Рефераты. Парадигмы этнического развития США

Парадигмы этнического развития США

Парадигмы этнического развития США

Как всем явлениям в природе и обществе, этническим процессам присуще сочетание общего и особенного. Важнейшим проявлением этой закономерности выступают две взаимосвязанные тенденции, одна из которых имеет интегрирующий, другая - дифференцирующий характер. Действие этих тенденций является универсальным явлением для всей этнической истории человечества с древнейших времен до наших дней, включая современные национальные процессы.

Соотношение двух основных тенденций менялось в разных странах на разных этапах их исторического развития, то преобладала одна, то другая. Взаимодействие тенденций интеграции и дифференциации проходило и через всю историю США, пронизывало отношения этнических групп, национальных меньшинств, что находило свое отражение в различных теориях и концепциях. При этом интегрирующая тенденция в конечном счете выступала как доминирующая, однако, как мы убедимся, она прокладывала себе путь в диалектическом и подчас остро противоречивом взаимодействии с дифференцирующей тенденцией.

В теоретической и общественной мысли США по вопросу национального развития господствующими были теории "англо-конформизм", "плавильный котел" и "культурный плюрализм". Именно эти теории пытались объяснить уникальность американской цивилизации и американской нации. Эти три идеологические или концептуальные модели существовали в разное время, в разные периоды истории США, но иногда и одновременно. Одни описывали, что происходило в прошлом, то есть являлись описательными моделями, другие - претендовали на роль перспективных моделей, предлагали рецепты на будущее.

Итак, англоконформизм. Что означает этот термин? Существуют различные дефиниции и нет необходимости их все приводить. Обратимся лишь к обобщенному определению, которое сделал известный американский социолог М. Гордон: "Англоконформизм -это обобщенное понятие, используемое для объяснения различных точек зрения на ассимиляцию и иммиграцию; все они предполагают требование поддержания английских институтов (определенных американской революцией), английского языка и английских культурных образцов как господствующие и стандарт в американской жизни".

Англоконформизм был возведен в ранг государственной политики в конце XIX - начале ХХ века, когда в США прибывали потоком иммигранты из Южно- и Восточно-европейских стран. Но появилась эта теория гораздо раньше - в XVII в. в связи с английскими поселенцами, преуспевавшими в установлении своего образа жизни как доминанты.

Какова была политика молодого государства к вновь прибывавшим в страну? Ее четко сформулировали основатели государства - прибывающие в страну иммигранты должны отказаться от своего языка, образа жизни, системы ценностей и принять английский язык, англосаксонские нормы, традиции и приспосабливаться к существующим институтам и порядкам. Так, первый американский президент Джордж Вашингтон говорил в своей речи: "Иммигрант должен ассимилироваться с нашими обычаями, порядками, законами и составить один народ". "Справедливость" слов президента поддержал вице-президент Джон Адамс: "Для иммигрантов, не приспособившихся к моральным, политическим и другим ценностям этой страны, Атлантический океан всегда открыт, они в любое время могут вернуться в свою страну". Слова о том, что иммиграция в конечном результате приведет к разрушению общественной прочности, "заболотит" национальную культуру и подвергнет опасности чувство общности истории и единства, принадлежат великому американскому просветителю Бенджамину Франклину, для которого любимой мишенью для критики являлась иммиграция в страну немцев.

Так были даны ориентиры складывающейся американской идентичности, главным, определяющим которой выступало единство, достигаемое путем максимально возможного единообразия. В национальном единообразии виделся залог национального единства, государственно-территориальной целостности.

Англосаксонская модель развития американской нации реализовывалась на практике на протяжении длительного исторического времени, причем определяющая роль отводилась системе образования, суть которой довольно четко выразил один из ее представителей Э. Кабберли в книге "Изменение концепции образования", опубликованной в начале ХХ в.:"Везде люди поселялись группами или колониями и устанавливали свои национальные обычаи, традиции и обряды. Наша задача - разбить эти группы и поселения, ассимилировать и смешать этих людей как часть нашей американской расы и внедрить в их детях, как только возможно, англосаксонскую концепцию справедливости, закона и порядка, народного правительства и пробудить в них уважение к нашим демократическим институтам".

Сторонники англосаксонской модели представляли американскую культуру как свободолюбивую, развитую, созданную белыми американцами англосаксонского происхождения и протестантского вероисповедания. Культура же иммигрантов рассматривалась как неполноценная из-за бедности и необразованности, несовершенства и "разрушительных ценностей". Намеренно игнорировался факт, что, если американская нация сформировалась из переселенцев различных этнических общностей, так и американская культура возникла путем слияния различных национальных культур, результатом которого было образование качественно новой культуры. Вслед за англичанами ирландцы, немцы, скандинавы, затем славяне, итальянцы, евреи, мексиканцы и другие народы развили и обогатили американскую культуру. Вклад в развитие американской культуры внес и негритянский народ.

