Рефераты. Наука и культура на Руси

Наука и культура на Руси

- 19 -

Министерство Образования

Российской Федерации

МОУ СОШ № 56

Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине: ИСТОРИЯ

на тему: НАУКА И КУЛЬТУРА НА РУСИ

Выполнил: ученик 10 класса «В»

Пампура Дмитрий Витальевич

Ростов-на-Дону

2005 год

Содержание

1.Введение 2

2.Обучение в Киевском государстве 2

3.Появление письменности и принятие христианства на Руси 4

4.Важнейшие памятники педагогической литературы. Поучение Владимира

Мономаха 4

5.Культура и образование на Руси в XIII--XVIII вв. 8

6.Развитие науки в России 12

7.Российская наука и образование на современном этапе 15

8.Список используемой литературы 18

1.Введение

В истории народа каждый ее период имеет характерные чер-ты, которые делают его неповторимым и особенным. Историчны и специфичны не только события, влияющие на общество в це-лом, но также и события обыденной, семейной жизни. Печать вре-мени лежит и на воспитании детей. Оно осуществлялось в раз-ные периоды истории по-разному: в нем в те или иные годы наиболее или наименее значимыми были различные факторы: семья, церковь, школа, среда, государство. Но из века в век перехо-дили и его "вечные" истины, приемы, средства.

В самый ранний период, пожалуй, как никогда позже, духов-ный мир человека определялся той средой, в которой жили люди. Взаимоотношения окружающей природы и человека, его место в природном мире многое объясняют в психологии людей и помо-гают увидеть истоки некоторых черт характера даже современ-ного человека.

В широкое понятие "среда" входили такие более конкретные реалии, как культура, мир народного искусства, особенно устного творчества (фольклор), игравшие в жизни человека исключитель-ную роль, определявшие его нравственные и эстетические идеалы.

Семья -- самая важная, самая значимая единица общества, в которой пример родителей, их взгляды на мир, активность самого ребенка служили школой жизни для маленького человека.

Мир большинства людей в старину замыкался местностью, в которой они жили и которую редко покидали. Поэтому так важ-ны были взаимоотношения людей в деревне, они были пита-тельной средой для духовной жизни. Характерной чертой жизни деревни была ее открытость миру. Все, что происходило тут зна-чительного, было известно всем жителям. Постоянное общение соседей и родных, совместные работы, помощь друг другу, праздники -- всем этим жила любая деревня.

Дети были свидетелями и активными участниками всех дел и событий. Они с самого раннего возраста вместе со взрос-лыми трудились, помогая домашним и соседям. Ни одна свадь-ба, ни одни похороны, ни один обряд, обычай не обходился без них. Часто они не только наблюдали, но и сами включались в действо наравне со взрослыми. У детей не было каких-то осо-бых детских праздников, но они были в общей праздничной массе вместе со своими односельчанами и веселились все вместе -- и старшее, и младшее поколение. Все это определен-ным образом влияло на развитие, воспитание детей, на самооп-ределение в мире.

В те далекие времена, когда наука и образованность почти не каса-лась огромного большинства народа, существовали все-таки свои понятия и убеждения о воспитании, и образовании. Правда, эти понятия не формулировались, не обобщались, даже чаще всего не осознавались родителями и всеми теми, кто имел дело с детьми. Но они существовали, о чем можно судить как по произведениям народного творчества, так и по поступ-кам известных личностей, память о которых долго хранилась народом и которые как бы являли собою положительный ре-зультат воспитания.

2.Обучение в Киевском государстве

С древнейших времен на территории Поднепровья жили племена, занимавшиеся земле-делием и скотоводством (скифы, сарматы). Археологические раскопки свидетельствуют о значительном развитии материальной культуры у этих племен, о тесной связи племен, как населявших Поднепровье, так и жив-ших на западе и востоке от него, от Карпат до Дона.

В VI--VII вв. н. э. уже имеются элементы оригинальной восточно-славянской антской, или русской, культуры. С этого времени восточные славяне в письменных памятниках называются «антами», а один из си-рийских писателей называет их «рос».

Восточное славянство прошло период родового бесклассового строя, сменившегося общинно-сельским строем, иначе говоря, господством сельской общины. В VIII--IX вв. родовой строй сохранился только в пе-режитках; древнейшие памятники русской письменности свидетельствуют о сложившемся уже к тому времени классовом обществе.

Города стали появляться на огромной территории восточных славян только в классовом обществе в VII--XI вв.

Византийские источники, характеризуя антов, отмечают, что эта был трудолюбивый, талантливый и смелый народ, умевший отстаивать от врагов свои поселения и земли. Отдельные анты занимали выдаю-щиеся военные посты в Византийской империи. Уже в этот ранний пе-риод завязались, а впоследствии окрепли политические, хозяйственные и культурные связи наших далеких предков -- антов с Византией и Во-стоком.

