Рефераты. Преобразования Петра I (социально-экономические, государственно-административные, военные). Утверждение абсолютизма

Преобразования Петра I (социально-экономические, государственно-административные, военные). Утверждение абсолютизма

Преобразования Петра I (социально-экономические, государственно-административные, военные). Утверждение абсолютизма

Экономическая политика Петра I

В основу всех преобразований Петра I (1682 - 1725 гг.) в области промышленности и торговли были положены идеи меркантилизма (это экономическая политика, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь с целью накопления капитала внутри страны для повышения ее благосостояния) и протекционизма (поддержка национальной экономики, осуществляемая, главным образом, с помощью торгово-политических барьеров). При этом государство способствует развитию промышленности, особенно мануфактурной; поддерживает экспансию торгового капитала (в частности, создание монопольных торговых компаний), развитие мореплавания и флота; резко повышает степень налогового обложения. Кроме того, государство поощряет выпуск "полезных и нужных" для него товаров, одновременно запрещая или ограничивая производство товаров "ненужных".

Для протекционизма характерна также финансовая поддержка национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Петр I, в отличие от предшественников, содействовал прежде всего развитию национальной промышленности.

Вершиной протекционистской политики правительства Петра I в области промышленности и торговли являлся таможенный тариф 1724 г. Теперь размеры пошлин, взимаемых с заграничных товаров, зависели от способности отечественных предприятий удовлетворить потребности внутреннего рынка: чем больше тех или иных товаров выпускали русские мануфактуристы, тем более высокая пошлина взималась при ввозе таких же товаров из-за границы.

Преимущественное развитие в данный период получили те отрасли промышленности, которые производили продукцию, необходимую для армии и флота. За первую четверть ХVIII в. было создано около 100 (по другим данным -- 200) мануфактур вместо 15-20 допетровских. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. В результате, русская металлургия оказалась способной удовлетворить внутренние потребности в металле и даже продавать его за границу (первая партия в количестве 42,4 тыс. пудов была продана в 1722 г., и далее вывоз из года в год увеличивался). В Москве и других районах центра России появились суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры. Впервые были созданы бумажные, стекольные и даже шпалерные предприятия. Однако рост промышленного производства сопровождался усилением эксплуатации, расширением применения принудительного труда на мануфактурах. Правительство предприняло ряд мер в целях обеспечения предприятий рабочей силой. Так, к предприятиям приписывались государственные крестьяне. В 1721 г. был издан указ, предоставляющий владельцам мануфактур право покупать к предприятиям крестьян (посессионные крестьяне). Кроме того, указом 1722 г. мануфактуристы получают право не возвращать помещикам беглых, овладевших мастерством. Таким образом, мануфактуры, которые на Западе были капиталистическими предприятиями, в России развивались на крепостнической основе (хотя квалифицированные работники были большей частью вольнонаемными). Большинство мануфактур в это время были казенными; практиковалась (до 1717 г.) и передача казенных предприятий частным владельцам на льготных условиях.

Развитию внешней и особенно внутренней торговли способствовали рост промышленности, создание регулярной армии и флота, налоговая политика правительства (к 1724 г. была закончена перепись населения и подушная подать заменила подворную), строительство городов, появление новых торговых путей и портов (например, использование с 1709 г. приобретенных в ходе Северной войны Риги, Ревеля, Выборга и др.). Из России вывозились не только сырье -- лен, пенька, кожа, мачтовый лес, но и первые изделия молодой промышленности -- железо и полотно. Баланс внешней торговли был активным для России -- вывоз по стоимости в два раза превышал ввоз, и это можно считать одним из главных достижений меркантилистской политики Петра I, ибо приток благородных металлов в страну у меркантилистов считается одним из важнейших показателей обогащения государства.

В сельском хозяйстве можно отметить некоторые сдвиги, обусловленные увеличением спроса развивающейся промышленности на сельскохозяйственное сырье (меры по развитию овцеводства, расширение посевов льна -- в соответствии с нуждами суконных и текстильных мануфактур). Однако в основном сельское хозяйство продолжало развиваться экстенсивным путем (за счет расширения посевных площадей, в том числе земледельческой колонизации Поволжья, Урала, Сибири).

Социальные реформы. Табель о рангах

В конце XVII -- первой четверти XVIII вв. продолжался начавшийся еще в XVII столетии процесс стирания граней между двумя формами землевладения -- вотчиной и поместьем.

Указ о единонаследии 1714 г. окончательно закрепил слияние этих форм землевладения в одну: поместные и вотчинные земли были объявлены "недвижимой" собственностью, которую нельзя было продавать, закладывать или делить на части. Вся недвижимая собственность могла быть передана только одному из наследников, а движимое имущество получали остальные дети и вдова, что мотивировалось необходимостью предотвращения раздробления помещичьих хозяйств. Однако главная цель указа 1714 г. состояла в том, чтобы принудить молодых дворян "хлеба своего искать службой, ученьем, торгами и прочим".

Консолидации дворянства способствовала и Табель о рангах 1722 г., определившая новый порядок прохождения службы. Служебная лестница состояла теперь из 14 ступеней или рангов -- от фельдмаршала, генерал-адмирала или канцлера до прапорщика или коллежского регистратора. Отныне значение для карьеры дворянина имели его личные способности, а не происхождение. Вместе с получением 8-го ранга по гражданской службе или обер-офицерского по военной становились дворянами и приобретали все привилегии дворянства выходцы из других сословий. Эти реформы способствовали слиянию в единый класс родовитых и неродовитых служилых людей, термин «боярство» исчез из употребления, «дворянами» стали называться все землевладельцы, эксплуатирующие крепостных крестьян.

