Рефераты. Общественное движение в России при Николае I

эти мрачные годы николаевской реакции, когда в России еще не существовало объективных условий для широкой рево-люционной борьбы, в дружеских кружках единомышленников вызревали элементы революционно-демократической идеологии.

1.3 «Литературное общество 11-го нумера»

Одним из таких кружков было студенческое содружество, сложившееся вокруг молодого Белинского.

Рассмотрев и утвердив донесение экзаменаторов, правление Московского императорского университета 30 сентября 1829 г. признало Виссариона Григорьевича Белинского «достойным к слушанию профессорских лекций...» «Литературное наследство», т. 56. М., 1950, стр. 310..Университетское начальство не могло, конечно, предпола-гать, что 11-я комната студенческого общежития, в которой был поселен казеннокоштный студент словесного отделения Москов-ского университета Белинский, станет вскоре одним из центров идейной жизни московского студенчества. Предшественник «пол-ного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободитель-ном движении» В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 25, стр. 94., сын штаб-лекаря В. Г. Белинский провел свое детство в тяжелых материальных и нравственных условиях. Сначала уездное училище, затем с 1825 по 1828 г. учеба в Пензенской гимназии завершили его первоначальное образованно. Уже в гимназии Белинский обнаружил страстную любовь к литературе. В поэзии Пушкина и Рылеева он находил мысли и чувства, глубоко созвучные его собственным устремлениям. Суровая и полная лишений жизнь в годы учёбы в гимназии, тесное общение с представителями складывающейся новой разночин-ской интеллигенции -- семинаристами -- вот те условия и та сре-да, в которых развивались философские и литературные инте-ресы Белинского, закладывалась основа его демократической идеологии. Юношу Белинского отличали самостоятельность мыс-ли, критическое и вдумчивое отношение к той массе идей, кото-рые он черпал из чтения журналов, из знакомства с философ-ской и политической жизнью Запада. В 17 лет, приняв решение поступить в Московский университет, он оставляет гимназию.

27 сентября 1832 г. Белинский был исключен из университета с позорной для ее авторов формулировкой: «По ограничен-ности способностей». Это был акт политической расправы с опас-ным студентом, уже давно бывшим на учете у начальства за деятельное участие в общественной жизни университета.

Студенческие кружки в Московском университете отнюдь не были изолированными организациями. Это со всей очевидностью подтверждается взаимоотношениями членов «Литературного общества 11-го нумера» с революционно настроенными студен-тами-поляками.

Связующим звеном между «Литературным обществом 11-го нумера» и польской революционной молодежью был участник общества И. С. Савинич. Через него в 1831 г. с Белинским сблизился поляк, студент первого курса словесного отделения Фаддей Заблоцкий. Совместно с Заблоцким Савинич учредил тайное польское «Общество любителей отечественной словесности», установив связи с пленными польскими офицерами и студентом-медиком Гаспаром Шенявским. Арест Шенявского по обвинению «в намерении учинить побег в Польшу для присоеди-нения к мятежникам и в подговоре к тому офицеров» «Литературное наследство», т. 56, стр. 386. повлек в свою очередь арест в июне 1831 г. нескольких проживавших в Москве поляков, связанных с университетом. Тогда же последо-вал донос студента Полонника о существовании в Московском университете другого общества, связанного с арестованными поляками. Так жандармы узнали о новом студенческом круж-ке, возникшем независимо от «Литературного общества 11-го нумера» и польской группы.

1.4 Сунгуровское общество

Ядро этого кружка, оформившегося к весне 1831 г., составляли студенты Мо-сковского университета Яков Костенецкий, Платон Антонович и Адольф Кноблох. О своем замысле -- создании тайного «Обще-ства друзей» для введения в России конституции -- Костенец-кий поделился со студентом Медико-хирургической академии П. А. Кашевским. Мысль эта нашла у Кашевского живой от-клик. Но прежде чем составить общество, он предложил, «что-бы лучше узнать людей», начать с организации «Философиче-ского общества».

