Рефераты. Органы внутренних дел Советского государства в 20-е - 30-е годы ХХ века

p align="left">Однако именно в этом направлении было сделано явно не-достаточно. Укрепить кадры милиции пытались другими мера-ми. Прежде всего это партийные мобилизации, выдвиженче-ство («рабочих от станка, крестьян от сохи», как говорилось в печати), чистки личного состава милиции. В рассматриваемый период были приведены две общегосударственные чистки: в 1922-1923 гг. было уволено около 20% проверенных, в 1929-1930 гг. «вычищено» около 15% состава.

Это свидетельствовало о том, что на практике органы внут-ренних дел, и, прежде всего милиция, рассматривались как органы вспомогательные, второстепенные. В связи с этим уместно процитировать резолюцию XI съезда РКП(б) «О финансовой по-литике», на основании которой и был осуществлен перевод со держания органов внутренних дел на местный бюджет: «Необ-ходима жесткая урезка административного аппарата, сокращение правительственных учреждений в центре и на местах, отнесе-ние ряда расходов на местный бюджет, изгнание из государственного бюджета, всех расходов, которые не связаны с непос-редственным поддержанием существования пролетарского госу-дарства».

Большая работа была проделана по упорядочению штатной численности и укреплению кадров милиции. В августе 1921 г. пыл о издано постановление Совета труда и обороны о проверке численного состава милиции и разработке ее новых штатов. Ставилась задача: уменьшив количественно личный состав ми-лиции, добиться его качественного улучшения и более рацио-нального использования.

В ряду широкого круга мероприятий, проведенных в целях улучшения качественного состава кадров, особое место принад-лежит чистке рядов милиции, осуществленной в соответствии с декретом ВЦИК от 23 ноября 1922 г. «О пересмотре и доуком-плектовании личного состава милиции». В соответствии с дек-ретом в уездах, губерниях и областях были образованы специ-альные комиссии, в которые вошли представители НКВД, ВЦСПС, НКЮ, Наркомата труда РСФСР, партийных органов. Они тщательно проверили весь личный состав милиции, выя-вили и уволили нарушавших законность, дискредитировавших милицию, морально неустойчивых, недобросовестных, не отве-чающих предъявляемым требованиям лиц. Одновременно ве-лась работа по пересмотру и доукомплектованию личного со-става милиции со строго классовых позиций. Успех чистки, как говорилось в газете «Известия» 4 апреля 1923 г., обеспечивал «исключительно пролетарско-классовый подход». Поэтому ко-миссиями предписывалось в первую очередь выявлять и изго-нять из милиции бывших сотрудников полиции.

В подавляющем большинстве случаев комиссии после изу-чения личных дел и материалов оперативно-служебной деятель-ности сотрудников организовывали обсуждение личности каж-дого работника милиции в цехах фабрик и заводов, клубах, на сельских сходах. О подобных открытых заседаниях комиссий сообщалось в печати.

Типичными публикациями в газетах были сообщения при-мерно такого содержания. Тогда-то и там-то состоялось откры-тое заседание комиссии по чистке милиции. Рабочие привели убедительные факты пьянства и неэтичного поведения таких-то сотрудников и потребовали их увольнения как несоответ-ствующих своему назначению.

Часто трудящиеся высказывали мнение о необходимости по-вышения в должности работников милиции. На открытом засе-дании комиссии на табачной фабрике города Харькова рабочие и жители района отмечали добросовестное исполнение своих обязанностей милиционером Смирновым и ходатайствовали о повышении его в должности. Решение комиссии о назначении Смирнова участковым надзирателем рабочими было встречено одобрительно.

В результате чистки личный состав милиции был обновлен почти на четверть.

28 сентября 1925 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили «По-ложение о службе рабоче-крестьянской милиции». Закрепляя основные права и обязанности работников милиции. Положе-ние подчеркивало, что в осуществлении задач «по охране рево-люционного порядка и народного достояния и борьбе с посяга-тельствами на него работники милиции обязаны прилагать все усилия к возможно лучшему их выполнению, не останавлива-ясь перед возникающими для них тягостями и опасностью для здоровья и жизни».

