Рефераты. Преобразования Петра I (социально-экономические, государственно-административные, военные). Утверждение абсолютизма

p align="left">Образование во второй половине XVIII в., с одной стороны, остается сословным, а с другой -- серьезно расширяется сеть образовательных учреждений.

Главным центром научной деятельности оставалась Академия наук; к ней в 1755 г. присоединился основанный М.В. Ломоносовым при поддержке И.И. Шувалова Московский университет, в 1773 г. -- Горное училище в Петербурге, в 1783 г. -- Российская академия, занимавшаяся изучением филологических наук.

В этот период была создана сеть закрытых учебных заведений для дворян: Морской шляхетский корпус (1752 г.), Пажеский корпус (1759 г.), Благородный пансион при Московском университете (1779 г.). Начало женскому образованию положило Воспитательное общество благородных девиц при Воскресенском Смольном монастыре (Смольный институт), основанное в 1764 г.

Закрытые учебные заведения создавались и для других сословий: Московский и Петербургский воспитательные дома (1763 г.), Коммерческое училище для детей купцов и мещан (1779 г.), при Смольном институте имелось мещанское отделение -- Екатерининский институт.

Продолжала развиваться духовная школа. К концу столетия в России было 115 епархиальных училищ, 30 семинарий и три Академии.

Принципиально новым явлением в развитии российского образования стало резкое увеличение количества народных школ. Первым примером бессословного учебного заведения стал Московский университет, в который не принимали только крепостных, и основанная при нем гимназия для детей всяких сословий. В 1786 г. по инициативе И.И. Бецкого утвержден «Устав народных училищ», в соответствии с которым в каждом губернском городе учреждались четырехклассные, а в уездных городах -- двухклассные училища. В первых двух классах обучали грамоте и Закону Божьему, в старших -- математике, естественным наукам и истории. Если в начале 1780-х гг. в России было всего 8 школ, то в 1786 г. их стало 165, а к концу века -- около 300.

Сосредоточием просвещения был Университет. В 1756 г. при нем открыта первая гражданская типография, где издавались учебники, словари, художественная и научная литература, первый журнал для детей, первый естественнонаучный журнал, первая неправительственная газета «Московские ведомости». Выпускники этого заведения стали первыми русскими профессорами и авторами учебников.

Показателем распространения просвещения можно считать увеличившиеся тиражи печатных изданий, рост книжной торговли, возросшее количество типографий (в особенности, после указа 1783 г. «О вольных типографиях»). Известнейшим издателем этого периода был Н.И. Новиков (1744 -- 1818 гг.) -- создатель общественного мнения целого поколения. Его сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек» критиковали крепостное право, обличали невежество и безнравственность. Он участвовал в работе типографии Московского университета, издавал учебники, исторические труды, занимался широкой благотворительностью. В 1792 г. Н.И. Новиков за свою деятельность был приговорен к 15-летнему заключению в Шлиссельбургскую крепость, откуда вышел в 1796 г. после смерти Екатерины II, но в общественной жизни уже не участвовал.

Не гнушалась просветительской деятельности и сама императрица Екатерина II. Ее перу принадлежат несколько десятков литературных произведений, среди которых сатирические комедии («О время», «Именины госпожи Ворчалкиной» и др.), поучительные сказки («О царевиче Хлоре» и т.д.), статьи в журналах «Всякая всячина» и «Собеседнике любителей российского слова», дидактические сочинения. Основной идеей творчества государыни была критика нравственных пороков и слабостей.

Наука и техника

XVIII в. -- время огромных успехов научной мысли. Русская наука развивалась в общем русле мирового естествознания. В петербургской академии наук, например, работал Л. Эйлер -- крупнейший математик своего времени. Научными центрами второй половины столетия в России были Академия наук, Университет, Вольное экономическое общество.

У истоков российской науки стоял М.В. Ломоносов (1711 -- 1765 гг.). Он не только совершил множество выдающихся открытий (закон сохранения энергии, существование атмосферы на Венере и др.), заложил основы изучения в России различных наук (геологии, минералогии, физики, химии), был новатором в горном деле, металлургии, изготовлении стекла и красок, являлся выдающимся деятелем искусства -- автором поэтических и исторических произведений, но и внес громадный вклад в распространение просвещения.

