Рефераты. Наука и культура на Руси

собой популярностью пользовалось написанное в начале XIV в. на основе устного творчества замечательное по силе патриотического чув-ства «Житие Александра Невского», прославлявшее героическую борьбу русского народа со всеми теми, кто хотел посягнуть на Русскую землю.

На устном народном творчестве, на летописях и книгах, содержащих это творчество, воспитывались те люди, которые бились затем за низвер-жение монголо-татарского ига на Куликовом поле и в других местах страны.

Новгород был экономически сильным и политически самостоятель-ным торговым городом-государством. В этом северном русском центре
торговли и просвещения письменное дело было широко развито. В городе
насчитывалось большое количество «книжных писцов». Это были не толь-
ко представители духовенства, но и светские люди, которых, например,
в половине XIV в. новгородский архиепископ нанимал для переписыва-ния книг.

Профессия «книжников» была зарегистрирована в писцовых книгах
как одна из многочисленных профессий новгородских ремесленников.
Профессиональную подготовку эти «книжники» получали, как правило,
в своих семьях. Обучали их отцы -- профессиональные писцы; изредка
в такую семью «на ученье» допускались за плату и посторонние. Книги,
переписанные писцами, находили себе сбыт не только в богатых боярских
домах, но и у простого люда, в селах и деревнях Новгородской земли.
Это говорит о широком распространении, грамотности. Новгородские и
псковские писцы любили делать всяческие приписки от себя к тексту.
Эти приписки и свидетельствуют о том, что писцы XIV в. были хорошо
знакомы с былинами Киевского цикла, знали «Слово о полку Игореве».
Многочисленные бытовые сцены новгородских и псковских памятников
живописи говорят о том, что книга была распространена в быту. Многие
ремесленники ставили свои подписи на тех предметах, которые они из-готовляли в своих мастерских.

Археологические раскопки, предпринятые Академией Наук СССР в г. Новгороде, обнаружили в 1951--1953 гг. большое количество написан-ных на бересте грамот, писем и других письменных источников, относя-щихся к XII--XVI вв. Большинство из найденных грамот -- это частная переписка рядовых новгородских граждан. Письма процарапаны костяной острой палочкой -- «писалом» на бересте. Письма эти с очевидностью свидетельствуют о значительном распространении грамотности не только в городах, но и в селениях Новгородской земли и притом не только среди мужчин, но и среди женщин.

До нашего времени дошли рукописи наиболее древних азбуковников, словарей энциклопедического типа, составленных в Новгороде в XV в. Один из них содержит толкование 350 «неудобьпознаваемых» встречаю-щихся в писаниях слов, взятых с греческого, болгарского и других язы-ков. Эти новгородские словари дают основание полагать, что имелось значительное число читателей, нуждавшихся в подобного рода справоч-никах при самостоятельном чтении книг.

В XIII--XV вв. при монастырях и некоторых церквах существовали школы грамоты (так, сохранилась даже миниатюра, изображающая, школу в Троице-Сергиевском монастыре).

Но в связи с недостатком школ более частым, очень заметным явлением стало обучение у «мастеров грамоты». Группы обучаю-щихся у одного «мастера грамоты» мальчиков стали более многочислен-ными, доходя иногда до 8--12 человек, т. е. составляя уже целую школу. Ряд исторических источников подтверждает факт обучения многих будущих церковных деятелей у таких «мастеров грамоты» везде -- и под Москвой и у Белого моря.

«Мастерами грамоты» были дьячки и «мирские» люди, занимав-шиеся обучением детей в качестве дополнительной (например, к какому-либо ремеслу) или даже основной профессии. У некоторых «мастеров грамоты» профессией было, как сказано в одном «житии», -- «книги писати и учити ученики грамотные хитрости», но не было редкостью, что к учителю ходили заниматься не только дети, но и юноши, а иногда и взрослые.

