Рефераты. Орден тамплиеров, как субъекта международных отношений XII-XIV веков

одвиги тамплиеров на поле битвы можно отнести еще к I половине XI века, когда они принимали активное участие в испанской Реконкисте. Первым общепризнанным европейскими феодалами военным успехом тамплиеров было спасение жизни многим французским крестоносцам и королю Людовику VII в горах Лаодикеи, в 1146 г., когда крестоносцы попали в засаду, под град турецких стрел. Тамплиеры, ветераны необъявленного крестового похода в Испании, организовали спасение лошадей и поклажи. Мельвиль М. История ордена тамплиеров/ Пер. с фр. к.и.н. Цыбулько Г.Ф. - СПб: Евразия, 2007. - 368 с.

25 ноября 1177 года храмовники были в первых рядах отряда под командованием героя Святой Земли - короля Балдуина IV. Тогда горстка христиан стремительно атаковала у Лидды и обратила в бегство многотысячную орду Саладина.

Ярким примером доблести и чести тамплиеров является Одон де Сент-Аман, умерший в плену после захвата Саладином замка Шатле в 1179 году. На предложение выкупа брат Одон заявил, «что тамплиер может предложить в качестве выкупа лишь свой боевой пояс». Мельвиль М. История ордена тамплиеров/ Пер. с фр. к.и.н. Цыбулько Г.Ф. - СПб: Евразия, 2007. - 368 с.

Жак де Витри так охарактеризовал тамплиеров: «…почему они вызывали такой ужас у врагов веры Христовой - ведь они в одиночку способны были выступить против тысячи, а вдвоем могли преследовать десять тысяч». Арабский историк Ибн ал-Асир, наиболее внимательный летописец Саладина, считал тамплиеров и сердцевиной и движущей силой войска франков. После победы над франками при Тивериадском озере в 1187 г. Саладин приказал отрубить головы пленным тамплиерам и госпитальерам, ведь «они проявили большее рвение в бою, чем остальные франки». Барбер М. Процесс тамплиеров/ Пер. с англ. Тогоевой И.А. - М.: Алетейа; Энигма, 1998. - 496 с. В 1241 г. монголы обрушились на Европу. Тамплиеры провинций Рига, Славония и Венгрия пали в первых рядах у Легницы и Мохи. В 1244 году на христиан обрушились орды египетских мамлюков и туркмен, изгнанных монголами, под командованием бывшего монгольского раба Бейбарса. 17 октября бесчисленные войска азиатов атаковали христиан и их союзников из Дамаска. Через 2 дня Великий магистр ордена Храма Арман Перигорский погиб в бою с 300 рыцарей Храма и 200 рыцарями Госпиталя. Магистр Госпиталя был захвачен в плен. Фридрих II в поражении обвинил храмовников, предавшихся Дамаску и рыцарей-мирян Святой Земли, «взращенных в роскоши». Мельвиль М. История ордена тамплиеров/ Пер. с фр. к.и.н. Цыбулько Г.Ф. - СПб: Евразия, 2007. - 368 с.

В последние дни Иерусалимского королевства братья были в первых рядах христиан, павших в неравном бою. 16 мая 1291 года Великий магистр Гийом де Боже погиб при героической обороне Акры. Командование принял маршал Пьер де Севри. Султан клятвенно обещал сохранить жизнь всем сдавшимся в плен. Но слово не сдержал…

Резиденция тамплиеров была последней христианской твердыней в Акре. Сложившие оружие братья погибли в последней схватке с сарацинами султана-клятвопреступника. Оставшиеся в живых братья заперлись в Храме. Турки стали подкапывать основание. 18 мая Храм обрушился, похоронив всех христиан и более 2000 конных сарацин. На Святой Земле еще остались 3 очага сопротивления - замки ордена Храма Сайет, Бероф и Атлит. Гарнизоны Сайета и Атлита, видя безысходность, отплыли на Кипр. Братья Берофы доверились клятве эмира - все были повешены палачами клятвопреступника.