Одним из важнейших достижений отечественной науки этого периода было развитие географических знаний. Продолжалось активное освоение новых земель, было организовано пять крупных академических экспедиций. С.И. Челюскин описал часть берега полуострова Таймыр; в честь русских мореплавателей Д.Я. и Х.П. Лаптевых названо море Северного Ледовитого океана; С.П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки»; экспедиция В. Беринга достигла пролива между Азией и Америкой, названного в его честь; Г.И. Шелихов составил описание Алеутских островов и организовал освоение Аляски. География стала обязательным предметом в учебных заведениях. В 1770-х гг. был издан «Географический лексикон Российского государства».

Большой вклад в развитие медицины внесли хирург К.И. Щепин, педиатр С.Г. Забелин, основоположник русской эпидемиологии Д.С. Самойлович. В 1768 г. в России осуществилась первая прививка от оспы. Подавая пример подданным, ее приказала сделать себе Екатерина II.

Тульский помещик А.Т. Болотов является основоположником агрономической науки в России. Его главным трудом стала книга «Изображения и описания различных пород яблоков и груш».

Выдающийся русский механик-самоучка И.И Ползунов в 1763 г. разработал проект первого в мире универсального теплового двигателя, также, на двадцать лет раньше Д. Уатта, он построил паротепловую установку для заводских нужд, однако действовала она недолго -- начальство приказало ее сломать. Русский механик И.П. Кулибин создал зеркальный прожектор, семафорный телеграф, протезы для инвалидов, лифт, разработал проект одноарочного моста через р. Неву, но подавляющее большинство его проектов не было воплощено в жизнь. Изобретения К.Д. Фролова позволили механизировать многие производственные процессы в горнорудной промышленности.

Гуманитарные науки во второй половине столетия представлены в основном историческими трудами. Учебным пособием по истории был «Краткий российский летописец» М.В. Ломоносова (1760 г.). А первым опытом научного освещения отечественной истории можно считать «Историю Российскую с древнейших времен» в 4-х томах В.Н. Татищева (1768 -- 1784 гг.). М.М. Щербатов и И.Н. Болтин предприняли попытку выработать общую концепцию российской истории. В.В. Крестинин и П.И. Рычков заложили основы источниковедения и исторического краеведения, М.Д. Чулков -- экономической истории. Проводились исследования о происхождении религии (Д.С. Аничков), по филологии (А.А. Барсов), началось чтение лекций по философии на русском языке (Н.Н. Попольский).

Литература

Основным литературным направлением в XVIII в. был классицизм. Для этого стиля характерны строгие правила -- разделение на высокий (эпическая поэма, трагедия, ода), средний (высокая комедия) и низкий (басня, фарс) жанр; единство места, времени и действия; изображение не конкретных людей, а типов -- идеальных образов; воспитательные задачи произведений. Русский классицизм особое значение придавал высоким жанрам.

В жанре оды писали такие поэты, как М.В. Ломоносов, В.К. Тредьяковский, Г.Р. Державин. При этом именно стараниями Тредьяковского и Ломоносова значительно был модернизирован русский литературный язык, русская поэзия приобрела рифму и размер, а Державина считают первым стихотворцем, использовавшим живую разговорную речь, что вывело его за узкие рамки классицизма.

Создателем русской драматургии можно назвать А.П. Сумарокова, творившего в середине XVIII в. Он писал не только классические трагедии («Хорев», «Ярополк и Димиза», «Дмитрий Самозванец» и др.), но и высокие комедии. В «Опекуне», например, автор высмеивал жадность и невежество. Но самым выдающимся русским драматургом второй половины XVIII в. являлся Д.И. Фонвизин. Комедии «Бригадир» и «Недоросль», классицистские по форме, являются реалистическим переосмыслением этого стиля.

К традиции высокого жанра относится и эпическая поэма «Телемахида» В.К. Тредьяковского.

