Как уже отмечалось выше, концепция англосаксонского превосходства подводила необходимую теоретическую базу под принципиальные изменения законодательства о межрасовых и межэтнических отношениях. Но полиэтнический состав американского общества был реальностью, и англоконформистская модель развития предполагала американизировать иммигрантов - ускорить принудительную ассимиляцию иммигрантов, что означало, наряду с приобретением ими прав гражданства, усвоение английского языка, новых обычаев, привычек, всего того, что составляло понятия "американского образа жизни". Американизация задумывалась как однолинейный процесс - от иммигранта требовалось как можно быстрее принять ценности, нормы и обычаи доминирующих белых англосаксов.
В движении американизации англоконформизм получил свое наиболее полное выражение. Возникло оно в конце XIX в. и приняло в основном форму образовательной кампании, в которой английскому языку отводилась роль важнейшего средства американизации. Английский язык рассматривался как пропуск, дававший переселенцу право на вхождение в американское общество. Во главу угла национальной политики начала ХХ в. была поставлена политика насильственной ассимиляции. Она реализовывалась с помощью комплекса мероприятий правительства, а также местных властей в области школьного образования и других сферах общественной жизни, направленные на подавление или стеснение языка и культуры национальных меньшинств, давления на их самосознание и т. д. Так, во время президентства Т.Рузвельта (1901 - 1909 гг.), когда в США прибыло огромное количество иммигрантов, это расценивалось им как положительный фактор, умножавший мощь Америки, давший рабочую силу ее заводам, шахтам и пополнивший ее армию. Вместе с тем, Рузвельт не приветствовал этнического разнообразия, настаивая на полной американизации иммигрантов. Он писал: "Мы свободно протягиваем руку приветствия любому мужчине и любой женщине, вне зависимости от их убеждений или места рождения, всем тем, кто прибывает с честным намерением стать хорошим гражданином Америки". Одновременно президент требовал, чтобы иммигранты оставили все то, что связывало их со старым миром, и они обязаны были изучать английский язык. "Мы верим, - продолжал президент, что только на английском и ни на каком другом языке должны работать все школы...". В американской литературе существуют различные определения понятия "американизация". Так, Кливлендский комитет по американизации дал следующее определение: "Американизация означает ассимиляцию общности в американскую жизнь... Основным принципом американизации является изучение языка нашей страны... Американизация - это совместный процесс, с помощью которого многие народы в нашем городе и в Америке становятся одной нацией, объединенной языком, работой, домашними узами и гражданством...". При всех различиях в определениях понятия "американизация", подчеркивал один из теоретиков англоконформизма EXmra в своей статье, опубликованной в 1919 г., главное ударение делалось на овладении английским языком, принятии американского гражданства, а также на усвоении американских привычек, стандартов и образа жизни или, другими словами, американизация определяется как процесс, в котором чужестранец приобретает наш язык, гражданство, привычки и идеалы.
Отношение в обществе в начале XX в. к кампании американизации было различным. Одна часть искренне верила в то, что американизация - единственный путь создания объединенной нации, объединенного народа. Так, прогрессивные реформаторы в школах, на рабочих местах, в районах проживания обучали иммигрантов английскому языку для получения американского гражданства и приобретения приличной работы, придавали большое значение воспитанию веры в американские ценности и институты. Другая часть считала, что американизации могут поддаваться не все национальности, а только определенный тип, близкий к англосак-сонскому. Возможность успеха американизации вообще отрицали англосаксонские расисты, считавшие, что иммигранты представляют "иной вид расового материала".
В школе видели основной механизм в проведении политики американизации. В городах с большим числом иммигрантского населения стали открываться вечерние школы для обучения английскому языку. Вопросы образования занимали и сейчас занимают особое место в американском обществе, к ним всегда был повышенный интерес. На это есть причины, о них говорил историк Д.Ревич в статье, опубликованной в журнале "Американский ученый" летом 1990 г.: "В нашей истории школы были не только учреждениями, где обучались молодые люди умению и знаниям, но и ареной борьбы интересов различных групп за сохранение своих ценностей, пересмотр сути истории, а также проведения фундаментальных социальных перемен... Школы проводили политику, основанную на расе, религии и этничности".
В соответствии с общей установкой процесс обучения проводился по англосаксонскому образцу. По отношению к культуре национальных меньшинств и иммигрантов культивировались пренебрежение и цинизм. В школьных учебниках по истории, например, совершенно игнорировалась роль иммигрантов и других этнических групп в жизни американского общества. В них, в частности, указывалось, что все значимое было сделано людьми, говорящими по-английски, старожилами - американцами. Черные же, индейцы, мексиканцы и иммигранты, прибывшие в Америку после раннего заселения, были невидимыми людьми американской истории, представляли безликое сборище, толпу и "изобилующие отбросы".
