Рефераты. Органы внутренних дел Советского государства в 20-е - 30-е годы ХХ века

уководство местами заключения, организацией ссылки с принудительными работами и принудительных работ без со-держания под стражей передавалось наркоматам юстиции рес-публик.

После ликвидации наркоматов внутренних дел выполняв-шиеся ими задачи, как отмечалось выше, были распределены между различными ведомствами. В результате сложилась кар-тина, когда основные звенья государственного механизма, при-званные обеспечивать порядок и безопасность, оказались в разных ведомствах. С точки зрения общесоциальных интересов все более явственно обнаруживалась потребность их организа-ционного объединения. Но определяющими началами реорга-низации явились иные обстоятельства: изменения в политической системе и укрепление режима личной власти. Началось за-конодательное оформление командно-административной систе-мы во главе с узкой группой лиц, стоящих на верху партийной и государственной власти. С этой точки зрения образование Наркомата внутренних дел СССР было вполне объяснимым, а для укрепления режима власти -- необходимым.

10 июля 1934 г. на основе постановления ЦИК СССР был со-здан союзно-республиканский Народный комиссариат внутренних дел. В подчинение ему передавались органы государственной безо-пасности и милиции. На НКВД СССР были возложены следующие обязанности: обеспечение «революционного порядка и государствен-ной безопасности»; охрана социалистической собственности; запись актов гражданского состояния; пограничная охрана.

Согласно постановлению правительства и приказам Наркомата внутренних дел СССР во всех союзных республиках, кроме РСФСР, были образованы республиканские НКВД. В РСФСР республиканс-кий Наркомат внутренних дел не создавался, здесь был учрежден институт уполномоченного НКВД СССР. В автономных республи-ках, краях и областях были образованы управления НКВД.

Постановлением на НКВД СССР возлагалось:

а) обеспечение революционного порядка и государственной безопасности;

б) охрана общественной (социалистической) собственности;

в) запись актов гражданского состояния; г) пограничная охрана.

В соответствии с этим в составе НКВД СССР были образованы подразделения:

а) Главное управление государственной безопасности (ГУГБ);

б) Глав-ное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ);

в) Главное управление пограничной и внутренней охраны;

г) Главное управле-ние пожарной охраны;

д) Главное управление исправительно-трудо-вых лагерей и трудовых поселений;

е) Отдел актов гражданского состояния;

ж) Административно-хозяйственное управление.

В последнем из названных работало более половины всех со-трудников центрального аппарата. Среди отраслевых подразделений самым многочисленным было ГУГБ. В нем было 1410 сотрудников -- в 4 с лишним раза больше, чем в ГУРКМ (336 единиц).

В соответствии с пунктом 8 постановления ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. при Наркоме внутренних дел СССР было образовано Особое совещание (ОСО). Согласно названному постановлению, ОСО предоставлялось право применять к признаваемым общественно опас-ными лицам, следующие меры наказания:

а) ссылка на срок до 5 лет под гласный надзор в местности, согласно специальному списку;

б) высылка на срок до 5 лет под гласный надзор, с запрещением прожи-вания в столицах союзных республик и крупных городах Союза ССР по специальным спискам;

в) заключение в ИТЛ на срок до 5 лет;

г) высылка за пределы Союза ССР иностранных подданных, «являющихся общественно опасными».

Кроме того, руководствуясь указанным постановлением, Особое совещание могло выносить такие решения как:

а) применение глас-ного надзора по месту постоянного жительства;

б) применение при-нудительного лечения к лицам, признанным невменяемыми;

в) за-чет в наказание срока предварительного заключения;

г) освобожде-ние с прекращением дела.

3 апреля 1937 г. ОСО было предоставлено право применять заключение в ИТЛ сроком до 8 лет.

Указанные меры Особое совещание применяло на основе рас-смотрения следственных дел, поступающих из органов НКВД.

