Долгий период крестовых походов охватывает два столетия с 1095 г. по 1291 г., продолжаясь и в позднее средневековье, когда значительно возросло народонаселение, расширились сферы экономического влияния, имели место весьма динамичные социальные процессы, росла политическая консолидация, расцветала культура.
Безусловно, и в XVI в. нередко поговаривали об очередном крестовом походе, однако именно в XII-XIII вв. понятие крестовых походов стало жизненно важным для судеб большинства жителей христианского Запада.
За этот период западное христианское сообщество испытало по отношению к крестоносцам целую гамму чувств -- от экзальтированного восторга по поводу взятия Иерусалима во время Первого крестового похода до горького, все усиливавшегося разочарования, свойственного XIII в., когда столь многие из войн за Гроб Господень закончились поражением. Духовно-рыцарский орден, разместившийся на Храмовой горе, где когда-то стоял храм царя Соломона, изначально возник именно в связи с активной деятельностью крестоносцев и в первые два столетия крестовых походов сформировался и окреп благодаря чрезвычайному воодушевлению, царившему в массах и вызванному первыми успехами крестоносцев, которые и подняли орден на вершину славы, благосостояния и могущества, однако потом сами же народные массы и низринули его с этой вершины, подвергнув унижениям и разгрому, поскольку идеалы первых крестоносцев оказались поруганы и искажены, а новые крестовые походы неизменно оканчивались поражениями. Барбер
Военно-монашеские впервые сообщества появляются на территории Иерусалимского королевства, поэтому для понимания причин и предпосылок их возникновения, необходимо рассмотреть роль этого государства для Европы и первые этапы его развития.
Датой возникновения королевства принято считать 14 июля 1099, когда крестоносные войска захватили Иерусалим. Мишо Г. История крестовых походов - М.: Алетейа, 2001 -с.48
Обет, данный участниками похода Андреев А. Р. Монашеские ордена. Бенедектинцы, цистерцианцы, кармелиты, иоанниты, тамплиеры, тевтонцы, францисканцы, доминиканцы, августинцы, капуцины, урсулинки, театинцы, иезуиты и другие. М: Альтернатива - Евролинц, 2003 - 339 с, был выполнен, поэтому большая часть войска вернулась в Европу.
Крестовые походы мыслились современниками паломничеством. В жизни католических христиан XI - XII вв. паломничество имело ключевое значение. Многие считали, что благотворная духовная энергия действует концентрированно в местах упокоения святых. Bull M. Origins // The Oxford Illustrated History of the Crusades / Ed. J. Riley-Smith, Oxford: Oxford University Press, 2001 - с. 13 - 33. Из всех святынь наиболее почитаемым был Гроб Господень; прикосновение к которому было самым действенным средством искупить свои грехи. Лависс Э., Рамбо А. Эпоха крестовых походов / Пер. с фр. М. Гершензона. - Изд. испр. и доп. - М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2007. -с. 345 - 346] Паломничество в Иерусалим в наибольшей мере соответствовало пониманию слов Иисуса Христа «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. под общ. ред. В. А. Бабинцева; Послесл. А. Я. Гуревича. - Екатеринбург: У-Факториал, 2007. - с.163Людям свойственно было приписывать паломничествам не только исцеление души, но и физических болезней.5 Рассказы вернувшихся паломников о чудесах дальних стран также привлекали и просто любителей путешествий.6 Всеобщее значение паломничества приобрели в связи с эсхатологическими ожиданиями в первой половине XI в.7 Именно тогда ношение оружия с собой8 и групповые паломничества9 становятся распространённым явлением. Начиная с середины XI в. священники используют паломничество в качестве епитимии. «Путь в Иерусалим», как самый долгий для европейских жителей, накладывается в случае наиболее тяжких прегрешений. Блок М. Феодальное общество / Пер. с фр. М. Ю. Кожевниковой, Е. М. Лысенко. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003 - 503 с.
Наконец, в проповеди на Клермонском соборе в 1095 г Урбан II благословил войну против неверных, которая по сути своей явилась вооружённым паломничеством Большаков О. Г. Средневековый город Ближнего Востока. VII - середина XIII в. Социально-экономические отношения. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984 - 344 с..
Описанные основания для совершения паломничества затрагивают все слои населения. Исходя из этого, значение поселений в Леванте13 для католиков связано с движением паломничества. Поэтому и решение всех социально-политических и религиозных вопросов для иерусалимских правителей во многом определяется этим вопросом.14
Получив феоды на завоёванных территориях, крестоносцы пытались использовать социальные нормы, привычные им по европейской жизни, однако сразу натолкнулись на ряд сложностей. Аутремер Вальтер Мап. Об основании ордена тамплиеров (1181 - 93). Пер. с лат. Баранов А. - 2007 по Walter Map, De nugis curialium, ed. M. R. James, rev. C. N. L. Brooke and R. A. B. Mynors (Oxford, Clarendon Press, 1983), 1.18, pp. 54 - 55 // ИПИОХ [http://www.templiers.info/historical_materials/index.php?id=sources_translation&sources_translation=walter_map-about_the_basis_of_templars_01]. отличался малым количеством франкского населения, большой удалённостью от католических стран, географическим неудобством защиты и малым войском. Широкомасштабная экспансия начальных лет после Первого Крестового похода возможна была лишь ввиду конфликтов между мусульманскими странами. Король Балдуин I до крестового похода 1104-1105 гг. тщетно ожидал прихода регулярных воинских формирований. Использование местного населения для защиты городов не могло быть решением проблемы, поскольку среди коренных жителей доля исповедующих католический обряд была крайне мала, не говоря уже о том, что среди них было немало мусульман. Для защиты от набегов рекрутировались паломники.Даркевич В. П. Аргонавты Средневековья. - М.: КДУ, 2005 - 254 с.
Многие из них разрывали вассальные связи с мирскими сеньорами и отправлялись в «Святую землю» для борьбы с неверными, не желали больше связывать себя вассальными узами с мирской властью, пусть даже в Иерусалиме, и стремились к служению высшему сюзерену - Богу.
Напряжённая внешнеполитическая обстановка на границах государств усложнялась недовольством местного населения, которое составляло абсолютное большинство. Крестьяне, пользуясь подходящим случаем отсутствия регулярных войск, совершали набеги и восстания. Добиаш-Рождественская О. А. Западное средневековое искусство // Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья: сборник работ. - М.: Наука, 1987. С. 18 - 51.
Первые годы крестоносцам сравнительно несложно было осуществлять защиту королевства, поскольку среди мусульман были распространены эсхатологические ожидания конца света и неминуемого, в связи с этим, прихода орд Гога и Магога Дубровский И. В. Феод // Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - С. 561 - 567., которых многие ассоциировали с крестоносным ополчением. Однако, с 1106 г всё активнее становятся разорительные набеги, и ситуация для защитников ухудшается. Дюби Ж. Европа в средние века / Пер. с фр. В. Колесникова. - Смоленск: Полиграмма, 1994. - 316 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13