2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.. [4] ( По всей видимости устанавливается запрет на не богоугодное отношение к Всевышнему, выраженное, по крайней мере, в увеличении обещанного срока жизни поколений одного общего предка в его милости и возрастании этого срока еще примерно на 200 лет в случае поиска других альтернатив Богоподобной сущности. )
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. [4] ( Скорее связано с обещанием применения наказания за неоднократное упоминание имени его, как проявление скромности того, кто назвал себя Всевышним. )
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой-- суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. [4] ( Странно, что человек убивший надзирателя за уничижающее отношение к своему народу как к рабам сам устанавливает факт рабовладельческих отношений и признает деление общества на своих и чужих по родовому признаку. )
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои ( а не всех ) на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. [4]
Следующие три заповеди приведены с одними из возможных пояснений ввиду их кажущейся простоты в понимании, многозначности религиозных интерпретаций и однозначности процессуального пресечения их невыполнения.
6. Не убивай. [4] ( сам )
7. Не прелюбодействуй. [4] ( видимо открыто)
8. Не кради. [4] ( на виду )
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. [4] ( Словом “ твоего ” обозначается степень близости “ ближнего ”. )
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. [4] ( Устанавливается порядок отношений в круге “ближних” своих. )
Закрепленный в Торе патриархат устанавливает зависимое положение женщин, которое начинает снижаться со времен Юстиниана и введением института “брака без власти мужа” в Древнем Риме и связанным в это время ослаблением роли домовладыки.
16. Жене сказал Он: Премного умножумуку твоюи беременность твою,в мучении будешь рождать детей.И к мужу твоему вожделение твое, он же будет властвовать над тобой. [Сончино] [4]
Очень насущным видится смысл следующего отрывка перевода в принятии во внимание длительность современной недели в созидании благ человечества человеком и 7-ми дней творения бога.
1. И завершены были небеса и земля, и все их воинство. [Сончино] 2.И завершилБ-гна седьмой деньСвой труд, который делал, и почил Он в седьмой день от всего Своего труда, который делал. [Сончино] 3. И благословилБ-гседьмой деньи освятилего, ибо в сей (день) почил Он от всего Своего труда, который сотворилБ-г,(что надлежало) делать. [Сончино][4]
Индия
Со слов учёного-археолога, профессора, Геннадия Здановича современники первой династии Вавилона, фараонов Среднего Царства Египта пришли из древнего поселения Аркаима и «Страны Городов» ( начала II тыс. до н. э.) , расположенной на территории современного Южного Урала, а первичные тексты «Ригведы и Авесты» зарождались именно здесь.
Планировочную структуру Аркаима составляли центральная площадь, два кольца оборонительных сооружений, два круга жилищ и одна кольцевая улица, совмещенная с ливневой канализацией. [5]
Авеста - собрание священных текстов.
В переднем округе [Вара] сделай девять проходов, в среднем -- шесть, во внутреннем -- три*. В проходы переднего [округа] принеси семя тысячи мужчин и женщин, среднего -- шестисот, внутреннего -- трёхсот. Сгони их в Вар золотым рогом и и закрепи Вар дверью-окном, освещающимся изнутри"**.[6]
Природа человека сомнительна. В следующем отрывке «Авесты» утверждается идеал и тут же он подвергается сомнению в поиске нового.
"Истина - лучшее благо. Благо будет, благо тому, Чьё Истине лучшей благо"*.[6]
Ригведа - собрание религиозных гимнов.
Пока это еще религиозно-обрядовые мифы и песнопения восхваляющие богов и сопровождающие обычаи жертвоприношений.
Все-Боги, беспорочные, желанные, благосклонные, Пусть насладятся возницы жертвенным напитком! и содержащие призывы к защите своей общины. [7]
3 О Индра, при твоей поддержке пусть возьмем мы дубины, как(ты-) ваджру, (и) победим в борьбе всех соперников. [7]
Так-же в Ригведе можно заметить отражение начинающегося расслоения общества.
9 Две руки, хоть и одинаковы, не делают одинаковой работы, (Две коровы,) хоть и от одной матери, не одинаково доятся. Даже у близнецов силы не одинаковы. Не одинаково дарят двое даже кровных родных. [7]
Позже индийские санскары или “церемонии”, “таинства”, обозначающее “внешнее проявление внутренней чистоты духовной силы человека” или ритуалы и обряды использовались в индуизме при проведении причастия, крещения, браков и др. а позднее дхармасутры и дхармашастры, уже записанные и применявшиеся в течении шестисот лет “развития” древнеиндийского общества, нашли отражение в дошедших до нас “Законах Ману” с толкованиями средневековых индийских комментаторов.