Некоторые храмовники, находившиеся в Европе, пользовались своим положением, творили жестокости и несправедливости. Ярким примером этого служит Шотландия, где все тамошние рыцари Храма были англичанами и пользовались большими привилегиями во времена правления ненавидимого шотландцами короля Эдварда Длинноногого. Магистр ордена в Англии и Шотландии Брайан де Джей и послужил для Вальтера Скотта образцом беспринципного и алчного тамплиера, с которого был списан образ Бриана де Буагильбера для произведения «Айвенго». Де Джей прославился своей алчностью и жестокостью в отношении шотландцев. Он нарушил Устав ордена, когда выступил на стороне английского короля во врем восстания Уильяма Уоллеса в Шотландии. Брайан де Джей погиб в битве под Фалкирком в 1298 году, храбро сражаясь в первых рядах против шотландских бунтовщиков, по словам английских хронистов

Выводы к главе 2

Реконструкция возникновения военно-монашеского братства тамплиеров и важнейших особенностей этого братства позволяет выявить общие черты становления сообщества воинов-монахов: монашеские обеты; следование единому орденскому уставу; мотивация идеалом угодного Богу благотворительного и воинского служения; слияние идеи жизни в Земном Граде и Граде Небесном, а значит и монашеского и воинского служения ради защиты Небесного Града; функция вооруженной защиты паломников и охраны Святой Земли; обеспечение воинов-монахов доходами из имущества короля и сеньоров. Такая организация позволяла орденам стать эффективными моделями влияния церкви, играть существенную роль в ее стабилизации и развитии. Благодаря своим обширным владениям, многочисленности, Дипломатическому и военному искусству орден Храма пригрел огромное политическое и военное влияние. Однако финансовая мощь тамплиеров была столь же велика, и их деятельность существенно повлияла на основы экономики той эпохи.

Орден нередко выполнял функции банкира, чему способствовала интернациональная природа этой организации, но главной целью его учреждения была военная защита государств, созданных крестоносцами на Востоке; собственно, и сам орден зародился на этих землях и благодаря своей тамошней деятельности приобрел славу и могущество. Однако в 1291 г. христианские поселенцы были изгнаны из Палестины египетскими мамелюками, и существование тамплиеров, таким образом, лишилось своего основного смысла.

Глава 3. Гибель Ордена Храма

3.1 Гибель Иерусалимского королевства под натиском мусульман. Разрушение Ордена

Политическая деятельность рыцарей Католической Церкви не ограничивалась только Западом - и с Исламским миром Орден установил тесные деловые отношения. Даже сарацины, против которых боролись крестоносцы, оказывали Тамплиерам гораздо больше уважения, чем другим европейцам. Ткач М. И. Тайны католических монашеских орденов. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. - с.43.

Рыцари-храмовники имели сношения даже с Ассасинами, исламским террористическим религиозно-политическим Орденом, который платил тамплиерам дань. Почти на всех политических уровнях храмовники выступали как официальные третейские судьи, и нередко короли признавали их авторитет.

Однако же основным направлением деятельности тамплиеров была война с сарацинами, и именно на эту войну уходило большинство богатств ордена. Практически все Западные командорства трудились ради Святой земли - они поставляли деньги на содержание крепостей и наёмников и, конечно, отправляли в Палестину новых воинов. По всей территории Иерусалимского королевства храмовники развернули широкую военную деятельность - они участвовали практически во всех вооружённых столкновениях, поддерживали все крестовые походы, самостоятельно осаждали замки неверных и нападали на их отряды. Известно, что тамплиеров и госпитальеров мусульмане боялись особенно сильно. Султан Саладин настолько ненавидел рыцарей - монахов за их неустрашимость, что сказал Я очищу землю от этих поганых орденов".

Все крупные битвы проходили при непосредственном участии тамплиеров. В 1153 году во время осады Аскалона погиб Великий ордена магистр Бернар де Трембле и сорок рыцарей, которые ринулись в пролом в стене, но пали, блокированные защитниками города. В течение XII века тамплиеры играли главенствующую роль на полях сражений в Палестине. Людовик VII предводитель второго крестового похода, писал, что тамплиеры оказали ему огромную поддержку: +мы не можем себе представить, как бы мы смогли прожить хотя бы миг в этих краях без их помощи и участия+" 4 июля 1187 года магистр тамплиеров Жерар де Ридфор был инициатором атаки войск Саладина у Рогов Хаттина, где войска крестоносцев потерпели крупное поражение. Тамплиеры заплатили огромную цену за тактическую ошибку - 230 рыцарей погибли, магистр попал в плен. Но даже катастрофа при Хаттине не поколебала мощь ордена.