В 1770-х гг. в литературе на смену классицизма пришел сентиментализм. Этот стиль подразумевал, в первую очередь, изображение человеческих чувств, гуманное отношение к страстям и слабостям, наслаждение красотой природы. Возвышенное и величественное заменялось в нем трогательным. Главными жанрами сентиментализма были путешествие и чувствительная повесть. Особая заслуга в развитии этого стиля в России принадлежит Н.М. Карамзину -- автору «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы».

В 1790 г. А.Н. Радищев выпустил в свет 650 экземпляров прославившего его сочинения «Путешествие из Петербурга в Москву». По форме оно представляло собой крайне популярный жанр путевых заметок (путешествия), но по содержанию являлось первым революционным произведением русской литературы. Радищев не только жестко критиковал крепостничество и создавал галерею портретов помещиков, отвратительных в своих жестокости и самодурстве, не ограничивался человеческим сочувствием к крестьянам. Он говорил о том, что существование подобных несправедливых порядков -- прямое следствие деспотического государственного строя и призывал крестьян добиться свободы насильственным путем, свергнув жестокую власть. Вообще, вторая половина XVIII столетия -- время господства публицистики в литературе. Резко повысился престиж образования в дворянских кругах. Просветительские сочинения были популярны и востребованы.

Последователей идей Просвещения в России можно разделить на умеренных и радикальных. К первым принадлежала сама императрица Екатерина II. Ее перу принадлежат несколько десятков литературных произведений, среди которых сатирические комедии («О время», «Именины госпожи Ворчалкиной» и др.), поучительные сказки («О царевиче Хлоре» и т.д.), статьи в журналах «Всякая всячина» и «Собеседнике любителей российского слова»., дидактические сочинения. Основной идеей творчества государыни была критика нравственных пороков и невежества. Подобных же взглядов придерживались И.И. Бецкой (реформатор системы учебно-воспитательных учреждений), А.П. Сумароков и др. Они ставили на первое место просвещение дворянства и народа как необходимое условие подготовки введения просвещенным монархом свобод и отмены крепостного права.

Лидером радикального направления был основоположник отечественной журналистики, просветитель Н.И. Новиков. Его сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек» критиковали крепостное право, обличали невежество и безнравственность.

Архитектура

В архитектуре середины XVIII в. господствовал стиль барокко, характеризующийся пышностью и вычурностью сооружений, ярким декором, стремлением к грандиозности и монументальности зданий. Выдающимися представителями барокко в России были: Ф.Б. Растрелли (иногда его творческий стиль относят к рококо -- высшему проявлению барокко) -- Большой Царскосельский дворец, 1752-1757 гг.; Зимний дворец, 1754-1762 гг.; Смольный монастырь, 1748-1764 гг.; Д.В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры, 1741-1769 гг.); С.И. Чевакинский (Никольский военно-морской собор в Петербурге, 1753-1762). В архитектурных сооружениях этого стиля выражались не только пышность придворного быта, но и могущество Российской империи, радость познания открывшейся человеку грандиозности мира.

Во второй половине столетия на смену барокко в архитектуре приходит классицизм, использовавший античное наследие. Строгость линий, соразмерность пропорций, симметрия -- вот основные признаки этого стиля в архитектуре. Величайшими мастерами русского классицизма являлись В.И. Баженов (Пашков дом, 1784-1786 гг.; проект перестройки Московского Кремля); М.Ф. Казаков (Петровский дворец в Москве, 1775-1782 гг.; здание Сената в Кремле, 1775-1787 гг.; Московский университет, 1786-1793 гг.; Колонный зал Дворянского собрания в Москве, 1799 г.); И.Е. Старов (Таврический дворец в Петербурге, 1783-1789 гг.; Троицкий собор Александро-Невской лавры, 1778-1790 гг.); Дж. Кваренги (Александровский дворец в Царском селе, 1792-1796 гг.).

Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве второй половины XVIII в., также как и в архитектуре, спорили пышность барокко и строгие рамки классицизма. Но множество талантливых мастеров этого периода творчески переосмыслили художественные каноны и правила, создавая свои произведения.