В состав Особого совещания входили заместители наркома внут-ренних дел СССР, уполномоченный НКВД СССР по РСФСР, на-чальник Главного управления рабоче-крестьянской милиции, народ-ный комиссар внутренних дел союзной республики на территории которой возникло дело. На заседаниях Особого совещания присут-ствовал Прокурор СССР или его заместитель.

Решения Особого совещания оформлялись протоколом, который подписывается председателем, членами совещания, секретарем и про-курором.

Подобный орган не являлся чем-то принципиально новым. С первых лет советской власти действовали как органы внесу-дебной репрессии Коллегия ВЧК-ОГПУ, Особое совещание ОГПУ, с 1922 по 1924 г. -- Комиссия по административным высылкам при НКВД РСФСР, в 30-е годы -- «тройки» в соста-ве первого секретаря ЦК ВКП(б) союзной республики (крайко-ма, обкома), начальника управления НКВД и прокурора соот-ветствующего уровня, а без секретарей партии -- «двойки».)

Для предварительного рассмотрения дел, передаваемых на Осо-бое совещание, на местах были образованы «тройки» УНКВД, так называемые милицейские. Они имели право разбирать дела об уго-ловных и деклассированных элементах и злостных нарушителях по-ложения о паспортах. «Тройки» эти создавались на уровне союзных, автономных республик, краев и областей в следующем составе: пред-седатель «тройки» -- начальник УНКВД или его заместитель, члены -- начальник управления милиции и начальник соответствующего отдела, представляющего материал на рассмотрение «тройки». Ин-струкцией предусматривалось обязательное участие в заседании тройки прокурора и привлекаемого к ответственности. Отмечалось, что ре-шение «тройки» приводится в исполнение немедленно, а протокол направляется на утверждение Особого совещания НКВД СССР.

Первые два наркома внутренних дел СССР -- Г. Г. Ягода и Н.И. Ежов -- возглавляли ведомство недолго: первый с 1934 по 1936 г. и второй с 1936 по 1938 г. Но именно в эти годы, как известно, последовательно расширялись масштабы репрессий, которые в 1937-1938 гг. достигли своего пика. Наиболее существенным для характе-ристики НКВД СССР является то, что он оказался вне контроля вышестоящих государственных органов, вне партийного контроля, превратившись в руках Сталина в инструмент необоснованных реп-рессий и нарушений законности. В одном из директивных документов НКВД СССР борьба с врагами «партии и Советского государ-ства» определялась как главная «в новых условиях утонченнейшей и ожесточеннейшей борьбы остатков разгромленных классов, подон-ков троцкистско-зиновьевской контрреволюционной организации и белогвардейщины...».

В органах внутренних дел насаждался режим строжайшей секретности, замкнутости, оторванности от масс, ставка дела-лась на принудительные, силовые методы, органы внутренних дел были превращены в послушный аппарат проведения в жизнь репрессивной политики. 2 июля 1937 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление, предусматривающее, что наиболее враж-дебно настроенные «бывшие кулаки и уголовники» должны быть немедленно арестованы и расстреляны, а «менее враждебные» высланы. Во исполнение данного постановления НКВД СССР был разработан проект специального приказа. Круг лиц, подле-жащих репрессиям, наркоматом был расширен: дополнительно в их число включались «члены антисоветских партий», «антисо-ветские элементы» и др. Все репрессируемые разбивались на две категории. Отнесенные к первой подлежали расстрелу, ко второй -- заключению в лагерь. Число потенциальных жертв фактически предписывалось каждой республике, краю, области. Всего же «по разверстке» предусматривалось репрессировать около 300 тыс. человек, из них примерно 75 тыс. было намечено рас-стрелять. Материалы на попавших в списки рассматривались «особыми тройками». 31 июля 1937 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило представленный НКВД СССР проект приказа, уста-новило сроки операции, выделив на это 85 млн. рублей. Есть многочисленные свидетельства, что установленные нормы были перекрыты минимум в два раза.

