Рефераты. Орден тамплиеров, как субъекта международных отношений XII-XIV веков

p align="left">Подводя итог, отметим, что Иерусалим и прилегающие к нему территории были главным религиозным центром для католиков в XI - XII вв. Почитание святых мест происходило в форме паломничества, чему препятствовали частые вооружённые конфликты с мусульманским населением страны и мусульманскими странами. Это выявляет исторические условия становления в Иерусалимском королевстве служения воинов-монахов, возможность которого полагается нахождением на территории Иерусалимского королевства рыцарей, стремящихся к освобождению от вассальной зависимости прежним сюзеренам, мотивируется идеалом нахождения в Святой Земле и защиты Гроба Господня, а необходимость задается потребностью защиты Аутремера от внешних врагов и собственного в своем большинстве мусульманского крестьянского населения, которая не могла быть обеспечена дружинами феодалов, получивших здесь феоды, нуждой в регулярных и мобильных воинских формированиях.

1.2 Роль тамплиеров, как ведущей боевой единицы крестоносцев

В сложившейся ситуации в Иерусалиме в 1118 г. возникает братство тамплиеров для защиты паломников на дорогах Аутремера. Гийом Тирский. История деяний в заморских землях. Кн. XII. Гл. VII. Об учреждении ордена тамплиеров (1170 - 84). Пер. с лат. Стасюлевич М. М. // ИПИОХ [http://www.templiers.info/historical_materials/index.php?id=sources_translation&sources_translation=william-of-tyre-about-the-basis-of-templars-01].

Идею создания ордена поддержал св. Бернард Клервосский, соотечественник первых тамплиеров, сам герой частной инициативы (за четыре года до идеи де Пэна он основал монастырь, ставший ядром будущего ордена цистерцианцев). Бернард написал по просьбе де Пэна и Андре де Монтбара (с которым был в родстве) трактат "De laude novae militiae", название которого на русский правильно перевести как "Слава новому рыцарству".

Когда в 1128 г. поместный собор в Труа утверждал устав тамплиеров, сочинение Бернарда служило им идеологической программой, да и устав из 72 статей составил Бернард (а св. Джон Солсберийский посвятил всю шестую книгу своего сочинения "Поликрат" апологии нового, христианского рыцарства). Более того, Бернар предложил тамплиерам (и де Пэн принял) носить ту же одежду, что и монахи его собственного, цистерцианского ордена: белую. Только позднее тамплиеры стали нашивать на белую одежду красный крест -- как и все, связанные с крестовыми походами.

Рассмотрим более подробно:

В годы, последовавшие за взятием Иерусалима в 1099 г., франки постоянно укрепляли свои заморские территории, но им вечно не хватало людских ресурсов, ибо многие из участников Первого крестового похода вернулись на Запад, а созданные на Востоке новые государства крестоносцев так и не привлекли достаточного количества поселенцев, способных должным образом защищать границы этих государств. В результате паломники, каждый год являвшиеся на поклон к палестинским святыням, часто подвергались нападениям разбойников и мусульманской конницы, ибо крестоносцы были просто не в состоянии обеспечить им должную охрану. Изначально именно эти обстоятельства и послужили причиной создания ордена храмовников. Вот как эти скромные начинания описывает архиепископ Тирский Вильгельм:

В том же году несколько благородных рыцарей, людей истинно верующих и богобоязненных, выразили желание жить в строгости и послушании, навсегда отказаться от своих владений и, предав себя в руки верховного владыки церкви, стать членами монашеского ордена.

Среди них первыми и наиболее знаменитыми были Гуго де Пейн и Год фру а де Сент-Омер. Поскольку у братства не было пока ни своего храма, ни жилища, король предоставил им временное убежище у себя во дворце, построенном на южном склоне Храмовой горы. Каноники стоявшего там храма на определенных условиях уступили часть обнесенного стеной двора для нужд нового ордена.