Если одни сторонники американизации настаивали на проведении соответствующей образовательной подготовки, то другие считали, что военная служба - это единственный путь, чтобы "выбить деф3и5 с" из итальянцев и других неассимилированных ино-странцев. Приближалась Первая мировая война, и в США чувствительность этнического фактора многократно усилилась. По словам американских исследователей, "Первая мировая война дала нам почувствовать, что наш многорасовый характер является угрозой безопасности общества". С началом войны в стране дебаты о национализме стали увязываться с вопросами лояльности, что профессор Р.Боурне назвал "тонко замаскированной паникой, именующей себя патриотизмом".
На государственную политику США в сфере межэтнических и межрасовых отношений большое влияние оказал также внешний фактор - Февральская и Октябрьская революции в России, рост национального самосознания и национальных движений во многих странах мира, а также образование новых национальных государств.
Это касалось прежде всего государств, возникших вследствие распада Австро - Венгрии - Австрии, Венгрии, Чехословакии, Королевства Сербов, хорватов и словенцев. Ряд государств возник также на территории Российской империи - Польша, Финляндия, Латвия, Литва и Эстония. Подъем национально-освободительного движения происходил как в Европе (достаточно назвать Ирландию), так и в Азии. Национально-освободительное движение охватило даже такие сравнительно спокойные ранее районы колониальной империи, как Арабский Восток и тропическая Африка. Учитывая внутренние и внешние обстоятельства, американское правительство взяло курс на принудительную американизацию иммигрантов и национальных меньшинств.
В целом движение американизации в своем развитии прошло три этапа: с конца XIX в. до 1914 г., годы Первой мировой войны и послевоенные годы. Все эти этапы были отмечены ростом американского национализма. Привязанность иммигрантов к своим отечествам рассматривалась как опасность для Америки. В данной связи О.Хендлин писал: "В годы войны (Первой мировой - З.Ч.), когда каждый гражданин должен был доказывать свою преданность 100-процентному американизму, было опасно говорить о своем иностранном происхождении".
Религиозные, образовательные, политические институты, наряду с патриотическими организациями, были мобилизованы с целью ускорить американизацию иммигрантов и национальных меньшинств. Была поставлена заранее задача добиться 100-процентной американизации тех групп иммигрантов, которые высаживались в американских портах. "Стопроцентный американизм, - писал М.Гордон, - стал криком времени, и сразу же федеральные органы в лице бюро образования, бюро натурализации, Комитета общественной информации, властей штатов, муниципалитеты и множество частных организаций объединили свои усилия, чтобы принудить иммигранта изучать английский язык, получить натурализационные документы, покупать облигации военного займа, забыть свое происхождение и отдаться целиком потоку патриотической истерии". Мнение М.Гордона разделяет авторитетный американский историк Дж.Хайем: "Путем угроз и риторики, - подчеркивал Дж.Хайем, - сторонники стопроцентной американизации открыли фронтальное наступление на иностранное влияние в американской жизни. Они атаковали иммигрантов с целью обращения их в полноценных граждан США, принятия ими английского языка, безусловного благоговения перед существующими американскими институтами. Они домогались от них полного отказа от лояльности Старому Свету, обычаев и воспоминаний. Они применили тактику
высокого давления, парового катка. Они обхаживали и приказыва-
40
ли".
В 1915 г. в процесс американизации включились Бюро по образованию и Бюро по натурализации, а после 1917 г. и Комитет общественной информации. К ним присоединились многочисленные частные группы, торговые палаты, специальные организации, наиболее важным и влиятельным из которых был Национальный комитет по американизации (НАК), образованный в 1915 г. Директором последнего была назначена известная своими националистическими взглядами Френсис А.Келлор, под чьим руководством Комитет взял курс на 100-процентную ассимиляцию иммигрантов. В своей книге, опубликованной в 1916 г., под заголовком "Строгая Америка", она писала, что военная подготовка, промышленная модернизация и американизация были жизненно необходимы для страны. Кроме проведения курсов по изучению английского языка и гражданства, НАК занимался распределением иммигрантов по различным отраслям промышленности.
Комитетом были сформулированы следующие задачи:
разъяснение американских идеалов, традиций, стандартов и институтов гражданам иностранного происхождения;
овладение английским языком;
универсализация ценностей всех этнических групп в Америке с целью объединения их под одним флагом;
борьба с антиамериканской пропагандой и подавление попыток к мятежу;
овладение американскими стандартами жизни, включая привыкание к американской кухне и метод ухода за детьми;
- воспитание национальной гордости и любви к Америке и желания иммигрантов остаться в Америке, иметь дом и поддерживать американские институты и законы. Как считает автор коллективного труда "Этнические отношения в Америке" историк С.Тернстром, "быть стопроцентным американцем означало быть англоамериканцем". Следующим образом охарактеризована атмосфера в стране в годы Первой мировой войны в статье Г.Герстла: "Свобода, принуждение и создание американцев": "...Правительство одобряло кампанию стопроцентного американизма, начатую частными группами по запрещению иностранных культур и политических традиций, которые, как многим казалось, питают антивоенные и антиамериканские настроения. Эти усилия явились причиной подъема уродливого американизма...".
Страницы: 1, 2, 3, 4