Интересным представляется обычай продолжения рода человеком, прекратившим свое существование посредством передачи наследственного материала одним из своих родственников.
V, 160. Стихи V, 160-164 явно отвергают обычай иийога (niyoua), по которому жена умершего бездетного мужа обязана была прижить от родственника мужа сына, который в этом случае считался сыном не действительного отца, а умершего мужа своей матери (см. IX, 59-63); цель этого обычая - обеспечить умершего номинальными приношениями. [8] и там же о значимости знаний присущих и накопленных с претензией на поздний Ламаркизм
Из двух [отцов] - дающего рождение и дающего знание Веды - почтеннее отец, дающий знание Веды; ведь рождение, данное Ведой, вечно [и] после смерти и в этом мире. [8] полученных и приобретаемых
153. Несведущий действительно является ребенком, обучающий Веде (mantrada) является его отцом, ибо всегда говорили несведущему "дитя", а обучающему Веде -- "отец". [8] и выраженных в уважении к стремлению их получения
[Величие достигается] ни летами, ни сединами, ни богатством, ни родственниками.. Мудрецы сотворили дхарму: кто знает наизусть [священные тексты] (anucana), тот для нас велик. [8]и с другой стороны в признании невозможности достижения совершенства
155. Старшинство у брахманов [зависят] от знания, у кшатриев -- от доблести, у вайщиев - от богатства зерном и только у щудр -- от возраста.
31. Изучение Веды, аскетизм, знание, чистота, обуздание органов чувств, исполнение дхармы, размышление о душе - признаки качества благости.
33. Алчность, леность, нерешительность, жестокость, неверие (nastikya), ведение дурной жизни, попрошайничество и небрежность - признаки качества темноты.
104. Аскетизм и священное знание * - лучшие средства обеспечения блаженства для брахмана; посредством аскетизма он убивает грех, посредством священного знания он достигает бессмертия. [8]
Продолжается разделение людей уже на социальные группы ( варны ) с присущей каждой из них своей роли в индуистском обществе того времени:
321. Огонь произошел от воды*, кшатрий - от брахмана, железо -- от камня, всепроникающая энергия тех [первых] угасает в отношении источников своего существования *.
326. Вайщию, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью * и особенно разведением скота.
413. Но щудру, купленного или некупленного*, он может заставлять исполнять [такого рода] услужение (dasya), ибо тот был создан самосущим для услужения брахману. [8]
С самого верху проводится религиозное закрепление порядка повиновения со ссылкой на того, кто вездесущ и не осязаем.
91. Но только одно занятие Владыка указал для щудры -- служение (^u^ru^a) этим варнам со смирением *. [8]
Сверху устанавливаются жесткая иерархия с возникающим прообразом механизма государства, основанного на принуждении и подчинении одних другими
418. Надо ревностно побуждать вайщиев и щудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир. [8]
и связанный с этим механизм взаимозависимости ветвей власти.
322. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшатрия не процветает брахман; брахман и кшатрий, объединившись, процветают и в этом мире и в ином. [8]
А с другой стороны, точнее снизу, закрепляются общности связанных близкой степенью родства друг с другом людей и устанавливается запрет на переход из одной варны в другую.
24. Смешение варн возникает вследствие нарушения [порядка] варн, вследствие браков, которые не должны были бы заключаться, и отказа от исполнения дел, присущих [каждой варне].
29. А они затем порождают от женщин друг друга многих отверженных, -еще более порочных и презренных. [8]
Но как любой запрет, возникший из обычая, он был “успешно” впоследствии преодолен и к концу 2-го тысячелетия число каст в Индии достигло 3000-х тысяч.
Китай
Китайская цивилизация, замкнутая на себя и наверное единственная из ныне существующих в которой правовая система отношений родилась и продолжает жить в течении столь длительного возраста, что при всей критике со стороны преемственных и заимствованных друг у друга в особенной части Романо-Германских правовых систем и Англо-Саксонских в их общих частях доказала свое право на жизнь.
Изменяются формы достижения согласия, как переходной ступени от невежества к знанию, в трех основных китайских школах философско--правовой мысли.
Пустотное, не имеющее формы, зовется Путем. А то, что рождает и вскармливает все вещи, зовется Силой. Отношения между государем и подданным, отцом и сыном зовутся долгом. Повышение и понижение в должности, поклоны при встрече, взаимная уступчивость в обращении, различие между близкими в дальними -- все это зовется ритуалом. А образец, по которому решаются все дела -- большие и малые, сложные и простые -- и применяются все наказания, будь то казнь или запрет, зовется законом. [9]
Страницы: 1, 2, 3, 4