Хотя период правления Петра был периодом реформ всех сторон российской жизни, крестьянство в ходе податной реформы не претерпело коренных преобразований. В 1719-1724 гг. была проведена перепись податного населения (так называемая ревизия). Это было большим потому времени нововведением и было связано с изменением единого налогового обложения - налоговой реформой, чтобы обеспечить увеличение поступления денег в казну.
За единицу обложения податью (налогом) объявлялся уже не двор (как расширение), а мужская душа. Перепись обнаружила около 1 млн. сокрытых мужских душ. В результате податной реформы доходы государства возросли в 3 раза.
Вводился единый денежный налог - подушная подать, заменившая десятки мелких подворных сборов. Считалось, что каждый должен платить повинность феодалу - 40 копеек и податный налог государству - 70 копеек, а всего - 1 руб. 10 копеек.
Перепись населения позволила составить представление о численности населения страны - оно составило 15,5 млн. человек.
В результате осуществления податной реформы изменилась вся система прямых налогов; в хозяйственный оборот вводилось большое количество новых земель. Но положение крестьян продолжало характеризоваться их полной зависимостью от помещиков. Свидетель того времени русский экономист и публицист И.Т.Посошков в своём труде «Книга о скудности и богатстве» (1724г.) писал: «Помещики на крестьян своих налагают бремена неудобоносимые…, многие дворяне говорят: крестьянину не давай обрасти, но стриги его, яко овцу, догола: и тако творя, царство пустошать, понеже так крестьян обирают, что у иного и козы не оставляют».
По переписи населения всё население страны было разделено на податное, платившее в казну налоги, подать, и неподатное, освобождённое от них. Первое в себя включало крестьян и горожан, второе - дворянство и духовенство.
Значение податной реформы Петра состояло в том, что она, с одной стороны, способствовало увеличению количества обработанных земель, а с другой стороны, она ухудшало положение крестьян путём ещё большего их закрепощения. Крепостное право становится основной всей хозяйственной жизни России.
4. Много внимания Пётр I уделял совершенствованию государственного управления России. Он смело выдвигал способных и преданных ему людей на государственные дела, не считаясь с их родословной.
Его реформы имели переломное, этапное значение для России. Их сущность окончательно оформила и превратила страну в абсолютную монархию. Было подвергнуто коренной перестройке всё здание государственного управления и администрации. За образец административного устройства он берёт шведскую государственную систему.
В условиях трудностей, связанных с ведением Северной войны, система управления «приказы-уезды» в силу своей отсталости не соответствовала складывавшейся обстановке и нуждалось в совершенствовании. Пётр считал, что приказная система управления себя полностью изошла, особенно в финансово-податном смысле. Нужно было привести в соответствие высшее и низшее звенья управления.
В 1711 г. создаётся Сенат - высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе. Вводилась должность генерал-прокурора для надзора верховной власти за деятельностью всех звеньев государственного аппарата.
Как органу управления, Сенату подчинялись все канцелярии и приказы, а также губернии губернаторы. Появление Сената было вторым шагом в организации аппарата управления. Сенат был верным исполнителем воли царя, орудием и средством в деле управления, суда и законодательства. При своём образовании Сенат состоял из 9 членов-сенаторов, назначаемых Петром. При этом, при назначении сенаторов учитывалась их компетентность, выслуга и близость к государю, а не родовитость. Такой подход позволял иметь в Сенате как представителей боярских фамилий, так и людей незнатного происхождения.
В государственном учреждении впервые, подобно армии, вводилась личная присяга. В ней особо подчёркивалось, что чиновник обещается «честно и чисто, неленостно, но паче ревностно исполнять звание своё».
Важнейшей задачей Сената являлась замена устаревшей приказной системы управления коллегиальной. Коллегии становились основой центральной системы управления. Пётр считал, что эффективность работы госаппарата может быть достигнута путём регламентной работы всех учреждений. В составлении многих уставов и регламентов он принимал личное участие, используя свой собственный опыт. Так, в 1719-1724 гг. был создан Генеральный регламент, имевший 12 редакций, 6 из которых принадлежали Петру. В нём определялись права и обязанности должностных лиц в коллегиях, вплоть до президента коллегии, а также чиновников аппарата всех государственных учреждений. Кроме того, каждая коллегия и учреждение имели свой собственный регламент.
Вместо приказов Петр создаёт коллегии для руководства конкретными участками государственного управления на всей территории страны. Он требовал коллегиального обсуждения текущих дел. Главными были Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел, а всего было создано 13 коллегий.
В 1708 г. проводится губернская реформа, которая разделила Россию на 8 губерний. Губернатор обладал большой властью. Была также проведена городская реформа, согласно которой главным ведомством в городе был главный магистрат, а на местах - городские магистраты.
Пётр лично разрабатывал Уставы по разным службам. Он существенно ограничил права церкви. В 1721 г. была разработана Духовная коллегия, переименованная вскоре в «Святейший правительственный Синод», уравнённый в правах с Сенатом. Создание Синода означало тем самым, что выше церковной власти - царь, который становился главой церкви. Церковь превращалась в одно из государственных учреждений, а её служители - в служащих этого учреждения. Такая политика по отношению к церкви вызвала крайнее недовольство большей части духовенства.