В древнеславянском роде, а затем при распадении родового бесклас-сового общества и при начальном формировании классов воспитанию членов рода, а после -- семьи, придавалось огромное значение; надо было воспитать сильного и умелого работника, хорошего пахаря, ловкого охот-ника, человека, отличающегося и военной доблестью, могущего, в случае нужды, с оружием в руках защищать родные поселения. Народная педа-гогика складывалась в недрах народных масс в результате длительного и настойчивого народного творчества. Так вырабатывались такие памятники народной педагогики, как пословицы, поговорки, сказания. В этих памятниках рассказывалось о героях, которым следует подражать, при-бились те или иные моральные требования и нормы поведения.

Эта народная педагогика воспитывала у молодого поколения такие черты, как трудолюбие (что было необходимо для хозяйствования в те времена природных условиях), отвагу и стойкость в борьбе что было необходимо для борьбы с кочевниками и для охоты в дремучих лесах того времени). Эти черты, взращенные в течение многих столетий, помогли русскому народу стать народом-богатырем, успешно боровшимся с многочисленными сильными врагами. Народная педагогика требовала уважения к человеку, честности, правдивости, скромности.

Семья, бывшая хозяйственной и в то же время воспитательной ячейкой, была построена на строгих патриархальных началах. Глава семьи давал указания членам семьи, которые обязаны были выполнять «урок» т. е. то, что назначено для работы в определенный отрезок времени, процессе труда под руководством старших дети приучались к тому или другому виду хозяйственной деятельности.

Занятиями большинства восточных славян, было земледелие (что шло себе отражение в былинном образе Микулы Селяниновича), охота. IV в. возникло русское ремесло; оно интенсивно развивалось в последующие столетия и в VII--VIII вв. способствовало превращению большого поселка в город. Ремесло передавалось, как правило, от отца к сыну, к членам семьи. В семье таким образом развивалось ремесленное ученичество. Появились замечательные мастера, славившиеся далеко за пре-делами своей родины. Памятники поднепровского художественного ремесла VI--VII вв. свидетельствуют о выдающемся художественном чутье и уменьи русских ремесленников. В X--XI вв. Киевская Русь заняла одно из первых мест среди стран Европы и Азии по выделке оружия, металлических и стеклянных украшений, зеркал и посуды. Ремесленные навы-ки передавались не только членам семьи, но и принятым в семью для обучения ученикам.

Памятники народной педагогики Киевской Руси. Песни, сказки, бы-лины, сказания бытовали на Руси уже в отдаленные времена. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что сказки -- «это -- первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

3.Появление письменности и принятие христианства на Руси

Письменность у славян появилась еще до принятия христианства. Ряд исторических свидетельств говорит о том, что уже в VIII в. восточные славяне поль-зовались записью на родном языке; среди славян встречались люди, знающие латинский и греческий языки. Христианство (принятие хри-стианства князем Владимиром в 988 г.) способствовало распространению в Киевской Руси азбуки, усовершенствованной Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита с учетом звуков славянского языка. По-явились книги на близком к родному древнеболгарском языке, собствен-ные русские книги. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникли и некоторые элементы более высокой византийской культуры.

Принятие христианской религии в качестве государственной было связано с большими изменениями в жизни киевского общества. Византий-ское православие было сильным идеологическим оружием в борьбе за утверждение формировавшегося феодального строя и упрочение склады-вавшейся государственной власти господствующего класса.Усиленно насаждаемое в интересах этого класса среди народных масс христианство своеобразно сочеталось с прежними языческими верованиями этих на-родных масс.

Первыми духовными лицами на Руси были греки. Это ставило рус-скую церковь в зависимое положение от Византии. Поэтому русские князья, начиная с «крестившего Русь» Владимира уже очень рано стали заботиться о том, чтобы поставить Русь в возможно более незави-симое от Византии положение в религиозном отношении, что в тот период имело большое политическое значение. Для этого прежде всего нужно было подготовить свое, русское, духовенство, а для этой подготовки нужны были школы.

Следует отметить, что у западноевропейских народов, восприняв-ших христианство из Рима, языком письменности был непонятный народ-ным массам латинский язык, а в Киевском государстве языком письмен-ности сделался не греческий, а славянский язык.

С греческого на славянский язык переводились сборники поучений и другие книги. Таковы «Изборник Святослава», Златоуст, Измарагд (Изумруд) и др. Составлялись Патерики, т. е. «Жития святых». Форма и стиль их были заимствованы из Византии, но содержание представ-ляет уже продукт русского творчества. Были переведены с греческого и проникли к нам через Болгарию «Физиолог» и «Шестоднев» -- рукописи, в которых, наряду с баснословными, имелось немало ценных сведений по естествознанию.

4.Важнейшие памятники педагогической литературы. Поучение Владимира Мономаха

В упомянутых выше сборниках поучений нередко встречаются статьи о воспитании детей. Так, в «Изборнике Святослава» помещено наставление к детям одного греческого придворного и его жены. Широко использовались в этих сборниках рассказы из библии (преиму-щественно из Ветхого завета), а также отрывки из произведений визан-тийского христианского писателя и проповедника Иоанна Златоуста. Педагогическая литература того времени имела религиозно-нравственный характер, причем в ней сочетались христианские советы о любви к детям с ветхозаветными требованиями крайне суровой дисциплины и телесных наказаний. Эта переводная литература требовала от детей любви к богу.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.