Вскоре через вольнослушателя Московского университета Ф. П. Гурова друзья сблизились с бывшим воспитанником уни-верситетского пансиона Н. П. Сунгуровым, который и возглавил новый студенческий кружок, более многочисленный, чем «Лите-ратурное общество 11-го нумера» (жандармы арестовали по это-му делу 26 человек).

Подобно участникам кружка братьев Критских, молодежь, сгруппировавшаяся вокруг Сунгурова, рассматривала себя непосредственной преемницей дела декабристов, а сам Сунгуров выдавал себя за члена уцелевшей от разгрома декабристской организации.

Однако участники общества Сунгурова, разрабатывая свою политическую программу, пошли дальше декабристов. Они обсуждали планы подготовки революционного переворота с уча-стием народа. «Для возбуждения ненависти к государю и правительству» предполагалось «разослать по всем губерниям прокламации к народу». Сунгуровцы считали необходимым начать восстание с захвата артиллерии, затем «возмутить находящихся на фабриках людей и всю чернь московскую, ...потом освободить всех арестантов, которые верно будут на стороне освободителей; далее взять непременно арсенал, хотя здесь и мало оружия, но сколько есть, раздать его народу... пойти на Тулу и взять оружейный завод» И. А. Федосов. Указ. соч., стр. 97-98. Восстание должно было завершиться рассыл-кой воззваний в разные города России для разъяснения его целей с призывом выслать народных представителей в Москву для разработки конституции.

Общество Сунгурова не успело сложиться в тайную полити-ческую организацию. Его деятельность была пресечена жандармами в самом начале арестом всех участников. В июле 1831 г. Сунгуров и Гуров были приговорены к четвертованию, несколько их соучастников, в том числе Костенецкий и Кошевский, к пове-шению, Козлов -- к расстрелу. Спустя полгода смертная казнь была заменена для Сунгурова каторгой, для Гурова -- ссылкой в Сибирь, остальным -- ссылкой рядовыми на Кавказ.

1.5 Студенческий кружок А.И. Герцена и Н. П. Огарева

В ряду других студенческих кружков, существовавших в Московском университете в начале 30-х годов, следует выделить кружок, группировавшийся вокруг Герцена и Огарева. В нем с особой полнотой выявилась дальнейшая тен-денция развития русского революционного движения. Пример декабристов не только будил революционную активность моло-дой России, он заставлял осознавать причину трагического ис-хода их выступления. Уроки отечественной истории осложня-лись впечатлениями от современной политической жизни Европы -- буржуазные революции на Западе оставляли нерешенным социальный вопрос. Герцен и его друзья приходят к мысли о «необходимости другой работы -- предварительной, внутрен-ней». Начинаются упорные поиски такой революционной тео-рии, которая указала бы подлинный, истинный путь решения общественных проблем.

Герцен и Огарев вышли из одной социальной среды -- круп-ного русского дворянства. Они вынесли из своего детства совер-шенно сходные впечатления бесчеловечного крепостного быта, рано оформившиеся в непреодолимую ненависть к крепостни-честву. Их интенсивному политическому развитию способствовал идейный подъем, предшествовавший выступлению декабри-стов. Воздействие декабристских идей благодаря родственным, семейным и общественным связям особенно сильно испытал в детстве Огарев. Запрещенные стихи Рылеева, политическая лирика Пушкина воспринимались подростками как призыв к политическому действию.

Пламенная романтика трагедий Шиллера с благородными стремлениями его героев, так же как и социальная концепция Руссо, укрепляла сомнения «в разумности и справедливости со-временного общества». Решающим моментом в идейном разви-тии Герцена и Огарева были события 14 декабря 1825 г. и после-довавшая затем расправа Николая I с «первенцами русской свободы».

Символическим местом своего вступления на революционный путь Герцен и Огарев считали Воробьевы горы, где еще юноша-ми в 1827 г. перед расстилавшейся внизу, озаренной заходя-щим солнцем Москвой они поклялись посвятить свою жизнь из-бранной ими борьбе за свободу отечества. Эта юношеская клят-ва -- свидетельство упорной работы мысли, приведшей к выводу о несовместимости существующего в России политического и социального строя с идеями свободы и справедливости. Истори-чески конкретное содержание этим понятиям давали события Французской революции, история которой тщательно штудиро-валась обоими друзьями.