Англоконформистская социальная доктрина, отмечается в американской социологической и политологической литературе, особенно стала популяризироваться в обществе в конце XIX - начале ХХ века и явилась теоретической основой политики ограничения "новой" иммиграции. Как указывалось в работе "Коренные и чужестранцы. Этнические группы и создание Америки", "с прибытием огромных людских масс в Америку все громче стали звучать голоса фанатизма. Предубежденность и предрассудки нашли свое отражение в "научных" теориях, изысканиях, доказывавших врожденное превосходство старожильческого ядра белых американцев. Нетерпимость проявлялась в насилии, так же как и в социальной законности и экономической дискриминации". Типичным было высказывание по поводу "новой" иммиграции, сделанное уже упоминавшим Э.Кабберли: "Неграмотные, послушные, не уверенные в себе, безынициативные, не обладающие англотевтонской концепцией закона, порядка и правительства, их приезд послужил выхолащиванию нашего национального фонда и нарушению гражданской жизни". Аналогичную характеристику мы находим и в работе президента В.Вильсона "История американского народа", где он определил представителей "новой" иммиграции людьми, не обладающими ни квалификацией, энергией, инициативой, ни умственными способностями".

С целью научного обоснования причин ограничения притока "неполноценных" народов, какими считались "новые" иммигранты, Конгресс США обратился к докладу генетика, эксперта ряда правительственных комиссий по вопросам иммиграции Г.Лауфлину "Анализ современного плавильного котла", в котором он подводил итоги изучению биологических аспектов иммиграции. В докладе прямо утверждалось, что "новые" иммигранты принадлежат к низшему порядку, что "существовали естественные, врожденные, наследственные умственные и моральные различия". И хотя реакция на доклад была довольно резкой, тем не менее он оказал существенное влияние на последующее законодательство.

Стоит назвать также нашумевшую в то время работу под названием "Старый мир в новом", опубликованную в 1914 г., известного американского социолога Е.Росса, где автор представил "новых" иммигрантов людьми иной расы, иного поведения и менталитета. Он рьяно отстаивал идею их врожденной неполноценности.

Подобное содержалось и в книге "Конец великой расы", изданной в 1916 г. Ее автором был влиятельный адвокат М.Грант, происходивший из старой колониальной семьи, корни которой восходили к первым переселенцам из Англии. Наблюдая за прибытием людей из Южной и Восточной Европы в начале в ХХ в., он заявил, что "это враждебное нашествие" разрушает "нордическую расу", а для того, чтобы сохранить Америку "чистой", защитить от "враждебного нашествия", необходимо изгнать "неполноценные расы" из американского общества. Таковыми он считал поляков, итальянцев, китайцев, черных и др. Симптоматично, что М.Грант являлся вице-президентом Лиги ограничения иммиграции, основанной в 1894 г. в Бостоне. Деятельность Лиги была закономерным продолжением процесса нарастания реакционных, шовинистических тенденций в общественно-политической жизни США, отмеченного на протяжении XIX и в начале XX в. (В 40 - 50-х годах XIX в. острие шовинизма было направлено против ирландцев и немцев).

Идеи превосходства белой англосаксонской расы отстаивали такие националистические организации, как "Дочери американской революции", "Общество колониальных дам", "Сыны американской революции" и другие организации, самой могущественной из которых была организация Ку-клукс-клан, контролировавшая в конце XIX в. жизнь многих штатов. Ведущий исследователь из университета штата Аризона, специалист в области расовых и этнических отношений С.Либерзон писал, что расовые идеи получили официальную правительственную поддержку, и что разница между "старой" и "новой" иммиграцией заключена не в биологических причинах, а в уровнях социально-экономического и образовательного развития. Широкая антииммигрантская кампания, развернутая в стране, завершилась принятием в 20-х годах ограничительного иммиграционного законодательства, поставившего преграду на пути въезда в США "нежелательных" "новых" иммигрантов. Это была одна из главных причин последующего сохранения европейской иммиграции на относительно низком по сравнению с началом XX века уровне.

Итак, идеологическую основу движения за ограничение иммиграции составили концепции теоретиков школы англоконфор-мизма, которая была представлена многими историками, социологами и этнологами той поры, включая EXmura, Э.Кабберли и др. Особый вклад в разработку доктрины англоконформизма внес Г.Фейрчайлд.

В его работах наиболее полно отражены были волновавшие в то время общественность проблемы: иммиграция и американизация; единство и сплоченность общества; англоконформистская модель национального развития и др. Так, касаясь вопроса иммиграции, Г.Фейерчайлд писал в одной из своих работ, опубликованной в 1925 г., следующее: "Если мы хотим, чтобы нация была сохранена, мы обязаны все, как коренные жители, так и иностранцы, подписаться под неизбежной истиной, что ее единство может быть сохранено только путем полного пожертвования чуждыми национальными чертами со стороны иностранного элемента". Как видно из приведенного высказывания, Г.Фейерчайлд указывал на опасность иммиграции для национального единства Соединенных Штатов и предлагал рецепты сохранения этого единства. У него была несколько иная точка зрения на "новую" иммиграцию, чем у большинства других теоретиков англоконформизма, и заключалась она в том, что "расы из Южной и Восточной Европы не были низшими по сравнению с расами Северной и Западной Европы. Они просто несовместимы и несопоставимы. И поэтому не может быть расового смешения с точки зрения позитивного результата". Главное, что нужно сделать, - писал Г.Фейерчайлд, - это избежать иммиграции. Развивая свой тезис о невозможности образования сложной национальной идентичности - американского народа, ученый указывал на то, что попытки смешать национальности имеют своим результатом не создание нового типа сложной национальности, а разрушение всей национальности. Непреложным и отправным для него являлось положение, что только определенные типы иммигрантов могут быть ассимилированы, а именно, близкие к англосаксонскому типу. В этом суждении сконцентрированы основные аргументы, позволившие Фейерчайлду сделать вывод: "У Америки нет иного выхода, как установление жестких ограничительных мер в интересах спасения американской нации от разрушения".

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.