Более того, король Иерусалимский Болдуин (Балдуин)II, его приближенные и патриарх «Духовная юрисдикция по соглашению с Византией принадлежала патриарху Константинопольскому, как светский вассалитет -- императору Византии» со своими прелатами сразу обеспечили ордену поддержку, выделив ему некоторые из своих земельных владений -- одни пожизненно, другие во временное пользование -- благодаря чему члены ордена могли бы получать средства к существованию. В первую очередь им было предписано во искупление своих грехов и под руководством патриарха «защищать и охранять идущих в Иерусалим паломников от нападений воров и бандитов и всемерно заботиться об их безопасности».

Итак, собравшись вдевятером, братья нового ордена заручились поддержкой таких важных лиц из числа крестоносцев, как Гуго, граф Шампани, и Фульк V, граф Анжуйский, однако об их деятельности мало кто знал до Собора в Труа в 1128 г., на котором орден был признан официально и Бернару Клервоскому поручили разработать его Устав, в который были бы сведены основные законы ордена(приложение 1).

Согласно большинству источников, орден рыцарей Храма - Бедных рыцарей Храма Соломона - был создан в 1118 году(приложение 2) Учреждение ордена тамплиеров // Гийом Тирский "Historia rerum in partibus transmarinis gestarum" : вступительная статья, перевод / Пер. с латинского Стасюлевича М.М., вступительная статья Бойчука Б.В. - Электрон. дан. - Одесса : Сайт "Интернет-проект "История ордена Храма" (ИПИОХ), 2008 // http://www.templiers.info/web/a01.php?page=080810a

Мелвиль М. История ордена тамплиеров/ Пер. с фр. к.и.н. Цыбулько Г.Ф. - СПб: Евразия, 2007. - 368 с.
Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство/ Пер. с фр. Карачинского А.Ю. - СПб.: Евразия, 2002. - 448 с., однако у нас есть серьезные основания предполагать, что к этому времени он уже существовал не менее четырех лет.

Официальная цель тамплиеров - это защита пилигримов на Святой Земле.

Тем не менее, дошедшие до нас факты свидетельствуют, что эта цель была лишь фасадом и что рыцари Храма вынашивали более амбициозные и грандиозные планы, в которые были вовлечены цистерцианский орден, св. Бернар и граф Гуго Шампанский, один из первых покровителей и патронов как цистерцианцев, так и тамплиеров. В 1124 году граф сам стал тамплиером, а первым Великим Магистром ордена был один из его вассалов, Гуго де Пейен. Среди других отцов-основателей ордена был дядя св. Бернара Андре де Монбар.

Считалось, что до 1128 года - к этому моменту Давид I уже в течение четырех лет был королем Шотландии - орден тамплиеров состоял только из девяти рыцарей, хотя сохранившиеся документы свидетельствуют еще о нескольких членах. Помимо Гуго Шампанского, в их число входил Фульк Нерра - герцог Анжуйский, отец Жоффруа Плантагенета и дед Генриха II Английского. Тем не менее, поначалу число членов ордена было относительно невелико. Затем на Соборе в Труа орден получил монашеский устав - если можно так выразиться, эквивалент конституции - и стал официальным.

Численность тамплиеров за первые 10 лет существования братства существенно не изменилась. Ле Гофф Ж. Рождение Европы / Пер. с фр. А. И. Поповой. Предисл. А. О. Чубарьяна. - СПб.: «Александрия», 2007. - с.147 Военной организации требовались люди, умеющие профессионально владеть оружием, имеющие доспехи Лобе М. Трагедия ордена тамплиеров / Пер. с фр. Журавлевой Д. А., СПб.: Евразия , 2003 - 218 с. - (Clio) - Пер.: Lobet, Marcel. La tragique histore de l'Ordre du temple. - Bruxelles, 1954. и боевого коня.

Государства Аутремера были небольшими и не могли позволить себе большого количества владельцев феодов. По сути, только владельцы феодов удовлетворяли описанным требованиям и могли считаться полноценными братьями. Среди паломников могли быть рыцари, совершающие епитимию, однако не многие из них были при этом подобающе экипированы.

Таким образом, желающих, кого можно было бы принять в братство, в Иерусалиме и его окрестностях было не много.

