Рефераты. Наука и культура на Руси

тдавая сына в школу, отец брал с собою несколько соседей и при них заключал договор о всем порядке учения. В обязанность же учителя входило посоветовать ученику в соответствии с его летами, наклонностями и способностями, какими науками ему следует заниматься. Забрать ученика можно было в присутствии тех же свидетелей, при которых его отдавали в школу. Это нуж-но было для того, чтобы не нанести оскорбления ни ученику, ни учителю. Дети членов братств, сироты обучались бесплатно, за счет братств. Вообще членам братств вменялось в обязанность проявлять заботу о тех детях, которые не имели средств, но же-лали учиться. Для беднейших учеников при братских монасты-рях устраивались специальные помещения для жилья.

Несмотря на многие преимущества братских школ, они все-таки не могли соперничать с католическими. Юношество, искав-шее лучшего образования, по-прежнему направлялось в иезуит-ские коллегии и там попадало под влияние католичества. Поэто-му появилась необходимость создания школы высшего порядка. Такой стала братская школа в Киеве -- Киево-могилянская ака-демия.

Крупную реформу братской школы произвел в 1633 г. Петр Могила (1596--1647). Сущность преобразований заключалась в превращении Киевской школы в коллегию по иезуитскому об-разцу. Обучение стало вестись на латинском языке; классов стало восемь: в низшем учили читать и писать, а дальше шли грамма-тика, синтаксис, поэзия, богословие и др. Все способы преподава-ния, а также западная схоластика были перенесены в Академию; большое значение придавалось диспутам.

Потребность в хорошо организованной школе была осознана в Московской Руси. Так появилась эллино-греческая академия (1687), преобразованная затем в Славяно-греко-латинскую акаде-мию. К ней присоединилась славяно-российская школа, нечто вроде приготовительных классов. В академии преподавались: богосло-вие, риторика, логика, физика, математика -- все это составляло курс философии.

В связи с этим было два класса: богословский и философ-ский. Богословы сочиняли проповеди и произносили их на па-мять по субботам в своем классе в присутствии философов, а философы в своем классе произносили составленные ими ла-тинские и русские речи. Учитель читал с учениками речи Цице-рона, преподавал всеобщую историю на латинском языке. Учитель по этике преподавал риторику и науку о составлении стихов, латинских и русских, читал с учениками Овидия и Вергилия. Там же изучались география с помощью карт и глобуса, синтак-сис, грамматика. Сверх этого ученики учили катехизис, славян-скую грамматику, греческий, еврейский, французский и немецкий языки и медицину. Математика была поставлена слабо, естество-ведения совсем не было.

Впрочем, курс Московской, как и Киевской академии, постро-енный по образцу западных коллегиумов, мало чем отличался от них. И на Западе не было еще общего образования, светские на-уки и там ценились недостаточно. С течением времени Москов-ская академия преобразовалась в духовную школу (XVIII в.).

Московская академия послужила рассадником образования; долгое время она была в России единственным более или менее организованным учебным заведением среднеобразовательного характера. Там, где была нужда в образованных людях, сейчас же вспоминали о Московской академии и ее выпускниках, они тре-бовались всюду.

Число учеников в академии было от 200 до 600 самого различ-ного происхождения. Были дети священников, дворян (князья Обо-ленские, Голицыны, Долгорукие и др.), разночинцы -- дети кан-целяристов, дьячков, солдат, конюхов, новокрещеные инородцы. Принимали учащихся от 12 до 20 лет, учились долго и не стесня-лись пребывания в одном классе по нескольку лет (известно, что были ученики, просидевшие в академии в одном классе по 7 -- 10 лет, а в общей сложности -- по 20 лет). Впрочем, многих исклю-чали, некоторых с особой "торжественностью". Так, например, "Да-ниловского, яко нерадивого и ленивого ученика, выключить, выгнав его из академии в присутствии учеников до ворот метлами".

Первыми учителями академии были братья Лихуды -- греки. И поэтому греческое влияние было велико, занятия велись на греческом языке, в начале XVIII в. введены "учения латинские". Московская академия стала многое заимствовать у Киевской.

В XIX в. академия была перемещена из Москвы в Троицкую Лавру, в ней было восстановлено изучение греческого языка, уси-лено преподавание русского, введены новые предметы, таким об-разом, академия по праву называлась славяно-греко-латинской.

6.Развитие науки в России

В России начало научной работе было положено правительством Петра I, исходившего из глубокого понимания государственной пользы. Но эта работа быстро нашла себе почву в общественном сознании и не прерывалась в те долгие десятилетия, когда иссякла государственная поддержка научного творчества.