Наивысшего расцвета в российской живописи достигло портретное искусство. А.П. Антропов писал фрески и иконы, а также знаменитые коронационные портреты Петра III и Екатерины II. Его ученик Д.Г. Левицкий прославился портретами «смолянок» (воспитанниц Смольного института), портретами Д. Дидро и Н И. Новикова. Особо стоит выделить крепостного художника И.П. Аргунова, среди работ которого известнейшей является «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье». Крупнейшим портретистом второй половины столетия можно назвать Ф.С. Рокотова -- мастера интимного портрета, передающего тончайшие оттенки характера («Портрет А.П. Сумарокова»). Блестящие парадные и камерные портреты принадлежат кисти В.Л. Боровиковского, но миниатюрные «домашние» полотна принесли ему наибольшую известность («Портрет М.И. Лопухиной»).

Наряду с портретной живописью развивалась и пейзажная (С.Ф. Щедрин), историческая и мифологическая (А.П. Лосенко), батальная (М.М. Иванов) и натюрмортная (Г.Н. Теплов, П.Г. Богомолов) живопись. В акварелях И. Ерменова и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян.

М.В. Ломоносов возродил технику смальтовой мозаики. В этой технике созданы станковые портреты и батальные композиции. Было учреждено мозаичное отделение при Петербургской Академии художеств, которое делало мозаики для Исаакиевского собора.

Во второй половине столетия складывается академическая школа русской скульптуры, характеризующаяся господством классицизма (памятник Суворову М.И. Козловского). Ф.И. Шубин создал первый русский реалистический скульптурный портрет: бюсты М.В. Ломоносова, Екатерины II, Павла I, А.М. Голицына, М.Р. Паниной.

Памятник Петру I «Медный всадник» был создан французским скульптором А. Фальконе при участии его ученицы М.А. Колло.

В конце столетия с покупкой Екатериной II ряда частных европейских коллекций в Эрмитаже начала формироваться одна из богатейших художественных коллекций мира.

Театр

Во второй половине XVIII в. театр прибрел в России огромную популярность. В это время появились первые профессионально- художественные училища, в том числе Балетная школа при Московском воспитательном доме (1773 г.) и Музыкальные классы Академии художеств (1764 г.). Профессиональный театр выходит на первый план. Ведущим драматическим театром с 1756 г. стал созданный на базе театра Ф. Волкова Российский театр для представления трагедий и комедий в Петербурге (будущий Александринский). В 1779 г. известный русский актер И.А. Дмитриевский открыл в Петербурге на Царицыном лугу (Марсовом поле) частный театр. Здесь впервые поставлены пьесы Д.И. Фонвизина.

В 1776 г. были утверждены постоянные штаты балетной труппы. В 1780 г. в Москве открыт Большой Петровский театр, в котором помимо драматических спектаклей осуществлялись оперные и балетные постановки.

Практически в каждом зажиточном имении в это время был театр, составленный из крепостных. Среди крепостных театров наибольшей популярностью пользовался театр Шереметевых, прославившийся искусством драматической актрисы и певицы П.И. Жемчуговой (Ковалевой) и балерины Т.В. Гранатовой (Шлыковой). Многие крепостные актеры получили специальную подготовку. Крепостной театр из любительского стал превращаться в профессиональный и впоследствии стал основой русской провинциальной сцены.

Музыка

Во второй половине XVIII в. в России начала формироваться национальная композиторская школа. Многие первые отечественные композиторы (Е.И. Фомин, М.С. Березовский, Д.С. Бортнянский) учились у итальянцев. Им удалось совместить европейский музыкальный опыт с национальными традициями.

Наибольшее развитие получила светская профессиональная музыка, что привело к формированию новых жанров. Появились бытовая опера -- М.М. Соколовский создал сочинение «Мельник-колдун, обманщик и сват». Песенная опера на национальные русские сюжеты представлена творенями Е.И. Фомина «Новгородский богатырь Боеслаевич» и «Ямщики на подставе». Романтическая традиция нашла отражение в романсе О.А. Козловского «Российские песни».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.