Если бы таковые и были, то в эти годы тамплиеры не могли принимать рыцарей в свои ряды, потому что подобная инициация для военного сообщества подразумевали установление отношений вассалитета. Вассальные отношения предписывали сюзерену после принятия оммажа дать вассалу феод. Но это противоречило самой идее основанного братства, так как каждый из его членов согласно обету ничего своего не имел, поэтому и не мог в качестве феода передать что-либо другому. Даже если бы удалось решить этот правовой казус, оставался другой вопрос. Последующее принятие обетов новопосвященным исключило бы для него возможность использования феода, что противоречило логике вассалитета. Несмотря на это, вассалитет был не целевым, а статусным контрактом, что давало ему возможность быть формой духовных отношений, так как материальная составляющая была не ключевой. Мельвиль М. История ордена тамплиеров / Пер. с фр. Г. Ф. Цыбулько. - СПб.: Евразия, 2007. - 363 с.

Объединение рыцарей, появившееся в 1118 г. по сути своей было не более чем устной договорённостью, которую нельзя было считать ordo. Мирамон Ш. Принятие монашества в сознательном возрасте (1050-1200). Исследование феномена обращения в зрелом возрасте // Анналы на рубеже веков: антология = Les "Annales" au tournant des siecles: Antologie / Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории; отв. ред. А. Я. Гуревич; сост. С. И. Лучицкая ? М.: XXI век-согласие, 2002 - С. 194 - 221. Тамплиерам необходимо было новое понимание вассальных отношений для рыцарей, где отношения в группе строились бы согласно нормам, принятым в монашеских орденах. Мишо Г. История крестовых походов - М.: Алетейа, 2001 - 368 с.

Духовное начинание, которым мыслилась защита паломников, не будучи признанным папой римским, не могло быть ни епитимией, ни тем более формой аскезы, поэтому, строго говоря, члены сообщества и не могли считаться духовным братством, потому что общепризнанных духовных задач они не решали.

Решение вопросов крестоносного движения изначально было уделом папы римского, как и создание монашеских общежитий. Одним из тамплиеров был Андре де Монбар, дядя Бернара из Клерво, с которым они находились в дружеских отношениях. Мельвиль М. История ордена тамплиеров / Пер. с фр. Г. Ф. Цыбулько. - СПб.: Евразия, 2007. - c.56

Гуго Шампанский, ставший собратом ордена в 1126 г., пожаловал Бернару из Клерво земли Сито и между ними установились тёплые отношения. Мельвиль М. История ордена тамплиеров / Пер. с фр. Г. Ф. Цыбулько. - СПб.: Евразия, 2007. - c.17Бернар был влиятельной фигурой в церковной жизни, Мельвиль М. История ордена тамплиеров / Пер. с фр. Г. Ф. Цыбулько. - СПб.: Евразия, 2007. - c/115 и Гуго де Пейн не преминул воспользоваться этим.

Исходя из вышесказанного, отсутствие общепризнанных правовых норм, регламентирующих новую форму общежития воинов-монахов, вынудили тамплиеров искать благословения нового ордена со стороны папы римского. Другой причиной было привлечение новых рыцарских формирований крестоносцев для защиты Иерусалимского королевства.

Положение государств крестоносцев на Ближнем Востоке после Первого Крестового похода стало причиной возникновения в начале XII в. новой монашеской формы общежития воинов, совмещающих монашескую аскезу и рыцарское служение. Новое братство тамплиеров, будучи религиозным, стало искать признания со стороны папы римского для утверждения устава и привлечения новых членов из стран Европы.

В 1128 был разработан устав ордена. Он был очень похож на устав сурового ордена Цистерианцев. У них же была заимствована форменная одежда тамплиеров -- белый плащ с красным крестом. Монах-воин должен быть целомудренным, и вступая в братство, становился слугой и рабом ордена. Еда рыцаря была простая, в основном хлеб и вода. Запрещена роскошная одежда. Запрещено сквернословие, неудержный смех, пустые разговоры. 14 января того же года в Труа созвали собор. На этом соборе орден Храма и его устав на латинском языке был официально утвержден папой Гонорием II.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.