Превращение церкви в часть государственного аппарата было важным шагом на пути укрепления самодержавия в петровской России. В результате церковных преобразований государству удалось превратить православие в более мощное и гибкое орудие идеологического воздействия на народные массы. Реформа не изменила основных функций церкви, но лишила её прежнего могущества и включила в систему абсолютной монархии.
В 1722 году был принят Табель о рангах, который определял систему чинов и порядок продвижения по государственной службе (военной и гражданской). Все чины делились на 14 классов (рангов). Каждый чиновник должен был в зависимости от своих способностей продвигаться по 14 ступеням служебной лестницы, начиная с низшей. Принцип знатности рода заменялся принципом личной выслуги. К дворянским званиям открывался доступ из низших сословий, из недворян.
Анализ состава офицерского корпуса русской армии в конце Северной войны показывает, что офицеры - выходцы из недворян - составляли 13,967 % от общей численности офицеров, причём в походе каждый пятый офицер был по происхождению недворянин. Не без основания по этому в указе 1721 г. младшие офицеры автоматически были возведены в дворянство: Все обер-офицеры, которые произошли не из дворянства, оные и их дети, и их потомки суть дворяне, и надлежит им дать патенты на дворянство». Это была очень важная акция политического характера, укреплявшая режим.
Таким образом, в результате многочисленных реформ в петровской России был сформирован дворянско-чиновничий централизованный аппарат абсолютизма. Власть царя в предисловии к Воинскому уставу определялась следующим образом: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен». Он управляет государством «по своей воле и благомнению».
В результате многочисленных реформ при Петре власть царя неограниченной и представляла собой абсолютизм.
Характерной особенностью Петра-реформатора было стремление перенести ряд положений воинских уставов на сферу государственного управления и гражданской жизни. Устанавливались жёсткие наказания, вплоть до смертной казни, за государственные преступления. По словам А.С.Пушкина, Пётр в одних случаях проявлял обширный ум, исполненный доброжелательства и мудрости, а в других - жестокость своенравие. По мнению поэта, некоторые петровские указы «кажется писаны кнутом».
XVIII век явился важной вехой в развитии русской культуры. Реформы в ней охватили и образование, и организацию науки, и книгоиздание, печать, градостроительство, архитектуру, и даже одежды и развлечения.
Переход от средневскового мировоззрения к рационалистическому, светскому - наиболее характерная черта этих реформ. Годы реформ особенно остро ставили задачу подготовки самого различного профиля специалистов: металлургов, моряков, кораблестроителей, инженеров, архитекторов и многих других. Нужны были широкие государственные меры.
Важнейшим направлением в становлении светского образования в стране была реорганизация и значительное расширение новых учебных заведений. В конце XVII века в России было только одно богословское учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, готовившая специалистов различного профиля. В 1701 г. в Москве учреждается высшая техническая школа математических и навигационных наук. Ученики этой школы служили не только во флоте, хотя это для них было главным предназначением. В указе Петра 1710 г. было особенно подчёркнуто, что «школа оная не только потребна единому мореплаванию и инженерству, но и артиллерии и гражданству».
Вскоре часть навигацкой школы, её высшие классы были переведены из Москвы, поближе к морю в Санкт-Петербург, где на её основе 1 октября 1715 г. была образована морская академия. Вслед за Москвой и Петербургом «навигацкие» школы в 1716 г. были в 12, а к 1722 г. - в 42 городах России. Поскольку в них обучали по преимуществу арифметике и геометрии, то их стали называть «цифирными школами». В московской навигацкой школе долгое время преподавал известный русский математик Леонтий Магнитский.
Одним из важнейших центров подготовки кадров для отечественной науки и образовании стала Петербургская Академия наук, решение об открытии которой было принято Сенатом 22 января 1724 г.
Петровская система угроз и страха, тяжёлых наказаний и штрафов за провинности нашли себе применение и в школе его времени. Так, в навигационной школе занятия продолжались почти весь день, дисциплина была строгая. За большие проступки учеников били на школьном дворе плетьми солдаты, состоявшие при школьной канцелярии; за прогульные дни, по указу 1707 г. с состоятельных учеников из дворян взимались отчаянно - большие штрафы: за первый день прогула - 5 рублей; за второй - по 15 рублей. По тем временам это были очень большие деньги.
Преобразования требовали подготовки специалистов различного профиля. Сам Пётр был примером неустанного овладения знаниями и требовал этого от других. Он приглашал специалистов, учённых из-за границы, посылал туда учиться; он часто экзаменовал прибывших с учёбы; требовал от дворян учёбы, им не разрешал даже жениться, если нет свидетельства об окончании школы.
При Петре создаются общеобразовательные и специальные учебные заведения; более чем в 40 городах России были открыты «цифирные» школы, создавались гарнизонные школы; была открыта школа математических и навигационных наук в Москве (1701г.)
Интерес к знаниям у Петра сохранился на протяжении всей жизни. Царь-реформатор прекрасно понимал, что школы, основанные лишь на церковном знании, так же как и отправка талантливой молодёжи для обучения за границу, не могут дать хорошего результата. В России стала формироваться собственная система образования. Вначале школы были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоёв общества. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения (готовившие офицеров-специалистов) стали принимать только детей дворян. Дети крепостных крестьян не имели права обучаться в государственных школах. Поскольку не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учёбу одним из видов государственной службы. А чтобы никто не мог её избежать, он запретил священникам заключать браки дворян, не имеющих свидетельства об образовании.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11