В эти периоды научная работа находила себе другие пути и другую опору. В XVIII и XIX вв. в России почвой, поддерживающей научную работу в изучаемых областях знания, были: высшая школа, государственные предприятия, в связи с завоевательной политикой многовековое стремление внутрь Азиатского материка, развитие горного дела и медицины, искание военной мощи и морского могущества.

Для России чрезвычайно характерно, что вся научная творческая работа в течение всего XVIII и почти вся в XIX в. была связана прямо или косвенно с государственной организацией: она или вызывалась сознательно государственными потребностями, или находила себе место, неожиданно для правительства и нередко

вопреки его желанию, в создаваемых им или поддерживаемых им для других целей предприятиях, организациях, профессиях. Она создавалась при этом интеллигенцией страны, представителями свободных профессий, деятельность которых так или иначе признавалась государством ради приносимой ими конкретной пользы, - профессоров, врачей, аптекарей, учителей, инженеров, -

создавалась их личным усилием, по личной инициативе или путем образуемых ими организаций. Эту работу вели состоящие на государственной службе ученые, чиновники или офицеры, по своему собственному почину творившие научную работу и в тех случаях, когда это не вызывалось государственными потребностями дня.

Важной поддержки была лишена область научных исканий в России наиболее богатого и относительно более образованного (после духовенства) господствующего сословия - поместного дворянства. Описывая сейчас прошлое естествознания в России, поражаешься, до какой степени мало дало ему русское поместное дворянство, как раз то сословие, которое в эту эпоху русской истории приобрело силу и значение и которое всеми своими интересами должно было жить землей, природой. С трудом можно назвать несколько лиц в XVIII столетии, которые работали в его среде вне зависимости от государственного служения или не в

качестве интеллигентов, ушедших от сословной обстановки. Этих лиц больше в XIX в., но можно сказать, что только во второй половине XIX столетия, когда обособленность дворянства кончилась, когда оно избавилось от ярма рабовладения, видим мы заметную струю свободных людей в его среде, творящих по своей свободной воле научную работу, делающих крупное национальное дело. Но в это время в стране появились уже другие элементы из среды буржуазии и обеспеченных интеллигентных слоев, которые дали научной работе нужные ей устои, независимые от государственной организации. Яд рабовладения разрушал живые силы русского поместного дворянства, не мог ужиться со свободным исканием в области естествознания и математики подобно тому, как он разрушил в этой области и навыки европейского общества в плантаторских слоях Америки. Мы не должны забывать, что именно в XVIII в. интерес и работа мысли в области естествознания были широки в образованном европейском обществе во Франции, Англии, Германии, Италии. Среди поместного дворянства здесь в это время выдвинулись многочисленные научные работники. Отражение этого интереса можно всюду проследить и в русском дворянском обществе, но творческого элемента научной работы было проявлено здесь ничтожно мало. Роль русского крепостнического дворянства в области искусства - и даже наук исторических, тесно связанных с

сословным сознанием, - не может даже сравниваться с его ролью в области естественнонаучных исканий и точной научной работы. Долгие годы отсутствовала в России в этой области та сила, которая в лице буржуазии оказала на Западе и особенно в Северной Америке могучее влияние на рост и развитие естествознания. Долгие годы буржуазия в лице русского купечества была далека от интересов научного знания. Едва ли ошибочно поставить это в тесную связь с характером образованности православного духовенства, наиболее близкого ей по культуре. Во второй половине XIX в. заметен в этом отношении ясный поворот. К концу века и сейчас этот элемент научного прогресса становится все более заметным в русской жизни, русская буржуазия вошла в научную творческую работу как личным

трудом, так и организацией нужных для научного развития средств. Можно сказать, что уже теперь ее недолголетняя роль более заметна, чем вековое участие в научной работе русского поместного дворянства.

Европейская научная мысль середины ХVIII в. (прежде всего философия и естествознание) характеризуется распространением принципа развития. Сформулировав основные положения диалектического метода познания, принципа развития и принципа историзма в подходе к изучаемым явлениям, Г.Гегель распространил свое учение и на психологию. Он показал, что психику необходимо исследовать не как скопление отдельных фактов и явлений психической жизни, а как целостный процесс формирования и развития, подчиненный определенным закономерностям. Изучение психического развития с позиций диалектического метода впервые потребовало учета качественного своеобразия психики на разных возрастных этапах, в частности, качественного отличия психики ребенка от психики взрослого человека. Такой подход открыл простор для разностороннего изучения различных ступеней развития человеческой психики, начиная с детства.