Довольно распространенным видом правонарушений в 20-е годы было хулиганство, которому во многом способствовали пьянство и самогоноварение. Хулиганство нередко принимало дерзкие формы, сопровождалось поножовщиной, массовыми драками. Для эффек-тивной борьбы с ним усилий одной лишь милиции было недоста-точно.

С пьянством органы милиции вели самую решительную борьбу. Приведем несколько примеров из деятельности столичной милиции, о которых сообща-лось в газете «Рабочая Москва». Только за период с 1 ноября по 15 декабря 1922 г. Московской милицией «произведено в целях искоренения самогонки 5 807 обысков, из них более 3 тысяч с результатом (найден самогон и самогонные аппараты). За это время обнаружен целый ряд самогонных трестов» (18 января 1923 г.)- В ночь на 15 января 1923 г. оперативная группа проверила рестораны «Саратов» и «Ливорно». «При их появлении официанты начали прятать бутылки из-под самогонки, а сидевшие посетители кабинетов выбрасывали бутылки из форточек во двор. В подвалах ресторанов обнаружено 13 пустых метал-лических бидонов с запахом спирта, а также бутылки из-под коньяка и водки. Рестораны закрыты... В ресторане «Палиха найдено 4 бутылки спирта. Ресторан закрыт» (15 января 1923 г.). Некоторые самогонщики прибегали к хитроумным ухищрениям, чтобы замаскировать свою преступную деятель-ность. Тогда за дело брался уголовный розыск. Так, оперативным путем выявлен в поселке Реутово некий Левин, «производивший» до 15 ведер самогона в сутки (26 октября 1926 г.).

Важным условием повышения эффективности деятельности со-ветской милиции по укреплению общественного порядка являлось развитие патрульной и постовой службы. В 20-х годах милицейские посты и патрули были организованы во всех республиканских, крае-вых и областных центрах, а также в сравнительно крупных городах. В поддержание общественного порядка на улицах городов, в парках и пригородных зонах, во время проведения народных гуляний и празднеств участвовали конные подразделения милиции.

Большое место в деятельности милиции занимало обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов. Московский губер-нский административный отдел в 1928 г. ввел новую должность -- инспектор по регулированию уличного движения. На него возлага-лись следующие обязанности: рациональное распределение транс-портных потоков; установление мест стоянок такси; непосредствен-ное наблюдение за уличным движением и решение ряда других вопросов, связанных с обеспечением безопасности уличного движе-ния. Опыт москвичей был воспринят крупными городами страны.

Однако этого оказалось недостаточно. Для улучшения данной работы вскоре были учреждены инспекции по ре-гулированию уличного движения. В крупных центрах стра-ны образовывались специальные подразделения. Так, в Москве при Управлении милиции города был создан от-дельный отряд, в Харькове -- команда, в Баку и Тбилиси -- дивизионы регулирования уличного движения (РУД). В 1931 г. состоялось Всесоюзное совещание по вопросам обеспечения безопасности движения транспорта и пеше-ходов. Оно рекомендовало при всех управлениях мили-ции союзных и автономных республик, краев и областей создать отделы или отделения регулирования уличного дви-жения (ОРУД).

Органы внутренних дел Советского государства в период коренной ломки общественных отношений (1930--1941)

Органы НКВД РСФСР/СССР

Эффективность работы НКВД по всем основным направле-ниям оставляла желать лучшего. Именно плохие показатели де-ятельности органов внутренних дел являлись наиболее вескими доводами в пользу многочисленных предложений о передаче милиции в НКЮ или ОГПУ, ИТУ -- в НКЮ, пожарной охра-ны -- в военвед или ВСНХ, коммунхоза -- в ВСНХ и т.д. Кроме того, не только руководство НКВД оказалось в числе оппозиционеров, но и в целом органы внутренних дел, по оценке партийного и государственного руководства, оказались не на высоте во время проведения кампаний 1929-1930 гг. (ан-тирелигиозная, коллективизация).