Хотя в ноябре 1938 г. «тройки» были ликвидированы, вне-судебные репрессии продолжались. 5 марта 1940 г. Политбюро одобрило предложения НКВД о вынесении во внесудебном по-рядке решения о расстреле 25 700 польских граждан (военноп-ленных, арестованных и находящихся в тюрьмах западных об-ластей Украины и Белоруссии офицеров, жандармов, полицейс-ких и осадников, чиновников, фабрикантов, помещиков, а также членов шпионских и диверсионных организаций). Из них было расстреляно 21 857 человек.

Всего же по делам НКВД СССР со времени его образования до 1939 г. было осуждено (в основном во внесудебном порядке): в 1934 г. - 78 989, в 1935 - 267 076, в 1936 - 274 607, в 1937 - 790 665, в 1938 г. -- 554 258 человек, причем за последние два года к высшей мере наказания было приговорено 681 692 человека.

На основании решений февральско-мартовского (1937 г.) Пленума ЦК ВКП(б) о реорганизации аппарата НКВД, «учи-тывая важнейшее народнохозяйственное и оборонное значение железнодорожного транспорта». Транспортный отдел ГУГБ НКВД СССР освобождался от «охраны общественного порядка на железнодорожном транспорте, от несения дежурств на вокза-лах, от борьбы с хищениями социалистической собственности, хулиганством и детской беспризорностью». Эти обязанности возлагались на вновь создаваемую железнодорожную милицию, а за Главным управлением государственной безопасности (ГУГБ) сохранялись функции борьбы с «контрреволюцией на транс-порте». Отдел железнодорожной милиции в составе ГУРКМ был образован на основании совместного приказа НКВД и НКПС от 26 июня 1937 г.

Чаще всего реорганизации подвергалось ГУГБ. В декабре 1936 г. одновременно с изменением структуры ГУГБ его подразделениям в целях конспирации были присвоены номера. В ходе очередной ре-формы в середине 1938 г. в составе 1-го управления (государствен-ной безопасности) создан 6-й отдел для «оперативно-чекистского об-служивания» милиции, пожарной охраны, военкоматов.

В 1939 г. в структуру НКВД СССР, возглавлявшегося к тому времени Л.П. Берией, входили:

1) Руководство наркомата с несколькими секретариатами;

2) ГУГБ с отделами: а) охраны руководящих партийных и совет-ских работников (24 отделения); б) секретно-политическим (12 отде-лений); в) контрразведывательным (19 отделений); г) особым (12 отделений); д) иностранным (17 отделений); е) шифровальным (8 отделений);

3) Главное экономическое управление с 6 отделами по основным отраслям народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, оборонные отрасли, Гознак и тд.);

4) Главное транспортное управление с 3 отделами.

Кроме того, в составе НКВД СССР имелось 5 специальных отделов, ведающих учетом, статистикой, связью, техникой и т.п.

В соответствии с постановлением СНК СССР от 2 февраля 1939 г. Главное управление пограничных и внутренних войск НКВД было разделено на 6 управлений:

1) Главное управление пограничных войск;

2) Главное управление войск по охране железнодорожных сооружений;

3) Главное управление по охра-не особо важных предприятий промышленности;

4) Главное управление конвойных войск:

5) Главное управление военного снабжения;

6) Главное военно-строительное управление.

В составе НКВД СССР также находились: Главное архи-вное управление, Главное управление пожарной охраны, Глав-ное управление шоссейных дорог, Главное управление лагерей. Главное тюремное управление, Центральный отдел актов граж-данского состояния, Управление коменданта Московского кремля. Управление по делам военнопленных и интернированных, Глав-ное управление рабоче-крестьянской милиции.

Штаты центрального аппарата НКВД СССР увеличились к 1940 г. почти в четыре раза по сравнению с 1934 г. и превыси-ли 32 500 человек.

В феврале 1941 г. из системы НКВД СССР были выделены органы государственной безопасности. При этом был образован Народный комиссариат государственной безопасности СССР.

Органы милиции

После упразднения в декабре 1930 г. НКВД РСФСР руко-водство милицией и уголовным розыском было возложено на созда-ваемые при СНК союзных и автономных республик управления милицией и уголовного розыска.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.