Учитель в школе или «мастер грамоты» занимался с каждым учеником отдельно (хотя ученики в школе или группе сидели вместе), так как уроков как коллективных занятий учителя с целым классом или группой учащихся не было: каждый ученик, продвигаясь своим темпом, учил свое: один не усвоил еще букв, другой учил слоги, третий уже читал Часослов и т. д.

Вызванный ученик кланялся учителю в ноги и, стоя, отвечал свой урок. Занятия продолжались до полудня. Затем наступал перерыв на два часа для обеда и отдыха, после чего занятия продолжались еще два часа.

Определенного срока обучения не было. Каждый ученик приобретал навык чтения в зависимости от способностей и прилежания.

Обучение велось по рукописным книгам. Сначала заучивали азбуку со славянскими названиями букв: аз, буки, веди, глагол и т. д.; затем заучивались «двоеписьмении» слоги: буки-аз -- ба, буки-есть -- бе, веди-аз -- ва, веди-есть -- ве и так далее до конца азбуки -- сочетание каж-дой согласной со всеми гласными, кончая слогом «щу». После этого заучивались «троеписьмении» слоги (буки-веди-аз -- бва, буки-веди-асть -- бве и т. д.), состоящие из двух согласных и одной гласной. После усвоения слогов учились «по складам» читать отдельные слова, называя каждую букву, слог и все слово; далее читались сразу слова без называ-ния отдельных букв и слогов -- это называлось чтением «по верхам». После этого учились читать «подтительные» слова, т. е. сокращенное на-писание слов, наиболее часто встречающихся в книгах того времени, большей частью религиозных, вверху которых ставился знак сокращения («титло»), например гдь (господь), бгь (бог) и т. п. Далее переходили к чтению молитв. Этим заканчивался первый этап обучения грамоте. Затем ученик читал богослужебную книгу Часослов (или часовник), -- второй этап обучения; заканчивалось обучение третьим этапом -- чтени-ем псалтыря (собрания религиозных ветхозаветных песен -- псалмов). После каждого этапа родители подносили учителю горшок каши и грив-ну денег.

Письму обучались параллельно с чтением (в славянской азбуке особого начертания письменных букв не было).Выучиться писать гусиным пером на шероховатой бумаге того времени было трудно. Даже «чинка перьев» требовала большой сноровки. Счет ограничивался самыми элементар-ными сведениями (в пределах сотни или в лучшем случае тысячи); дети учились порядковому счету и обозначению чисел славянскими буквами.

Все содержание материала для чтения и письма было в школах грамоты религиозным. Учащиеся учили наизусть молитвы. В некоторых школах грамоты к этому добавлялись еще краткие библейские рассказы. Уроков на дом не задавалось. Ученики все вытверживали, занимаясь у учителя. Каждый учил вслух то, что ему задано; один зубрил азбуку, другой часослов.

Дисциплина была суровая, учитель мог применять и применял нака-зания (розги, стояние на коленях, в углу и т. д.).

Экономический и политический рост Русского государства обусловил (особенно во второй половине XVI в.) развитие общерусской культуры науки и просвещения. Появился ряд публицистических произведений, обсуж-давших вопросы управления государством, значительное развитие по-лучило историческое повествование, возникло книгопечатание. Большое распространение получили рукописные хрестоматии, патерики и поуче-ния. Стали появляться в значительном количестве «Азбуковники» -- словари, дающие толкование непонятных слов (как зародыш энциклопеди-ческих словарей) и «Азбуковники-хрестоматии». В 1596 г. православный священник Лаврентий Зизаний составил грамматику, которая полу-чила значительное распространение. В рукописных списках были рас-пространены грамматика Иоанна Дамаокина и его же «Шестоднев» в пе-реработке Иоанна, экзарха болгарского. Приглашенный в Москву для перевода и исправления богослужебных книг ученый греческий монах Максим Грек в первой половине XVI в. создал группу русских уче-ников.