Поступив в 1829 г. в Московский университет, они рассмат-ривали пребывание в нем прежде всего с точки зрения своего общественного назначения. Студенческая среда представлялась им наиболее благоприятной для проведения широкой агитации и даже организации тайного политического общества. «Мы во-шли в аудиторию,-- писал Герцен о себе и Огареве,-- с твердой целью в ней основать зерно общества по образу и подобию де-кабристов и потому искали прозелитов и последователей».

Очень скоро вокруг них стали группироваться радикально настроенные студенты разных факультетов: друг М. Ю. Лер-монтова, автор острого политического памфлета А. Д. Закрев-ский; приятель В. Г. Белинского И. А. Оболенский, его това-рищ В. П. Петров; Е. Н. Челищев -- родственник декабриста; сунгуровцы П. А. Антонович, Ю. П. Кольрейф. Деятельный член общества Сунгурова Я. И. Костенецкий был близким другом Огарева. Оформление нового кружка относится к осени 1831 г., когда произошло сближение друзей с вновь поступившими на физико-математический факультет бывшими воспитанниками университетского Благородного пансиона Н. И. Сазоновым и Н. М. Сатиным. Сазонова, по словам Герцена, они нашли «со-всем готовым». Несколько ранее в кружок вошли воспитанник университета А. К. Лахтин, выходец из купеческого сословия; позднее -- Вадим Пассек, молодой юрист, только что окончив-ший университет. Он принес в кружок приобретенную «по на-следству» в сибирской ссылке, где он родился и вырос, ненависть к самодержавию. Им был привлечен к кружку врач и переводчик Шекспира Н. X. Кетчер, человек увлекающийся, тип вечного студента. В те годы он горячо разделял политические настроения своих молодых друзей. В числе участников кружка был и будущий известный русский астроном А. Н. Савич, само-забвенно поглощенный своей наукой.

Революционные события 1830 и 1831 гг. во Франции и Бель-гии, восстание в Польше нашли сочувствие в среде студенческой молодежи. Прямое отражение его видно в ряде стихотво-рений юноши М. Ю. Лермонтова, вокруг которого образовал-ся кружок прогрессивно настроенных студентов словесного от-деления. В ходивших по рукам стихотворениях «30 июля.-- (Париж) 1830 год», «Пир Асмодея» поэт приветствовал рево-люционный натиск французского народа. Пылкий энтузиазм, с которым встретил герценовский кружок известия о европей-ских революциях, был охлажден их результатом. Наступило пер-вое разочарование в идеалах буржуазного республиканизма. Расправа с лионскими ткачами и трагический исход польского восстания довершили крушение «детского либерализма 1826 г.». Под этим определением Герцен разумел политические идеалы, господствовавшие в кружке с начала его возникновения. Рас-сматривая себя преемниками декабристов, они противопостав-ляли ненавистному самодержавию республику и конституцию, а средством их достижения считали политический заговор.

Равноправие женщины и «реабилитация плоти» в противо-вес ханжеской церковной морали как последовательное распро-странение принципа разумного и свободного существования че-ловека завершали комплекс сенсимонистских идей, восторжен-но встреченных герценовским кружком. С именами Герцена и Огарева связано начало социалистической традиции в русском общественном движении. В идее социализма они нашли основу для решения вопроса о путях развития России и Европы в целом.

Теоретической разработке проблемы социализма были подчи-нены философские, исторические и литературные интересы участников кружка. «Из общих начал моей философии истории должен я вывести план ассоциации»Н. П. Огарев. Избранные социально-политические и философские произведения, т. II. М-, 1956, стр. 266.,-- писал Огарев Герцену 30 июля 1833 г. Именно в кружке Герцена впервые с рево-люционных позиций началось глубокое теоретическое пере-осмысление опыта декабристов, был поставлен вопрос о народе как движущей силе исторического развития. Однако «молча-ние» народа в современной им России порождает сомнение в его инициативе, в его революционных устремлениях. Решающее значение придается революционной проповеди.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.