Все это вместе взятое и предопределило ликвидацию народ-ных комиссариатов внутренних дел союзных и автономных рес-публик и распределение их функций между другими ведом-ствами.

Нужно иметь в виду также и то, что в годы восстановления народного хозяйства в нашей стране в верхах партийного и государственного руководства возобладала и стала господству-ющей идея победы социализма в одной, отдельно взятой стра-не. Это было обусловлено тем, что надежды на мировую рево-люцию потерпели крах. Был взят курс на построение социализ-ма в Советском Союзе. В результате нэп стал сворачиваться и был осуществлен поворот к форсированной индустриализации страны и насильственной коллективизации сельского хозяйства.

Первым звеном в проведении этой политики стала индуст-риализация, которая проводилась на основе сверхвысоких тем-пов. Чтобы обеспечить их, использовались такие средства, как получение непосильной «дани» с крестьянства, применение де-шевого труда большого числа спецпереселенцев и заключен-ных, создание в отдаленных местностях страны исправительно-трудовых лагерей ОГПУ СССР.

Происходило также свертывание товарно-денежных отно-шений, гражданско-правовые методы регулирования народного хозяйства заменялись административно-репрессивными.

Из госаппарата «вычищались» не только старая интеллиген-ция, но и коммунисты с большим стажем. Усилилась бюрокра-тизация аппарата. Резко возросло влияние партийных руково-дителей на работу государственных органов. Реальная власть концентрировалась на самом верху аппарата, в руках узкой группы людей, а затем лично Сталина. Партийно-государственный бю-рократический аппарат становится все более надежной опорой режима личной власти; Значительно возрастала роль репрессив-ных органов. В таких условиях «аморфный» Наркомат внутрен-них дел не удовлетворял Сталина, тем более что он увидел в нем едва ли не центр оппозиции.

Непосредственным поводом для ликвидации НКВД РСФСР явился его отказ, поддержанный правительством РСФСР и СНК СССР, передать в исправительно-трудовые лагеря ОГПУ из колоний (подведомственных НКВД) всех, кто был осужден на срок более 3-х лет. Когда об этом доложили находящемуся в отпуске на юге Сталину, он дал Молотову следующее поруче-ние:

«... Говорят, что хотят отобрать у ОГПУ уголовных (свыше трех лет) в пользу Нквнудел. Это -- происки прогнившего насквозь Толмачева. Есть кое-что от Сырцова, с которым заигрывает Рыков. Я думаю, что решение Политбюро надо проводить, а Нквнудел -- закрыть».

В декабре 1930 г. народные комиссариаты внутренних дел союзных республик и автономных республик были ликвидиро-ваны. Эта мера официально преследовала цель усилить специа-лизацию в управлении отдельными отраслями, входившими в ведение НКВД. В постановлении ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. указывалось: «На новом этапе в условиях социалистической реконструкции народного хозяйства комиссариа-ты внутренних дел союзных и автономных республик, объеди-няющие руководство различными, органически не связанными между собой отраслями управления и народного хозяйства, -- коммунальным делом, милицией, уголовным розыском -- стали излишними звеньями советского аппарата».

Надо сказать, что ликвидации наркоматов внутренних дел предшествовала широкая кампания по их дискредитации. Об этом можно судить хотя бы по заголовкам статей, помешенным в 1929-1930 гг. в центральных газетах: «НКВД должен быть расформирован», «НК РКИ РСФСР за ликвидацию Наркомвнуделов», «Чуждые люди в Наркомвнуделе», «Бывшие свили гнездо в НКВД», «Спертый воздух в Наркомвнуделе» и т.д.

После упразднения НКВД РСФСР было учреждено Глав-ное управление коммунального хозяйства при Совете народных комиссаров республики, преобразованное впоследствии в нар-комат коммунального хозяйства. В президиумы исполкомов со-ответствующего уровня передавались функции по руководству регистрацией актов гражданского состояния, приему в советс-кое гражданство, выдаче заграничных паспортов, учету лиц, лишенных избирательных прав, контролю за обществами, не преследующими целей извлечения прибыли, административно-му устройству, наблюдению за деятельностью низового советс-кого аппарата и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.