Распространение идеи развития в естествознании, создание эволюционной теории Ч.Дарвина дало мощный толчок развитию естественных наук. Значительных успехов достигли науки о человеке. Были получены точные научные данные о строении и функциях различных систем человеческого организма. Для психологии особое значение имело изучение мозга и органов чувств (исследования Г.Гельмгольца, И.М.Сеченова и др.).

Успехи естествознания сулили возможность всестороннего познания человека и расширение возможностей сознательного целенаправленного формирования его внутреннего мира. Это порождало надежду на научное решение общественных проблем. Поэтому интерес к естественным наукам и решению с их помощью философских, мировоззренческих вопросов был очень широк. Изучение естественных наук в эти годы стало привлекать наиболее многочисленную часть студенческой молодежи. "Самое характеристическое явление науки двух последних десятилетий есть необычайное усиление и распространение естествознания: а вместе с тем и промышленная деятельность народов расширилась и приобрела такое значение, какого не имела никогда. Как бы кто ни смотрел на этот факт, но не признать его никто не может" - отмечал К.Д.Ушинский. "Успехи общественных наук, характеризующие наше столетие, - указывал он, - идут не только вширь, но и вглубь. Число знаний человека о природе не только увеличивалось в громадных размерах, но и сами эти знания все более и более приобретают научную форму".

Особое внимание привлекали науки, могущие дать объяснение природе самого человека и пролить свет на механизмы высшей формы жизнедеятельности человеческого организма психической деятельности. Происхождение высших психических функций, физиологические основы психики - эти проблемы стали предметом широкого обсуждения, вызывали горячие дискуссии, далеко выходящие за рамки физиологии. "...Каждый образованный человек чувствует ныне потребность знакомиться по крайней мере с главнейшими основаниями и общими выводами физиологии" - отмечал П.Д.Юркевич. "Вопросы о душе, ее изменениях и состояниях, также вопросы об отношении душевных явлений к телесному организму и к его различным частям слишком тесно связаны с много численными вопросами о нашем существовании и нашей цивилизацией.

В обществе без научной веры не может быть научного творчества и прочной научной работы. В России XVIII в. элемент научной веры, как и можно было ждать, проявляется сильно и глубоко. Уже в первой половине XVIII в. видно ее проявление не только в жизни таких ученых, как Ломоносов, пробивающихся к научному творчеству вопреки своему общественному положению, но и среди отдельных маленьких деятелей, положивших свою жизнь на научной работе. Целый ряд таких деятелей - крупных и малых - дала Великая Сибирская экспедиция. связанная с научным открытием Сибири. Достаточно вспомнить имена Беринга, Стеллера, Крашенинникова, Делиля де ля Кройера, Чирикова, мужа и жены Прончищевых. В течение всего века и века следующего на каждом шагу, в жизни почти каждого научного работника встречаемся с научной верой, которая является опорой в тяжелых условиях русской действительности, служит импульсом, направляющим вперед среди самых невозможных внешних условий, создателей творческой работы русского общества в области научных исканий.

7.Российская наука и образование на современном этапе

Что такое наука? В чем заключается своеобразная природа науки, положительного знания? Великий английский теоретик науки, Томас Гексли, отвечает на этот вопрос так: "Наука есть не что иное, как вышколенный и организованный здравый смысл. По мнению сподвижников Дарвина, от обыденного житейского опыта научный опыт отличается лишь в той степени, в какой старый ветеран - от молодого рекрута: их методы различны столько же, сколько приемы современного воина и первобытного дикаря".

Наука - самое динамичное создание человека, наложившее свой отпечаток на всю историю нашего времени. На основе научных достижений создан технологический базис современной цивилизации. Но обретенная человеком мощь достигла такого уровня, когда он должен подумать о себе, о своем спасении. Науку воспринимают не только как благо, но и как зло. Ее не только принимают, но и отвергают. Премии за научные открытия сосуществуют с мощной критикой науки. ХХ век правомерно называют веком научно-технической революции, технологической революции, "зеленой" революции, информационной революции и т.п. Научный потенциал определяет практически все - обороноспособность, национальное богатство, уровень, качество и продолжительность жизни. Дальнейшее наращивание научного потенциала требует все больших затрат материальных и интеллектуальных ресурсов.

Научные приборы - инструменты научного познания: радиотелескопы, ускорители, космодромы - стали циклопическими по своим размерам, сравнимыми с крупными промышленными предприятиями, для их обслуживания строятся целые города.

