Свобода совести, свобода мысли, вот тот жертвенник, на котором неугасимо пылает присущий человеку божественный огонь, вот источник всякой духовной силы, всякого жизненного движения, всякого разумного устройства, вот что дает человеку значение бесконечное. Все достоинство человека основано на свободе, на ней зиждутся права человеческой личности, свободное существо, человек гордо поднимает голову и требует к себе уважения. Вот почему, как бы низко он ни упал, в нем никогда не изглаживаются человеческие черты, нравственный закон не дозволяет смотреть на него с точки зрения пользы или вреда, которые он приносит другим. Человек - не средство для чужих целей, он сам абсолютная цель. Свободным человек вступает и в общество. Ограничивая свою волю совместной волей других, подчиняясь гражданским обязанностям, повинуясь власти, представляющей идею общественного единства и высшего порядка, он и здесь сохраняет свое человеческое достоинство и прирожденное право на беспрепятственное проявление разумных своих сил. Общество людей - не стадо бессловесных животных, которые вверяются попечению пастуха до тех пор, пока не поступают на убой. Цель человеческих союзов - благо членов, а не хозяина. Власть над свободными гражданами дает пастырям народов достоинство, перед которым с уважением склоняются люди, и нет краше, нет святее этого призвания на земле, нет ничего, что могло бы наполнить сердце человека таким чувством гордости и обязанности.

Идея свободы сосредоточивает в себе все, что дает цену жизни, все, что дорого человеку. Отсюда то обаяние, которое она имеет для возвышенных душ, отсюда та неудержимая сила, с которой она охватывает в особенности молодые сердца, в которых пылает еще весь идеальный жар, отделяющий человека от земли. Глубоко несчастлив тот, чье сердце в молодости никогда не билось за свободу, кто не чувствовал в себе готовности с радостью за нее умереть. Несчастлив и тот, в ком житейская пошлость задушила это пламя, кто, становясь мужем, не сохранил уважения к мечтам своей юности» [11, стр. 39-40].

Теперь зададимся вопросом в чём причина того, что во второй половине XIX века в России существовал не классический либерализм, а консервативный? Ведь сложные идеологические конструкции, представляющие собой синтез нескольких идеологических течений, обычно появляются после классических вариантов? Почему же в России классический либерализм ярко блеснув в движении декабристов, вошёл на политическую сцену только в начале XX века?

Причину того, что во второй половине XIX века в России не было классического либерализма, следует искать в двух аспектах. Первый аспект заключается в том, что в условиях жёсткого авторитарного режима ему просто не давали развернутся. Свободную прессу душили, как только могли, неугодных могли сослать или посадить в любую минуту просто потому, что так решил император. Власть очень не хотела видеть новых декабристов, и делала многое, если не всё чтобы не увидеть.

Второй аспект заключается в том, что классический либерализм с его пафосом либеральной демократии действительно мало подходил для отсталой по европейским меркам страны с подавляющим большинством неграмотных крестьян. Как отмечает А.В. Оболонский, консервативные либералы отвергали политический радикализм как метод решения социальных проблем. Политическая конфронтация с властью, по мнению либералов, при любом ее исходе способна привести лишь к трагедии. В случае победы власти наступит торжество реакции, идущей «сверху», как случилось после декабря 1825 г. В случае поражения власти общество неизбежно захлестнет волна реакции, идущей «снизу», поскольку радикалы, чтобы победить, должны будут натравить на власть народную массу, заглушив в ней на время стереотип покорности посредством развязывания ее глубинных варварских инстинктов.

Тогда либералы еще не понимали со всей ясностью закономерность, неизбежность вступления в силу этой роковой цепочки связей. Такое понимание и формулирование проблемы пришли позднее. Пока же они ощущали ее как бы «кожей», на эмпирическом уровне. Примеры подобного развития событий либералы могли почерпнуть из опыта, как Французской революции, так и отечественных крестьянских бунтов. И в том, и в другом случае разгулявшаяся народная стихия оказывалась страшнее, чем самая деспотическая власть. Единственной силой, способной не допустить торжество этой стихии, с точки зрения либералов, является государство. Потому-то Чичерин и рассматривал государство, с одной стороны, как реформирующее начало, а с другой - как начало охранительное (за что получил от радикалов обвинения в «профессорско-лакейском глубокомыслии» и апологетике монархии).

А между тем, как мы теперь знаем, опасения либералов отнюдь не были напрасными. Их «боязнь народа», над которой так любили издеваться Ленин и его единомышленники, были продиктована отнюдь не беспокойством за собственное благополучие. Она порождалась страхом за судьбу национальной культуры, тех прогрессивных начал, которые прививались к ней с таким трудом и еще не пустили глубоких корней [21, стр. 119].

Как уже было отмечено, консервативный либерализм - это синтез либерализма и консерватизма со значительным преобладанием элементов первого. Но насколько был жизнеспособен в длительной исторической перспективе этот идеологический «гибрид»? По нашему мнению применительно к России консервативный либерализм был обречён на трансформацию в классический. Для доказательства этой мысли рассмотрим два варианта развития событий, реализованный и нереализованный. Предположим, власть настойчиво начинает проводить либеральную линию. Это могло произойти, например, если бы к власти пришёл бы не Александр III, а умерший первенец Александра II Николай, которого воспитывала либеральная профессура. Что же тогда? Следование либеральным рецептам могло бы привести к тому, что без особого шума в стране de facto установился бы новый порядок, при котором еще некоторое время продолжали бы существовать формы прежней системы, но наполненные уже совершенно иным содержанием. Произошла бы мирная и сравнительно быстрая эволюция системы. В частном письме (1862) Кавелин достаточно прямо писал об этом Герцену: «Крепко и здорово устроенный суд, да свобода печати, да передача всего, что прямо не затрагивает единства государства, в управление местным жителям, - вот на очереди три вопроса. Ими бы следовало заниматься вместо игры в конституцию. За разрешением их конституция пришла бы сама собою, как необходимое последствие dans une couple d'annes» [21, стр. 117]. Последовательное воплощение либеральной программы в действительность должно было размыть самую основу существующего порядка, в корне изменить принципы взаимоотношений в российском обществе. Конечно, для того чтобы либеральные преобразования в полной мере принесли плоды, должно было смениться не одно поколение. Но в перспективе этот путь вел к изменению самого культурного генотипа, поскольку менялись его главные компоненты: в общественной морали различные модификации традиционализма постепенно должны были уступить место этике индивидуализма, стал бы вырабатываться новый тип политической культуры, в котором развивались бы иные, не деспотические, а либеральные стереотипы политического поведения, наконец, модернизировалась бы шкала социальных ценностей и тем самым изменения коснулись бы социально-психологической основы жизни народа - его национального характера [21, стр. 124]. И тогда конституция становилась бы поистине необратимой, так как российское общество захотело бы получить гарантии своих столь ценимых свобод, а эти гарантии может дать только разделение властей и конституция. Власть была бы вынуждена даровать конституцию или была бы свергнута. А если бы и не была бы, то вызвала бы в жизнь непримиримую оппозицию либерального толка. Естественно, уже никому не будет нужен либерализм, который не против сохранить монархию, он просто будет вытеснен классическим либерализмом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.