Крестьянство, составлявшее 92% населения, приняло на себя основное бремя модернизации страны. Крестьяне строили города, верфи, крепости, заводы, составляли костяк армии, несли основную податную нагрузку. К 1724 г. закончилась перепись населения и подушная подать заменила собой подворную. Это привело не только к общему росту объема налогообложения, но и к некоторым социальным изменениям. Ликвидирована была такая категория, как холопство; черносошные крестьяне, однодворцы южных уездов и ясачное население Поволжья и Сибири объединились в сословие государственных крестьян.

Военные реформы

После поражения русских войск под Нарвой в 1700 г. Петром I была проведена военная реформа. Ее сущность состояла в замене дворянского ополчения регулярной армией с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Стрелецкое войско было ликвидировано после мятежа 1698 г. С 1699 г. армия пополнялась за счет рекрутских наборов из зависимых слоев населения. С 1705 по 1874 г. рекрутские наборы являлись основным способом комплектования рядового состава вооруженных сил. Офицерский же корпус формировался за счет дворян, обучавшихся в рядах гвардейских полков (Преображенского, Семеновского) или в специально созданных школах (Навигацкой, фортификационной, артиллерийской и др.) Следует отметить, что отношение дворянства к военной службе изменялось специальными мерами правительства: заменой поместного верстания штатным денежным жалованием (1711 г.); обязательной военной подготовкой дворянства и порядком прохождения военной или штатской службы (указ 1714 г. о не производстве в офицеры дворян, не служивших рядовыми, а также Табель о рангах 1722 г.).

Необходимым новшеством было создание отечественного военно-морского флота, начатое еще зимой 1696 года строительством судов на реке Воронеж. На постройку флота в Воронеже государство мобилизовало несколько десятков тысяч человек. Уже весной 1696 г. были готовы около 30 морских судов и более 1000 речных барж для перевозки войска, именно с их помощью Россия в июле 1696 г. овладела турецкой крепостью Азов, получив выход в Азовское море.

В годы Северной войны (1700 - 1721 гг.) по приказу Петра I активно шло строительство российского флота в Балтийском море. В 1703 г. на воду был спущен первый фрегат Балтийского флота - 28-пушечный «Штандарт», в 1704 г. заложена Адмиралтейская верфь в Санкт-Петербурге. Через 20 лет российский флот на Балтике был самым мощным: 32 линейных корабля, 85 галер и других судов.

В результате этой реформы уже при жизни Петра Великого российский флот господствовал на Балтийском море. Создание новых воинских частей (в конце царствования Петра I в регулярных полках числилось до 212 тыс. человек; в нерегулярном войске, состоявшем преимущественно из казаков, -- до 110 тыс. человек), перевооружение армии, введение в действие Артикула воинского (1715 г.), а также Воинского (1716 г.) и Морского (1720 г.) уставов -- все это делало Россию одним из сильнейших государств в Европе, без участия которого отныне не решался ни один важный вопрос международной жизни.

Реформы центрального управления

Важнейшим направлением преобразований Петра I являлась административная реформа, носившая всеобъемлющий характер. Главной задачей этой реформы было окончательное формирование централизованного бюрократического аппарата самодержавного государства. В основе реформы органов как центрального, так и местного управления находился принцип коллегиального решения вопросов и, в то же время, личной ответственности чиновников за принятие решений. Если раньше государственная система формировалась десятилетиями, опираясь на национальные традиции, то Петр реформировал ее быстро, используя в построении «регулярного государства» европейский опыт.

С конца XVII в. царь перестал назначать новых членов в Боярскую думу, и к 1704 г. ее деятельность прекратилась естественным образом. Параллельно с 1701 г. действовал новый совещательный орган, созданный царем, т. н. Ближняя канцелярия или «консилия».

В 1711 г. Петр I учредил сменивший «консилию» Правительствующий Сенат -- высшее правительственное учреждение с судебными, административными, а иногда и законодательными функциями. Боярская Дума действовала под непосредственным руководством государя. Поэтому стало необходимым заменить Боярскую Думу высшим правительственным учреждением иного состава, уполномоченным руководить страной в отсутствие монарха. Все обязаны были повиноваться указам Сената как указам самого государя, под страхом смертной казни за ослушание. Первоначально Сенат состоял из 9 человек, назначенных лично Петром. За деятельностью Сената был установлен контроль в лице генерал-прокурора (с 1722 г.). Первым генерал-прокурором стал П.И. Ягужинский. Ему подчинялись прокуроры, назначаемые во все государственные учреждения. Для тайного надзора за управлением и особенно за сбором и расходованием казенных сумм были введены должности фискалов. Ими руководил выбираемый и состоящий при Сенате обер-фискал.

Взамен сложной и неповоротливой приказной системы (около 90 приказов к концу XVII в.) в 1718-1721 гг. создавались коллегии по образцу учреждений, существовавших в Швеции и других западноевропейских странах. Принципы функционирования центральных отраслевых учреждений определялись специальным кодексом -- Генеральным регламентом. Изначально возникли 11 коллегий со строгим разграничением функций: Коллегия иностранных (чужестранных) дел, Военная, Адмиралтейская, Вотчинная, Юстиц-коллегия, Камер-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг- и Мануфактур-коллегии. На правах коллегии действовал и основанный в 1720 г. Главный магистрат, руководивший работой городовых магистратов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.