Оценивая рост числа научных работников России в конце ХХ начале XXI веков, можно сделать такое предположение, что если он продолжится по такой экспоненте, то через полвека все взрослое население будет заниматься наукой. В настоящее время в России заняты научной деятельностью 1,5 млн. человек, включая преподавательский корпус высшей школы, в том числе 484 тыс. кандидатов наук и 47 тыс. докторов наук.

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ «Об образовании» (1992). В документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности.
В качестве ведущих принципов государственной политики в области
образования в России закон утверждает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности; защиту национальных культур, культурных традиций народов России; общедоступность и др. Непрерывное образование

Вопрос о том, можно ли выучиться, получить образование один раз на всю
жизнь, не является новым для общества. Идея непрерывного (пожизненного)
обучения возникла в далеком прошлом. Первые намеки по поводу
необходимости учиться постоянно содержатся в древних писаниях Библии,
Коране, Талмуде), в высказываниях Платона, Аристотеля, в народных
изречениях типа «Век живи - век учись». Предтечей современных
представлений о непрерывном образовании стали педагогические взгляды
Я.А. Коменского. В трактате «Всеобщий совет исправления дел
человеческих» ученый писал: «Как для всякого рода человеческого весь мир
- это школа, от начала до конца веков, так для каждого человека его
жизнь - школа, от колыбели до гроба; мало сказать вместе с Сенекой:
«Учиться ни в каком возрасте не поздно», но надо говорить: каждый
возраст предназначен для учения, и одни и те же пределы отведены
человеческой жизни и человеческой школе».

Таким образом, идея непрерывного образования возникла в далеком прошлом,
но острую необходимость в ее реализации человечество стало испытывать к
концу XX в. Это объясняется динамичностью социально-экономического и
духовного развития современного общества. Чтобы соответствовать
требованиям стремительно меняющегося общества, не оказаться за бортом
жизни, человек должен постоянно пополнять, расширять, уточнять багаж
своих знаний, повышать общую и профессиональную культуру, развивать свой
творческий потенциал.

В 80-е гг. в документах международных организаций (ЮНЕСКО, Римский клуб
и др.), изучающих состояние и перспективы развития мировой системы
образования, оформилась концепция непрерывного образования. Сущность
концепции состоит в идее «обучающегося общества», пожизненного
образования, удовлетворяющего потребность человека в непрерывном
совершенствовании и самореализации.

Первоначально идея непрерывного образования разрабатывалась как проблема
образования взрослых. При этом учитывались тезисы современной психологии
о том, что развитие человека не ограничивается рамками детства, а
продолжается на протяжении всей жизни, и тем успешнее, чем
квалифицированнее помощь, которую он получает извне. Предполагалось, что
непрерывное образование облегчит для человека перемену социальных ролей
в разные периоды жизни, поддержит и улучшит качество индивидуальной и
коллективной жизни путем личностного, социального и профессионального
развития.
В современной концепции непрерывное образование рассматривается как
постоянная форма всей жизни человека начиная с раннего возраста. В
процессе образования человека участвуют не только специальные
учебно-воспитательные учреждения, но и семья, научные центры,
неформальные объединения, средства массовой информации, церковь и др.
Причем образование взрослых и эффективность обучения детей теснейшим
образом связаны между собой, не требуется особых доказательств того, что
культурные, социально активные родители, образованные педагоги -
необходимое условие для успешного развития ребенка. И, наоборот, в
ситуации малограмотного окружения ребенок не может получить настоящего
образования.
Непрерывное образование - это деятельность человека, ориентированная на
приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности,
включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению
разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к
участию в общественном развитии как в масштабе страны, так и всего мира.

8.Список используемой литературы

Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. М.: Педагогика-Пресс, 1993 - 166 с.

Андрианова-Перету В.П. Человек в учительской литературе Древней Руси. - Л.: Наука, 1972 - с. 38-68.

Аристотель. Никомахова этика / Сочинения. В 4-х тт. - М.: Мысль, 1983 - т.4, с. 375-644.

Бабишин С.Д. Из истории зарождения школы и просвещения в Древней Руси (первая половина XIII в.) - Авт. дисс. докт. пед. наук. Киев, 1985 - с. 49 -100.

Культура Древней Руси. - М.: Просвещение, 1967 - 303 с.

Кант И.О. О педагогике / трактаты и письма. - М.: Наука, 1980 - 445-504 с.

Кулябко Е.С. М.В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. - М.Л.: АН СССР, 1962 - 216 с.

Концепция организационно-экономической реформы системы образования России А. Асмолов, М. Дмитриев, Т. Клячко, Я. Кузьминов, А. Тихонов

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.