Рефераты. Отечественная история

p align="left">Создавались медицинские, артиллерийские, инженерные школы, горные училища и др. Значительное увеличение в стране школ, профессиональных учебных заведений повлекло за собой необходимость резкого повышения выпуска учебников. Появилась литература по механике, геометрии, навигации, фортификации и другим отраслям знаний.

Вся эта сеть просвещения, имевшая светский характер, способствовала распространению грамотности. Однако образование носило классовый характер, охватывая в первую очередь детей дворян и духовенства. Дети же крестьян и рядовых горожан - подавляющей части населения страны - лишалась возможности получить образование.

В становлении и распространении новой культуры, образования огромную роль играла светская книга. В первой половине XVIII века в России возникают первые библиотеки.

Особое значение имело возникновение в России переодики. 2 января 1703 г. вышел первый первой русской печатной газеты «Ведомости». Её тираж составил тогда всего 1000 экземпляров. В 1711 г. «Ведомости» стали печатать в Петербурге. Газета публиковала в основном иностранную хронику.

В конце 1699 г. Пётр издал указ, которым распорядился впредь счиление лет производить, не от сотворение мира, а от Рождества Христова, новолетие начинать не с 1 сентября, а с 1 января. Царь велел новый год встречать как праздник. В указе от 15 декабря 1699 г. говорилось: «Поелико в России считают новый год по-разному, с сего числа перестать дурить голову людям и считать новый год повсеместно с 1 января. А в знак того доброго начинания и веселия - поздравлять друг друга с новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять. На то других дней хватает».

Крупные перемены произошли в русском искусстве, в градостроительстве, архитектуре, скульптуре. Наиболее полно и ярко особенности архитектуры петровского времени обнаружились при строительстве Петербурга, который сознательно создавался как город новый культуры, как столица, противопоставлявшаяся Москве. В 1704 году Пётр приказал построить в Москве на Красной площади «комедиальную хромину», где начали ставить спектакли. Так было положено начало существованию общественного театра в России.

Крупным научным учреждением стала основанная царём в Петербурге в 1719 г. Кунсткамера (помещение для редкостей), в которой хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных глобусов. Это был первый естественно-научный музей, куда по приказу Петра доставлялось всё из области «раритетов, монстров и курьёзов». Царь призывал население приносить в Кунсткамеру всё, что «зело старо и необыкновенно». И приток экспонатов быстро увеличился: были принесены два младенца - каждый с двумя головами, два - которые срослись телами; из Выборга представили овцу, у которой вместо двух - четыре глаза и два языка; из Тобольска привезли несколько барашков: у одного из них восемь ног, у другого - три глаза, два туловища и шесть ног. В Нижнем Новгороде родился ребёнок с тремя ногами, а в Уфе - с двумя головами. Всё это вместе с чучелами птиц и животных, пушками старинного литья и т.д. стало храниться в Кунсткамере.

Петровское государство не останавливалось и перед регламентацией одежды для подданных, насилием поддерживало новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами.

Так, в одном из таких указов Пётр писал: «Нами замечено, что по невской першпективе и в ассанблеях недоросли в нарушение этику и регламенту штиля в шпанских камзолах и панталонах с мишурою щеголяют предерзко. Господину полицейскому Санкт-Петербурга указую впредь оных щеголей с рвением великим вылавливать, сводить в литейную часть и бить кнутом, пока от гишпанских панталонов зело похабный вид не окажется. На звание и именитость не взирать, а также и вопли наказуемых».

Когда в 1698 году Пётр прибыл из заграничного путешествия в Москву и остановился в Преображенском, туда поспешили бояре, чтобы приветствовать царя с благополучным возвращением. Царь обошёлся поздравлениями самым непредвиденным образом: велел подать ножницы и стал обрезать бороды у бояр. Первым лишился бороды боярин Шеин, вторым - «князь-кесарь» Ромодановский. За ним следовали другие, которых лишали бороды либо сам царь, либо по его велению. От бритья бород освободились лишь церковные иерархии. Так было положено начало брадобритию-новшеству, которое тогда произвело на всех огромное впечатление, ибо борода считалась признаком солидности и добропорядочности. Правда в последствии на ношение бороды устанавливался очень высокий налог.

Она стала светской, более разнообразной в жанровом отношении, получила активную поддержку со стороны государства. Однако в целом культура носила переходный характер, так как во многом ещё сохранились черты прежней эпохи.

Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты (многоголосое бытовое пение, обычно звучавшие в дни государственных и военных праздников).

Архитектура этого времени представлена прежде всего сооружениями Санкт-Петербурга, для строительства которого были приглашены лучшие зарубежные специалисты - Ж.Леблон, Д.Растрелли. В этой работе участвовали и русские архитекторы - И.К.Коробов и М.Г.Земцев.

Важнейшими памятниками архитектуры стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллекций, дворец Меньшикова в Петербурге, Меньшикова башня в Москве, сооружения Петергофского ансамбля.

Изобразительное искусство первой четверти XVIII в. представлено таким новым явлением, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Гравюры завоевали популярность прежде всего из-за своей дешевизны и вскоре уже широко использовались в учебной литературе, газетах, календарях.