1187 войска египетского султана Саладина взяли Иерусалим, тамплиеры перенесли свою резиденцию в Акру. После падения Иерусалима. Ордена Тамплиеров и Госпитальеров заняли и почти все важные замки севера Сирии, расширив или восстановив девять крепостей из десяти. Ожесточенное соперничество, развернувшееся в XIII веке между тамплиерами и госпитальерами, двумя крупнейшими орденами крестоносцев, ослабило и тот и другой и имело для них плачевные последствия. Несмотря на лишение Святого Города Тамплиеры не оставили борьбы и принимали активное участие в третьем крестовом походе, проявив столько же благоразумия, сколько и воинственного пыла. Тамплиеры превращались в истинных правителей Иерусалимского королевства: они отлично ориентировались на местности, лучше разбирались в политике на Святой земле, чем предводители крестовых походов и обладали превосходной дисциплиной.

Когда в 1228 году Фридрих II заключил с мусульманами договор, по которому последние передавали христианам Иерусалим, тамплиеры пришли в негодование и резко высказались против этого шага. Рыцари Храма, которые провели многие годы в Палестине, отлично понимали, что Иерусалим, находящийся в кольце мусульманских замков, может быть захвачен в любой момент и бессмысленный договор принесёт христианам гораздо больше вреда, чем пользы. Фридрих II пошёл на открытый конфликт с тамплиерами, на что тамплиеры ответили ему, что если он не уберётся, они отправят его туда, откуда он не вернётся больше". В устах тамплиеров эти слова не были пустыми угрозами, и напуганный император в скорм времени покинул Святую землю, оставив её в гораздо более бедственном положении, чем до его прибытия.

Седьмой крестовый поход под предводительством Людовика Святого разрушил договор установленный между тамплиерами и султаном Дамаска. Людовик был плохим знатоком арабского мира и не понимал выгоды этого альянса; он горячо порицал Великого магистра тамплиеров за этот союз. Однако храмовники знали, что Людовик IX скоро возвратится в Европу и это придаст смелости мусульманам. Отсюда их стремление заручиться хотя бы нейтралитетом Дамаска. Зная, как дальше развивались события,+мы не можем не признать правоту тамплиеров и не признать их прозорливость". Когда в 1254 году Людовик Святой покинул Палестину, от государства крестоносцев оставалась лишь видимость: не было не центральной власти, ни границ. Внешнее положение остатков Иерусалимского королевства становилось всё более угрожающим, внутри его терзали междоусобные войны. При подобных обстоятельствах на магистра ордена Храма легла большая ответственность: фактически духовно-рыцарские ордена оставались единственной реальной силой и властью в Святой земле. Дело крестовых походов уже было проиграно, но эти последние рыцари не оставляли начатого. Два последних главы Дома на Востоке, Тома Беррар и Гийом де Боже, оказались на высоте своего призвания, хотя им становилось всё труднее при непрерывных катастрофах, изматывающих Святую землю, и возрастающем безразличии западных властителей.

В то время, когда вокруг всё рушилось, тамплиеры оставались верными себе, но даже этих твёрдых духом монахов не могли не потрясать потери, одна за другой подводящие Святую землю к окончательному падению. В 1265 году, после потери Арсуфа, один неизвестный тамплиер написал известную поэму под названием Гнев и боль+", в которой выразил общее настроение, царившее в то время в Палестине. Ткач М. И. Тайны католических монашеских орденов. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. - с.43

Уже в 1273 году, при вступлении на пост магистра - Гийома де Боже, территория Иерусалимского королевства ограничивалась несколькими городами со столицей в Акре. Христиане теряли последние города, и 5 апреля 1291 года султан Килавун осадил Акру - последний оплот христианства в Палестине. В жестоких уличных боях погиб магистр, в городе началась резня. Тамплиеры и госпитальеры действовали необыкновенно слажено - перед лицом смертельной опасности враждующие братья полностью помирились. В конце концов, в разрушенном городе остались только полностью окружённые храмовники. Они укрылись в башне собственной резиденции и в течение нескольких дней оказывали сопротивление войскам султана. Вскоре мусульмане бросили все силы на башню ордена Храма, и она была подкопана. 18 мая 1291 года, когда на башню со всех сторон стали взбираться враги, та обрушилась, погребая под собой и христиан и неверных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.