Высокообразованными людьми XVI в. были Иван IV, князь Андрей Курбский, митрополит Макарий, Пересветов и др. Сохранились известия, что Иван IV собрал большую библиотеку, в которой было много книг не только на русском, но и на иностранных языках. Однако культура и прсвещение XVI в. охватывала лишь небольшой слой наиболее зажиточного населения (бояр, дворян и богатых купцов). «Домострой», рисующий хозяйство и быт зажиточной семьи того времени, говорит о главе такой семьи как о человеке грамотном.

Между тем возросшее экономическое и политическое значение Рус-ского государства, освободившегося от татаро-монгольского ига, силь-но расширившего с присоединением Казани, Поволжья и Сибири свои владения, остро ставило вопрос о повышении культуры и, открытии все большего количества школ.

Стоглавый собор (1551) признал необходимым открыть училища в домах священников и дьяконов при всех приходских церквах, обязав священников и дьяконов обучать детей грамоте (что, впрочем, они делали довольно неохотно, как тяжелую обязанность, отнимавшую у них еже-дневно много времени и оплачиваемую родителями невысоко). В поста-новлениях Стоглавого собора так же, как и в письме новгородского архиепископа Геннадия, указывается, что есть много желающих занять места священников и дьяконов, но среди этих претендентов имеются ма-лограмотные. Удовлетворить их просьбы нельзя, «а не поставить -- и святые церкви без пения будут, а православные християны без покая-ния учнут умирати».

Рост ремесла и торговли, рост городов, потребности церкви и управ-ления обширным государством, усилившиеся связи с Западной Европой и Востоком настоятельно ставили вопрос об открытии школ. Число их в XVI в., хотя медленно, но росло; однако темпы роста школ далеко не соответствовали в XVI в. быстро возраставшей потребности в грамотных людях, тем более, что церковь, в руках которой, как и в Западной Европе, находились тогда школы, заботилась о подготовке грамотных людей только для создания духовенства, но не для подготовки служилых лю-дей, ремесленников, купцов и т.п.

Вопрос о хорошо организованной школе рано или поздно должен был возникнуть на Руси.

С этим вопросом первая встретилась юго-западная Русь, которая, войдя в состав Литовского государства, еще в 1386 г. соединившегося с Польшей, встала лицом к лицу с западной культурой и школой.

Возникла острая и напряженная борьба между просвещенными хорошо вышколенными представителями католицизма и грамотными православными пастырями. Волей-неволей приходилось подумать о просвещении, хороших, благоустроенных школах. За дело взялись западные православные братства. Они учреждались при церквах или монастырях и от них получали свое название. Членами братств были люди разного звания, чина и положения: митрополиты, епископы, иноки, князья, паны, мещане; иногда вступали целыми приходами. От них требова-лась лишь дружная деятельность на пользу православной веры. Средствами они владели значительными. Самые старые брат-ства -- львовское, виленское, киевское, могилевское, луцкое, пинское, оршанское.

Братства активно взялись за обновление школьного дела. Школы должны были служить интересам православной веры и церкви; поэтому в них основательно изучались церковный устав, церковное чтение, пение, Священное писание, учение о добродете-лях и о праздниках. Все обучение велось в строгом православ-ном духе, а догматы веры служили основным предметом изуче-ния, составляли основу вместо учебного курса.

Но религиозный характер обучения составлял одну только сторону организации братских школ. Они имели довольно ши-рокий курс образования, включающий научные светские предме-ты. Это были языки: греческий, славянский (старославянский), русский, латинский, польский. Кроме них преподавались грамма-тика, поэтика, риторика, философия, арифметика. Братские школы находились под значительным греческим влиянием, и первые учителя в них были греками. Поэтому и преобладающим языком был греческий; латинский знали слабее. Из методов обучения был такой (перешедший от иезуитов), как разыгрывание ди-алогов, драматические представления на библейские темы.

В братские школы принимались дети всякого звания. Перед учителем все дети -- богатые и бедные -- были равны. Сидеть каждый ученик должен был на определенном месте, назначенном ему по успехам. Кто больше будет знать, будет выше и сидеть, хоть он и беден, а кто меньше знает -- сидит на низшем месте.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.