По обилию новых явлений, в культурной жизни первая часть XVIII в. не имеет аналогов в отечественной истории. По приказу царя для дворян было введено обязательное ношение европейской одежды - камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Бояре и дворяне должны были брить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф, а в худшем - опала. Крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался всякий раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохранило своё право на ношение традиционной одежды и бороды.

В соответствии с новой концепцией жизни вводились новые формы общения людей, манеры их поведения. В 1718 г. был создан указ о введении в Петербурге Ассамблей - новой формы развлечения для высших чинов, похожей на собрание или съезд, собирающиеся не только для увеселения, но и для дела, когда можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить. Всё это были черты культуры петровской эпохи, школы советского воспитания, новой формы общения людей. Ассамблеи положили конец затворнической жизни столичных женщин.

Указ определял курс лиц, приглашавшихся на ассамблеи. Это высшие чины из дворян, офицеров, чиновников, знатных купцов, корабельных мастеров, которые должны являться вместе с жёнами. Ассамблеи начинались обычно в 4-5 часов и заканчивались в 10 часов вечера. На них подавалось лёгкое угощение: сладости, табак и трубки, прохладительные напитки; выставлялись столики для игры в шахматы и шашки. Посещение ассамблей было обязательным.

В соответствии с новой концепцией жизни вводились и новые манеры поведения, особенно молодёжи. Подлинным постановлением для неё стала вышедшая в 1717 году книга «Юности честное зерцало или показание житейскому обхождению…», где излагались правила поведения молодёжи в семье, в гостях, в общественных местах и на службе.

Юношам внушались скромность, трудолюбие, послушание, учтивость и благоразумие. «Зерцало» наставляло молодых людей «отца и матерь в великой чести содержать», «у родителей речей перебирать не надлежит и ниже прекословить; на зов отца отвечать: «чего изволите государь-батюшка?» За пределами семьи юноши должны были быть предупредительными к старшим, почтительно, не перебивая, слушать их речи, не быть назойливыми.

А вот какие рекомендации поведения за столом: «Руки твои не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай губ рукою, но полотенцем, и не пей пока ещё пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чистить, но зубочисткою, и одной рукою прикрой рот, когда зубы чистишь. Хлеба, приложа к груди не режь. Ешь, что перед тобою лежит, а инде не хватай. Над ествою не чавкай как свинья и головы не чени: не проглотив куска, не говори. Часто чихать, сморкаться и кашлять не пригоже».

В заключение «Зерцало» в разделе «Девическое целомудрие» излагало рекомендации девицам. Если юноша должен быть «смирён, приветлив и учтив», то девица должна обладать такими добродетелями как: смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, верность, чистоплотность и др. У девицы ценилось умение краснеть, что считалось признаком нравственной чистоты. И наоборот: «непорядочная девица со всяким смеётся и разговаривает, бегает по причинным местам и улицам, разиня пазухи, садится к другим молодцам и мужчинам, толкает локтями, а смирно не сидит, но поёт блудные песни, веселится и напивается до пьяна, скачет по столам и скамьям, даёт себя по всем углам таскать и волочить, яко стерва, ибо, где нет стыда, там смирение не явится».

Осмысливая реформы Петра I и пути их реализации, мы задаём вопросом: что они дали трудовому народу России? С одной стороны, они принесли ему новые тяготы, вызванные воинами, строительством городов и крепостей, кораблей и мануфактур, которые требовали огромных ресурсов и жертв со стороны крестьян и горожан, с которых взимались новые налоги.

Но с другой стороны - было создано могучее государство, обеспечившее стране национальную независимость, выход на Балтику, что способствовало развитию России. Это сократило отставание России от передовых стран Запада. По словам академии Лихачёва д.С. без петровских реформ 2русское общество опоздало бы в своём развитии лет на двести». В то же время эти реформы не оказали ожидавшегося влияния на глубинные слои населения России.

Более того, по словам доктора исторических наук Анисимова Е.В. «реформы Петра не столько способствовали быстрейшему развитию России в направлении к капитализму, сколько цементировали феодальные устои. Промышленность России была поставлена в такие условия, при которых она фактически не могла развиться по-иному, чем капиталистическому пути.

Пётр «прорубил окно в Европу». Это, безусловно, верно. Но проводимые им радикальные, суровые, жестокие реформы не решили в полной мере задачу ввести Россию в европейскую цивилизацию, поскольку реформы эти не оказали ожидавшегося влияния на глубинные слои населения.

Реформы Петра выполняли не только государственные функции по обслуживанию потребителей власти самодержца, но и способствовало тому, что из петровской государственной культуры XVIII века выросла и великая русская культура XIX столетия.

Оценивая реформы и человека, стоящего в центре их проведения, мы сознаём, что они сократили отставание России от передовых стран Запада и превратили её в великую державу Европы. Создание регулярной армии и флота, проведение активной внешней политики способствовали выходу России на прибалтийское морское побережье, а рост мануфактурной промышленности, развитие внутренней и внешней торговли вели к быстрому развитию экономики.

«Революционность» петровских реформ придавала уже происходившим процессам принципиально новые качества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.